Кем осуществляется психолого педагогическое сопровождение обучающихся с зпр в условиях школы

Обновлено: 01.06.2024

ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

  1. Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нор­мального темпа психического развития, в результате чего ребе­нок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в об­становке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значи­тельно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения зада­ния и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможно­стями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.

Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой пока­зало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмыс­ленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения зна­ния приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.

Многочисленными исследованиями установлены основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и, как следствие, низкая работоспособность, недостаточность развития зрительного и тактильного восприятия, незрелость эмоций, воли и поведения, недостаточность развития фонематического слуха, оптико-пространственного анализа и синтеза, отсутствие сформированных навыков интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний.

Итак, задержка психологического развития ( ЗПР) – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, который затрудняет процесс обучения ребенка в школе по общеобразовательной программе и требует специально организованной комплексной помощи соответствующих специалистов.

Чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания таких детей, тем успешнее происходит преодоление отставания в развитии.

как вид комплексной помощи детей с ОВЗ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:

-Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.

-Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.

-Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.

-Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью является выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

-защита прав и интересов ребенка;

-массовая диагностика по проблемам развития;

-выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

-консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;

-групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются: оказание помощи в решении проблем; формирования здорового образа жизни; личностных проблем развития ребенка; выбора образовательного маршрута; преодоления затруднений в обучении; разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения; гигиеническое нормирование нагрузок; обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком; организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

-индивидуальное сопровождение детей;

-системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом. Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

Основные этапы системного сопровождения: диагностический этап; поисковый этап; консультативно-проективный (или договорной) этап; деятельностный этап; рефлексивный этап.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях: выявление проблем в ходе массовой диагностики; обращение родителей за консультациями; обращения педагогов, администрации; обращение специалистов других социальных служб.

Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы.

По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

-удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;

-уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

-способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

-успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

3.1 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития

Категория детей с задержкой психического развития нуждается в
глубоком изучении и организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

По мнению Л.Г. Субботиной, психолого-педагогическое сопровождение обучения учащихся в воспитательно-образовательном процессе –
это новое направление в педагогической науке и практике. Оно основано на гуманизации взаимоотношений в социуме. Гуманизация – это ключевой элемент нового педагогического мышления. Важным в организационном аспекте при построении психологопедагогического сопровождения является дифференцированный подход к категории детей с ЗПР, определение личностно-ориентированных методов и приёмов работы со школьниками. Следует отметить, что психологопедагогическое воздействие существенно эффективнее, если базируется на комплексном подходе. К нему предъявляется ряд требований:

1.Соблюдение условия взаимодействия всех участников психологопедагогического сопровождения учебного процесса: администрации школы, педагогов, родителей, специалистов ПМПК школы.
2. Проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на воспитание и обучение конкретного учащегося, например, коррекция имеющихся отклонений в развитии, активация личностного потенциала и так далее.
3. Консультативная работа с родителями и учителями, целью которого могут выступать охрана и укрепление нервно-психического здоровья
детей, компенсация недостатков семейного воспитания и тому подобного.
Одним из важных условий успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватное педагогическое воздействие. Необходимо выбирать методы обучения, соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка, и правильно организовывать условия обучения, то есть обучение должно стимулировать развитие ребёнка и соответствовать его реальным возможностям.

Е.М. Мастюкова выделяет следующие условия успешного процесса
обучения:
–создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
–обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей
педагогической деятельности;

–дифференциация требований и индивидуализация обучения;
–организация системы внеклассной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся;

– учёт особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения с данной категорией детей.

В статье рассказывается о психологическом сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале представлены основные формы, методы и технологии,используемые в работе с данной категорией детей.

ВложениеРазмер
psihologicheskoe_soprovozhdenie_obuchayushchihsya_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.docx 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Мы должны двигаться только вперед,

По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко).

Так, на базе общеобразовательной школы №8 в 2013 году был открыт первый класс для обучающихся с ЗПР.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с ЗПР значительно отличаются от своих сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Напомню, что задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память , внимание , мышление , эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причинами задержки психического развития детей в большинстве случаев являются:

- минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

- церебрастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм.

Эти условия, как и тяжелые соматические заболевания, ведут к возникновению функциональной недостаточности центральной нервной системы.

В обеспечении условий и возможностей обучения и развития детей с ЗПР особая роль принадлежит психологу.

Психолог должен не просто оказать психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А именно организовать психологическое сопровождение детей на всех этапах обучения как сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты.

Ребята из второго и третьего класса обучаются в нашей школе с первого класса, а шестиклассники перешли из двух других общеобразовательных учреждений города в пятом классе.

Ребята с ЗПР пребывают в комфортном психологическом климате с оптимальной наполняемостью класса до 14 учащихся, что позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения (эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения) при опросе, объяснении и закреплении нового материала, т.е. на всех этапах урока.

С данной категорией обучающихся работают все специалисты социально-психологической службы нашей школы: педагоги-психологи, логопед, социальный педагог, школьный фельдшер.

Осуществляя психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР, психологи проводят индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвуют в работе психолого - медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Остановимся подробнее на основных направлениях деятельности педагогов-психологов нашей школы.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе, учителя- логопеда, социального педагога и т.д.).

Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении (ЗПР) в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-психологической адаптации в современном социуме.

Коррекционно-развивающая работа предполагает работу психолога по формированию эмоционально-личностной сферы ребенка и начинается с гармонизации его аффективной сферы.

Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.

Занятия проводятся психологами по программе, составленной в соответствии с программой индивидуального развития ребенка.

Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей.

Форма и содержание работы с родителями определялась степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы являлось индивидуальное консультирование .

Оно проводилось в несколько этапов. Задачей первого этапа являлось установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводился по итогам всестороннего обследования ребенка. Психологи в доступной форме рассказывали родителям об особенностях их ребенка, указывали на его положительные качества, объясняли, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно было дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно - развивающей работы родители привлекались к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.

Подводя итог, можно констатировать, что настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения детей с ЗПР. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные особыми образовательными потребностями детей данной категории, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями. При этом основные направления работы психолога обеспечены программным и методическим наполнением.

Результатом работы по психологическому сопровождению обучающихся с ЗПР можно назвать: снижение личностной и школьной тревожности данной категории детей на 15%, положительная динамика в формировании учебной мотивации составила 24 %, памяти - 12 %, внимания- 15% .

Автор: Рассказова Наталья Владимировна

Организация: Основная школа №27

Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский

При работе с детьми с задержкой психического развития (ОВЗ) педагог должен владеть не только знаниями об особенностях таких детей, но и видеть какие эффективные средства, формы и инновационные методы помогут сделать процесс обучения и воспитания интересным и продуктивным. Всё выше сказанное предполагает разработку технологии психолого-педагогического сопровождения школьников с задержкой психического развития в условиях образовательного учреждения. Как показывает практика, без специально разработанной программы индивидуального сопровождения, без возможности оценить эффективность работы с ребёнком на разных этапах, проведение уроков, занятий без учёта особенностей детей, имеющие диагноз задержка психического развития, невозможно в полной мере корректировать имеющиеся недостатки в развитии.

В нашей школе работают грамотные квалифицированные специалисты, умеющие работать с данной категорией детей. У нас есть педагог - психолог, учитель - логопед, социальный педагог, учителя, которые могут помочь детям с ЗПР поверить в самих себя, увидеть и понять свои достоинства и свои недостатки, трудности и успехи, а главное, научиться учиться. Специалисты нашей школы сосредотачивают особое внимание не на проблеме, а на ученике, у которого есть проблема, следовательно, на желании помочь ему.

Эффективной формой взаимодействия специалистов нашей школы для отслеживания динамики развития и предупреждение не успешности детей с ЗПР является школьный консилиум.

Все сведения, результаты диагностик доводятся до родителей в понятной для них форме. Все рекомендации, которые предлагают специалисты, могут реализоваться только с согласия родителей.

Целью школьных консилиумов является своевременное определение проблем у школьника, выбор и организация в рамках данного образовательного учреждения направления для преодоления негативных факторов, влияющих на успешность обучения.

Проведение школьных консилиумов, их организация, подготовка определяются нормативными документами.

По цели психолога – педагогические консилиумы делят на первичные, плановые, срочные (внеплановые) и заключительные.

  1. Первичный консилиум. Он проводится при поступлении учащегося в класс (чаще всего это первоклассники, или вновь прибывшие дети) сразу по завершении первичных обследований у психолога, логопеда, педагога; в отдельных случаях привлекаются другие специалисты. Родители (законные представители) обязательно должны присутствовать на первичном консилиуме.

Цель консилиума: определение особенностей развития ребёнка, выбор формы и возможных условий его обучения. Решается вопрос, кто психолог, логопед или кто – то еще из специалистов будут оказывать помощь в сопровождении педагогического процесса.

  1. Плановый консилиум. Он проводится один раз в полугодие.

Цель консилиума: оценить динамику обучения и коррекции, внести, в случае необходимости, поправки и дополнения в коррекционную работу, назначить (при необходимости) дополнительные обследования.

Плановый консилиум, проводимый в начале и конце учебного года, предполагает осмысление и оценку результатов деятельности по сопровождению. Даёт ответы на вопросы. Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос, что мы делаем дальше?

  1. Срочный (внеплановый) консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с обучающимся. Такая необходимость возникает, если у ребёнка возникают проблемы в обучении, в поведении или коррекционной работе.

Присутствие родителей на таком консилиуме обязательно.

Цель консилиума: выяснение причин возникших проблем; оценка, возможности их преодоления. Определяют, какие нагрузки подходят для данного ребёнка; решается вопрос о необходимости изменения формы или режима обучения.

  1. Заключительный консилиум проводится в связи с переходом обучающегося с одной

ступени обучения на другую (Это переход из начальной школы в среднее звено, конец 4 класса). Родители (законные представители) являются участником данного консилиума.

Цель консилиума: оценка статуса обучающегося на момент окончания обучения: это уровень приобретённых знаний по всем учебным предметам, степень социализации,

Уровень эмоционально-волевой и поведенческой сфер, степень развития высших психических функций; даются рекомендации для педагогов следующего звена, которые будут работать с обучающимся в следующем классе.

Совместное обсуждение результатов обследования всеми специалистами консилиума данного учебного заведения даёт единое представление о характере и особенностях развития каждого ребенка, даёт возможность наметить общий план его дальнейшего развития, определить комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать индивидуальную карту учёта динамики и развития ребёнка.

Более детально остановлюсь на работе с индивидуальными картами учёта динамики и развития ребёнка.

1.Титульный лист. Указывается название (Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка), на какой учебный год составлена карта, фамилия, имя, отчество обучающегося.

Возраст _______________________________ Дата рождения __________________________________

ФИО родителей (законных представителей) _______________________________________________

Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения) _________________________________

II. Социальная карта семьи

Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна_____________________________________________

Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна_____________________________________

Статус семьи ________________ с кем ребенок проживает ______________________

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни ___________________

Условия проживания ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.) _______________________________________.

Взаимоотношения в семье __________________________________________________________

3. Третья страница. Заключение психолого- медико-педагогического консилиума.

На этой странице указывается дата, причина проведения консилиума. Например. Плановый консилиум на начало учебного года по итогам входной диагностики. Здесь же представлено педагогическое представление (краткая характеристика) на ребёнка. Например.

Педагогическое представление: Вика добрая, отзывчивая девочка, готовая в любую минуту оказать помощь. На уроках не внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается часто, иногда встречаются ошибки из – за невнимательности, не всегда исправляет их при проверке. Память ослаблена, механическое заучивание.

Не всегда с первого раза понимает материал, необходимы дополнительные объяснения учителя. Уровень активности, самостоятельности низкий. Любознательности не проявляет. Есть склонность к стереотипу. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого. Трудности преодолевает только при психологической поддержке.

Мотивация к учебной деятельности сформирована недостаточно. Темп деятельности соответствует нижним показателям возрастной группы.

Владеет письменной речью, скорость письма не соответствует норме, при письме допускает орфографические ошибки. Изученные правила не всегда применяет на практике. Чтение выразительное, ниже нормы. При чтении допускает большое количество ошибок. С помощью выделяет в тексте главное, навыками пересказа владеет. Вычислительные навыки сформированы слабо. С помощью учителя справляется с решением задач.

С программами по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру справляется при максимальной индивидуальной помощи.

Педагогическое представление заполняется до заседания консилиума.

Во время заседания вырабатываются рекомендации и заносятся в карту. Участники консилиума ставят свои подписи.

4.На четвёртой странице составляется программа комплексного сопровождения. Указывается цель и задачи сопровождения. Например.

Цель сопровождения: создание благоприятных оптимальных условий для развития ребёнка, для успешной интеграции в социуме.

Задачи: 1. Предупреждать возникновения проблем развития ребёнка;

2.Помогать ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

3.Развивать ВПФ, учебную мотивацию;

4.Снижать уровень тревожности и агрессивности, корректировать поведение.

План мероприятий по сопровождению заполняется в виде таблицы. Участники сопровождения – классный руководитель, родители (законные представители), учитель – логопед, педагог – психолог, учитель, заместитель директора по правовому воспитанию и другие необходимые специалисты.

Участник сопровождения

Мероприятия по сопровождению

Сроки реализации

Количество занятий

Отметка о выполнении, что не удалось реализовать

5.Пятую (Индивидуальные психологические особенности ребёнка) и шестую (Познавательные процессы) заполняет педагог-психолог, осуществляющий сопровождение обучающегося.

6. Следующие две страницы о речевом развитии, после диагностики, заполняет учитель -логопед, дефектолог.

7. Девятая страница. Информация классного руководителя. Указывается участие в программах дополнительного образования. На начало и конец учебного года рассматриваются параметры контроля: самообслуживание, самостоятельность, отношение к учёбе, к выполнению поручений. Делаются выводы, выявляются проблемы, намечаются пути решения.

8.Заключительная страница. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы за учебный год. Указывается дата и причина проведения. Например. Плановый консилиум на конец учебного года по итогам диагностики. На этой же странице указываются результаты и эффективность сопровождения. Выносится решение, рекомендации. Эту страницу подписывают все члены консилиума. Родители ставят подпись о том, что они с содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребёнка ознакомлены.

Данные карты хранятся в учебной части школы и позволяют рассмотреть динамику развития, воспитания, обучения ребёнка с момента поступления в школу, до его окончания учебного заведения.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
"Ставропольский центр социальной помощи семье и детям"

Форум

"В-контакте"

Напишите нам

Поиск

Видеогалерея

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье обозначены актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Раскрыты основные понятия, цели, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ЗПР, лица с ОВЗ, инклюзивное образование.

На современном этапе развития образования приоритетным направлением является создание оптимальных условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), прежде всего, создания общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода, приводящие к развитию и внедрению инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющих физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ОВЗ создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и др. [6].

Следовательно, при реализации инклюзивного образования, отмечается расширение реабилитационного пространства, что объясняет необходимость широкого охвата различных категорий детей, в том числе детей с задержкой психического развития (ЗПР). В данную категорию детей входят лица с маловыраженными отклонениями психического развития. Основные сложности, испытываемые детьми с ЗПР, имеют связь с аномалиями в социальной адаптации и учебной деятельности, вследствие замедления развития процессов психики, незрелостью личности и негрубыми расстройствами когнитивной сферы. Это объясняет необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории детей, а также их ближайшего окружения [5].

По мнению Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, для успешной адаптации к современным социальным условиям и формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

В.М. Толстошиева рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как единство деятельностей всех участников образовательного процесса направленное на создание условий для полноценного развития ребенка, становление его личности и зоны его личной ответственности [5].

Из вышесказанного следует, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ рассматривается как полноценный процесс взаимодеятельности психолога и педагога, и их комплексное воздействие на ребенка и его семью. Целью психолого-педагогического сопровождения является формирование и развитие ребенка, создание благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную среду, для овладения специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование поведенческих навыков, а также продуктивных форм взаимодействия с детьми и взрослыми [2].

Стоит отметить, что формирование и развитие системы сопровождения лиц с ОВЗ, в рамках инклюзивного образования требует решения и реализации ряда вопросов, связанных с организацией, управлением, нормативно-правовой базой, научно-методических разработок, информационных и кадровых задач [7].

Основополагающим при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, является создание модели доступной среды для эффективного обучения ребенка, повышение его адаптационных возможностей, посредствам обеспечения взаимодействия со сверстниками, что влияет на гармоничное физическое, умственное и психическое развитие, а также в дальнейшем его самоопределение и самоутверждение [3].

Можно отметить, что в основу создания системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ положен ряд принципов, основным является, принцип принятия философии инклюзивного образования всеми участниками образовательного процесса. Не менее важными являются: принцип гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности, принцип индивидуального подхода, который заключается в подборе методов и методик, создание индивидуальных планов, с учетом потребностей, возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ.

Принцип социально-психологической защищенности и принцип поддержки самостоятельности взаимосвязаны между собой схожими целями.

Таким образом, можно сделать вывод, система психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, в том числе детей дошкольного возраста с ЗПР, является эффективной при наличии целостной системы построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Читайте также: