Семинар на тему проектная деятельность в доу

Обновлено: 06.07.2024

Цель: создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов".

1. Настрой на работу.

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.

Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - :

Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

2. Определение правил работы на семинаре.

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Время выполнения: 3 минуты

Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.

1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.

2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

3. Теоретическая часть.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

  • Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
  • Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
  • Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
  • Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
  • Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
  • Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
  • Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Типология проектов в ДОУ

Среднесрочные (до 1 месяца)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна Старшая группа
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая

ориентируясь на социальные интересы

Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами:

Фаза проектирования:

I Стадия концептуальная.

Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.

II Стадия моделирования

Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).

III Стадия конструирования

Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.

Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта

Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии.

  • Системная паутинка по проекту;
  • "Модель трёх вопросов"
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
  • Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)


Рисунок 1. Разработка системной паутинки проекта.

Системная паутинка по проекту

"Модель трёх вопросов"

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства
  • Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).


Рисунок 2. Метод "Трёх вопросов"

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.


Рисунок 3. Метод "Мыслительная карта"

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

4. Практическая часть.

Всем участникам разбиться на 3 группы и разработать проект "Аистёнок", посвящённый Дню рождения Детского сада, разными способами: 1 гр. способом "Системная паутинка проекта"; 2 гр. - "Модель трёх вопросов"; 3 гр. - способом "Метод мыслительных карт

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;

- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;

- способствовать творческому поиску.

- отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;

- изготовление раздаточного материала.

Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, магнитофон, аудиозапись шума моря, презентация.

Ход семинара – практикума

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. Мы плавно покачиваемся на волнах. Открываем глаза. Пока мы покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.

1 Задание: Подберите определение, что такое проект?

Проект, это…

1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);

3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);

4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);

5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)

Молодцы, быстро справились с заданием.

Воспитатель : Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими интегративными качествами он должен обладать. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - проект – это путь исследования.

Было выявлено, что понятие "проект" – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители, педагоги ДОУ.

Планирование проектной деятельности должно начинаться с вопросов: "Для чего нужен проект?", "Ради чего он осуществляется?", "Что станет продуктом проектной деятельности?", "В какой форме будет представлен результат проекта?".

Обобщение: Таким образом, в проектной деятельности роль взрослого велика: друг, наставник, наблюдатель, первооткрыватель и т. д. Чтобы осуществить такую работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, педагог должен уметь договариваться, распределять обязанности, развивать личность каждого ребенка, никого не обижая и не ущемляя, уметь слышать и слушать. А это очень сложно. Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.

Воспитатель : Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.

3 Задание: Подбери определение.

Исследовательские проекты это. - После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Творческие проекты это. - Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое.

Информационные проекты это. -Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Игровые проекты это --- Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,отдельных уголков и прочее).

Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются :

а) по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые,

б) по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой);

в) по продолжительности (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1-3 месяца, долгосрочный – до 1 года,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из которых, взаимодействие педагога с детьми носит личностно – ориентированный характер. Откройте билет № 4.

4 Задание: Определи этапы проектной деятельности.

Расположите этапы в правильной последовательности (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны действия, Вам необходимо соотнести этапы с действиями, т. е. посадить божью коровку на цветок.

Третий этап – практический – дети исследуют, творят, ищут. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки. Необходимо, чтобы педагог мог создать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как-бы незаконченной, незавершенной.

Четвертый этап – презентация проекта. В зависимости от возраста детей, результатом проекта могут быть : итоговые игры – занятия, игры – викторины, мини – музеи, творческие газеты, оформление альбомов, выставок и другое.

5 Задание: Ответь на вопрос.

Вставьте в определение пропущенную фразу:

- Интегрированный метод обучения является для дошкольников.

(информационным; экспериментальным; опытно - исследовательским, инновационным).

(первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач; знания о мире опосредованным путем, через книги, коммуникацию, телевидение, другие источник; знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; способность адаптироваться в новом коллективе).

Таким образом, работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных.

Вот так незаметно мы с Вами оказались у берегов острова проектов. Предлагаю всем размяться и прогуляться по жаркому песку.

Старший воспитатель : А теперь предлагаю ответить на шуточные вопросы.

—Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).

— Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).

— Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).

– Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).

Воспитатель (благодарит педагогов за предоставление опыта работы по проектной деятельности) : А теперь я предлагаю занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

- Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю посмотреть презентацию моей проектной деятельности.

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей - М. : Айрис – пресс, 2008 г. ;

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ, М. – 2006 г. ;

3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М. 2010 г.

Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Проектно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС до Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю, многие уже знают, поэтому не будем сильно углубляться в теорию..

Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.


Цель: Уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Цель: Уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Цель: Уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности

Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности

Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

"Проектная деятельность в ДОУ"Семинар-практикум


Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике.

Дж. Дьюи (1859-1952) считал, что детство не ограничивается подготовкой ко взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки.

В России проектные идеи первым реализовал на практике с 1905 года

В России проектные идеи первым реализовал на практике с 1905 года

В России проектные идеи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде так как введение ФГОС ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов


Метод проектов система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

По количеству индивидуальные групповые

По количеству индивидуальные групповые

Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)

Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Тип проекта Содержание Возраст детей

Тип проекта Содержание Возраст детей

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Вторая младшая группа

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Вторая младшая группа

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ (по Л.В. Киселевой)

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА (по В.Н

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА (по В.Н

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову)

I Стадия концептуальная

Этапы:
Выявление противоречий.
Формулирование проблемы
Определение проблематики.
Определение цели.
Выбор критериев

Стадия реализации модели проекта

Этапы определяются содержанием проекта

Стадия итого
вой оценки

II Стадия моделирования

Этапы:
Построение моделей
Оптимизация моделей
Выбор модели (принятие решения).

III Стадия конструирования

Этапы:
Декомпозиция.
Агрегирование.
Исследование условий.
Построение программы.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «МОДЕЛЬ

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «МОДЕЛЬ

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

"Проектная деятельность в ДОУ"Семинар-практикум


ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема
проекта)

Источники новых знаний т. е. средства

"Проектная деятельность в ДОУ"Семинар-практикум


Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) —
это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Начать с ЦЕНТРА листа. 2. Передавать основную идею

Начать с ЦЕНТРА листа. 2. Передавать основную идею

1.Начать с ЦЕНТРА листа.
2. Передавать основную идею РИСУНКОМ.
3. Использовать разные ЦВЕТА.
4. Соединяйте ОСНОВНЫЕ ОТВЕТВЛЕНИЯ с РИСУНКОМ в центре листа, а второстепенные и все остальные – друг с другом.
5. Ответвления должны быть не прямыми, а ИЗОГНУТЫМИ.
6. На каждой линии должно быть ПО ОДНОМУ КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ.
7. Использовать РИСУНКИ как можно чаще.

Семь шагов создания умственных карт

Живая вода

Живая вода

Семья

Семья

"Проектная деятельность в ДОУ"Семинар-практикум


"Проектная деятельность в ДОУ"Семинар-практикум


Первая команда: С – с амостоятельность

Первая команда: С – с амостоятельность

Первая команда:
С – с амостоятельность
Т- творчество
А – актуальность
Н - новизна
Д - деятельность
А- активность
Р - реализация
Т - тип проекта

Вторая команда
Е - единомышленники
Д - достижения,
И - инициатива
Н - научность
С - саморазвитие
Т - технология
В – вопросы
О –оформление

Третья команда:
П – проект
Р – решение
О – организация
Б – база, будущее
Л–любезность, лотерея
Е – единство
М – мотивация
А - актуальность

Вопросы: 1. Проект – это Педагогический вид деятельности путь исследования, т

Вопросы: 1. Проект – это Педагогический вид деятельности путь исследования, т

Вопросы:
1. Проект – это
Педагогический вид деятельности
путь исследования, т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Вид непрерывной образовательной деятельности
2. Основоположник метода проектов это:
У.Х. Килпатрик
С.Т. Шацкий
Дж. Дьюи
Что является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию:
Деятельностный подход
Технология проектирования
Взаимодействие детского сада и семьи
Выберите одну из составляющих метода проектов:
Самостоятельная активность детей
Авторитарный стиль общения педагога с)Отсутствие участия родителей в процессе .

Чему способствует использование метода проектов в работе с дошкольниками: повышению самооценки ребенка развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей с)возможности участия в проектной деятельности одних…

Чему способствует использование метода проектов в работе с дошкольниками: повышению самооценки ребенка развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей с)возможности участия в проектной деятельности одних…

5.Чему способствует использование метода проектов в работе с дошкольниками:
повышению самооценки ребенка
развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей
с)возможности участия в проектной деятельности одних и тех же воспитанников
6)Какие типы проектов используются в практике ДОУ (по Л. В. Киселёвой):
Исследовательско-творческий, индивидуальный, приключенческий, информационно-практико-ориентированный.
Исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационнопрактико-ориентированный, творческий
Исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационно-практикоориентированный, семейный.
Индивидуальный, семейный, подгрупповой, исследовательский
7)На какие категории делятся виды проектной деятельности по составу участников:
Индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, командный
Индивидуальный, подгрупповой, парный, коллективный
Индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой

На какие категории делятся виды проектной деятельности по продолжительности:

На какие категории делятся виды проектной деятельности по продолжительности:

8 )На какие категории делятся виды проектной деятельности по продолжительности:
Краткосрочные, долгосрочные, однодневные
Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные
Краткосрочные, годовые, недельные
9. Выберите верную структура проекта:
Выбор темы проекта, планирование, реализация проекта, завершение проекта
Подборка материала, планирование, реализация проекта, презентация
Выбор темы проекта, планирование, реализация проекта, презентация
Подборка материала, выбор темы, реализация проекта, завершение проекта

Атрибуты для проекта Формы организации проекта

Атрибуты для проекта Формы организации проекта

Атрибуты для проекта

Формы организации проекта

Результаты проектной деятельности(презентации)

Атрибуты для проекта Формы организации проекта

Атрибуты для проекта Формы организации проекта

Атрибуты для проекта

Формы организации проекта

Результаты проектной деятельности(презентации)

Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д.
Выставки(коллекции)
Экологические плакаты.
Коллаж для украшения группы.

Экскурсия
Викторина
Художественная деятельность
Аукцион
Детское экспериментирование: опыты.
Организация народных игр и хороводов по теме проекта.
Развлечение(участие детей, воспитателей, родителей)

Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта.
Придуманные и созданные детьми игры и пособия.
Презентация сборника рассказов, пословиц, стихов, поговорок.
Фотоальбом.
Подготовка экспозиции для музея ДОУ
Парад плакатов.
Коллекция поделок(совместная работа детей и родителей).
Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми.

Онлайн-книги

Тема семинара-практикума: Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: создать условия для овладения педагогами образовательных технологий нового поколения.

Форма проведения: деловая встреча

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Введение в проблему.

Технологии деятельностного типа.

Теоретические основы проектирования как технологии деятельностного типа.

Система педагогического планирования проектной деятельности.

Подведение итогов. Рефлексия.

Основная цель и результат применения технологий деятельностного типа состоит не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.

К технологиям деятельностного типа относятся:

технология проектного обучения ;

технология развивающего образовательного взаимодействия;

технология создания образовательных ситуаций (Гогоберидзе А.Г.);

технология игровых обучающих ситуаций;

Отличительный признак технологий такого типа – это наличие деятельности. В любой деятельности выделяют компоненты: цель, средства, действия,

результат и оценка.

! Задание педагогам

Выделите компоненты к следующим продуктам деятельности: платье, борщ, конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД).

Цель: хочу сшить красивое платье, чтобы пойти на день рождения к подруге.

Средства: деньги для покупки ткани, ниток, фурнитуры, швейная машинка, швейные принадлежности.

Действия: выберу фасон, рассчитаю количество ткани, пойду в магазин, куплю всё необходимое; раскрою ткань, сошью.

Результат: платье готово.

Оценка: платье получилось очень красивое, хорошо сидит по фигуре, не стыдно одеть к подруге на день рождения.

Рассмотрим отличия традиционного объяснительно-иллюстративного метода от деятельностного подхода применительно к компонентам деятельности.

Компоненты деятельности в разных подходах.

Компонент деятельности

Объяснительно-иллюстративный метод

Деятельностный подход

Цель – предполагаемый результат

Задаётся педагогом

Определяется совместно с детьми (может измениться в процессе деятельности). В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели

Средства – способы осуществления деятельности

Используются внешние методы

Опора на внутренние мотивы

Действия – основной элемент деятельности

Инвариативные (без вариантов), предусмотренные педагогом

Вариативны, изменяются в ходе деятельности, имеется возможность индивидуального выбора

Результат – конечный продукт

Уровень освоения знаний, умений и сформированность навыков

Сформированность личностных качеств, позитивные внутренние изменения

Оценка – критерий достижения результата

Оценка даётся педагогом и сравнение с эталоном

Ребёнок имеет возможность самостоятельно оценить свою работу, вклад в общее дело, при необходимости сравнить с эталоном. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

? Вопрос педагогам

Организация какой деятельности принесёт ребёнку больше пользы (при деятельностном подходе).

По какому типу педагогу проще организовать детскую деятельность (при традиционном, объяснительно-иллюстративном методе).

Из истории проектирования.

В России метод проектов активно применялся в практике преподавания С.Т. Шацким и группой его сторонников, но в 1931 году постановлением Центрального комитета партии был запрещен, как противоречащий идеям марксизма-ленинизма. Возрождение интереса к идеям Дж. Дьюи в конце XX связано с тем, что бучение пугало абстрактностью, схоластичностью, оторванностью от жизни, направленностью на заучивание (зубрежку) теоретических знаний.

Разработкой проектных технологий в разное время занимались:

Полат Евгения Семёновна (1937-2007г.г.), доктор педагогических наук;

Селевко Герман Константинович, академик, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной академии педагогического образования;

Поддьяков Александр Николаевич, изучавший исследовательскую инициативность детей дошкольного возраста;

Веракса Николай Евгеньевич, профессор, доктор психологических наук;

Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, занимающийся психологией детской одарённости и проблемами исследовательского обучения и проектирования в современном образовании;

Евдокимова Елена Сергеевна, автор книг, посвящённых детскому проектированию;

Деркунская Вера Александровна

Свирская Л., Пахомова Н.Ю. и другие.

Главная идея метода проекта для дошкольного образования: быть вместе от формулировки идеи и выбора содержания проекта, планирования, выбора места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде), активного действия по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике, привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений) до анализа, коррекции и оценки результатов и до осмысления и применения (презентации).

? Вопрос педагогам

Быть вместе с кем? (не только быть вместе с детьми, но и привлекать к проектной деятельности родителей, сотрудников детского сада, работниками библиотек, музеев и т.д.).

В различных источниках встречаются разные классификации проектов, мы рассмотрим классификацию по характеру доминирующей в проекте детской деятельности.

творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);

творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)

? Вопрос педагогам

Как вы думаете, с детьми какого возраста можно начинать использовать проектные технологии; с детьми младшего дошкольного возраста, предпочтительнее использовать какой вид проекта?

Безусловно, что, что говоря о детском проектировании, необходимо учитывать возраст детей. Е Евдокимова выделяет три уровня развития проектной деятельности дошкольников [5].

Подражательно-исполнительский (3.5-5 лет)

Развивающий (5-6 лет)

Накопление социального опыта, развитие самостоятельности. Дошкольники самостоятельно находят проблему, уточняют цель, выбирают необходимые средства для достижения цели. Помощь взрослого незначительна и дифференцирована.

Творческий (6-7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка. Роль взрослого – развитие творческой активности, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Слайды 12,13,14

Рассмотрим подробнее особенности проектирования на каждом возрастном этапе.

Уровни развития проектной деятельности.

Особенности развития

Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет)

не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей;

осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей

постановка цели проекта, его мотивация;

привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана;

совместное движение взрослого и детей к результату;

совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Развивающий (5-6 лет)

могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь;

способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности;

выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;

выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого;

обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

совместное определение перспективы развития проекта

Творческий (6-7 лет)

способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей

Высшая степень проблемности присуща такой познавательной задаче (Д.Б. Эльконин), в которой ребенок:

1. сам формулирует проблему,

2. сам находит ее решение,

4. самоконтролирует правильность этого решения.

постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон;

самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта;

решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу;

обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

определение перспективы развития опыта.

Вопрос о продолжительности проекта в дошкольном возрасте до сих пор остаётся дискутивным и разные авторы предлагают разные временные отрезки, но все сходятся во мнении, что все проекты можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и длительные.

? Вопрос педагогам

Какова длительность краткосрочного проекта?

Как долго может длиться проект?

Проанализировав разные мнения и приняв во внимание психологические особенности детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод: краткосрочный проект может быть реализован в течение одного занятия или НОД (20-30 минут), максимальная длительность проекта не должна превышать 3-5 дней из-за неустойчивости интересов и слабой сохранности мотивации. Долгосрочный проект, длящийся месяцами, из увлекательного совместного дела превращается в мероприятие, в котором заинтересован лишь один воспитатель.

Рассматривая уровни развития проектной деятельности в каждом возрасте, и формулируя главную идею, мы уже коснулись последовательности проектной деятельности и её этапов.

формулировка идеи и выбора содержания проекта

выбор места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде)

активное действие по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике

привлечение нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений)

анализа и коррекции в процессе проектной деятельности

осмысление и применение (презентации).

? Вопрос педагогам

С чего начинается проект? (с постановки проблемы, с интересного для детей события и т.п.)

Существует три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности. Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений. Рассмотрим подробнее мотивационную составляющую проектной деятельности.

1 тип мотивации – игровая мотивация. Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.

2 тип мотивации – мотивация общения в условиях помощи взрослому. Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.

3 тип мотивации – мотивация личной заинтересованности. Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.

! Задание педагогам

Определите тип мотивации:

На информационном стенде появляются картинки неизвестных предметов , воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, что же это может быть. Если дети затрудняются, воспитатель может сделать подсказку в виде еще 1-2 картинок, на которых можно узнать старинные игрушки. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – странные предметы, изображенные на картинках это игрушки.

Создание мотивационной ситуации – лишь первый шаг в реализации проекта, но от того, насколько тщательно педагог продумает мотивационную составляющую, зависит качество полученных результатов.

Исходя из основных этапов, попытаемся алгоритмизировать проектную деятельность.

Алгоритм реализации проекта

Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.

Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).

Заполнение карты детских идей.

Карта детских идей может представлять собой панно с разноцветными кармашками, куда дети и воспитатель вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, заполненной пиктографическими записями или печатным текстом (для детей старшего возраста). Опыт показывает, что даже 3-4 летние дети хорошо ориентируются в мире символов и знаков, если эта работа проводится педагогом в системе.

Карта детских идей (проект практической направленности).

Что? (будем делать)

Из чего? С помощью чего?

Карта детских идей (проект информационной направленности).

Что уже знаем?(об объекте или явлении)

Что хотим узнать?

Где найдём информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.

Составление плана проекта.

В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле (доска, мольберт) проекта вместе с картой идей.

Проживание темы проекта (реализация проекта).

Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.

Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:

анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).

обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.

создание момента эмоционального переживания полученных результатов.

организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.

презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).

Продукты детской проектной деятельности:

книжки-самоделки, рукописные энциклопедии, плакаты, проспекты;

тематические выставки (материалы по определённой тематике, поделки);

театральная атрибутика (билеты, афиши, декорации);

макеты и коллажи;

атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

мини-музей (подбор и изготовление предметов) и многое другое.

Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29

Ещё одним важным моментом в проблеме использования проектных технологий является вопрос календарно-тематического планирования.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде календарно-тематического плана образовательной работы с детьми и содержать следующую информацию:

итоговое мероприятие или результат проектной деятельности;

наполнение образовательных центров (в соответствии с темой проекта);

планируемая работа с родителями (партнёрами) в рамках реализации проекта.

В блоках НОД (непосредственно-образовательная деятельность) и ОДРМ (образовательная деятельность в режимных моментах) планируемая образовательная деятельность, связанная с реализацией проекта. В планах должна фиксироваться также индивидуальная (подгрупповая) работа детей над проектом.

Может быть разработана специальная проектная карта , в которой указаны виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта.

Может быть использована матрица проекта , содержащая необходимую информацию об этапах образовательной работы по проекту.

? Вопрос педагогам

С какими трудностями может столкнуться педагог в процессе проектной деятельности? (у детей не развито умение планировать собственную деятельность, недостаточно сформированы исполнительские навыки; отсутствует социально-значимое пространство предъявления результатов проектной деятельности; у педагогов недостаточно знаний из-за чего происходит смешение продуктивной и проектной деятельности, реализация проекта не отличается от реализации содержания тематического блока).

Метод проектов является хорошим способом сделать жизнь детей более яркой и насыщенной, позволяет в процессе значимой для ребенка деятельности формировать определенные интегративные качества личности, но в тоже время данная технология очень затратна по времени, требует от педагогов большой подготовки, знания методики проектирования, терпения, уважения к ребенку и веры в его возможности.

Читайте также: