План работы старшего воспитателя по корректировке рппс в доу

Обновлено: 02.07.2024

Одним из показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка.Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Читать весь отчёт /otchjot_pprs-3.rtf

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды образовательного дошкольного учреждения, способствующей всестороннему развитию и саморазвитию творческой личности воспитанников на каждом из этапов проживания дошкольного детства в конкретно созданных условиях детского сада.

1. Продолжать внедрять в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. При создании предметно-пространственной развивающей среды, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы, увлечения, потребности; особенности края, города, социальных и природных явлений.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в процессе создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды.

При формировании предметно-пространственной развивающей среды МБДОУ важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, познавательного, эстетического и социального становления личности ребенка. Педагогам ДОУ необходимо постоянно вносить изменения в предметную среду, учитывая непрерывный рост и развитие воспитанников. Только в этом случае среда будет стимулирующим фактором развития дошкольников, отвечающим требованиям актуального ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, согласно требованиям ФГОС должна быть:

Насыщенность среды предполагает:

- разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

- соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

- от образовательной ситуации;

- от меняющихся интересов детей;

- от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

- периодическую сменяемость игрового материала;

- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности


Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС в нашей группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В настоящее время мы активно работаем над обогащением среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Столы для организованной совместной деятельности расположены в соответствии с нормами СанПина. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Мебель группы закреплена и изготовлена из экологически чистых и безопасных материалов. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные игрушки или утратившие свой эстетический вид заменяются новыми или предметами – заместителями. Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находится ковер – место сбора всех детей. Свободное пространство в центре группы дает возможность для двигательной активности детей. Во время занятий или свободной деятельности здесь мы проводим физкультминутки, динамические паузы, игры. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности. Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Игры и пособия расположены в доступных для детей местах, используются по желанию детей, меняются в соответствии с календарно – тематическим планированием. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной. РППС, спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

В 2013 – 2014 учебном году мы провели глубокий всесторонний анализ соответствия РППС требованиям ФГОС и напметили план по ее совершенствованию.

Наличие плана (программы) развития РППС

Планируемые результаты развития РППС

Создать игротеку для самосто­ятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей. Эти игры развивают ло­гические операции: сравнение, классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий , на следование и чередование и др. Добавить игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, особенности внимания, памяти, мышления.

Результат развития РППС: повысился интерес детей к математике, у детей активно развиваются мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация. Так же вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности.

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Мы решили поддержать и развить этот интерес. Выделили в группе учебную зону, обстановка которой приближена к учебной среде класса: ставим столы рядами, как парты, повесили школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

Результат развития РППС: у детей осуществляется плавный переход к учебной деятельности, что помогает детям в определенной степени адаптироваться к обучению в школе.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика. Для создания экспонатов музея активно привлекаются родители.

Результат развития РППС: дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, у них возникает интерес к культуре своих предков,

развивается художественно-эстетическое чутье, дети знакомятся с особенностями народного быта, у них происходит воспитание основ толерантности.

Все игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. С помощью этих игр у детей осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление их с окружающим миром, развивается речь, творческое мышление. Ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Дети легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать.

Результат развития РППС: игры Воскобовича это комплексный материал, который решает задачи всестороннего развития детей. Мониторинг детей показал, что они умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук, что способствует развитию речи.

Вывод:

Я считаю, что насыщенная предметно – пространственная и образовательная среда, которую мы создали в группе, стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливаем к новообразованиям определенного возраста. Мы стараемся развивать у ребенка представления о его соб­ственных возможностях и силах, учить познавать себя, ис­пользуя самонаблюдение.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС, так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.

Тип проекта : практико – ориентированный.

Вид проекта : внутренний (долгосрочный).

Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе

Продукт проектной деятельности :

Цель проекта :

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта :

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.

2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Продолжительность проекта : май 2020г. – май 2021 г.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду

Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Участники, принимающие в организации РППС: педагоги и родители.

Центры Наполнение Задачи по ФГОС

Приемная группы

Макет микрорайона, в котором расположен садик (изображен на стене, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: автобусы, троллейбусы, легковые и грузовые машины, дорожные знаки, функционирующий светофор, демонстрационный материал, памятки, брошюры, папки-передвижки с информацией по правилам дорожного движения, которые периодически появляются в информационных уголках для родителей.

расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

-формирование практических умений пешеходов;

-освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий

-формирование культуры участника дорожного движения;

-формирование культуры участника дорожного движения

«Центр именинника" Слайд 10

Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

-создать в группе определённый стиль жизни (культуру и традиции) для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему;

- воспитывать у детей чувство коллективизма, добиваться поставленной перед собой цели;

- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками;

•обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,

На стене ленты для вывешивания детских работ, организации выставок, многоуровневая подставка для детских поделок.

Пространство спальной комнаты

Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес. -формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- развитие эмоций;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Групповое помещение

-тематические выставки (памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей)

-тематическая подборка детской художественной литературы;

-игры по обучению грамоте

- игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора

-мастерская для книг

-настольные и д/игры

по знакомым произведениям • -формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;

• -развитие эмоционального отклика на содержание книг;

• -развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;

-формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;

• -развитие памяти и фантазии;

• стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса;

• -привитие любви к литературе;

• воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;

-нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности.

Центр развития речи

-артикуляционная гимнастика в картинках

-дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.

- картотека игр по мнемотехнике

-овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты. -развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет

-дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения :

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д

-группировать предметы на основе общих признаков

- ориентироваться в пространстве и времени;

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;

-два набора из мягкого пластика для плоскостного конструирования;

-пластмассовый и деревянные наборы с деталями разных конфигураций.

Набор крупногабаритных сборно-разборных блоков для объемного конструирования (мягкий модуль).

Соответствует возрасту и специфике ООП ДОУ.

- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций с точки зрения практического назначения объектов;

-упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу.

-научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения;

- научить широко использовать разнообразные конструкторы.

-выполнен из пяти кругов, на каждом из которых помещена заготовка-пиктограмма с определенной эмоцией. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки -позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад;

- средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка

Сенсорный стол, сенсорные книжки, файлы и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т. д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки,

различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях

Ноутбук, телевизор, музыкальный центр который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

-создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

-содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);

-обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

-составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста;

-разработать, апробировать и отследить результативность сенсорно-интегрированных занятий с двигательным компонентом;

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать. - развития цветовосприятия;

-развитие навыков использования различных техник изобразительного искусства;

- ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством;

- разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

Читайте также: