Кто должен оплачивать интернет в школе

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас все чаще говорят о повторном введении дистанта в школах, в некоторых регионах школьники уже учатся с применением дистанционных технологий. Напомним, что все студенты России до февраля также отправлены на удаленное обучение.

Но давайте разбираться и обсуждать, кто должен платить за основной способ связи всех учащихся и педагогов при данном варианте образовательного процесса – интернет.

Интернет и дистант

Министерство просвещения и лично Сергей Кравцов, как мантру произносит, что дистант никогда не заменит традиционное образование, и в этом случае он прав, ведь дистант - вариант очного образования.

Но все мы понимаем, что дистанционный вариант преподавания – это не выход (в долгосрочной перспективе) и его постоянное использование приведет и без того реформируемую сферу российской жизни к большим изменениям, пересмотрам стандартов и, как следствие, сильному падению качества образования.

Но на данный момент обойтись без удаленного обучения никак нельзя, ведь коечный фонд в городах уже заполнен практически полностью, и как будет дальше, одному богу известно. Проект Обучение ПРО выступает за введение гибкого и продуманного дистанта, потому что количество болеющих учителей, ужасает.

Любая форма образовательного процесса несет определенные затраты со стороны учеников и учителей. В нашем варианте, самая главная часть затрат – это доступ в интернет.

Проблема доступа в интернет у населения РФ

Отсутствие интернета или слишком медленный интернет – эта самая большая проблема, с которой столкнулись наши граждане в первую волну дистанта, когда никто не ожидал, что такая форма будет введена.

И вот, наступила вторая волна заболеваемости, и мы опять слышим, как у населения нет возможности получить знания, так как у них нет интернета, как например у одного омского студента, который забирается на дерево, чтобы связаться с преподавателями.

Давайте разбираться

В 2018 году РБК писали:

Интернетом в России пользуются 80% граждан, из которых 65% каждый день выходят в Сеть. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В больших и средних городах интернет есть 100%. Да, существуют отдельные населенные пункты, которые имеют крайне плохое качество доступа в интернет, но он есть. Процент людей, которые фактически не имеют доступа в интернет, крайне мал.

Снабжение техникой

У большинства людей нашей страны есть возможность предоставить своему ребенку устройство, с помощью которого он может получать задания и участвовать в онлайн уроках – это тоже не является, по нашему мнению, какой-то большой проблемой. Но опять же, есть часть населения, которая действительно нуждается в этом и такие семьи необходимо не просто выявлять, но и оказывать им техническую помощь.

Кто должен платить?

Дорогие учителя и родители, кто из вас платит за проезд, за питание детей, одежду и прочее?

Вы же все равно несете ежемесячные траты во время учебы ребенка в стенах школы, а когда он у вас находится дома, то этих трат нет, либо они существенно снижаются. Согласны?

У учителей аналогичная ситуация

Средний доступ в интернет в России стоит 500-700 рублей в месяц, если мы говорим про разные города России. Именно интернет, а не интернет и кабельное ТВ.

Фактически затраты на доступ в интернет в рамках ежемесячных расходов остаются на плечах учителя, когда он едет работать в школу. Но при удаленной форме работы происходит перераспределение расходов. Например, учитель тратил деньги на маршрутку и автобус, а теперь будет тратить на интернет. Но, положа руку на сердце, мы все оплачиваем интернет. Если учитель использует безлимитный интернет дома, то он совершенно не увеличивает расходы на интернет во время электронного обучения.

Помощь от государства

Да, помощь от государства нужна. Остаются семьи с тяжелым материальным положением, детям из таких семей действительно надо помогать. Есть населенные пункты, где плохой, нестабильный интернет. Но каждый такой случай надо рассматривать отдельно. И в этом случае должна работать местные власти.

Где-то оперативно решить проблему улучшения качества интернета (варианты всегда можно найти), в каких-то случаях предоставить технику, в какой-то ситуации предоставить возможность жить студенту в общежитии, а не выселять его в глухую деревню, чтобы он отправлял задания и получал новый материал, находясь на дереве.

Такие случаи –частные, но они всегда выглядят дико, при этом их можно избежать, если принимать решение о том или ином ограничении не повально, а постараться точечно вникнуть в ситуацию, в которую попала та или иная семья, найти приемлемое решение для всех.

Дистанционный формат работы в образовании – это большая боль для всего педагогического сообщества, но данная мера вынужденная и ее введение обусловлено эпидобстановкой. Но если каждый участник нашего образовательного процесса будет добросовестно выполнять все необходимые задачи, то мы все сможем преодолеть такой ненавистный для всех дистант.

А как считаете вы?

Будьте счастливы при любой возможности!

Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале " Обучение ПРО ".

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные постановления и распоряжения в сфере образования.

Минпросвещения России и Минцифры России подготовили проект совместного приказа об утверждении стандарта "Цифровая школа". Документ размещен 1 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проекта завершится 17 января, а общественное обсуждение – 25 января. В проекте стандарта содержатся требования к оснащению общеобразовательных государственных школ и организаций среднего профессионального образования для формирования ИТ-инфраструктуры в целях беспроводного доступа к информационным системам, к Интернету. Также проект предполагает нормы и требования к обеспечению безопасности образовательного процесса и созданию условий для применения дистанционных технологий и электронного обучения. Отмечается, что тем самым будут обеспечены равные доступные возможности для образования обучающихся вне зависимости от места их проживания.

В частности, прописывается унифицированный подход к техническому оснащению общеобразовательной организации, а именно, к:

  • оснащению школ (колледжей) беспроводными сетями Wi-Fi c уверенной зоной покрытия во всех учебных помещениях, школьной библиотеке, учительской, в актовом зале, столовой, вестибюле, коридорах, рекреациях;
  • осуществлению видеонаблюдения за входными группами;
  • оснащению не менее чем 25% учебных кабинетов средствами видео-конференц-связи и (или) средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения ГИА и безопасности обучающихся;
  • наличию средств отображения информации не менее чем в 30% учебных кабинетов;
  • наличию не менее одного стационарного и одного мобильного компьютерного кабинета на одну организацию;
  • обеспечению не менее 60% учителей, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, персональным устройством.

Проект также предусматривает требования к поставщикам оборудования, к примеру, поставщик должен предоставить гарантию на поставляемое оборудование на срок не менее трех лет. Поставщиком должна осуществляться логистика по поставке и монтажу оборудования, а также его ремонт и замена в рамках гарантии.

Прописываются требования к ИТ-инфраструктуре, обеспечивающей в помещениях беспроводной доступ к информационным системам и Интернету. Она должна включать локальную вычислительную сеть, структурированную кабельную систему, систему беспроводного широкополосного доступа, систему видеонаблюдения за входными группами. Для каждой системы также прописаны требования по наличию конкретных характеристик и элементов.

Стандартом предполагается, что не менее 60% учителей должны быть обеспечены ноутбуком или планшетным компьютером с доступом к сервисам для работы с цифровым образовательным контентом, к электронному журналу, электронному расписанию, электронной отчетности и другим подключенным в школе сервисам.

Общеобразовательная организация должна иметь минимум один стационарный и (или) мобильный компьютерный кабинет с не менее чем 16 автоматизированными рабочими местами. При этом стационарный компьютерный кабинет должен включать ноутбуки и/или персональные компьютеры с монитором как для учеников, так и для учителя, а также пакет ПО для обучения языкам программирования. Мобильный компьютерный кабинет должен включать ноутбуки/планшетные компьютеры, средства для зарядки или тележку-хранилище для ноутбуков/планшетных компьютеров с системой подзарядки, ПО с возможностью подготовки к ГИА (опционально), ПО для цифровых лабораторий (опционально).

Также проект содержит приложения к приказу, в которых предусмотрены функциональные требования и технические характеристики закупаемого оборудования, в том числе для хранения информации.

1 С текстом законопроекта "Об утверждении стандарта "Цифровая школа" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/01-21/00112182).

В частности, региональные управления различных ведомств (какие именно, в отчете не уточняется) во Владимирской и Кировской областях, а также в Хабаровском крае и Еврейской автономной области попали в списки на подключение к интернету без согласования с контролирующими органами. Это привело к риску двойного финансирования услуги — за счет проекта Минцифры (то есть нацпрограммы) и за счет обеспечения ведомствами выполнения функций их территориальных управлений.

Фото:Руслан Шамуков / ТАСС

Также в ведомстве отметили низкую востребованность доступа в интернет на социально значимых объектах: в рамках выборочной проверки они определили, что на 12 тыс. из 31 тыс. объектов совсем не используют интернет.

Как проводят интернет в социально значимые объекты

По итогам аукционов Минцифры заключило 85 государственных контрактов с 16 операторами на общую сумму почти 51 млрд руб. Всего необходимо подключить около 100 тыс. объектов, из них в 2019 году — 26 тыс., в 2020 году — 32 тыс., в 2021 году — 42 тыс. Однако, по данным Счетной палаты, в прошлом году было подключено лишь 17,7 тыс. объектов.

Михаил Осеевский

По словам представителя Минцифры, перечни подключаемых объектов составлялись на межведомственных совещаниях в январе—марте 2019 года и на основании списков, полученных от руководителей регионов. После этого ведомство перепроверило адреса и информацию о наличии уже существующих подключений. Также его представитель заметил, что подключение к Сети объектов без необходимой техники не оплачивалось при приемке услуг до тех пор, пока организации не получат необходимое оборудование.

Конюхова Е. В.

Что нужно знать кадровику о компенсации расходов дистанционным работникам

Одно из важнейших условий выполнения работы дистанционно — использование работником информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета (ст. 312.1 ТК РФ). Без доступа к интернету сотрудник не сможет выполнять свои обязанности и общаться с работодателем.

Дистанционную работу можно оформить:

  1. По соглашению сторон — путем заключения нового или изменения заключенного ранее трудового договора.
  2. По инициативе работодателя — при наличии исключительных случаев, названных в ст. 312.9 ТК РФ.

В этом случае работодатель обязан обеспечить работника необходимыми для выполнения работы программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами (ч. 1 ст. 312. 6 ТК РФ). Интернет и электроэнергия не относятся ни к одной из этих категорий. Интернет — это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Никакими нормативными правовыми актами не установлена обязанность работодателя компенсировать работнику такие затраты. Обратите внимание, что речь идет именно о случае, когда удаленная работа оформляется по соглашению сторон.

На практике стороны самостоятельно ищут решение. Если стороны не смогли договориться, то дистанционную работу оформить невозможно. Например, сотрудник отказывается оплачивать интернет и нести повышенные расходы на электроэнергию, а у работодателя нет возможности компенсировать затраты.

Как решить вопрос о компенсации

Если стороны пришли к соглашению о дистанционной работе, есть два варианта:

  1. Работник пользуется домашним интернетом и не требует компенсации. Работодатель не оплачивает расходы, а только предоставляет ноутбук, компьютер, телефон, принтер и другое необходимое оборудование и средства защиты информации.
  2. Работодатель готов компенсировать затраты на интернет и повышенный расход электроэнергии. Стороны обсуждают условия и прописывают их в трудовом договоре.

Об обосновании и документальном подтверждении расходов на использование интернета и электроэнергии Минфин России рассказал в Письме от 06.11.2020 № 03-04-06/96913.

Как компенсировать расходы на интернет и электроэнергию

Здесь тоже два варианта:

  1. Высчитывать стоимость компенсации с учетом количества дней и часов рабочего времени сотрудника.
  2. Закрепить условие о выплате компенсации в фиксированном размере. В этом случае будет исполнено требование налогового законодательства об экономической обоснованности и производственной необходимости расходов на компенсацию.

Если работник использует личное имущество

Работник может использовать личное оборудование для выполнения трудовой функции только с согласия или ведома работодателя. Это еще раз подтверждает, что решение о выплате компенсации принято исключительно по договоренности сторон. Однако если стороны договорились о таком формате работы, выплата компенсации становится обязанностью работодателя.

Правила выплаты компенсации зависят от варианта оформления дистанционной работы:

  1. В случае заключения трудового договора или допсоглашения к нему — руководствуйтесь
    ст. 312.6 ТК РФ.
  2. По инициативе работодателя в связи с наступлением исключительных обстоятельств, например на основании решения главы соответствующего субъекта в связи с режимом повышенной готовности, — руководствуйтесь ст. 312.9 ТК РФ.

Когда работодатель инициирует перевод на дистанционную работу в связи с исключительными обстоятельствами по ст. 312. 9 ТК РФ у него возникают обязанности:

  • обеспечить работника необходимым оборудованием, программно-техническими средствами, материалами и пр.;
  • компенсировать ему расходы за использование личных или арендованных программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств.

Отличия статей 312.9 и 312.6

К таким расходам исходя из самого определения дистанционной работы могут относиться расходы на интернет и электроэнергию. Но Трудовой кодекс РФ не дает четкого указания. Поэтому если работник откажется работать дистанционно в связи отсутствием интернета, а работодатель не захочет или не сможет компенсировать ему такие расходы, в отношении такого работника нужно будет ввести простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя в соответствии с ч. 7 ст. 312. 9 ТК РФ.

Как оформить компенсацию за использование личного имущества, если дистанционная работа оформлена по инициативе работодателя

  • Запомните: у работодателей нет обязанности компенсировать работникам затраты на интернет и повышенный расход на электроэнергию.
  • Работник и работодатель самостоятельно трудовым договором, допсоглашением к нему или локальным нормативным актом при переводе на удаленку по инициативе работодателя определяют, какие расходы и в каком размере подлежат компенсации. Какой-либо практики по этому вопросу пока нет, рекомендуем прописывать все условия и договоренности.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Компенсация за использование имущества: основные положения, судебная практика и пример расчета 829.1 КБ

Читайте также: