Копирование как метод обучения в художественной школе

Обновлено: 06.07.2024

Методические указания преподавателя высшей категории,скульптора,дизайнера, Члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников Ренжина Виктора Павловича.

Рассматривается значение заданий по копированию мастеров изобразительного искусства. Сознательное копирование рисунков и живописи в процессе обучения дисциплин "Рисунок", "Живопись". Обращение к опыту мастеров,к изучению музейных собраний как к "великой" школе, является традицией реалистического искусства. Копирование рисунков и живописи выдающихся мастеров может принести большую пользу тначинающим художникам декоративно-пракладного искусства.

ВложениеРазмер
kopirovanie.pdf 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по изобразительному искусству для учащихся 6-8 классов

Тесты по изобразительному искусству для учащимся 6, 7, 8 классов. Тесты разноуровневые, состоящие из 6 вопросов. Можно предложить как обучающий тест, так и контрольный, для проверки знаний.


Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э.


Роль преподавателя – тьютора в процессе обучения учащихся профессионального училища физике и информатике.

По данным диагностических исследований, проводимых в течение последних лет, уровень знаний учащихся, приходящих в училище, снижается. Ученик не только не.


Рассмотрены примеры формирования общих компетенций студентов при изучении конкретной учебной дисциплины.


Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии).

Выпускная квалификационная работа по изобразительному искусству

Выпускная квалификационная работа по изобразительному искусству.


Расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, о видах пейзажа. Познакомить с произведениями искусства в жанре пейзаж, формировать навыки построения пейзажа.

Искусство — это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения

Почему же копирование было хорошей практикой?

Ну, в жизни мы все учимся, копируя. Например, мы копируем поведение наших родителей и, в какой-то мере, мы становимся похожими на них. Мы учимся говорить на их языке, наследуем их манерность, развиваем схожие модели поведения и так далее. Копировать то, что мы делаем есть то, как растут дети. Разум ребенка — это чистый холст. На момент рождения мы ничего не знаем о жизни, о языке, еде, парфюмерии, прогулках, поведении и т. д. Именно в те ранние годы, когда мы пребываем в младенчестве, а затем и в детстве, мы перенимаем все навыки, которые нам нужны для жизни, копируя наших родителей. Тот же самый процесс встречается также и в животном мире. Поэтому копирование — это естественный учебный процесс. Мы стараемся подражать нашим учителям жизненных навыков.

Так что же насчет копирования работ?

Мы можем посмотреть на этот процесс таким же образом? По всему выходит, что можем. На самом деле, мы должны копировать. Все художественные школы, ателье и онлайн-репетиторы должны поощрять копирование, как это было в старые времена. В этом есть логика и для этого есть причина.

Молодой студент или художник-подражатель немного похож на новорожденного ребенка. У них нет навыков, поэтому нужно их развивать. В художественной школе в наши дни не очень учат именно рисованию, преподаватели просто позволяют студентам заниматься своим делом, а потом смотрят, что у них получилось. Иногда кажется, что современное искусство сошло с ума. Только представьте, что будет, если наших детей никогда не будут учить поведению. Превратятся ли они в дикую группу людей, которые не имеют никакого сходства с их учителями жизни — их родителями?

По мнению многих опытных художников, копирование является обязательным для всех будущих мастеров живописи. Никто не говорит, что мы должны стать рабами копирования, но на ранних этапах обучения рисованию мы должны копировать работы мастеров, пока не выработаем степень понимания того, как были сделаны эти рисунки, как использовались линии, как добивались наилучшего эффекта, как создавались тона и так далее.

Многие художники копировали в свое время и вряд ли они этого стесняются. Копирование помогло им развить навыки рисования, и даже сейчас, после многих лет им все еще не вредно будет копировать, например, для того, чтобы изучить конкретный стиль. Искусство — это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Ребенок учится познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств.

В качестве таких заданий можно рассматривать упражнения по копированию произведений искусства. Изучение произведений искусства и опыта мастеров важно не только в плане профессиональной подготовки учащихся по ИЗО, но и как средство формирования у них общей культуры, художественного вкуса, бережного отношения к памятникам культуры. В мире искусства копирование представляет собой проверенный временем способ научиться писать и рисовать. Ученики копировали работы старых мастеров, которые представлены в музеях и художественных галереях.

Роль копирования в решении творческих вопросов

Копирование обогащает учащихся знанием художественно-технических средств живописи и рисунка, материалов, способов их применения, воспитывает общую культуру, художественный вкус и расширяет кругозор. Трудно назвать какую-либо сторону учебной живописи, которую нельзя было бы в известной мере улучшить, сочетая работу с натуры с параллельными работами по копированию, изучению опыта, посещением музеев, выставок. Другими словами, в решении многих учебно-творческих вопросов копирование поможет учащимся освободиться от необходимости затрачивать немало сил и времени.

История копирования произведений искусства в обучении рисованию

Произведения искусства копировались всегда — тем чаще, чем привлекательнее оригинал. Цели были различные — от дублирования (пока не были известны средства технического копирования — фотография, сканирование и проч., иных способов как просто перерисовать шедевр не было) до обучения (чтобы постигнуть тайны древних мастеров, Леонардо да Винчи копировал античные статуи, а студенты Российской академии художеств копировали в Риме мастеров эпохи Возрождения). Необходимым методом изучения творческого наследия мастеров и опыта работы современников является копирование их произведений. По словам И. Е. Репина, которые он адресовал своим ученикам, “картину можно прочитать до конца, только копируя ее”. Горячий сторонник обучения с натуры, Репин в то же время исключительное значение придавал копированию. Не случайно учащиеся его мастерской, наряду со систематической, углубленной штудией натуры, копировали работы своего учителя, а также Рембрандта, Веласкеса, Хальса, К. П. Брюллова, А. А. Иванова и других художников.

В качестве образцов учащиеся русской Академии художеств копировали произведения мастеров классического искусства (картины, рисунки, гравюры, скульптуры), рисунки и модели, специально выполненные для копирования художниками-педагогами, а также лучшие ученические этюды. Воспитанники Академии ходили в Эрмитаж “на этюды”, чтобы постичь особенности мастерства выдающихся живописцев, а в Летний сад “статуи срисовывать и слеплять”. У Рафаэля, например, учились “выражению”, которое стало “причиной красоты всех его творений”, у Тициана — точности цвета, у Корреджо — пониманию гармонии света и тени и т. д. В качестве образцов для подражания, изучения идеальных форм, пропорций человеческого тела служили шедевры античного искусства. Статуи Антиноя и Аполлона Бельведерского олицетворяли совершенство пропорций молодого тела, Юпитера — величие, Германика — спокойную зрелую мужественность, Геркулеса Фарнезского — силу и храбрость, Венеры Медицейской — женственную прелесть и красоту.

Многие художники прошлого в пору ученичества работали у больших мастеров, а в пору зрелости и даже творческого расцвета не переставали учиться у крупных художников, копировали их произведения. Можно сослаться на широко известный факт, что 87-летний Энгр за несколько дней до смерти копировал гравюру с Джотто и на вопрос, зачем он это делает, скромно ответил: “Чтобы учиться”.

То же самое можно сказать о Рубенсе, много копировавшем работы Микеланджело, "Ра фаэля, Караваджо, Леонардо да Винчи, Корреджо. Дега копировал работы Гольбейна, Энгра и других старых мастеров; И. Е. Репин — работы старых мастеров и особенно Рембрандта; В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, Ф. А. Малявин, И. Э. Грабарь, И. И. Бродский, Н. И. Фешин, И. Я. Билибин, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, А. А. Мурашко и другие ученики И. Е. Репина в процессе постижения секретов живописного мастерства копировали произведения своего учи теля и творения других художников из собраний Эрмитажа. Таким образом, трудно назвать художника, который бы не обращался к опыту своих предшественников или современников.

Многие из них, по словам А. М. Грицая, “построили здание творчества с их замечательными открытиями и достижениями на фундаменте знаний, исходящих из традиций искусства”. Опираясь на опыт русского и зарубежного реалистического искусства и метод социалистического реализма, немало замечательных произведений создали советские художники: Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, М. С. Сарьян, П. Д. Корин, А. А. Пластов, А. П. и С. П. Ткачевы, Г. М. Коржев и другие.

Копирование произведений искусства в школе на уроках ИЗО

Учебная программа творческого блока в нашей школе предусматривает также и уроки копирования в старших классах. Учащиеся способны копировать произведения искусства не только изучая технику мастера его образный творческий язык, но и обретают способность погружаться в творческий мир художника, эмоционально воспринимать произведение и постигать основы эстетического восприятия жизни, не ограничивая себя его рациональным пониманием.

В процессе обучения учащиеся создают копии картин признанных профессионалов живописи. Копирование позволяет освоить разнообразие методов, приемов, стилей, свойственных не только различным мастерам изобразительного искусства, но и эпохам, и направлениям развития живописи. Таким образом учащийся узнаёт, как добиться того или иного эффекта, а также вырабатывает свою собственную манеру письма, включая элементы стиля Рембрандта, Пикассо или Ван Гога и привнеся свою собственную творческую составляющую. Так рождаются неповторимые авторские произведения.

Материалы для копирования

Вместе с тем репродукции и слайды нельзя считать исчерпывающим материалом для изучения живописи. Сила воздействия их на зрителя неравнозначна той, которую он испытывает при непосредственном соприкосновении с картиной. Репродукция часто неверно передает тонально-цветовой строй картины (особенно при массовом тиражировании), часто он бывает излишне пережелтен (перетеплен) или же перехо-лоднен, высветлен и т. д. В результате репродукция искажает художественное содержание произведения. Живая игра красок, фактуры произведения во многом теряется, и встреча с подлинником становится порой его открытием. Поэтому иногда полезнее отдать предпочтение черно-белой репродукции. Факсимильные репродукции (воспроизведение картины при помощи фотомеханического способа) по качеству значительно выше, и использование их более желательно.

Задания по копированию

Задания по копированию должны быть тесно увязаны с выполнением заданий по рисованию с тематическим планированием . Если, например, по программе учащиеся пишут натюрморт, то для копирования рекомендуются произведения этого же жанра: натюрморт, живописные этюды бытовых предметов, натютморты, выполненные художниками, а также лучшие этюды учащихся прошлых лет. Основное внимание учащихся при этом должно быть направлено на выразительную, конструктивную лепку формы, технические качества живописи, умение привести изображение к целостности и единству.

На первых занятиях лучше копировать работы, четкие по своему живописно-пластическому языку, ясные по форме, цвету и светотени. Здесь должна ставиться цель понять не только живописные качества произведения, принципы работы мастера, но и получить известные навыки рисовать, строить, моделировать форму. Выбор образцов для копирования может быть более индивидуальным.

Тема урока: Композиция на тему “Импрессионизм в живописи”.

Задание: Выполнить копии картин художников-импрессионистов (Матисс, Сезан и др.)

Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий “планы”, “пространство”, “ритм”, “масштаб”, “соразмерность элементов”, “пропорции тона.

Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий “контраст” и “нюанс”.

Теоретическая часть урока по теме:

Импрессионисты (Франция, 70 – 80-е гг.) – выставочное объединение художников, чьи работы не приняты в официальный Салон (ежегодная выставка в Париже). Название группы - от слова “впечатление”.

Импрессионисты разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета солнечного спектра и писали только чистым, "основным" цветом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Никаких полутонов на палитре. На основе этих художественных достижений, как их продолжение и развитие возник постимпрессионизм. Его важнейшей особенностью стало стремление к декоративности. Это стремление наиболее полно проявилось в творчестве Анри Матисса. Декоративность холстов постимпрессионистов прокладывала путь новому художественному направлению, родившемуся на основе традиции декоративности, - абстракционизму.

Художественные особенности: стремление передать мимолётное впечатление от натуры; смещение акцента восприятия с объекта на субъективность видения; нечёткость, расфокусированность зрелища. Самоценное эстетическое значение красочной массы, цветофактурные эффекты мелких пастозных мазков, необычные сочетания красок, высветление палитры, отказ от тональной передачи локального цвета, цвет предмета исчезает в рефлексах. Работа с натуры, эскизность, быстрота, отсутствие тщательного изучения формы предметов. Доработка картин без натуры в декоративном направлении (красота красочных эффектов).

Предлагаемые задания на уроке:

а) выполнение графического листа на тему “натюрморт” (деревенский или городской), три варианта, передающие разные “состояния” пейзажа;

б) выполнение живописной композиции на тему “Натюрморт”

Задание для самостоятельной работы:

- выполнение композиционных поисков на заданные темы;

Работа начинается с выбора фрагмента репродукции. При помощи видоискателя учащийся находит понравившийся ему фрагмент.

Следующая задача: перенести фрагмент на лист . Увеличить рисунок фрагмент а можно простым способом, которым пользуются художники с давних времён — увеличение по клеткам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство - это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения


Кажется, что дискуссия о том, хорошо ли копировать при рисовании или нет, никогда не прекратится. Некоторые говорят копировать нельзя, другие говорят, что это нужно делать. Знаете ли вы, что в старой школе искусств, где "выращивали" новых художников, все делали это, хотя бы для того, чтобы перенять стиль своих учителей, чтобы стать, если не хорошими художниками, то хорошими подмастерьями. Первый год новые ученики проводили, постоянно копируя работы учителей, что преподносилось как хорошая практика.

Почему же копирование было хорошей практикой?


Ну, в жизни мы все учимся, копируя. Например, мы копируем поведение наших родителей и, в какой-то мере, мы становимся похожими на них. Мы учимся говорить на их языке, наследуем их манерность, развиваем схожие модели поведения и так далее. Копировать то, что мы делаем есть то, как растут дети. Разум ребенка - это чистый холст. На момент рождения мы ничего не знаем о жизни, о языке, еде, парфюмерии, прогулках, поведении и т. д. Именно в те ранние годы, когда мы пребываем в младенчестве, а затем и в детстве, мы перенимаем все навыки, которые нам нужны для жизни, копируя наших родителей. Тот же самый процесс встречается также и в животном мире. Поэтому копирование - это естественный учебный процесс. Мы стараемся подражать нашим учителям жизненных навыков.

Так что же насчет копирования работ?


Мы можем посмотреть на этот процесс таким же образом? По всему выходит, что можем. На самом деле, мы должны копировать. Все художественные школы должны поощрять копирование, как это было в старые времена. В этом есть логика и для этого есть причина.

Ученик или художник-подражатель немного похож на новорожденного ребенка. У них нет навыков, поэтому нужно их развивать.
По мнению многих опытных художников, копирование является обязательным для всех будущих мастеров живописи. Никто не говорит, что мы должны стать рабами копирования, но на ранних этапах обучения рисованию мы должны копировать работы мастеров, пока не выработаем степень понимания того, как были сделаны эти рисунки, как использовались линии, как добивались наилучшего эффекта, как создавались тона и так далее.
Многие художники копировали в свое время и вряд ли они этого стесняются. Копирование помогло им развить навыки рисования, и даже сейчас, после многих лет им все еще не вредно будет копировать, например, для того, чтобы изучить конкретный стиль.

Искусство - это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения.

Мы поговорим о том, зачем копировать картины.

Копирование картины – это всегда учёба, приобретение новых знаний, повторение творческих достижений, техники и технологии копируемого живописца. Тут не нужно самому компоновать лист, расставлять акценты и т.д., тут нужно внимательно и аккуратно копировать мастерские решения автора картины, запоминая приемы.

При копировании мы не ставим себе задачу сделать точное подобие, повторить все штрихи или мазки. Наши задачи больше исследовательские. Мы можем рассматривать, как мастер скомпоновал лист, как построил колорит, как страктовал форму, расставил акценты. Копии нужно делать , естественно только с признанных мастеров, для того, что бы копируя с плохих работ, не повторять ошибки, не переносить их в свое творчество.

Рассмотрим на примерах, что же именно можно копировать с тех или иных работ. Первая картина — оригинал, вторая — копия.

.Копии можно делать с разными целями, например:

1. Анализ композиции. Для тех, кто привык думать с карандашом в руке.
Иногда хочется понять композицию произведения, тогда можно, не углубляясь в подробности,
найти композиционные оси, диагонали, треугольники, композиционный центр, его место и роль,
понять строение и ритм, убедиться в гармонии и целостности решения, или опровергнуть его.
выполняя копии живописных работ в виде коллажа, получается очень интересный результат.
2. Изучение манеры любимого художника, технических приемов.
Более распространенная цель. Позитивным является копирование с мыслью, как это было сделано и почему именно так. Но самое интересное, что "также" никогда не получится, ведь все мы разные и обращаем внимание на разные вещи, по-иному ставим акценты. Поэтому иногда копируют наиболее интересный, понравившийся фрагмент произведения, или в процессе уходят так далеко от оригинала, что копии превращаются в интерпретации. Не думаю, что стоит себя ругать за несходства (вообще ругать себя в процессе обучения не стоит, это сильно тормозит процесс), но стоит проанализировать, что нам так понравилось, и почему, а от чего мы ушли, и тоже почему.

4. Обучение по примерам. Если вспомнить Академию Художеств XVIII века,
то обучение там во многом строилось на копировании с оригиналов.
Но иногда нужно что-то объяснить, и без примера не обойтись. Например, в дождливый день не попав на пленэр,мы изучали планы и световоздушную перспективу на примере Айвазовского:


И.К.Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863. | Копия, пастель. Мария (летние пленэры, 2011).

Еще этот метод мне кажется полезным для обучения детей, когда можно совместить объяснение каких-то важных тем и увлекательное путешествие по миру истории искусств.
По своему опыту преподавания детям помню, как трудно маленькому живописцу понять такие сложные и абстрактные понятия, как колорит или рефлекс, но при копировании с ними справляются играючи.

Подводные камни копирования.
Самый главный подводный камень копирования - это то, что мы копируем плоскостное изображение,
и даже точнейшая передача всех линий, пятен и закорючек не приблизит нас к пониманию изображения формы,
а это мне видится одной из основных задач для тех, кто хочет научиться рисовать(как с натуры, так и по представлению).
Это действительно серьезный вопрос, я видела людей, рисовавших самостоятельно и даже в изостудии с фотографий и картин других художников по году безо всякого роста. Прогресс в обучении рисунку невозможен без понимания того, как трехмерную форму в пространстве изобразить на двухмерной плоскости листа. Но если делать копии с анализом того, что мы изображаем и сочетать их с натурными постановками и зарисовками, то польза от этого занятия несомненно будет.
Подводный камень копирования в живописи, если мы копируем из альбомов - неправдоподобная цветопередача репродукций.

Почему полезно копировать готовые изображения?
1) Потому что в результате получается картина, которая нам нравится, но которую мы бы не смогли нарисовать сами.
2) Мы можем выбрать схему или сюжет из большого множества готовых произведений, учебных пособий и т. д. Очень важно выбрать тему, которая вызывает в Вас живой интерес.
3) Мастерства сложно достичь с первого раза. Вместе с тем, когда мы наводим картину, то результат, который мы получаем, с точки зрения подсознания и тела - это уже наша работа, даже если мы использовали готовую форму. Подсознание не знает что такое плагиат, оно реагирует на движение руки. Если мы расслабленны, то и движение руки расслабленно, и мы получаем удовольствие.
4) Если мы копируем картину мастера, то мы понимаем его и его технику на уровне тела, на уроне процесса рисования. Это гораздо глубже, чем на уровне смотрения на картину.
5) Копирование задает цель. Мы концентрируемся на цели, на том чтобы завершить работу. Этого бывает сложно достичь начинающим.
6) Сделав несколько картин по шаблону мы обретаем достаточно уверенности, чтобы вносить свои изменения, а потом и начать рисовать самому, с чистого листа.

7) Наведение или копирование само по себе полезно для здоровья. Такая монотонная работа, успокаивает и расслабляет сознание через движение тела, моторику рук и пальцев.


И еще один интересный момент дать упражнение копирования в перевернутом виде. По заданию нужно перевернуть оригинал
и копировать его именно так, концентрируясь на направлениях и пересечениях линий.
По ее теории правополушарного рисования, мозг в таком случае не узнает знакомых предметов и не предлагает условное иконографическое обозначение для этих предметов,то есть если при прямом копировании у взрослого человека, до этого не рисовавшего со времен детства глаз будет похож на "рыбку", то при перевернутом будут более реалистичные очертания век.
Это действительно может воодушевить, но такие вещи я больше отношу к области психологии восприятия, а не обучения рисунку.
Метод можно взять на заметку, если вдруг придется копировать что-то сложное.

Резюме: копировать полезно и нужно, если делать это с умом, четко ставить себе задачи и решать их.
И конечно, прикоснуться к произведениям мастеров - это всегда огромное удовольствие.
Копируя, начинаешь замечать детали, с первого взгляда незаметные, все больше погружаясь в мир художника,
это очень увлекательное и медитативное занятие, эмоциональное

Во время обучения рисованию, копирование помогает добиться успеха быстро и просто. Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке реалистично

Изучение и копирование работ великих мастеров помогает совершенствованию мастерства, воспитывает эстетический вкус, обогащает общую художественную культуру.

Читайте также: