Какие признаки характеризуют современное российское государство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Ст.1 Конституции провозглашает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

    Для демократического режима характерны следующие признаки: реальное осуществление свободных выборов; наличие многопартийной системы при которой в стране действует несколько партий и каждая участвует в политической жизни или непосредственно представлена в парламенте; наличие демократического законодательства и прежде всего Конституция; свобода средств массовой информации; осуществление каждым гражданином предоставленных ему прав и укрепление законности и правопорядка.

    Российская Федерация – федеративное государство: основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий м/у федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

    Российская Федерация - правовое государство: форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, основанное на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенство права и разделения властей.
    Признаки: верховенство права, взаимной ответственности государства и личности, реальные права и свободы личности, наличие гражданского общества (общество развитых политических, экономических, культурных отношений независимое от государства, но взаимодействующее с ним).

    Республиканская форма правления – форма правления, характеризует способы образования высших органов государственной власти, а также порядок распределения м/у ними полномочий.

    Российская Федерация – социальное государство - ст.7 – политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Российская Федерация – светское государство – означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.ст.28 гарантия свободы совести и вероисповедания.

    По форме государственного устройства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия – это федеративное государство.

    Федерация (от лат. foedus - союз) –- это сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации.

    Признаки Российской Федерации как федеративного государства:

    - территорию РФ составляют территории ее субъектов;

    - субъекты федерации обладают признаками государства – республики имеют свою конституцию, иные образования, например, области – уставы; высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

    - система государственных органов – двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;

    - государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты РФ не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;

    - двухуровневая система законодательства – законодательство РФ и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов;

    - двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: - нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в РФ – Государственная Дума Федерального Собрания России), верхняя – интересы субъектов (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России);

    - две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);

    - двухканальная система налогов, включающая наряду с общефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;

    - наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.

    В современных федерациях запрещается сецессия, т.е. односторонний выход субъекта из состава федерации.

    Российская Федерация является национально-территориальной федерацией. Ее субъекты сформированы и по национальному принципу (республики, входящие в состав РФ) и по территориальному принципу (края, области и др.).

    Вопрос 2. Субъекты права. Правоспособность, дееспособность.

    Субъекты права – это индивиды и организации, которые могут быть участниками правоотношения, т.е. потенциальными обладателями субъективных прав и обязанностей. С этой точки зрения субъект правоотношения – это всегда субъект права.

    В юридической литературе выделяют две группы субъектов правоотношений: 1) индивидуальные субъекты (физические лица) – граждане, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства; 2) организации (государство и его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и др.).

    Индивиды как субъекты правоотношений. Индивиды – это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

    1. Граждане РФ – основная преобладающая разновидность индивидуальных субъектов, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями. Для того, чтобы быть субъектами правоотношений граждане и иные индивиды (физические лица) наделяются особым свойством правосубъектности.

    Правосубъектность это совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей.

    В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

    Правоспособность – это обусловленная правом способность лица иметь субъективные права и обязанности.

    Для физических лиц правоспособность наступает с момента рождения человека и прекращается его смертью.

    Выделяют следующие виды правоспособности:

    1. Общая правоспособность – это способность (возможность) лица быть субъектом права как такового, иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством. Она признается государством за лицами с момента рождения.

    2. Отраслевая правоспособность - юридическая способность (возможность) лица приобретать права и обязанности в тех или иных отраслях права (например, избирательная, трудовая, брачная, уголовная и т. д.). В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

    3. Специальная правоспособность - способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений, например, в связи с занятием тех или иных должностей или принадлежностью к определенным категориям граждан (музыкальные работники и др.).

    Итак, правоспособность выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношении. Вторым необходимым условием участия лица в правоотношениях является дееспособность.

    Дееспособность – это способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

    Дееспособность характеризуется такими критериями, как вменяемость и возраст.

    Вменяемость – психическое состояние человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях, контролировать свое поведение, осознавать возможные результаты совершаемых поступков, быть ответственным за свое поведение.

    Возраст индивида – существенный фактор, влияющий на его вменяемость. Возрастной рубеж также показатель того, что дееспособность не может появиться у человека вместе с правоспособностью, т.е. в момент рождения. Она приходит к нему по мере взросления, умственного, физического и социального развития.

    Различают полную и неполную дееспособность.

    Полная дееспособность возникает при достижении лицом возраста совершеннолетия при наличии определенных обстоятельств, установленных законом. В силу закона полная дееспособность наступает с 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ), служит предпосылкой обладания имущественными, брачно-семейными правами и обязанностями (возможность лица вступить в брак, заключать гражданско-правовые договоры и т.д.). Исключение составляют случаи:

    1) когда полностью дееспособным объявляется гражданин, вступивший в брак до достижения 18 лет;

    2) случаи эмансипации, т.е. объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

    Неполная дееспособность подразделяется на частичную и ограниченную.

    Неполная (частичная) дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет предусмотрена ст. 28 ГК РФ, согласно которой эти субъекты вправе совершать мелкие бытовые сделки (приобретение канцелярских принадлежностей, продуктов питания и др.). Примечательно то, что имущественную ответственность по всем таким сделкам несут родители, опекуны (законные представители).

    Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Вместе с тем они вправе самостоятельно совершать бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

    Ограниченная дееспособность - это ограничение в основном в судебном порядке фактической способности лица осуществлять определенные субъективные права. Ограничение может быть связано с такими обстоятельствами, как состояние здоровья, степень законопослушности субъектов и др.

    Различают недееспособных граждан (слабоумие, шизофрения и др.), признанных таковыми судом и тех, у кого дееспособность ограничена по решению суда. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Ему назначается опекун, который совершает от его имени все сделки.

    Основанием для ограничения дееспособности гражданина, соответственно ст. 30 ГК РФ, является злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, если при этом он ставит семью в тяжелое материальное положение. Над таким субъектом устанавливается попечительство.

    Сказанное означает – все люди правоспособны, но не все они одновременно дееспособны. Вместе с тем, все дееспособные люди являются правоспособными.

    Организации как субъекты правоотношений.К организациям как субъектам правоотношений относятся государственные и негосударственные организации, Российское государство в целом. Существенно то, что дееспособность организаций (коллективных субъектов) возникает одновременно с правоспособностью, т.е. в момент официального признания данного образования в качестве субъекта права (юридическая регистрация).

    Итак, к организациям – субъектам правоотношений относятся:

    - государственные органы – субъекты, созданные для осуществления функций государства и обладающие властными полномочиями по осуществлению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Это парламент, глава государства, правительство, министерства и ведомства, суды, органы надзора и контроля, администрация предприятий и учреждений и т.д. Правовой статус государственного органа определяется его компетенцией. Государственные органы могут заключать и гражданско-правовые сделки и в этой связи они выступают как равные с другими субъектами участники правоотношений;

    - юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие этим имуществом по своим обязательствам, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Это - государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие коллективные субъекты имущественных правоотношений;

    - общественные организации – партии, профсоюзы, различные творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами;

    - государство – субъект права в международно-правовых, а также во внутренних государственно-правовых отношениях(например, по поводу федеральной собственности).

    Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

    Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает, что:

    • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

    • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

    • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

    Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

    По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

    • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

    • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

    Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

    • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

    • во-вторых, переход к другой — монархической — форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

    • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

    Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

    Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

    Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

    Таможенно-тарифная политика Российского государства в ХIХ в.

    Таможенно-тарифная политика Российского государства в ХIХ в. Таможенно-тарифная политика Российского государства в ХIХ в. оказалась под влиянием политической расстановки сил в Европе.Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение

    Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в.

    Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в. Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских

    Понятие конституционного строя. Конституционные характеристики РФ

    Понятие конституционного строя. Конституционные характеристики РФ Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы (см. гл. 1 Конституции РФ). Эти нормы могут быть изменены только в особом порядке, предусмотренном ст. 135.В

    § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления

    § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных

    § 4. Внутренние функции Российского государства

    § 4. Внутренние функции Российского государства В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству

    § 5. Внешние функции Российского государства

    § 5. Внешние функции Российского государства Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и

    § 6. Механизм (аппарат) Российского государства

    § 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

    § 7. Федеральные органы Российского государства

    § 7. Федеральные органы Российского государства Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе

    § 10. Политический режим Российского государства

    § 10. Политический режим Российского государства Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране

    § 11. Перспективы развития Российского государства

    § 11. Перспективы развития Российского государства Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые

    3.2. Прекращение российского гражданства по инициативе государства

    3.2. Прекращение российского гражданства по инициативе государства Под прекращением гражданства по инициативе государства понимается утрата гражданства независимо от воли гражданина или вопреки его воле.Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (п. 2 ст. 15) провозглашает,

    Глава 5. Возникновение Российского государства

    Глава 5. Возникновение Российского государства 5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государстваПечальное зрелище представляла собой земля, на которой жили славяне, некогда объединенные в Древнерусское государство.Разгромленные, но не завоеванные

    Читайте также: