Саморегуляция и самокоррекция в деятельности педагога кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умения создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях. Саморегуляция – это умение управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Профессиональная деятельность педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни. Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию. Саморегуляция считается необходимой в ситуациях: если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно сложно; если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий; если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени, если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа…

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций. Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например: дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности; релаксационные техники, которые снимают напряжение; медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой); аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике; мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей. Самореализация возможна только тогда, когда у человека есть сильный побудительный мотив для личностного роста. Развивать свои способности, реализовывать потенциальные возможности, разрешать свои личностные проблемы и конфликты без ухода в спасательную защиту – это серьезные испытания, с которыми вынуждена справляться личность, выбравшая данный путь.

Эмоционально зрелый педагог – это личность, способная посмотреть на себя со стороны, знающая свои сильные и слабые стороны, имеющая потребность в самосовершенствовании и реализации своего потенциала, своих талантов, способностей, возможностей. Также зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости, развитием самоконтроля, усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия. Эмоционально зрелый педагог всегда достигает определенного, достаточно высокого уровня психического развития, что подразумевает способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств, руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обусловливает активный характер поведения человека, оно связано с волей, которая обеспечивает сознательное управление его поведением.

Педагогу же для поддержания эмоционального тонуса и стрессоустойчивости важно уметь восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы, что возможно лишь при умении управлять своим психоэмоциональным состоянием, достигаемым путем воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Одним словом – саморегуляцией.

Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.

дыхательные техники: с успокаивающим эффектом, с тонизирующим эффектом


Статья предназначена для педагогов. На протяжении своей профессиональной деятельности большинство педагогов сталкиваются со стрессовыми ситуациями на работе. В статье рассказывается о саморегуляции,методах релаксации,дыхательных упражнениях,приведены рекомендации о поведении в стрессовой ситуации,которые могут быть использованы в работе со взрослыми людьми

Содержимое разработки

Консультация для педагогов: "Способы саморегуляции"

Мало владеть состоянием, надо еще владеть собой!

Стресс можно предотвратить и победить.

Образ жизни – основной фактор, значимый для профилактики стрессового напряжения.

Важнейшими составляющими при этом являются:

 Отношения с окружающими людьми, построенные на взаимном уважении, спокойствии, уравновешенности.

 Распорядок дня должен быть разумным: напряженные периоды должны уравновешиваться периодами относительного спокойствия.

 Режим питания: больше орехов, фруктов, морепродуктов, из молочных продуктов больше творога. Обязательно должно быть горячее блюдо.

 Двигательную активность нельзя ограничивать. Если вы посещаете спортивную секцию, то в период наиболее сильного эмоционального напряжения спортивные занятия помогут вам.

 Нельзя забывать о качестве сна и отдыха. Сон не менее 8 часов в сутки.

Что можно сделать практически

(или хотя бы попытаться)

Согласно одному из создателей теории стресса, канадскому физиологу Гансу Селье, реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз:

Методика быстрой релаксации

(упражнения, с помощью которых можно расслабиться за 10 минут)

 Заварите себе чай. Растяните чаепитие как минимум минут на 10 и старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

 Включите магнитофон, послушайте свою любимую музыку. Постарайтесь полностью погрузиться в нее.

 Если ваши близкие дома, попейте с ними чай, кофе, спокойно побеседуйте о чем-нибудь постороннем. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости это очень трудно.

 Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней.

 Погуляйте на свежем воздухе.

Этот способ известен человеку с глубокой древности. Эти дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно.

Дыхательное упражнение во многих случаях быстро снимающие стрессовое состояние:


Примите удобную позу, располагающую к отдыху;


Расположите ладони параллельно друг другу на небольшом расстоянии, примерно около сантиметра;


Наблюдайте за тем, как ощущения в ладонях изменяются вместе с дыханием (обычно они меняются при вдохе в одну сторону, а при выдохе в противоположную);


Дышите животом (диафрагмой), глубоко и медленно, мысленно направляя дыхание в кисти рук;


Убедитесь, что тепло в ладонях и пальцах растет;


Продолжайте дышать, таким образом, не менее пяти минут;


Добейтесь устойчивого и интенсивного ощущения тепла.

Поведение в стрессовой ситуации

Чтобы суметь успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. Ниже приведены некоторые советы, которые могут помочь вам в этом.

 Против стрессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

 Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы хорошо их знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сконцентрироваться на этом. Это отвлечет вас от стрессового напряжения.

 Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другую комнату или выйдите на улицу.

 Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

 Займитесь какой-нибудь деятельностью: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

 Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и подсчитайте, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить внимание.

Поддержание позитивного настроя

 Умейте видеть радость даже в малом. Например, вы приходите с работы, а мама приготовила ваши любимые блины. Здорово! Ведь именно эти маленькие радости делают нас немного счастливее.

 Больше времени уделяйте той утренней процедуре, которая приносит вам большее удовольствие.

 Выходя из дома на работу, обращайте внимание на окружающую природу, как хорошо вокруг, как замечательно, что вы живете именно здесь!

НЕМНОГО ШУТОЧНЫХ СОВЕТОВ НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ

 Мало разбудить в себе зверя, надо еще его приручить.

 Если вы хотите иметь движимое и недвижимое имущество, начните с того, что научитесь владеть собой!

 Чтобы тяжелая жизнь осталась позади, недостаточно еще повернуться к ней спиной.

Аннотация. В статье рассматриваются приемы психологической саморегуляции для коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций педагога.

Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя

Аннотация. В статьерассматриваютсяприемыпсихологической саморегуляциидля коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций педагога. Ключевые слова: саморегуляция, психическое состояние, аутогенная тренировка, медитация, визуализация, позитивное мышление.

Ссылки на источники1.Бильданова В. Р., Шагивалеева Г. Р. Основы психической саморегуляции. –Елабуга: Издво ЕГПУ, 2009. –116 с.2.Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. –СПб.: Питер, 2004. –464 с.3.Бильданова В. Р., Шагивалеева Г. Р. Указ. соч.4.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. –СПб.: Питер, 2006. –256 с. 5.Александров А. А. Аутотренинг: Справочник. –СПб.: Питер, 2007. –272 с.6.Там же.7.Бильданова В. Р., Шагивалеева Г. Р. Указ. соч.8.Там же.9.ИШенВосточные приемы оздоровления. –СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. –236 с.10.Там же.11.Егорова Е. Процветание по Максу Люшеру. –СПб.: Питер, 2007. –160 с.12.Там же.13.Щербатых Ю.В. Указ. соч.14.Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Указ. соч.

Рекомендовано к публикации:


В традиционных психолого-педагогических научных школах (Д.Гришин, А.Арет, Л.Рувинский, Д.Водзинский, А.Кочетов и др.) проблема общепрофессионального и профессионально-педагогического самообразования и саморазвития рассматривается исходя из концепции профессионального самовоспитания. С данных позиций самоизменение личности осуществляется под влиянием цели, направленности и содержания педагогической деятельности.

В случае защитной мотивации профессионального выбора, педагог на определенном этапе профессиональной деятельности вступает в противоречие с системой ценностей, которые определяют направленность и содержание его жизнедеятельности. В этом аспекте педагог всегда испытывает повышенную тревожность и утомляемость, что приводит к конфликтному проявлению личности в системе профессиональных отношений.

Такое понимание сущности самопознания предполагает системное обоснование значимости данного понятия в исследуемом процессе. К тому же, это позволяет определить роль и функции самопознания как в процессе саморегуляции, так и в процессе самокоррекции.

Самокоррекция, в большинстве психолого-педагогических работ, определяется как осознанные действия личности по изменению своего поведения. Они могут осуществляться как под влиянием внешнего источника, так и исходить из собственных личностных побуждений. Такое понимание самокоррекции не позволяет учесть всех аспектов включения студентов в процесс управления собой.

Наряду с осознанным социальным самоизмененем необходимо рассматривать интуитивную психофизиологическую самокоррекцию, которая рассматривалась нами как проявление природных задатков человека. Это объясняется тем, что способность к самокоррекции реализуется на основе не только приобретенных социальных свойств личности, но и природных задатков, определяющих возможность дальнейшего развития интуиции, наблюдательности и определенной совокупности профессиональных умений.

Анализ сущности профессионально — педагогическая саморегуляция позволяет выделить критериальную базу оценки эффективности данного процесса. В качестве её составляющих, исходя из исследований И.Чесноковой, В.Миславского и В.Сохранова, использовались качества, состояния и умения, которые личность проявляет и в адаптивной и в вариативной личностной и профессиональной деятельности. [2,5]

В целом можно утверждать, необходимость углубленного внимания преподавателя высшей педагогической школы к формированию профессионально значимых основ личности будущего педагога. К интегративным характеристикам предметной области исследования были отнесены: качества личности: трудолюбие активность, самостоятельность и ответственность; свойства личности: лабильность и тревожность; умения (целеполагание, структурирование, содержательные, оценочные и прогностические).

Анализ их взаимосвязи проявляет не только склонность, но и готовность будущего педагога к педагогической самокоррекции.

Таким образом, овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. [4]

Профессиональный педагог — единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин.

1. Дмитричева (Назарова) О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования: дис. … канд. пед. наук О. М. Дмитричева. — Пенза, 2002. -227 с

2. Миславский И. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. — 152с.

3. Конопкин О. А., Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения. Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. — М., 1995

4. Крылова Н. Н. Развитие готовности студентов к саморегуляции в процессе обучения в вузе: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2013) сборник статей XVII Междунар.науч.-метод.конф.,посвящ. 70-летию образования университета. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. г. Пенза, 2013. С. 28–29.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, аутогенная тренировка, будущий педагог, качество, личность, негативное отношение, педагог, умение, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости.

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность, эмоциональная устойчивость будущих педагогов, свойство личности, будущий педагог, волевое качество личности, способность личности, ситуация.

Влияние личностных качеств педагога на формирование.

дополнительное образование, педагогическая деятельность, педагог, ребенок, влияние педагога, личность ребенка, личность педагога, учебно-воспитательный процесс, конечный итог, создание условий.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов.

В связи с этим педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к личностным качествам педагога, к уровню физического и психического здоровья, умению регулировать свои эмоциональные реакции.

Педагогические способности преподавателя и методы их.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Психология безопасной профессиональной деятельности.

Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя). Автор: Ефимова Наталия Сергеевна.

В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает.

Личность преподавателя в образовательном процессе

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.

Формирование педагогических способностей будущего учителя.

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов.

Читайте также: