Почему первые птицы не летали исследование в доу

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разновозрастная группа с 5 до 7 лет
Задачи:

- исследовать строение пера птиц;

Организационный момент:


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Кто же такие птицы, как выглядят, чем отличаются друг от друга? Мы много с вами говорили о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Проверим, хорошо ли вы их знаете! (Просмотр части презентации о разных видах птиц, при этом дети называют птиц и их особенности, перечисляют, чем они отличаются друг от друга (оперением, полетом, средой обитания, питанием) и чем похожи ( все летают, высиживают птенцов)

А теперь давайте поиграем.

Я буду читать вам стихотворение, если вы услышите, что я назвала не птицу, хлопните в ладоши. Можно предложить сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее количеству птиц

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Комары, кукушки,
Чибисы, клесты,
Аисты, лягушки,
Совы и ватрушки.
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки – простушки,
Дятел, сокол и сова.
(Днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!

Молодцы, вы были внимательными!

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птиц.
Физкультминутка.

Воспитатель:

В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких?
Дети: Птицы умеют летать.
Воспитатель: Правильно. А человек может взлететь? Почему?
Дети: Нет. У человека нет крыльев.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?
Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по разному?

Расправленный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
Воспитатель: Вот теперь мы можем догадаться, почему же птицы летают? Кто уже может сформулировать ответ?
Дети отвечают , каждый высказывает свою версию. Правильную закрепляем ( крылья в развернутом виде создают опору, птица держится за счет сопротивления и т.д.)

Воспитатель: Птицы самые быстрые и выносливые. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.
Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья.

Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Ответьте, у всех ли птиц одинаковая форма и цвет перьев?
(Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с различными видами перьев.)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем они отличаются?
Дети: Размером, цветом строением.
Воспитатель: Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птиц.
Поисково –исследовательская деятельность:
(Воспитатель предлагает детям поработать с раздаточным материалом)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него?
Дети: Оно плотное, жесткое, большое.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего – нибудь.
Воспитатель: Какой стержень у махового пера? ( отрезает кусочек стержня )
Дети: Плотный и пустой.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?
Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.
Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?
Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.
Воспитатель: Почему?

Сегодня мы узнали о птицах. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Наше занятие закончилось, все было очень интересно и познавательно, спасибо вам.

дети знакомятся с особенностями древних пернатых, а также разнообразием современного птичьего сообщества. Материал будет интересен педагогам, работающим со старшими дошкольниками.

ВложениеРазмер
pochemu_pervye_ptitsy_ne_letali.docx 24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

«Почему первые птицы

Воспитатель Московская Л.Г

МБДОУ "Детский сад№4 Родничок"

C:\Users\1\Pictures\images (2).jpg

дети знакомятся с особенностями древних пернатых, а также разнообразием современного птичьего сообщества. Материал будет интересен педагогам, работающим со старшими дошкольниками.

Цель: выяснить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

  • дать представление детям об обитателях древнего мира;
  • обогащать словарный запас (доисторический, планировать, дино – птицы);
  • развивать познавательный интерес путем включения в мыслительные операции.
  • воспитывать бережное отношение к природе; любовь к истории.

Материалы: компьютер, проектор, экран, энциклопедии, картинки древних птиц, перо птицы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в доисторический мир. На много миллионов лет назад. В прошлое нашей планеты. Интересно, кого мы тут увидим?

(Показ слайдов с изображением дино-птиц: археоптерикс, каудиптерикс, микрораптор).

Воспитатель: Давайте их внимательно рассмотрим. Некоторые из них похожи на птиц. Посмотрите, передние лапы похожи на крылья, а тело покрыто не шерстью, а перьями, челюсти напоминают клюв. А как вы думаете, могут ли дино-птицы летать?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Вы правы. Летать они не могли, потому что тело у них большое, а крылья маленькие. Хотя туловище покрыто перьями, но они короткие и простые. И служат больше для защиты тела от холода. Дино-птицы могли только подпрыгивать с земли за добычей, планировать с дерева на дерево.

Рассматриваем картинки, энциклопедии современных птиц и строения пера.

Воспитатель: А теперь давайте вернемся домой, в наше время и рассмотрим современных птиц.

После рассматривания дети приходят к выводу, что в наше время птицы совсем другие. Туловище стало небольшим, а крыло увеличилось в размерах, изменилось строение и величина пера, что позволяет птице летать. Давайте вспомним, все ли птицы летают в настоящее время?

Дети: Страус, пингвин.

Воспитатель: Что не позволяет им летать?

Дети: Большое тело и маленькие крылья.

Воспитатель: Попробуйте нарисовать то, что вам больше запомнилось.

Московская Людмила Геннадьевна воспитатель МБДОУ "Детский сад №4 "Родничок"

Задачи: Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Материалы и оборудование: Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага.

Почему динозавры были такими большими?

Задачи: Уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.

Материалы и оборудование: Маленькая и большая емкости с горячей водой.

Ход: Дети рассматривают живую лягушку, выясняют ее образ жизни (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоема жить не может — кожа должна быть влажной); трогают, выясняя температуру тела. Взрослый рассказывает, что ученые предполагают, что динозавры были такими же холодными, как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной. Взрослый выясняет у детей, что делают зимой лягушки (впадают в спячку), как спасаются от холода (зарываются в ил). Взрослый предлагает детям узнать, почему динозавры были большими. Для этого надо представить, что емкости — это динозавры, которые нагрелись от высокой температуры. Вместе с детьми взрослый наливает в емкости горячую воду, трогает их, выливает воду. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру емкостей и делают вывод, что большая банка горячее — ей надо больше времени для остывания. Взрослый выясняет у детей, каким по размеру динозаврам легче было бороться с холодом (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодные периоды, когда их не нагревало солнце).

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ВОДА

Замерзание жидкостей

Задачи: Познакомить с различными жидкостями, Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Материалы и оборудование: Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 10).

Ход: Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем приготавливают раствор соленой воды по алгоритму, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.

Изменение объема жидкости

Задачи: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Материалы и оборудование: Бутылки с пробками.

Ход: Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.

Вода двигает камни

Задачи: Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Материалы и оборудование: Соломинки для коктейля, пластилин.

Ход: Дети набирают ртом воду в соломинку, закрывают ее пластилином снизу и сверху, выносят на мороз. Затем выясняют, что одна из пластилиновых пробок была сдвинута водой (вода, замерзая в соломинке, увеличилась в объеме и сдвинула пробку).

Круговорот воды

Задачи: Познакомиться с круговоротом воды в природе.

Материалы и оборудование: Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

Ход: Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время долго наблюдают таяние и конденсацию воды.

Фильтрование воды

Задачи: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Материалы и оборудование: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Ход: Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

ВОЗДУХ

Вертушка

Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы и оборудование: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Ход: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

Реактивный шарик

Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы и оборудование: Воздушные шары.

Соломенный буравчик

Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы и оборудование: Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка).

Ход: Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину; наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась). Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась). Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться. Дети делают вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае — воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.

Парашют

Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы и оборудование: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Ход: Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта). Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим, падение — более медленным; при уменьшении купола, сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым. Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести.

Свечка в банке

Задачи: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Материалы и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). Дети называют и другой вариант тушения пламени — засыпать пламя землей (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).

3 ВОЗНИКАЕТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: Раз у птиц есть крылья, значит все они могут летать. ВСЕ ПТИЦЫ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ Гипотеза

4 ЗАДАЧИ 1)ВЫЯСНИТЬ, КАКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЕСТЬ У ПТИЦ ДЛЯ ПОЛЁТА; 2)УЗНАТЬ, ВСЕ ЛИ ПТИЦЫ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ; 3)ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ НЕКОТОРЫЕ ПТИЦЫ НЕ ЛЕТАЮТ.

5 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Птицы

6 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВОЗМОЖНОСТЬ ВСЕХ ПТИЦ ЛЕТАТЬ.

7 МЕТОДЫ 1)ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ. 2)ЧТЕНИЕ КНИГ, ЭНЦИКЛОПЕДИЙ. 3)ЗНАКОМСТВО С ФИЛЬМАМИ. 4)АНКЕТИРОВАНИЕ.

8 ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПТИЦАМ ЛЕТАТЬ? 1)КРЫЛЬЯ ИДЕАЛЬНО ПРИСПОСОБЛЕНЫ К ПОЛЁТУ ПО СВОЕЙ ФОРМЕ И СОЗДАЮТ ПОДЪЁМНУЮ СИЛУ.

9 ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПТИЦАМ ЛЕТАТЬ? 2) О БТЕКАЕМАЯ ФОРМА ТЕЛА,СОЗДАВАЕМАЯ ПЕРЬЕВЫМ ПОКРОВОМ. П ЕРО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЛЕГКО И ПРОЧНО.

10 ЛЁГКИЙ СКЕЛЕТ. 3)КОСТИ ИМЕЮТ ТОНКИЕ СТЕНКИ,А ВНУТРИ ОНИ ПОЛЫЕ ИЛИ ОБРАЗУЮТ СЕТЬ ТОНКИХ ВНУТРЕННИХ ПЕРЕГОРОДОК. ТАКИЕ КОСТИ ЛЁГКИЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ПРОЧНЫЕ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПТИЦАМ ЛЕТАТЬ?

11 Мускулатура птиц. 4)СИЛЬНЫЕ МЫШЦЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ РАБОТУ КРЫЛЬЕВ ПТИЦ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПТИЦАМ ЛЕТАТЬ?

12 ПИТАНИЕ 5) ПТИЦАМ ПРИХОДИТСЯ ОЧЕНЬ МНОГО ЕСТЬ. ОНИ ПОСТОЯНО ЗАНЯТЫ ПОИСКОМ КОРМА. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПТИЦАМ ЛЕТАТЬ?

13 Дыхательная система. 6)ПРИ ПОЛЁТЕ ТРЕБУЕТСЯ В РАЗ БОЛЬШЕ КИСЛОРОДА, ЧЕМ В ПОКОЕ. ПОЭТОМУ, КРОМЕ ЛЁГКИХ,ИМЕЮТСЯ ВОЗДУШНЫЕ МЕШКИ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПТИЦАМ ЛЕТАТЬ?

14 Вывод Полёт птиц связан не только с наличием крыльев. Всё строение тела птиц приспособлено для полёта: крылья, скелет, полые кости, дыхание,мускулатура обтекаемая форма тела, питание.

15 АНКЕТИРОВАНИЕ 1)ПОЧЕМУ ПТИЦЫ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ? (СВОИ ОТВЕТЫ) 2)ВСЕ ЛИ ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ? (ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ) 3)КАКИХ НЕЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ ВЫ ЗНАЕТЕ? (СВОИ ОТВЕТЫ) 4)ПОЧЕМУ ЭТИ ПТИЦЫ НЕ ЛЕТАЮТ?(СВОИ ОТВЕТЫ)

16 Результаты анкетирования (опрошено 84 учащихся)

17 Результаты анкетирования Вопрос 2 Все опрошенные уверены, что не все птицы летают

18 Результаты анкетирования (84 уч.) Другие птицы: индюк, павлин, фламинго, попугай, цапля

21 Нелетающая птица: пингвин. Как уверяют историки, когда-то в прошлом пингвины были самыми обычными птицами и даже умели летать, причем весьма ловко и быстро. Однако со временем условия их жизни начали меняться – им в первую очередь пришлось приспосабливаться питаться только морской и океанической рыбой, которая находятся под толщей воды. Что бы поймать ее, позвоночным пришлось научиться нырять и плавать. пингвины

24 Нелетающая птица: страус У этих больших птиц хоть и есть крылья, они совсем не годятся для того, чтобы поднять в воздух их огромное тело.Страус весит от 80 до 150 кг. Для того чтобы взлететь с такой большой массой тела, нужны огромные крылья.

25 Страус Страус может достигать скорости бега в 70 км/ч. Он способен пробежать без остановки 20 километров за 1520 минут.

26 Киви. Новая Зеландия - родина этих удивительных птиц нашей планеты

27 Нелетающая птица: киви. А у киви попросту нет крыльев. Они исчезли, поскольку в природе у них почти не было врагов естественного происхождения. В её теле не предусмотрен особый вырост - киль, к которому прикрепляются летательные мускулы).

28 Казуар Является самой агрессивной и опасной для человека птицей.

29 Нелетающая птица: казуар Казуар отличается крайне слабым развитием крыльев, недостатками в строении скелета.Имеет недоразвитый хвост и трёхпалые ноги с остры- ми когтями. Как и страусы они быстро бегают, а ещё хорошо прыгают. Родина этих птиц - Австралия

30 Плохо летают некоторые домашние птицы

31 ВЫВОД. Моя гипотеза не подтвердилась, т.к. есть птицы, которые не летают, потому что у одних масса их тела слишком велика, чтобы подняться в воздух.(страус, пингвин) У других есть несоответствия в строение скелета, приводящие к невозможности полёта.(киви, казуар) А домашние птицы просто отвыкли летать. Строение же тела многих птиц приспособлено для полёта.

Я очень люблю животных, смотреть про них передачи, читать книги, возится с ними. Около Дома культуры много голубей, и я частенько за ними наблюдаю, подкармливаю. Иногда маленькие дети начинают их пугать, тогда голуби взлетают высоко на крышу здания. Как это у них получается? Я задумался: что помогает птицам летать. Эту загадку я и захотел разгадать.

Цель проекта: узнать, почему птицы могут летать.

Задачи:

  • узнать, как появились птицы;
  • выяснить, какие приспособления есть у птиц для полета;
  • определить сходство и различие между птицами и другими летающими существами;
  • доказать, что птица лучше приспособлена к полету.

Объект исследования: птицы.

Предмет исследования: возможность птиц летать.

Гипотеза: раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать.

  • чтение книг,
  • знакомство с фильмами,
  • поиск информации в Интернете,
  • наблюдения,
  • опыты.

Как появились птицы?

Некоторые ученые считают, что птицы произошли от небольших хищных динозавров. Они были двуногие с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа, которые использовались для сшибания летучих насекомых, для чего хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Одновременно происходили преобразования чешуй в перья, изменения хвоста.

Позднее птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения. Полет позволил им:

  • ловить в воздухе насекомых,
  • эффективно избегать хищников,
  • выбирать благоприятные для жизни условия.

Развитие полета сопровождалось укорочением длинного хвоста и заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.

Что позволяет птицам летать?

1. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

2. Обтекаемая форма тела, создаваемая перьевым покровом. Перо чрезвычайно легко и прочно.

3. Легкий скелет. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.

4. Сильные мышцы обеспечивают работу крыльев птиц.

5. Причуды стопы, состоящей из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад). Сухожилия, проходящие через цевку, обеспечивают сгибание пальцев, выполняют функцию рычага, точно координируют движения.

6. Питание. Птицам приходится очень много есть, они постоянно заняты поиском корма.

7. Дыхание. При полете требуется в 10-12 раз больше кислорода, чем в покое. Поэтому, кроме легких, имеются воздушные мешки.

Разница давлений над и под крылом создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

Наблюдения

Рассмотрел перья под лупой и выяснил, что перо состоит из стержня, а от стержня отходят волоски, есть крючочки.

Приложил перышко к щеке – стало тепло. Значит, они нужны для тепла. Отрезал кончик пера – внутри пусто. Значит, перо легкое.

Вывод: перья – легкие, сохраняют тепло, эластично пружинят, очень крепкие, делают поверхность тела птицы гладкой.

Сравнивая с птицей летучую мышь, видим: тело птицы покрыто перьями, а мыши – шерстью. Мне кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей кожистое вещество между пальцами рук, плеча и тела. У птиц полетные мышцы развиты больше, вместо зубов – легкий клюв.

Вывод: птицы – лучше приспособлены к полету, чем насекомые и млекопитающие.

Опыты

Я опустил перо и клочок шерсти в воду: шерсть намокла, а перо нет. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир).

2. Взял лист бумаги за край и подул, он держался в воздухе. Значит, полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает разница давлений воздуха под крылом и над крылом.

3. Следующий опыт показал, что полые кости прочные. Я сложил лист бумаги несколько раз и вставил его в кольца на подставке. К бумаге подвесил грузик. Бумага не выдержала веса, и грузик упал. Затем свернул лист бумаги в трубочку и повторил опыт. Бумага выдержала вес даже нескольких грузиков. Вывод: легкость и прочность скелета птиц достигается полыми костями.

Заключение

Птицы появились в ходе преобразования древних динозавров.

Из-за проблем с питанием на земле, появилась возможность добывать его в воздухе и на высоких деревьях. Перелеты помогают найти более благоприятные условия для питания зимой и летом. В воздухе и на деревьях можно укрыться от хищников.

Строение тела птиц приспособлено для полета: крылья, скелет, полые кости, дыхание, обтекаемая форма тела, питание, разница давлений над и под крылом во время полёта.

Перьевой покров прочный, легкий и согревающий.

Полёт – это прежде всего победа над земным притяжением.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Читайте также: