Развитие образовательной среды школы во внеурочной деятельности

Обновлено: 03.07.2024

Педагогическая целесообразность проекта создания развивающей среды нового качества: формируемая на базе информационно- коммуникационных технологий развивающая среда способствует повышению качества обучения и формирует инновационную образовательную модель, характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей учащихся.

Оценить 408 0

Создание образовательного пространства

в рамках внеурочной деятельности

на основе использования

информационных технологий

Шевалдина Светлана Анатольевна,

воспитатель группы продленного дня ГБОУ школа №469

Пояснительная записка

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда, творческое начало в личности. Поэтому необходимо организовать образовательное пространство для своих учащихся так, чтобы ученик мог сам брать знания, т.е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их, делать выводы. Необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности и её реализации в творческой деятельности. Деятельностное содержание образования отражается в учебных программах, ориентированных на способы деятельности, умения, навыки, которые необходимо сформировать, на опыт деятельности. Опыт должен быть накоплен и осмыслен учащимися, а личностные достижения продемонстрированы. Информационные технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности дают такую возможность, их применение позволяет активизировать процесс познания, реализовать идеи развивающего обучения, дают возможность проявить свои творческие способности каждому ребенку. Во внеклассной деятельности под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование.

Одна из задач стратегии развития образования в РФ - создание современной образовательной среды для повышения качества образовательных услуг. Она включает в себя оснащение школ современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения, применять их в разных видах деятельности обучающихся.

Проект создания развивающего пространства

в рамках внеурочной деятельности

Учебный кабинет – это маленькая планета в школе, на которой дети получают возможность реализоваться в разных видах творчества. Учебный кабинет может стать мастерской, репетиционной комнатой, театральной сценой, музыкальной гостиной, игровой площадкой, студией видеомонтажа или издательским центром. Поэтому организация образовательного пространства, создание развивающей среды в учебном кабинете является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества воспитательного процесса и создании условий для творческой самореализации детей.

Практика показывает, что существуют противоречиямежду социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в школе. Поэтому назрела необходимость в новых подходах к организации образовательного и развивающего пространства с целью создания условий для активизации познавательной деятельности школьников и развития творческого потенциала детей.

Условием организации образовательного пространства нового качества стало:

изменение целей образования и требований к новому образовательному результату;

информатизация образования как объективный процесс в реформировании системы образования;

наличие информационной среды в образовательных учреждениях, улучшение материально-технической базы школ и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий.

активное внедрение дистанционных технологий взаимодействия в образовательный процесс.

Цель проекта поставлена в опоре на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко.

Цель: создание современной развивающей среды как условия активизации познавательной и творческой деятельности учащихся посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

организация образовательной развивающей среды, способствующей реализации ФГОС НО и ОО;

создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы;

формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.

создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: формирование замысла, создание эскиза оформления кабинета, освоение ИК-ресурсов, необходимых для реализации замысла.

Этап практической реализации проекта.

Практическое применение образовательных и воспитательных возможностей предметно-образовательной среды.

Определение перспективы развития проекта.

Формирование ИКТ-насыщеной образовательной среды.

Учебные кабинеты, в которых проходят учебная и внеурочная деятельность урок сегодня оборудованы АРМ учителя, интерактивной доской Star Board, мультимедиапроектором и аудиосистемой. Это позволяет на всех ступенях обучения организовать работу по формированию у учащихся элементарных навыков пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами, применять полученные знания для создания собственного творческого продукта.

Профессор Г.К. Селевко в своей работе "Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств" 1 предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

В концепции ФГОС НО и ОО Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. Урок музыки в современной общеобразовательной школе претерпевает принципиальные изменения, вызванные текущим моментом. Это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Формирование информационных компетенций на уроках музыки с использованием ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, дает возможность раскрытию творческого потенциала личности. Самостоятельное освоение материала, оформление его с помощью возможностей различных программ положительно влияет на формирование эстетического вкуса учащихся. Разнообразный иллюстративный ма­териал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на новый уровень: современному ребенку интереснее воспринимать информацию именно в такой новой форме, ведь при использовании компьютера на уроках и в самостоятельной учебной и творческой деятельности информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, ведь учащиеся получают возможность воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального действия с теми же или другими начальными параметрами. Вместе с ребятами метод проектов реализуем в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Такие проекты выполняются с помощью информационных технологий на основе освоения просторов глобальной Сети. Возможности интернета, доступ к разнообразной информации, использование мультимедийных возможностей компьютерных программ позволяют реализовать смелые и порою неожиданные идеи. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Важно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения, когда в результате творчества ученика рождаются интересные авторские проекты.

.Концептуальную основу проекта организации образовательного пространства составляет деятельностный подход, который заключа­ется в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, используя различ­ные источники, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

В основу моделирования процесса формирования информационных компетенций и ус­ловий, его обеспечивающих, положены системный, компетентностный под­ходы, позволяющие раскрыть структуру и содержание информационных компетенций. В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы. Происходит развитие личности ученика, его подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

развитие коммуникативных способностей;

формирование умений принимать оптимальные решения;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Технология реализации проекта:

создание информационной среды в учебном кабинете в школе (оснащение материальной и дидактической базой, современной техникой);

внедрение ИКТ в организацию учебного процесса, применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока и во внеурочной деятельности;

отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленной на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации. Разработка учебных занятий, где осуществляется самостоятельная деятельность учащихся трех типов: репродуктивная, поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации, творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях и создание собственного творческого продукта. Применение различных видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий. Поддержка учащихся в ходе самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,

внедрение дистанционных форм взаимодействия участников образовательного процесса;

участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях разных уровней.

Создание образовательного пространства, отвечающего настоящему времени реализуется по следующим направлениям:

1) Создание современной дидактической базы образовательного пространства, наглядный, раздаточный материал. Это позволяет использовать качественный демонстрационный материал на различных носителях: CD, DVD, MP3-диски и т.д. Такая информация позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам. В начальной школе, когда начинает формироваться эстетический вкус и кругозор, важен отбор материала, использование ресурсов, доступных детям, например, мультфильмы, где в качестве сопровождения используется классическая музыка, медиафайлы с классической, детской музыкой, обучающие игры. Все это помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению развивающих задач, достижению нового качества образования.

Информационные технологии в образовании предполагают использование различных программных средств. В зависимости от их назначения могут быть использованы:

компьютерные учебники и книги

программные тренажеры (репетиторы)

информационно – справочные: демонстрационные, учебно-игровые и многие другие средства, соответствующие учебным задачам и целям.

Все эти программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала и повышение эффективности обучения в целом. Использование информационных ресурсов Сети Internet позволяет создавать большую медиатеку развивающих ресурсов для детей разного возраста. Это вызывает интерес детей к собственной творческой деятельности в урочном и внеурочном форматах.

2) Создание виртуальной площадки с целью решения коммуникационных задач, реализации творческого и учебного потенциала обучающихся. Виртуальное пространство предполагает самостоятельную деятельность учащихся с использованием ИКТ – использование базы виртуальных материалов к урокам, создание собственных ресурсов средствами сервисов Web 2.0, платформы социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но и её создателями и соавторами. Одно из преимуществ сервисов Web 2.0 - эффективность сервисов и простота применения, а их использование - новый уровень взаимоотношений с учениками. Прежде всего, это оптимизация деятельности и возможность выхода за пределы классно-урочной системы. Сервисы Web 2.0 направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогают в развитии творческих способностей, исследовательской и коммуникативной компетентности, осознании полезности получаемых знаний и умений. При их использовании происходит активное вовлечение в процесс обучения, формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию, работать в группе, находить информацию в различных источниках.

Основные направления при организации развивающего пространства в школе в пространстве сервисов Web 2.0:

разработка дидактических материалов

проведение занятий с использованием ресурсов Интернет

организация совместной работы во внеурочной деятельности

развитие самостоятельной работы учащихся и проектной деятельности.

Особенностью внеурочной работы является организация разных форм деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками команды, театрализованного действия, зрителями и т.д. Все это требует особого подхода к подбору оборудования и оформлению интерьера кабинета с использованием ИКТ.

Практические методы и приемы использования образовательного виртуального пространства и ИКТ во внеурочной деятельности.

Организациякомпьютерного практикума (обработка файлов, создание учебных работ: информационных бюллетеней, презентаций, схем)

Использованиетворческих заданий в учебной и внеурочной деятельности с применением компьютерных программ Word , Power Point, Publicher , аудиоредакторов Audacity , Sound Forge , других программ для обработки звуковых файлов, видеоредакторов Windows Movie Maker , SONY Vegas Pro и т.д. (создание книжек-малышек, афиш, сборников информационных данных, презентаций, создание видеороликов и т.д.

Для контроляза уровнем умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, тестовые задания, в том числе и тесты в формате on - line , фронтальный опрос, викторины по слушанию музыки, самоконтроль.

Использованиевозможностей сервисов Web 2.0:

Сетевыеобразовательные проекты в совместной деятельности учащихся, организованной на основе компьютерной телекоммуникации.

Коллективные творческие проекты конкурсы, фестивали, акции).

Педагогическая целесообразность проекта создания развивающей среды нового качества: формируемая на базе информационно- коммуникационных технологий развивающая среда способствует повышению качества обучения и формирует инновационную образовательную модель, характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей учащихся.

Перспективы развития проекта

обновление ИКТ-среды согласно требованиям, предъявляемым для реализации ФГОС НОО и ОО

расширение дистанционных форм взаимодействия с участниками образовательного процесса – учащимися, родительской общественностью, педагогов

освоение и внедрение в практику сервисов Web 2.0 с целью создания интерактивной среды в образовательном учреждении

применение возможностей ИКТ для организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Список источников:

1.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

1 Еурочной Селевко Г.Н. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий, 2005, с.55-64


Обобщение опыта работы во внеурочной деятельности. Описание форм используемых работ. Результаты .

Содержимое разработки

Образовательное пространство как пространство развития обучающихся во внеурочной деятельности.

В настоящее время происходят значительные изменения в образовании. В первую очередь – это введение Государственных образовательных стандартов нового поколения. С учетом современных требований возникает необходимость создания условий для развития способностей обучающихся через образовательное пространство школы.

По мнению авторов А. Журавлева, В.А. Харитоновой, О.В. Санниковой, И.В. Меньшикова, образовательное пространство - является сферой взаимодействия трех его субъектов - учителя, ученика и среды между ними.1

А В.А. Козырев, проректор РГПУ имени А.И. Герцена утверждает: «Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование и развитие человека. 2

Образовательное пространство лицея представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся.

В условиях урочного пространства через урок реализуется основное направление деятельности - это учебная деятельность.

Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в лицее организована внеурочная деятельность школьников, которая объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития и воспитания.

Существует множество различных форм внеурочной работы с учащимися. Я в своей работе использую следующие:

заочные и очные конкурсы;

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности. В процессе такой деятельности учащиеся воспроизводят не только знания и умения, но и те возникающие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию, анализ, синтез, планирование и т. д.

Исследовательской деятельностью с обучающимися занимаюсь 4 года.

В процессе научно-исследовательской работы ученик учится вырабатывать новые знания, при этом развивается его познавательная способность, т. е. во время исследования ученик находится все время в поиске истины.

И здесь нельзя не заметить, что главной целью научно-исследовательской работы является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере.

Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой и желание заниматься дополнительно во внеурочное время, развитие самостоятельности мышления, желание поделиться своими “открытиями” и достижениями с другими учащимися – самый значимый и желаемый результат в организации исследовательской деятельности учащихся.

Следует отметить, что эти формы внеурочной работы с учащимися являются своеобразным итогом проделанной работы и во многом позволяют выявить качество знаний учащихся. Их результаты также позволяют говорить о развитии способностей.

Результатом проводимой работы является ежегодное увеличение количества различных конкурсов, олимпиад. Отрадно, что увеличивается и количество детей, принимающих участие, причем стараются принять участие не только хорошо и отлично успевающие ученики.

Целесообразное использование образовательного пространства наряду с систематически проводимой внеурочной деятельностью позволяет:

-укреплять и расширять знания обучающихся, приобретенные ими на уроках;

- развивать уровень познавательной активности обучающихся;

- формировать индивидуальную деятельность обучающихся;

Результативность участия в различных мероприятиях позволяет говорить о развитии способностей обучающихся в рамках образовательного пространства лицея.

Литература

2. Козырев В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды. Pedagog, №7, 1999

3.Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р.Е.Пономарев // Педагогическое образование и наука. – 2003. – №1. – С.29-31.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

6. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.


-75%


В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:

- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

- интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

- когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

- устойчивость отражает стабильность среды во времени;

- широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].

При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.

Характеристика среды

Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики

- Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня

- Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа

- Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня

- Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований

- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности

- Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей

- Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности

- Усиление экскурсионной работы

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности

- Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18)

- Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др.

- Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся

- Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение

- Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам

- Повышение квалификации педагогов

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела

- Регулярное обновление информации на сайте школы

- Проведение мастер-классов для родителей

- Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей

- Проведение родительских конференций

- Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей

- Обеспечение индивидуального подхода к учащимся

- Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена

- Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий

- Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества

- Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др.

- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе

- Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии

- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

- Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся

Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.

2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.

3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.

5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, воспитательное пространство, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, школа, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Опыт создания развивающей образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Проектирование современной информационной образовательной.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Проектирование развивающей образовательной среды.

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.

В данной статье изучается понятие внеурочной деятельности, анализируются её особенности и отличия от дополнительного образования, а также рассматриваются условия организации образовательной среды во внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению.

ВложениеРазмер
osobennosti_organizatsii_obrazovatelnoy_sredy_vo_vneurochnoy_hudozhestvenno.docx 24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность имеет много общего с дополнительным образованием детей:

• время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;

• формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, досуговая и др.);

• связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются:

• учреждения дополнительного образования детей находятся вне ФГОСа;

• подразделяются на различные виды (станция – может работать только по одному направлению, Центр по четырем направлениям, Дом по пяти направлениям, Дворец по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

• УДО находятся в различных ведомствах. Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры - сфера культуры. Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т - сфера образования.

• УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

• Кадры — внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие специальное профессиональное образование.

• Научно-методической основой деятельности классных руководителей, воспитателей является план работы, а у педагогов дополнительного образования — образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения;

• Внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование — на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором — между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;

• Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники.

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо.

Так, например, в игровой деятельности для достижения первого уровня результатов используются такие формы, как игра с ролевым акцентом, для достижения второго уровня результатов – игра с деловым акцентом, для третьего уровня результатов – социально моделирующая игра. В познавательной деятельности для достижения результатов первого уровня используются познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. Для достижения результатов второго уровня - общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб. Для достижения результатов третьего уровня – детские исследовательские проекты внешкольные конференции и т.д.

При организации внеурочной деятельности следует учитывать возможные ошибки, которые могут возникнуть при формальном подходе, такие как замена внеурочной деятельности только кружковой работой, транслирование педагогом способов урочной деятельности на внеурочную, что неизбежно приведёт к перегрузке обучающихся.

Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

Основой в системе художественно - эстетического воспитания является искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. От других видов внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление отличается, прежде всего, эмоциональным переживанием и духовным проживанием художественного произведения, предмета изучения или деятельности. Это, в первую очередь, предполагает и активное общение ученика и педагога между собой и общение их обоих с произведением искусства, в результате чего создаётся атмосфера содружества и сотворчества. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно сделать его ярким, эмоциональным, запоминающимся. Освоение предметов художественно – эстетического цикла и внеурочной деятельности по этому направлению идёт от эмоции к интеллекту, знанию. В процессе деятельности у ученика появляется возможность продемонстрировать свои знания не только с помощью слов и символов, но также образами и действиями.

Поскольку все произведения искусства создавались в процессе деятельности, то и их изучение должно происходить подобным способом. Поэтому в основе любого вида художественно-эстетической деятельности должно лежать именно деятельностное освоение детьми творчества.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных предметов по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

В зависимости от уровня ожидаемых воспитательных результатов формы внеурочной деятельности можно систематизировать в виде таблицы:

Виды художественно – эстетической деятельности

Студии живописи, скульптуры, архитектуры;

Кружки и научные общества по изучению истории изобразительных искусств

Студии, секции, кружки домашних ремёсел, в т.ч. по работе с деревом, глиной, соломкой, кожей, бисером, вышивка, вязание, плоскостная и объёмная флористика, бумажная пластика и т.п.

Творческие коллективы (хоры, оркестры, ансамбли, группы),

Студии и кружки игры на музыкальных инструментах,

Научные общества по изучению истории музыки.

Театральные коллективы, студии, кружки

Клубы любителей искусства кино, студии и кружки по созданию мультфильмов, короткометражных и документальных фильмов.

Танцевальные коллективы, студии, кружки

Научные общества по изучению истории и теории литературы,

Кружки, секции юных писателей, поэтов, журналистов.

Для достижения результатов первого уровня особое значение имеет тесное взаимодействие ученика и учителя. Занятия на данном уровне организуются педагогом или совместно школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

Для достижения воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества) в содержание деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая, взаимодействие детей на уровне школы, в дружественной им среде. Этому могу способствовать такие формы организации деятельности, как:

Виды художественно-эстетической деятельности

Школьные выставки, конкурсы, фестивали, презентации, вернисажи, ярмарки, мастер-классы

Музыка, литература, танец

Школьные спектакли, театральные представления, театрализованные игры, капустники, кинопоказы, просмотры.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия (возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде) - достижение воспитательных результатов третьего уровня. Это художественные акции совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

Фестивали, выставки, ярмарки, вернисажи, мастер-классы, экскурсии, поисковые экспедиции, концертные программы, спектакли, капустники, творческие вечера, игровые программы, конкурсы, флэш-мобы и т.д. могут стать факторами приобретения школьниками опыта социального действия, будучи реализованными за пределами образовательного учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во.


Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова.

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе.


"Создание эвристической образовательной среды на уроках музыки и занятиях во внеурочной деятельности, как способ самовыражения, самовоспитания, самосовершенствования личности, через творческую проектную деятельность"



Данная программа по ИЗО дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова.

Читайте также: