Семейные художественные студии как совместная деятельность педагогов и родителей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект мастер-класса для педагогов

Автор: Николаева И.В.

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ, в вопросах организации взаимодействия с семьёй.

Задачи:

познакомить педагогов с целями, задачами и правилами организации творческой мастерской, как одной из форм по установлению партнёрского взаимодействия детского сада и семьи;

мотивировать педагогов на использование в своей практике такой формы взаимодействия с родителями;

создавать условия для отработки навыков организации и взаимодействия педагога с родителями в творческой мастерской;

развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы общения;

способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня мастерства педагогов ДОУ по установлению партнёрского взаимодействия детского сада и семьи

Методы и приёмы:

выступление из опыта работы, с показом презентации;

наглядный показ способа действий;

Содержание мастер-класса

Перед началом мастер-класса каждый гостю предлагается медальон с изображением разных картинок.

Мастер класс «Творческая мастерская,

Теоретическая часть

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения.

Родители, бабушки, дедушки — это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что также продиктовано современными требованиями.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Сегодня ФГОС ДО решает ряд важных задач:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

hello_html_m7914da5c.jpg

Принципами дошкольного образования являются:

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

сотрудничество ДОО с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю развитию партнёрских отношений детского сада и семьи.

В рабочей программе группы одной из главных задач стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними.

Работая на группе , обратила внимание на то, что есть родители всегда готовые прийти на помощь воспитателю, некоторые родители немного стесняются , а есть и такие которым легче постоять в стороне приняв на себя роль наблюдателей.

Мне хотелось заострить внимание родителей , донести до них значение совместной деятельности р одителей, детей и педагогов ДОУ . Сделать родителей своими помощниками .

Каким образом обратить внимание на важность общения, взаимоотношений со своим ребенком, видеть в нем личность?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма — это организация я взаимодействие в творческой мастерской.

Творческий союз родителя и ребенка , их тесное общение в творческой атмосфере , где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Педагоги, в свою очередь, показывают возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться со взрослыми и сверстниками, достижения или трудности, имеющиеся у конкретного ребенка, пути их исправления.

Именно во время работы таких мастерских раскрываются творческие таланты взрослых и детей, появляется желание участвовать в совместном творчестве.

Здесь задействованы такие виды детской деятельности, как игровая, коммуникативная, поисково – исследовательская, художественно-творческая.

Атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Основная цель взаимодействия в творческой мастерской - оптимизация детско - родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческая мастерская относится к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимодействия педагога и родителей и способствует решению следующих задач:

формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений, через совместную деятельность;

развитие эмоциональной сферы детей: способности радоваться удачам других, радости при дарении поделок, выполненных своими руками, толерантности;

формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом

знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

развитие творческих и дизайнерских способностей.

Непременным условием организации творческой мастерской является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить.

Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО

Предварительная работа

подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание;

оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.;

выполнение домашнего задания (по необходимости) — знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.;

чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.;

подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

Творческая мастерская в детском саду организуется в группе один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.

Как правило, встречи в творческой мастерской в детском саду требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).

Проведение творческих мастерских

знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать;

показ и объяснение этапов работы с материалами;

обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления;

непосредственно совместная детско-родительская деятельность.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческая мастерская в детском саду сопровождается красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

III этап

Заключительный этап:

освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от детского творчества в детском саду подкрепляются дополнительными подарками — это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Традиционно работа творческой мастерской приурочена к различным календарным праздникам.

Так, на пример: дети и родители с удовольствием встречаются и творят в преддверии Новогодних праздников, где они изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких. Хочется отметить, что родители приходят в удобное для них вечернее время.

Творческая мастерская была открыта и в канун Дня защитников Отечества и 8 марта для изготовления подарков. На пример: в преддверии 8 марта, мамы по приходу угадывают свой портрет, висящий на праздничном стенде, который дети рисовали накануне. Далее каждая мама вместе с ребёнком выбирает тот уголок творчества, в котором они хотели бы проявить свои умения.

Детям, чьи мамы ещё не подошли можно предложить пока поработать в центре пластилинографии и сделать в подарок маме открытку из пластилина и макаронных изделий.

hello_html_7f8612ee.jpg

Такая совместная деятельность детей и родителей очень сближает их, открывает им много новых идей для творчества, способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается положительно на ребенке. Помогает родителям лучше понимать своего ребенка и приучает его к сотрудничеству.

Практическая часть

И.В. И так как в творческую мастерскую приглашаются дети и родители, то нам с вами нужно разделиться на семейные команды. Посмотрите на свои медальки, которые вы выбрали в начале нашей встречи. У тех, кого медальки большого размера- это мамы, а у детей медальки маленького размера.

hello_html_1a384df4.jpg

И.В. А теперь познакомимся: Итак, в наших творческих мастерских участвуют: Семья Улыбок: мама- Наталья, дочь Мария и т.д. (семьи Радуги, Солнышко, Ромашек, Непоседы, Одуванчики, Веснушки, Светлячки, Капитошки, Жемчужинки).

И. В. С этого момента у нас в гостях не педагоги, а мамы и дети.

Сегодня у нас открыты следующие творческие мастерские:

hello_html_14bafc43.jpg

если на сегодняшнем мастер-классе подчерпнули для себя что-то новое и интересное, и с удовольствием будете применять подобную форму в своей работе, то возьмите красный цветочек;

если вы уже используете подобную форму по работе с родителями, то возьмите розовый цветочек;

ну а если вам не всё сегодня было понятно, то возьмите оранжевый цветочек. А теперь я вас попрошу подойти и разместить их на этой полянке.

hello_html_1bcc933f.jpg

Вывод

Таким образом творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями , улучшить детско- родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей .

Подобная форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Литература:

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.

Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5

Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2016. - 176 c.

Джонс, Сьюзи Детское рукоделие. Развиваем творческие способности / Сьюзи Джонс. - М.: Эксмо, Наше слово, 2014. - 128 c.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В.,

Жукова, О. Г. И тонкой нити кружева. Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / О.Г. Жукова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 669 c.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48

Семейная творческая мастерская – одна из форм взаимодействия детского сада и семьи.

Современные родители уже уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, тверже становится в них убежденность в значимости. Меняется и детский сад – из закрытой самодостаточной социальной системы, он становится открытым. И родители уже выбирают то ДОУ, где оказывают разнообразные образовательные услуги и больше внимания оказывают ребенку. Родители хотят индивидуального подхода именно к своему ребенку.

Чтобы удовлетворить спрос заказчика, необходимо пересмотреть взаимоотношения с родителями. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, а для этого необходимо не только использовать разные формы взаимодействия, но и придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать с ними.

Каким образом обратить внимание на важность общения, взаимоотношений со своим ребенком, видеть в нем личность? Тогда и возникла идея создать семейную творческую мастерскую, где родители и другие члены семьи смогут не только общаться со своими детьми, педагогами и друг с другом и получать от них необходимые знания, ведь каждый человек – талантлив.

Почему все-таки семейная творческая мастерская? Потому что необходимо начинать сближение с родителями воспитанников не с собрания, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. А творческая мастерская как раз и дает такую возможность. Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

Что может случить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Педагог, со своей стороны, показывает возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться со взрослыми и детьми, проявлять свои чувства, какие достижения или трудности имеются у конкретного ребенка, пути их исправления. Я старалась сделать отношения с родителями конструктивными, оказывать им поддержку и помощь. А главное, сформировать у родителей потребность в посещении семейной творческой мастерской совместно с ребенком, потребность участия в воспитании ребенка совместно с детским садом. Я считаю, что высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть - РЕБЕНОК, а так же его семья.

Семейную творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей. Так же можно считать ее и семейным клубом, так как основными задачами СТМ являются:

• Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязь между поколениями;

Развитие эмоциональной сферы детей: обучение эмпатии, способности радоваться удачам других, радости при дарении поделок, выполненных своими руками, толерантности;

• Ознакомление с искусством; обучение приемам работы (традиционным и нетрадиционным) с различными материалами (глина, соленое тесто, пластилин, краски, уголь, бумага и др.);

• Развитие мелкой моторики рук, координационных движений;

• Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

• Развитие и улучшение детски-родительских отношений на основе предметной совместной деятельности.

Встречи СТМ проводились 1-2 раза в месяц, а также в зависимости от потребностей в знаниях и умениях, от интереса участников. Посетить творческую мастерскую могла любая семья. Но есть семьи, которые не посетили ни одной встречи. За 1-2 недели до встречи в ДОУ готовится информационное пространство : вывешиваются афиши, буклеты, раздаются пригласительные билеты.

В группе готовятся материалы, необходимые для работы, подбирается музыкальное сопровождение.

Во время встреч в СТМ атмосфера всегда бывает доброжелательна, творческая, и дети и родители радуются своим успехам, и успехам других. Совместный труд принесет радость, а юные мастера потренируют свои пальчики, развьют творческое и конструктивное мышление.

Таким образом, семейная творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей. Работы детей и взрослых, семейные поделки используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и др.

Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку Основания для разработки проекта «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями).

Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи Видео Наталья еловегина:Инновационные технологии в работе с родителями. "Дошкольное детство"-уникальный период в жизни человека,когда формируется.


В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Возникло много вопросов:

– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?

– Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 18 стала организация творческой мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им.

Что может служить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Данный вид деятельности очень значим для ребенка. Все дети испытывают дефицит общения с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь в процессе такой деятельности малыши гораздо быстрее учатся новому, а главное чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее.

Основная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач:

1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.

2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в творческой мастерской.

3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.

4. Развитие эмоциональной сферы детей. Учит детей радоваться удачам других детей (радость при дарении поделок, выполненных своими руками).

5. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.

Встречи в семейно-творческой мастерской проводятся 1 раз в месяц, согласно тематическому плану. Идеи для каждой новой мастерской подсказывают родители. Они оказались весьма интересными и разнообразными.

Достижению психологического здоровья дошкольников и их родителей способствуют игры: психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. Микроклимат изостудии формирует у участников коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Как утверждает В. Оклендер, “рисование - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Цель наших занятий – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты. Процесс и результат художественно-творческой деятельности это способ познания мира и средство эмоционального выражения чувств. Художественно-творческая деятельность детей содержит все этапы познания, присущие взрослым:

созерцание, размышление, реализация идеи в продуктивной деятельности.

2. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой совместной деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к действительности детей и родителей.

4. Общение детей, педагогов, родителей через художественно-творческую деятельность.

5. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

Все члены группы имеют право на свободное участие и свободное самовыражение любыми средствами творческой активности

Деятельность направленная на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

Эмоционально-насыщенная тематика встреч.

Привлекательность и занимательность содержания.

Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального “семейного творчества”.

Обеспечение разнообразия материала для изобразительной деятельности.

Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.

Знакомство с различными техниками, приемами, методами изображения предметов, художественным материалом.

Создание плоскостных, объемных, полуобъемных художественных образов из различных материалов.

  • О.А. Белобрыкина “Маленькие художники или на пути к творчеству”.
  • С.К.Кожохина “Путешествие в мир искусства”.
  • М.Г.Дрезнина, О.А.Куревина “Навстречу друг другу”.

План совместной художественно-творческой деятельности детей и родителей

Читайте также: