Какие бывают школы в россии

Обновлено: 05.07.2024

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Основные типы школ. Какую лучше всего выбрать?

Итак, скоро ваш ребенок должен пойти в первый класс. Вы купили кучу справочников, изучили Интернет-сайты школ, поспрашивали знакомых о том, где учатся их дети. Но уже на этом этапе вы столкнулись с первыми трудностями, а именно: какой тип (вид) школы выбрать – обычную общеобразовательную, частную или еще какую-нибудь? Дилемма.

Раньше выбор школы определялся тем, насколько близко она располагалась к дому. То есть, чем ближе, тем лучше: ребенок меньше времени будет тратить на дорогу, меньше уставать, да и бабушкам с дедушками будет проще забирать внука или внучку после уроков, если вы работаете.

Но сейчас многих родителей такой подход уже не устраивает: они хотят, чтобы их дети получили качественное образование, изучали иностранные языки, чтобы школа организовывала поездки заграницу и тому подобное. Список требований можно писать еще долго. Сможет ли государственная школа удовлетворить эти запросы? Или частная школа – более подходящий вариант? А, может, выбрать гимназию с каким-нибудь уклоном?

Так, как же разобраться в том разнообразии школ, которые сейчас есть в Москве? На самом деле, все не очень сложно – главное, понять то, чем различные виды учебных заведений отличаются друг от друга.

Давайте рассмотрим их основные типы, пользующиеся наибольшей популярностью в Москве.

1. Государственные школы

Государственные школы существуют в России уже много лет. Они, как видно из названия, финансируются государством, поэтому образование в них бесплатное, что является их неоспоримым плюсом. Еще одним важнейшим преимуществом подобных школ является государственный контроль учебного процесса: таким образом, вы можете быть абсолютно уверены, что школьная программа была одобрена Министерством Образования РФ. Обычно такие школы находятся недалеко от дома. Дорога в школу может занимать у ребенка 10-15 минут.

К недостаткам данного вида школ можно отнести низкий уровень преподавания иностранных языков (не во всех школах, конечно), слишком большие классы, где ребенку не может быть уделено достаточного внимания, нередко здания и классы нуждаются в ремонте.

2. Частные школы Москвы

В этих школах, соответственно, обучение платное. Школьная программа одинакова в государственных и частных школах Москвы, так как это единая государственная учебная программа. К преимуществам таких школ можно отнести: малое количество учеников в классах, а, соответственно, индивидуальный подход к каждому школьнику, высокий уровень преподавания за счет того, что частные школы переманивают хороших учителей к себе. А главным недостатком является, конечно, дороговизна обучения. Но опять же, качество образования зависит целиком и полностью от конкретного учителя. И в обычной государственной школе можно встретить великолепного педагога, который не только обучает детей каким-то наукам, но и вкладывает в них всю свою душу.

3. Школы со специализированным уклоном

4. Гимназии

Здесь могут проводить обучение детей как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Образование, полученное в гимназиях, считается качественным и разносторонним. Но основные предметы, обычно, преподаются на том же уровне, что и в обычной школе. В гимназиях особый упор делается на дополнительные предметы. По сравнению с частными школами в гимназиях редко бывают классы с небольшим числом учеников.

5. Школы – пансионы

Если вы работаете и просто физически не успеваете забирать ребенка из школы (мало того, что надо забрать ребенка, надо же ещё и помочь сделать ему домашнее задание!), то вам лучше всего подойдет именно этот вариант. Обычно пансионы расположены не в Москве, а где-нибудь за городом. Там дети живут пять дней в неделю, но в некоторых школах могут оставаться и на выходные, все зависит от конкретной школы и ее работы.

Информация Департамента образования города Москвы

(реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

Гимназия

(реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

Лицей

(реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

В статье рассказывается, какой может быть школа для детей с синдромом Дауна – специальная (коррекционная) школа, интеграционная школа, частная школа, школа для детей с ослабленным здоровьем и школа надомного обучения.

Источник:

Автор:

Правообладатель:

Школьные годы - длительный, важный этап в жизни каждого человека. В школе мы учимся самостоятельности, учимся дружить, общаться, приобретаем разнообразные знания, умения и навыки. Трудно переоценить значение школы для ребенка и его семьи. Вопрос школьного обучения актуален для многих родителей, поэтому мы и решили дать место ему на страницах нашего вестника.

С этого номера мы начинаем описание существующих форм школьного обучения. Представленная информация не является исчерпывающей, каждая из форм получения образования требует отдельного рассмотрения и уточнения, и в будущем мы планируем продолжить публикацию материалов на школьную тему.


Итак, на сегодняшний день в России для ребенка с особенностями развития существует несколько возможностей получения школьного образования.

Специальные (коррекционные) школы

Существует 8 видов специальных (коррекционных) школ для детей с различными особенностями развития:

I и II вида - для детей с нарушениями слуха;

III и IV вида - для детей с нарушениями зрения;

V вида - для детей с нарушениями речи;

VI вида - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вида - для детей с задержкой психического развития;

VIII вида - для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Специальные школы имеют целый ряд достоинств - таких, как специально составленная программа обучения, охранительный режим учебных занятий, подготовка к трудовой деятельности и многое другое. В таких школах работают специалисты, знающие особенности детей и владеющие специальными методами обучения. Выпускники специальных школ получают достаточно разностороннюю образовательную и профессиональную подготовку.

Исторически в нашей стране сложилось так, что специальная школа ориентирована на довольно высокий уровень знаний по различным учебным предметам и предъявляет к ученикам ряд определенных требований, вследствие чего раньше в них не всегда принимали детей с синдромом Дауна. Однако на сегодняшний день большинство детей с синдромом Дауна обучаются в школах VIII вида.

Нужно отметить, что специальные школы - это часто школы-интернаты. Это связано с тем, что они нередко находятся далеко от места жительства семей, и каждый день добираться до школы сложно.


Интеграционные школы

Интеграция - направление в области развития образования, существующее в разных странах мира. При интеграционном обучении дети с особенностями развития и обычные дети обучаются совместно.

Для ряда стран инклюзия стала реальностью, однако в нашей стране и сейчас существуют причины, препятствующие ее внедрению.

Пожалуй, главной причиной является то, что в России интеграционное обучение появилось значительно позже, чем на Западе, и в принципиально иных условиях. На Западе процесс интеграции регулируется законодательством, в России же интеграционное обучение не имеет под собой четкой законодательной базы и существует только на уровне обсуждения, проектов и отдельных примеров. Отношение общества к интеграции детей с особенностями развития тоже является проблемой: наши сограждане еще не готовы к принятию повсеместной интеграционной практики. Кроме этого, к работе в условиях интеграционного обучения недостаточно подготовлены также и учителя обычных школ, и учителя-дефектологи.

При этом следует подчеркнуть, что существуют различные формы интеграционного обучения в системе специального и общего образования:

  • в обычном классе общеобразовательной школы с получением индивидуальной помощи учителя;
  • в коррекционном классе общеобразовательной школы;
  • в специальном классе в специальной (коррекционной) школе (фактически это интеграция внутри системы специального образования).

Важно, чтобы форма обучения соответствовала образовательным потребностям ребенка. Если этого не происходит и ребенок не получает необходимой психолого-педагогической поддержки, то условия не благоприятны для получения образования, что приводит к появлению у него дополнительных трудностей. Нужно об этом помнить и понимать, что простое помещение ребенка в обычный класс - это искаженная форма интеграции, которая не принесет ожидаемых результатов.

Частные школы и образовательные центры

Кроме специализированного и интеграционного обучения, существует возможность обучения в негосударственных частных школах и образовательных центрах. Часто в их работе используются нетрадиционные методы и приемы, например, приемы артпедагогики (театрализация, танец, керамика, рисование и др.) Подобное обучение обычно платное.

Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения

Это имеющие свою специфику школы, не входящие в список специальных (коррекционных) школ.

Школа для детей с ослабленным здоровьем - это по сути общеобразовательная школа, но с особым, охранительным режимом занятий.

В школе надомного обучения учитель приходит к ребенку домой несколько раз в неделю либо с ним занимаются в школе индивидуально или в небольших группах не более 2-3 раз в неделю. При этом большую часть материала нужно проходить и отрабатывать самостоятельно.

В нашей стране есть редкие примеры обучения детей с синдромом Дауна в школах такого типа.

Отделения надомного обучения существуют также на базе нескольких специальных и общеобразовательных школ.

Теперь, когда вы получили некоторое представление о существующих формах школьного образования, хотелось бы дать вам несколько советов.

Очень важно заявить в местное управление образования о своем желании отдать ребенка в школу. И сделать это нужно заблаговременно.

Помните, что во всем мире двигателем развития образования детей с особыми потребностями всегда были их родители, и поэтому ваша инициатива и готовность отстаивать право своего ребенка на образование очень важны! Право на образование - конституционное право каждого человека, и если в органы управления образования регулярно будут поступать заявления и вопросы о возможности обучения детей с синдромом Дауна, то наша образовательная система вынуждена будет их решать.

Кроме заявления в местное управление образования, мы рекомендуем семье ребенка самой активно заняться поиском подходящей школы. Узнайте, какие школы есть в вашем городе, районе. Подумайте, до ка­кой школы удобнее добираться. Это немаловажный фактор: если на дорогу в школу уходит много времени и сил, это отрицательно сказывается на процессе обучения. Предварительно оценив школы, побывайте в них, познакомьтесь с администрацией, с учителями. Расскажите о своем ребенке, о его особенностях, успехах, о трудностях, возникающих у него в процессе обучения. Задайте волнующие и интересующие вас вопросы. Это очень важно, потому что кроме официальной процедуры устройства в учебное заведение, многое определяется личным знакомством со школой и работающими в ней людьми. И в конечном итоге именно то, какие учителя будут работать с вашим ребенком, определит учебный процесс. Ваша заинтересованность и готовность помогать и участвовать в жизни школы, скорее всего, будет встречена с одобрением и благодарностью.

Читайте также: