Самосознание как объект психодиагностики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Психодиагностика самосознания. Шкалы измерения Я-концепции.

Помимо этого, свою роль играют уровень интеллектуального развития, кооперативная установка в отношении к диагносту или исследователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.

Разработана У.Фиттсом в 1965 г. (переработанное издание — 1988). Предназначен для исследования динамики развития самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрослых. С помощью этой шкалы стремятся выявить особенности динамики развития глобального самоотношения (самоудовлетворенности и специфических форм самоотношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д.)

Под самооценкой понимается - способность самостоятельно принимать решения о соответствии собственного и нормативного поведений.

Восемь диагностических показателей получают при сочетании трех переменных, представленных по строка:

  1. Самокритичность.
  2. Самоудовлетворенность.
  3. Поведение

И пяти показателей, представленных по столбцам

Дополнительно вычисляются два показателя:

Выбор преимущественно средних значений (низкий показатель распределения) свидетельствует об интенсивном включении защитных механизмов, выбор лишь крайних значений встречается у больных шизофренией.

Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Цель: исследование особенностей самоотношения.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  1. глобальное самоотношение;
  2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Тест самоактуализации (САТ)

Цель: диагностика особенностей самоактуализации.

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

При обработке результатов тестирования подсчет "сырых" баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала самоуважения М. Розенберга

Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение. Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.

Шкала Т. В. Дембо–С. Я. Рубинштейн

Основное назначение методики заключается в изучении самооценок личности по заданным характеристикам. Предлагается несколько горизонтальных линий в 10см, каждая линия представляет собой шкалу оценивания здоровья, ума, счастья, самой личности. Слева находятся самые волевые, самые умные, самые здоровые, добрые, самые счастливые, самые общительные, самые хорошие, самые способные, самые смелые люди. Справа – наоборот, безвольные, глупые и т.д. Испытуемый должен отметить знаком "х" на линии место, где он находится. Интерпретация дается на основании оценки местоположения на линии по каждому из параметров (подсчитывается расстояние от отметки, сделанной испытуемым до правого конца шкалы). Полученные данные по методике позволяют судить не только об общем самопринятии (принятии себя) и частных самооценках, но и позволяет выявить глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему "Я" – уровень самопринятия. Такая методика дает возможность не только выявить самооценку индивида, но и сравнить с групповым показателем.

Диагностические особенности методики заключаются в простоте проведения и организации исследования, возможно делать повторные замеры , а также в вариативности характеристик для самооценки. Регистрируемые показатели: самооценка воли, самооценка ума, самооценка доброты, самооценка здоровья, самооценка счастливости, самооценка общительности, оценка себя как хорошего человека, самооценка способностей.

Тест 20 утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда

Достоинством данной методики состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования.

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

Проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир"

Проективная рисуночная проба "Рисунок "Мой мир" описана С. Т. Посоховой.

Данная методика широко применяется для диагностики различных сфер самосознания. Для изучения рефлексивной активности мы используем модифицированный вариант рисуночной пробы. Методика направлена на изучение таких рефлексивных аспектов как эмоциональная включенность в рефлексирование в процессе взаимодействия с собственным Я; фокусирование сознания на собственном Я. Регистрируемые показатели: количество цветов в рисунке, количество нарисованных образов предметов в рисунке.

Проективная рисуночная проба "Нарисуй букву Я"

Основное назначение данной методики состоит в выявлении неосознаваемого эмоционального отношения к себе, к своим установкам, к своему поведению, чувствам. При интерпретации рисунков используются различные параметры рисунка: расположение рисунка на листе (центральное, смещение влево-вправо, вверх-вниз), размер буквы, использование разных цветов, дополнительных предметов, украшений, форма буквы и др.

В исследовании рефлексивной активности используются следующие показатели: количество использованных цветов, количество элементов самолюбования, количество дополнительных образов. Данные показатели помогают оценивать такие характеристики рефлексивной активности, как эмоциональная включенность в процесс взаимодействия с собственным Я, фокусирование сознания на собственном Я.

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов)

Проективный метод психодиагностики развивающейся личности рассчитан на изучение депривации структурных звеньев самосознания детей, подростков: юношей и девушек. Метод состоит из 44 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения.

При анализе ситуаций сопоставляется количество реакций определенного типа при взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками, а также просматривается их зависимость от депривации той или иной структуры самосознания: имя, притязание на признание, половая принадлежность, психологическое время, общий уровень адаптированности.

Таким образом, рассмотрены основные методики диагностики самосознания взрослых и подростков. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста используются другие методики.

Цель: формирование знаний в области психодиагностики самосознания.

Основные понятия: самосознание, самооценка, самоотношение, Я-концепция.

Установка к занятиям [14, 36, 47, 7, 37, 29, 50].

С помощью самосознания человек осознает свою принадлежность к человеческому роду, к определенным социальным группам, а также осознает свои индивидуально-неповторимые особенности, черты характера и интересы. Благодаря этому феномену человек способен отделить себя от биологической и социальной программы поведения, которые характеризуют его как объект биосоциальных отношений. В его развитии проявляется забота человека о своем личностном росте, а для психолога это еще и забота о своем профессиональном росте, так как самосознание является важным профессиональным качеством.

Самооценку можно рассматривать и как наиболее поверхностное самоотношение, общее, положительное или отрицательное отношение к себе [29]. Источником оценочных значений является социокультурное окружение человека, социальные реакции на какие-то его проявления, самонаблюдение. В ее основе могут лежать: собственные суждения индивида о себе; интерпретации суждений других людей; индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Самооценка влияет на взаимоотношения человека с окружающими, его отношение к успехам и неудачам, на эффективность деятельности человека.

Главная функция самоотношения – это сигнализация о степени благополучия жизни человека, его отношений с миром.

Раздел 7

Тема: Психодиагностика самосознания

Цель: формирование знаний в области психодиагностики самосознания.

Основные понятия: самосознание, самооценка, самоотношение, Я-концепция.

Установка к занятиям [14, 36, 47, 7, 37, 29, 50].

С помощью самосознания человек осознает свою принадлежность к человеческому роду, к определенным социальным группам, а также осознает свои индивидуально-неповторимые особенности, черты характера и интересы. Благодаря этому феномену человек способен отделить себя от биологической и социальной программы поведения, которые характеризуют его как объект биосоциальных отношений. В его развитии проявляется забота человека о своем личностном росте, а для психолога это еще и забота о своем профессиональном росте, так как самосознание является важным профессиональным качеством.




Самооценку можно рассматривать и как наиболее поверхностное самоотношение, общее, положительное или отрицательное отношение к себе [29]. Источником оценочных значений является социокультурное окружение человека, социальные реакции на какие-то его проявления, самонаблюдение. В ее основе могут лежать: собственные суждения индивида о себе; интерпретации суждений других людей; индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Самооценка влияет на взаимоотношения человека с окружающими, его отношение к успехам и неудачам, на эффективность деятельности человека.

Главная функция самоотношения – это сигнализация о степени благополучия жизни человека, его отношений с миром.

Дополнительные факторы, влияющие на самоописание:

  • уровень интеллектуального развития;
  • кооперативная установка в отношении к диагносту или исследователю;
  • чувство безопасности в ситуации тестирования (А.А. Бодалёв, В.В. Столин).

Проблема социальной желательности. Эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчётов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д.

Стратегия самопрезентации. Выставлять себя в социально-выигрышном свете – это лишь один из аспектов общего феномена, известного как стратегия самопрезентации. Исследования стратегий самопрезентации исходят из представлений о том, что всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих.

Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: ублажающую и самоконструирующую.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В работе Е. Дикстейна высказывается верная идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях (Dickstein E., 1977). Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять:

Подробная уровневая концепция и самосознания, и личности в целом предложена Э. Эриксоном (Erikson E., 1967).

Концепция уровневого строения самосознания, основанная на учёте характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание (Столин В.В., 1985).

Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.

Самоотношение, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образованием, включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.

Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис находит солидное подтверждение в литературе. В частности, описан феномен компенсации, который может быть интерпретирован как защита самоотношения с помощью приукрашивания себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления (Baumeisntr R., Jones E., 1978).

В работе А. Тиссера и Дж. Кэмпбелла приводится механизм, названный ими моделью поддержания самооценки (Tesser F., Campbell J., 1982), Суть его состоит в том, что человек селективно подходит к оценке успехов близких ему людей, с которыми он находится на далёкой межличностной дистанции, а также к тому, в какой области – значимой или незначимой для него – существуют эти достижения. Согласно этой модели, люди позитивно оценивают успехи друзей, если они относятся к незначительным для них самим сферам; когда же успехи друзей относятся к релевантным для оценщиков сферам, то эти успехи оцениваются гораздо менее позитивно. При восприятии посторонних людей соотношение обратное: более позитивно оцениваются успехи в релевантной сфере. Менее в нерелевантной.

Самоотношение может также поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего другую репутацию.

Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения.

Самосознание — это осознание индивидом самого себя, своего отличия от иных (других людей и мира в целом), собственного взаимодействия с объективным и субъективным миром, своих жизненно важных действий, потребностей, мотивов, инстинктов и др.

Понятие самосознания

Самосознание одновременно можно понимать как акт (деятельность) рефлексии и как результат данной рефлексии (знание себя). Этот феномен выступает условием того, что происходит сохранение сознания во времени. Оно удерживает себя в качестве одного и того же сознания.

Самосознание не было изначальной данностью, которая характерна для человека. Его проявление происходит в процессе развития. Тем не менее, в зачаточном состоянии оно появляется уже в младенческом возрасте, когда ребенок начинает отличать ощущения, вызванные собственным телом, от внешних предметов.

Выделяют несколько этапов развития самосознания:

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности диагностики самосознания

Диагностика самосознания в первую очередь осуществляется с помощью методов самоописания. Благодаря им выявляется знание о себе и дается оценка данного знания. Тем не менее, отделять знание от оценки сложно, если вообще возможно.

В числе иррелевантных факторов, которые влияют на самоописание, необходимо рассматривать социальную желательность описываемых черт, сферу самораскрытия, контекст процедур и сами процедуры. Вопрос социальной желательности оказывается особенно острым в случае изучения и анализа Я-концепции. Индивид стремится культивировать социально желаемые качества, что может стать настоящей характеристикой Я-концепции. С точки зрения методологии, как правило, трудно разграничить данный феномен с прямой фальсификацией.

Еще одна особенность диагностики самосознания состоит в том, что оно обладает уровневой структурой. Данный факт предполагает процесс исследования самосознания на соответствующих уровнях, представляющих собой различные конструкты, которые могут выступать как континуум проявлений от глубокого самоощущения до вербализованных и концептуализированных представлений о самом себе.

  • Физическое,
  • Социальное,
  • Личностное.

Методики психодиагностики самосознания

Диагностика самосознания происходит с помощью различных опросников и тестов, включая тест-опросник самоотношения (Столин В. В., Пантелеев С. Р.). Он построен по иерархической модели структуры самоотношения, что дает возможность определить три уровня самоотношения.

Целью теста самоактуализации (САТ) является диагностика особенностей самоактуализации. Этот метод включает список суждений, который можно использовать для группового или индивидуального исследования.

Шкала Ценностных ориентации (SAV) помогает выявить, в какой мере испытуемый человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности.

Помимо этого, свою роль играют уровень интеллектуального раз­вития, кооперативная установка в отношении к диагносту или иссле­дователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.

Стратегия самопрезентации. Выставлять себя в социально-вы­игрышном свете - это лишь один из аспектов более общего феномена, известного как стратегия самопрезентации. Исследования стратегий самопрезентации исходят из представлений о том, что всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Оп­ределенные аспекты поведения человека специально направлены на ус­тановление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других (Goffinan E., 1959; Jones E., Wortman С, 1973; Schlenker В., 1980).

Экспериментальная схема, в рамках которой проверяются пред­положения, связанные с самопрезентационной теорией, как правило, включает в себя сравнение поведения людей одной из в двух пар ус­ловий: 1) приватных (анонимных) и публичных; 2) предполагающих дальнейшее взаимодействие с лицом, вовлеченным в эксперимент, либо не предполагающих такого взаимодействия. Соответственно, если поведение человека меняется от аудитории к аудитории, это го­ворит об ублажающей стратегии, если не меняется - о самоконструи­рующей.

Исследования феномена самопрезентации заставляют более тща­тельно анализировать условия проведения диагностической проце­дуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуа­ции, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирования, возможностей продолжения контактов с психодиагно­стом, пола, возраста и статуса психодиагноста. Обследуемый не про­сто сообщает то, что он о себе думает, но активно подает себя, стара­ясь произвести впечатление, которое сообразуется с его личностью в целом, с ситуацией и с партнером по общению.

Подробная уровневая концепция и самосознания, и личности в целом предложена Э. Эриксоном (Erikson E., 1967).

В цикле проведенных нами исследований была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и дей­ствует его самосознание (Столин В. В., 1985).

Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людь­ми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.

Как показывают результаты факторного анализа, самоотношение, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образованием, включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против са­мого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое от­ношение других.

Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис находит солидное подтверждение в литературе. В частности, опи­сан феномен компенсации, который может быть интерпретирован как защита самоотношения с помощью приукрашивания себя в сфе­рах, лежащих вне зоны актуального самопроявления (Baumeister R., Jones E., 1978).

Проведенный Тиссером и Кэмпбеллом эксперимент в целом под­твердил их гипотезу. Причем тенденцию использовать этот механизм в большей степени проявили люди с низким уровнем самоуважения.

Самоотношение может также поддерживаться с-помощью по­ступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опро­вергающего дурную репутацию. Этот вид защиты самоотношения может быть проиллюстрирован приведенным выше экспериментом (Baumeister R., 1982).

Читайте также: