Развитие речи детей в доу в самостоятельной деятельности детей

Обновлено: 05.07.2024

Самостоятельная речевая деятельность.

В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучение пересказу, развитие начальных форм словесного творчества.

Одной из наиболее совершенных форм реализации самостоятельной речевой деятельности в дошкольном учреждении является театрализованная игра. Она предполагает знание детьми текста литературного произведения; импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Желательны атрибуты и декорации, подобранные детьми или специально изготовленные ими самими с помощью воспитателя; звуковое, шумовое, музыкально – ритмическое сопровождения и т. п.

В игре – драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя монолог или диалог практически самостоятельно.

Театрализованные игры, базируются на инсценировках и играх – драматизациях, сложнее их по содержанию, подготовке и организации. В театрализованной игре, как правило, бывают, заняты все воспитанники группы: одни как основные (ведущие) исполнители (2-3 состава, а другие как участники массовых сцен.

Театрализованные игры проводятся только со старшими дошкольниками, однако уже начиная с первой младшей группы необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию у детей интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. В программном репертуаре литературных произведений для младших дошкольников достаточно много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием; сказок. Читая детям потешку, драматизируя отрывок из сказки, воспитатель обязательно показывает и игровые действия, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Можно вечером предложить ребенку, который охотно импровизировал на занятии, показать, как он это делал, маме (бабушке).

Педагог во время самостоятельных игр воспитанников вносит в групповую комнату игрушки, которые напомнят им то или иное художественное произведение, вызовут желание инсценировать его.

Воспитатель следит за импровизациями детей во время их самостоятельных сюжетно – ролевых игр, хвалит за удачную имитацию, подсказывает и показывает новые изобразительные решения (укачивая мишку или куклу, поет колыбельную; изображает, как котенок умывается, мурлычет и др.).

Педагог должен хватить воспитанников за умение наблюдать, подмечать характерные детали, за оригинальность импровизаций.

В играх – драматизациях многие дети на 5-м году жизни утрачивают найденные изобразительные решения, так как одновременное проговаривание текста и игровые действия вступают в конкурентные отношения. К концу старшего дошкольного возраста удается достичь известной синхронности между словом и жестом.

Всестороннему развитию детей, укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе дошкольного учреждения способствуют театрализованные представления, в которых участвуют воспитанники всех групп.

Лучше, если основными участниками представления станут дети среднего и старшего дошкольного возраста. Самые старшие воспитанники вместе с педагогом будут помогать ставить и оформлять наиболее сложные номера спектакля.

По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать что конкретно было сделано каждым ребенком.

Детей старшего дошкольного возраста учат придумывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев. Воспитатель заслушивает сказки сам или поручает провести эту работу жюри. Жюри решает вопрос о самых интересных вариантах сказок. С лучшими сказками (2-3) авторы выступают на вечерах развлечений, на празднованиях дней рождений.

Дети готовят подарки сотрудникам детского сада к общенародным праздникам, юбилеям. Педагог объясняет, как принято дарить подарок, что при этом можно сказать, привлекает воспитанников к обсуждению сценария поздравления (что и как надо сделать, чтобы поздравили все дети, какие слова можно говорить хором, что можно пропеть и т. д.).

Приобретенные умения закрепляются, совершенствуются в самостоятельных играх детей, в частности в настольно – печатных.

На гранях кубов могут быть наклеены иллюстрации к знакомым детям стихам, сказкам. В этом случае водящий должен прочесть наизусть стихотворение, пересказать достаточно полно и выразительно один из эпизодов сказки.

Дети 6-го и 7-го года жизни могут самостоятельно загадывать друг другу загадки. Эта самостоятельная речевая деятельность протекает в форме игры. Загадав загадку, ребенок получает фишку. Дошкольник, нашедший отгадку раньше других, также получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее число фишек. Каждый участник игры имеет право загадать не более трех загадок

Полезны игры, позволяющие детям упражняться в произнесении скороговорок и считалок. Для такой игры следует подобрать 2 картинки, содержание которых будут подсказывать ребенку, что ему требуется вспомнить и рассказать. Например, на одной картинке могут быть изображены дети, стоящие в кругу, и один в центре (выбор водящего с помощью считалки). На другой картинке могут быть нарисованы дети, которые что-то рассказывают (ребенок, получивший эту картинку, должен будет сказать скороговорку).

Играют 4 или 6 человек, разделившись на 2 группы. Дети сидят за столом, на котором под салфетками разложены картинки, или стоят вокруг него. Все по очереди достают из под салфеток картинки и выполняют соответствующие задания. Если ребенок произнесет скороговорку или считалку правильно, четко, в нужном темпе, он получает две фишки. Если допустит неточность – то одну. За новую (незнакомую всем) считалку, скороговорку получается дополнительная фишка. Побеждает группа набравшая больше фишек.

Вначале игру ведет педагог. Он помогает детям освоить правила, следить за их выполнением. Далее роль судьи (арбитра) поручается ребенку.

Настольно-печатные игры является действенным средством развития объяснительной речи. Вначале воспитатель помогает освоить правила новой игры детям малоразговорчивым, недостаточно инициативным. Затем просит их объяснить правила своим друзьям и далее всем, кто захочет освоить игру.

Необходимо предоставлять детям возможность использовать полученные задания и умения в нестандартных условиях. Примером последних являются праздничные утренники, вечера развлечений. Старшие дошкольники должны не только активно участвовать в организуемыми взрослыми мероприятиях, но и помогать педагогам вести праздник. В частности, они могут предложить сверстникам или младшим по возрасту детям посоревноваться в быстроте и ловкости, отгадывания загадок, решение разнообразных логических задач, произнесение скороговорок и прочее.

Методические рекомендации для организации детей при пении Правильная организация и размещение детей во время занятия по пению имеют существенное значение. Основное условие – это постоянный контакт.

Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Работа по знакомству с художественными произведениями проводится в каждой.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Методические рекомендации по разучиванию народных игр и плясок. Проводя с детьми народные игры, пляски, музыкальный руководитель так же, как в играх и плясках под классическую музыку, ставит своей задачей.

Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овладение правильной речью и активное пользование ею в общении.

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников используются словесные игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.

Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем об этой эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому используя словесные игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, нужно внимательно следить за настроением ребенка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящее слово, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения - жесты, мимику, пластику.

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности. Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста это научить говорить связно и выразительно. Ребенок в повседневной жизни говорит много, а стоит спросить его о чем- то рассказать или пересказать сразу возникают трудности. Важно научить его правильно формулировать свою мысль и понимать основной сюжет.

Предлагаемые в моей работе методы, приемы и средства по формированию связной речи у дошкольников позволяют значительно обогатить словарь детей, поможет в развитии ассоциативного мышления, способствуют развитию их диалогической и монологической речи; учит детей последовательно, осмысленно, составлять разные типы предложений, способствует развитию у дошкольников словотворчества, умению составлять творческие рассказы и сказки, также дают возможность систематически и последовательно организовывать речевую работу с детьми на каждом возрастном этапе

Обучение детей проводится с помощью графических зарисовок и символов, что помогает быстро запоминать и воспроизводить, а также выстраивать логический, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. Схемы для составления описательных рассказов по методике Т.А.Ткаченко обеспечивают формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; развитие у малышей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности; улучшение коммуникативных навыков детей.

Запомните четыре правила:

- Развитие речи происходит на всем этапе становления человека как личности, но наибольшую значимость в этом имеют первые семь лет жизни.

-Не упустите этот шанс!

-Ученые давно подметили, что в каждом из нас заложены предпосылки к гениальности, и начинают развиваться они не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребенка познать окружающий мир через слух, осязание.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Содержимое публикации

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей .

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка . От качества речи , умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка , при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка , его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе .

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная , богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития .

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия , наблюдения, экспериментальную деятельность , речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности .

4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности .

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности .

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей .

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка .

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников .

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности : в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность . Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности . Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность , детей дошкольного возраста — игровая деятельность .

Для развития речи используются разнообразные средства :

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях ;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) .

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение . Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения . Она не возникает из самой природы ребенка , а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка . Противоречия , возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка , к овладению им все новыми средствами общения, формами речи . Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым , которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи , они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах .

Полезно общение детей разного возраста . Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации : они активно подражают действиям и речи , усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи . Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей .

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

Развитие речи и игровая деятельность

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра . Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности .

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи . В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи . Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи .

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности , вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи , художественно-речевой деятельности .

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей .

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его , придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций , поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь .

Развивать речь ребенка , не включая ее в какую-либо деятельность , невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребенка , не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно , так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей .

В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи :

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности , способствующей возникновению речевой активности

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи , учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи :

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника ;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи ;

— развитие ладового чувства , музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь : разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи , стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи , пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Основные средства речевого развития

Непосредственно-образовательная деятельность

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей .

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей . Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения , которые трудно сформировать в других видах деятельности .

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве , самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга .

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития .

Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития . Как правило, при этом используют разные виды искусства , самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например : 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада . Это объясняется самой природой речевой деятельности . Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи .

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

-Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей(чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Читайте также: