Самостоятельная деятельность детей в доу в ходе режимных моментов

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самостоятельная деятельность детей в режимные моменты

Дошкольный возраст – уникальный период развития самостоятельности. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Режим дня в ДОО – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня в разных возрастных группах разработан на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и скорректирован с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОО.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учёта их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня разработан с учетом следующих принципов:

- составление режима дня в соответствии с возрастными возможностями ребёнка и состоянием его здоровья;

- соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование;

- отведение времени для самостоятельной (нерегламентированной и регламентированной) деятельности ребёнка;

- организация режима пребывания детей в детском саду (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде);

- составление режима дня с учётом приоритетных направлений развития детей (в группах комбинированной направленности);

- проведение мероприятий по профилактике утомления отдельных воспитанников.

Распределение самостоятельной работы по образовательным областям:

- физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

- социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

- художественно-эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку.


Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т. к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

Самостоятельность — способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности: игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.

Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении с взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны, выбирать способы действия в её условиях.

В нашем ДОУ осуществляется поощрение самоконтроля дошкольников, внимание детей направлено к своему внешнему виду, стремлению быть аккуратными.

В ДОУ, созданы все условия для развития самостоятельности. Во время проведения режимных моментов, мы стремимся вызывать у ребенка только положительные эмоции:

− например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры,

− лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, с приятным запахом;

Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать ложку и т. д.). Сначала мы наглядно показываем детям способы их выполнения. Дети наблюдают за показом этих действий сначала в замедленном темпе. Если у ребенка не получается сразу следовать образцу, показываем, как сделать лучше, пытаемся объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку).

Развивая самостоятельность, мы стараемся как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опираемся на поощрения и похвалу. Психологи, отмечают, что чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости, поэтому по отношению к детям чаще применяем положительную оценку.

Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

В заключении хочется отметить, что режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, действие, зимняя одежда, Кукла, положительная оценка, ребенок самостоятельности, режим дня, самостоятельная деятельность, самостоятельность.

Похожие статьи

Особенности формирования самостоятельности у детей.

Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе

Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен

 уровень детской самостоятельности;  познавательная активность детей

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности.

Формирование представлений детей о труде взрослых является важным элементом в

Посильно для дошкольников убрать на место игрушки, книги, постирать кукольную одежду

Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание.

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, и

Это привлекает детей, развивает их самостоятельный поиск информации, мотивирует их к познанию

Следующий шаг в воспитании самостоятельности у ребенка – это развитие умений и навыков.

Брейн-ринг "Развитие самостоятельности как залог успешного. "

Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей.

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным

В педагогике считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цели и.

О самостоятельной двигательной деятельности детей.

Положительный результат для развития у детей потребности в двигательной активности возможен при целенаправленно организованном образовательном процессе

Педагогическое руководство самостоятельности детей построено с учётом уровня двигательной активности.

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей.

Раскрыта проблема формирования самостоятельности в изобразительной деятельности у детей

Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного.

Самостоятельность — это положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной.

Самостоятельность детей разворачивается от действий репродуктивного, воспроизводящего характера, к действиям с элементами творчества при постоянном, неуклонном повышении роли сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 440201 "Дошкольное образование". В данном пособии собраны и систематизированы инструктивно-методические материалы по становлению самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Сборник режимных моментов



В данном пособии собраны и систематизированы инструктивно-методические материалы по становлению самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов.

Данные методические материалы могут оказать существенную помощь студентам колледжа, воспитателям, родителям.

© Зерноградский педагогический колледж, 2018

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика…………………………7

Организованная образовательная деятельность…………………………. 12

Игры и детские виды деятельности………………………………………….19

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывать время пребывания ребенка в детском саду.

Советы родителям:

При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил:

Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).

Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

3. Игры и детские виды деятельности.

4. Организованная образовательная деятельность.

5. Подготовка к прогулке, прогулка.

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед.

7. Подготовка ко сну, дневной сон.

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

9. Игры, самостоятельная деятельность детей.

10. Подготовка к ужину, ужин.

11. Игры, прогулка, уход детей домой.

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Прием детей, осмотр, игры

Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, не в настроении или не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое- либо конкретное поручение.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!


Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!


Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Ходьба по залу друг за другом (15 секунд).

Ходьба на носочках (10 секунд).

Обычный бег (20 секунд).

Ходьба врассыпную (10 секунд).

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Повернуть голову в сторону.

Вернуться в исходную позицию.

Повернуть голову в другую сторону.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Исходная позиция: стоя, руки в стороны.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Индивидуальные указания и поощрения.

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, после мытья рук не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.

Только солнышко засветит,
Умываются коты.
Рано утром на планете
Чистым должен быть и ты.

Утром чистят мех еноты
И купаются бобры.
У кого-то день работы,
У кого-то час игры.

Умываются лисицы,
Умываются слоны.
Все на свете этом лица
Быть чисты с утра должны.

И макаки, и гориллы,
И зеленый крокодил
Нос намыливают мылом,
Чтобы самым чистым был.

Птички чистят перья утром,
Умываются кроты.
Поступают звери мудро.
Будь же умницей и ты.

Все умылись, папы, мамы,
Детки с раннего утра.
А теперь - на кухню прямо!
Детям завтракать пора.




Организованная образовательная деятельность

Цель: всестороннее развитие детей, передача педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

ООД способствует формированию новых знаний, умению наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. В результате совместной деятельности во время ООД у детей формируются положительные взаимоотношения. Воспитатель обеспечивает целостность образовательного процесса путем реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

При организации образовательной деятельности воспитатель использует динамические паузы, пальчиковые игры, которые снимают напряжение, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой.


***

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)


Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Подготовка к прогулке


Цель: напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате, формировать у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании.

На площадку мы ходили,
Птичкам семечки носили.
Птички ждут нас каждый раз,
Птички очень любят нас!

Детский сад гулять идёт —
В детский сквер гулять идёт,
В детский парк гулять идёт,
В детский лес гулять идёт!
Столько неба про запас,
Столько ветра про запас,
Столько солнца про запас, —
Время детское у нас!


Прогулка

Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.


В детском садике детишки —
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! — несется с горки Петя.
Два! — за ним летит Ванюша.
Три! — на карусели Ксюша.
А четыре! — в доме Коля.
Пять! — стоит с ведерком Оля.
Шесть! — с мячом играет Митя.
Семь! — с коня слезает Витя.
Восемь! — с куклою Наташа.
Девять! — рядом скачет Маша.
Десять! — по дорожке Федя
Едет на велосипеде.

Цель: формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

При организации обеда воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий. Воспитатель следит за осанкой детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. При этом следует помнить, что насильственный прием пищи недопустим.

Это - ложка, Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

вот обед у нас сейчас


Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне.

вот и кончился обед.

Подготовка ко сну

Цель: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности, профилактика плоскостопия и закаливание.

Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.

Отдохнуть ребятам надо,

Надо им поспать часок!

Вы не квакайте, лягушки,

Под окошком у ребят!

Здесь кроватки стоят

Здесь ребята крепко спят.

Вот лежат в кроватке

Мягки да сладки?

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.

Вас положим на подушки.

Отдохните и поспите.

Спи подольше, милый,

Спи, мой шаловливый.

Птички спят ещё в саду,


Я твой сон здесь берегу".

Дневной сон

Цель: восстановление физиологического равновесия детского организма.

Дневной сон является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Ходит дрёма у кроваток, баюшки-баю.

Чьи тут глазки спать хотели? Знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,


И быстрее засыпай, засыпай.

На мягкой подушке

Тоже давно уже спит.

В детском садике у нас

Дети глазки закрывают

И тихонько засыпают.

В огороде заиньки.

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят.

Гимнастика после сна


Цель: обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию, положительного эмоционального настроя, подготовка к активной деятельности.

- Добрый день! Скорей проснись!

Солнцу шире улыбнись!

Такими словами приветствует воспитатель просыпающихся детей. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.

Пролетали низко гуси,

Перья мягкие в подушечке,

Подарили детям гуси.

Поскорей, скорей проснись.

Мы проснулись, потянулись

Вместе солнцу улыбнулись

Здравствуй солнышко - колоколнышко.

Встали мы с подушечки ручки потягушечки,

Ножки - побегушечки, вместе - порастушечки.

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

Игры и детские виды деятельности

Цель: Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игр; побуждать к активной деятельности.

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, организует предметно – пространственную среду.


По столу бежит счастливый
Распpекpасный Игого,
У него большая гpива
И копытца - ого-го!
Hо в углу его слюнявый
Поджидает Гадский Мяу!
Кто виновен и кто пpав -
Hе поймёт пpостой Гав-Гав.

Учила папу в мяч играть:
"Я буду мяч тебе кидать…"
Едва успела дочь сказать,
Как папа сразу дал понять,
Игру он может поддержать:
"Я должен буду мяч поймать!"


И папа тут едва сказал,
Как дочка вдруг: "Не угадал!
Тебе я буду мяч бросать,
Но оттого, что не поймал,
Ты должен будешь… грустным стать!"

Уход детей домой

Воспитатель может проинформировать родителей о достижениях в развитии, успехах в группе, демонстрирует работы детей, хвалит ребенка в присутствии родителей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим вопросам. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Каждый ребенок должен высказаться и быть услышанным. Лучше, если дети будут высказываться по кругу, передавая из рук в руки какой-то привлекательный предмет (колокольчик, красивый шар и т.п.). Время высказывания (30 сек) должно быть ограничено звуковым сигналом.

Использованная литература:

Нищева, Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.[Текст]/ Н.В. Нищева – СПб.: Детство-Пресс, 2010, 86 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления .

При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил:

Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).

Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывать время пребывания ребенка в детском саду.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, игры, утренняя гимнастика.

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

3. Организованная образовательная деятельность.

5. Подготовка к прогулке, прогулка.

6. Подготовка ко сну, дневной сон.

7. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

8. Подготовка к полднику, полдник.

9. Игры, самостоятельная деятельность детей.

11. Уход детей домой.

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Прием детей, осмотр, игры

Цель: постепенное вхождение в жизнь детского сада, группы, создание спокойного психологического комфортного настроя у каждого ребёнка, укрепление интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребёнком.

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, не в настроении или не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое либо конкретное поручение.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся и улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём. Хоровод заведём.

С добрым утром,глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром,ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

Ура, мы проснулись!

Утренняя гимнастика

Цель: Снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию правильной осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам.

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Умывание

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

В младших группах реализуются следующие задачи:

Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.

Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.

Формирование культуры поведения.

Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.

В старшем возрасте ставиться следующая задача:

Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.

Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как: показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово .

Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.

Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.

При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

Организованная образовательная деятельность

Цель: всестороннее развитиедетей, передача педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

ООД способствует формированию новых знаний, умению наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. В результате совместной деятельности во время ООД у детей формируются положительные взаимоотношения. Воспитатель обеспечивает целостность образовательного процесса путем реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

При организации образовательной деятельности воспитатель использует динамические паузы, пальчиковые игры, которые снимают напряжение, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой.

Жили-были зайчики Сжимают руки в кулачки, указ.и сред. - ушки.

На лесной опушке. Хлопают в ладошки.

Жили-были зайчикиПоказывают пальцами ушки.

В маленькой избушкеПоказывают домик, ладошки - большие пальцы.

Мыли свои ушки, Потирают ушки.

Мыли свои лапочки, Моющие движения кистями рук.

Наряжались зайчики, Двигают ладонями сверху вниз по туловищу.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

(Дети и родители выполняют

движения карандашом

в соответствии с текстом)

Подготовка к прогулке

Цель: напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате, формировать у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании.

Раз, два, три, четыре, пять

собираемся гулять!

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку одевай

Организация прогулки

Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Птички, птичкиподходите —

Угостить мы вас хотим!

Ешьте сколько захотите

Мы вам зернышек дадим!

Организация питания

Цель: формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

При организации обеда воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий. Воспитатель следит за осанкой детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. При этом следует помнить, что насильственный прием пищи недопустим.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй, найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Ведь обедать надо нам!

Подготовка ко сну

Цель: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности, профилактика плоскостопия и закаливание.

Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.

Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки.

Поиграли, погуляли –

А теперь мы отдохнем.

Прежде чем пойти в кровать,

Надо вещи нам убрать.

Одежду снимаем, расправляем

На стульчик убираем.

Чтоб не болели ножки,

Пойдем мы по дорожке.

Любят наши ножки

Массажные дорожки.

Дневной сон

Цель: восстановление физиологического равновесия детского организма.

Дневной сон является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрываем тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

Гимнастика после сна

Цель: обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию, положительного эмоционального настроя, подготовка к активной деятельности.

- Добрыйдень! Скорей проснись!

Солнцу шире улыбнись!

Такими словами приветствует воспитатель просыпающихся детей. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.

Глазки открываются,легкий массаж лица

Реснички поднимаются,

Дети просыпаются,поворачивают голову вправо-влево

Друг другу улыбаются.

Дышим ровно, глубокоделают глубокий вдох и выдох, надувая и

И свободно, и легко. втягивая живот

Что зачудная зарядка –растирают ладонями грудную клетку

Как она нам помогает,ипредплечья

Настроенье улучшает

И здоровье укрепляет.

Крепко кулачки сжимает,медленно поднимают руки вверх, быстро

Руки выше поднимаем. сжимая и разжимая кулаки.

Сильно-сильно потянись.вытягивают руки, потягиваются.

Солнцу шире улыбнись!

Потянулись! Улыбнулись!

Наконец-то мы проснулись!

Добрый день!

Пора вставать!встают с кровати

Заправлять свою кровать.

Игры и детские виды деятельности

Цель: Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игр; побуждать к активной деятельности.

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, организует предметно – пространственную среду.

По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

Маленькие гномики

Ловко строят домики

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

Уход детей домой

Воспитатель может проинформировать родителей о достижениях в развитии, успехах в группе, демонстрирует работы детей, хвалит ребенка в присутствии родителей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим вопросам. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Каждый ребенок должен высказаться и быть услышанным. Лучше, если дети будут высказываться по кругу, передавая из рук в руки какой-то привлекательный предмет (колокольчик, красивый шар и т.п.). Время высказывания (30 сек) должно быть ограничено звуковым сигналом.

Правила при выполнении всех режимных процессов:

Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.

Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.

Не использовать повелительную форму.

Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.

Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.

Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.

Нужно учитывать дни недели.

Единство воспитательных требований.

Использование малых фольклорных жанров при проведении режимных моментов.

Уже в раннем возрасте у ребенка закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа. Детство – это только начало жизненного пути. Чтобы уже в самом начале этот путь был освещен солнцем народного поэтического творчества, необходимо как можно чаще вводить в режимные моменты использование фольклорных шедевров.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.

Читайте также: