Что такое идеология белорусского государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идеология белорусского государства – это государственно-патриотическая идеология, направленная на консолидацию белорусского общества и нацеленная на построение сильной и процветающей Беларуси.

Постановка фундаментальной цели – построение сильной демократической и процветающей Беларуси – отражает базовые ценности, которые необходимо защищать всеми законными средствами и во все времена.

К ним относятся: безопасность и территориальная целостность, независимость и национальный суверенитет, благосостояние граждан.

Идеология белорусского государства представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути общественного развития.

Основными составляющими идеологии белорусского государства являются:

Идеологическая составляющая – белорусская идеологическая доктрина, выступающая в форме белорусской национальной идеи. В контекст идеологической доктрины включены такие фундаментальные понятия как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Правовая составляющая – Конституция Республики Беларусь как главный идеологический документ, в котором прописаны все приоритеты и основные цели государства.

Экономическая составляющая – белорусская экономическая модель. Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания человека на основе новых технологий и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Политическая составляющая – белорусская политическая система, отражающая систему взаимодействия властных структур с гражданами.

Итак, основными структурными компонентами идеологии белорусского государства являются: белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система.

Что касается структуры идеологии белорусского государства, то она включает 4 блока компонентов:

1 блок – теоретико-методологический (базис). Постановка цели, определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства.

2 блок – процессуальный. Определение основных центров принятия идеологических решений.

3 блок – институциональный, в задачу входит определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия.

4 блок – инструментальный. Определение средств и методов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов идеологии белорусского государства показывает, что если руководством страны в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системах государства соблюдается необходимое равновесие, позволяющее обществу уверенно двигаются в направлении главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

Либерализм и неолиберализм.

· признание свободы человека как главного условия реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. При этом понимание свободы в либерализме индивидуалистично, т.е. либералы шли не от общества, а от индивида: для них личность всегда выше какой-либо группы или общества; по мнению либералов, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо;

· в области политической либералы выдвинули идею приоритета гражданского общества над государством. Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество – это постоянная величина, а государство – производное от него. Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии.

Так, он выработал систему конституционализма – институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего:

· равенство их перед законом;

· обладание каждого человека основными правами и свободами;

· участие в осуществлении политической власти;

· право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки;

· терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства.

Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, которые затем конституировались в партии либерального толка.

Реализация идей классического либерализма на практике привела к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальной гармонии и справедливости. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис.

· новое понимание экономической и социальной роли государства. Его главные задачи – прекращение социальных конфликтов путем поддержания обездоленных, обеспечение доступного всем медицинского обслуживания, бесплатного образования. Расширение системы социального обеспечения, проведения политики прогрессивного налогообложения.

· неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии на основе учета интересов всех социальных общностей в области политической власти – политический консенсус управляющих и управляемых.

· новое понимание справедливости – прежде всего это политическая справедливость, т.е. равные политические права.

ideologijarb-06

И после основоположников марксизма копий по поводу — а что же такое идеология? — было сломано немало: каких только понятий и самих идеологий не возникало, впрочем, как и бесследно исчезало.

Но общий вывод всё-таки таков — идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом.

При помощи идеологии вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные группы, аккумулируется социальная энергия людей. Это означает, что идеология выполняет целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции, а поэтому она играет важнейшую роль в жизни общества и государства. Идеология закрепляет усилия людей по созданию предпосылок своей деятельности, придаёт необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и общностей.

Итак, на сегодняшний день существуют более или менее общепринятые определения этого термина.

Приведём наиболее признанные формулировки.

Идеология — это концепция управления, изложенная в доступном для понимания народными массами формате.

Концепция вырабатывается в процессе реализации концептуальной властью полной функции управления в отношении общества.


Соотношение концептуальной власти и полной функции управления представлено на схеме ниже.

public-konc-vlast

Объектом воздействия идеологической власти является всё общество, однако, за исключением тех, кто сам концептуально властен, и потому стоит выше власти идеологической. Идеология нужна концептуальной власти для формирования в обществе мировоззрения людей, соответствующего избранной концепции, чтобы люди были под её властью в изменяющихся жизненных обстоятельствах.

Функция идеологической власти — облечь концепцию в такие идеологические формы, в которых она предстала бы во мнении людей благообразной и потому приемлемой, в которых концепция не вызвала бы отторжения. Свобода от идеологий — это самообман, однако не стихийно-психологический, а целенаправленно культивируемый властью концептуальной. Идеологию можно понимать или не понимать, принимать её или отрицать, но члены общества всегда сталкиваются с проявлениями той или иной идеологии, представляющей собой оболочку концепции управления обществом со стороны носителей власти концептуальной.

ideologijarb-03

Так, сторонники либеральных взглядов, отвергающие саму возможность существования в современном демократическом обществе какой бы то ни было государственной (одной на всех) идеологии, на примере той же России, где благодаря оказавшимся у власти в период её создания либералам, в Конституцию был внесён запрет на государственную идеологию, и формально её в РФ не существует, активно используют в своих спекуляциях это обстоятельство, заявляя: живёт же четверть века Россия без этой самой государственной идеологии и ничего не распадается (благо или зло для России запрет на государственную идеологию — это тема для другой статьи).

ideologijarb-04

На наш взгляд вполне логично и доказательно, если учитывать наши дополнения.

ideologijarb-07

При этом следует заметить, что в стране достаточно последовательно реализуется проект легитимизации идеологии государственности. Этот проект, безусловно, имеет символическую и институциональную преемственность с БССР. Так, одним из центральных элементов этого проекта является историческая память о Великой Отечественной войне, сюда же стоит отнести и модифицированную государственную символику, принятую на референдуме 1995 года. С другой стороны, в Беларуси хоть и не было радикально-либеральных экономических преобразований, тем не менее, рыночные реформы всё же происходили и происходят.

Другое дело, как она реализуется на практике, но это уже тема для другой статьи.

2. Цель идеологии белорусского государства. Роль Конституции.

3. Признаки правового государства. Признаки социального государства.

4. Функции президентской власти. Роль парламента.

5. Основные приоритеты в работе Правительства Республики Беларусь.

1. Идеология и ее функции.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.

Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщества.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

Политическая идеология выполняет инормативную функцию, играющую ценностно-ориентирующую роль. Она определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом.

Политическая идеология обладает большим потенциалом, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Она облегчает коммуникационное воздействие, является своеобразной нормативно-символической матрицей, которая облегчает социально-политическую идентификацию.

2. Цель идеологии белорусского государства. Роль Конституции.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан.

Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы, содержащей ориентиры развития государства и общества.

3. Признаки правового государства. Признаки социального государства.

1. Признание прав и свобод человека.

2. Верховенство (господство) права).

3. Разделение властей.

Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Признаки социального государства:

1) оно ответственно за существование общества;

2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (см. часть вторую ст. 21).

4. Функции президентской власти. Роль парламента.

Функции президентской власти.

Во-первых, гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности.

В-третьих, контрольная функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих президенту по Конституции или установленных им фактически.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует.

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах.

Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов.

Основная функция парламента — законотворческая.

5. Основные приоритеты в работе Правительства Республики Беларусь

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. (Конституция Республики Беларусь).

Важнейший аспект экономической стратегии Правительства — обеспечение безопасности страны, то есть состояния, в котором народ может суверенно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего развития.

Национальная безопасность страны органично связана с международной системой коллективной безопасности, включающей политические, экономические, военные, экологические и гуманитарные аспекты. Прежде всего, указанные обстоятельства определили приоритеты в деятельности Правительства — продовольствие, жилье и экспорт.

Приоритетные белорусские национальные ценности.

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

1. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. - 3-е изд. перераб. и доп. -Минск : Амалфея, 2007. – 480 с.

2. Гончаренко, Р. М. Политическая и правовая идеология государства : справочное пособие / Р. М. Гончаренко. -- Мн. : УП "Технопринт", 2005.

3. Жилинская, И. В. Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах: учебно-методическое пособие / И. В. Жилинская ; Академия управления при Президенте РБ. – Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 142 с.

4. Идеология и молодежь Беларуси : пособие / Л. С. Аверин [и др.]. -- Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388с.

5. Лученкова, Е. С. Основы идеологии Белорусского государства : практикум : учебное пособие для вузов / Е. С. Лученкова. – Минск : Вышэйшая школа, 2007. – 143 с. -- (Студентам высших учебных заведений).

7. Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие для слушателей системы повышения квалификации руководящих кадров, преподавателей и специалистов системы образования / Г. А. Василевич [и др.] ; под ред. Г. А. Василевича, Я. С. Яскевича. -- Мн. : РИВШ, 2004. – 477 с.

8. Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие для студентов вузов / сост. Т. И. Адуло [и др.] ; под ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. -- Мн. : Академия управления при Президенте РБ, 2004. – 491 с.

9. Основыидеологии белорусского государства: история и теория : учебное пособие для студентов вузов / Академия управления при Президенте РБ. – 2-е изд., испр. – Минск : УП "ИВЦ Минфина", 2006. – 316 с.

10. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: курс интенсивной подготовки / Я. С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 336 с.

11. Яскевич, Я. С. Основы идеологии Белорусского государства : вопросы и ответы / Я. С. Яскевич. -- Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 303 с.

Идеология белорусского государства – это государственно-патриотическая идеология, направленная на консолидацию белорусского общества и нацеленная на построение сильной и процветающей Беларуси.

Постановка фундаментальной цели – построение сильной демократической и процветающей Беларуси – отражает базовые ценности, которые необходимо защищать всеми законными средствами и во все времена.

К ним относятся: безопасность и территориальная целостность, независимость и национальный суверенитет, благосостояние граждан.

Идеология белорусского государства представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути общественного развития.

Основными составляющими идеологии белорусского государства являются:

Идеологическая составляющая – белорусская идеологическая доктрина, выступающая в форме белорусской национальной идеи. В контекст идеологической доктрины включены такие фундаментальные понятия как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Правовая составляющая – Конституция Республики Беларусь как главный идеологический документ, в котором прописаны все приоритеты и основные цели государства.

Экономическая составляющая – белорусская экономическая модель. Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания человека на основе новых технологий и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Политическая составляющая – белорусская политическая система, отражающая систему взаимодействия властных структур с гражданами.

Итак, основными структурными компонентами идеологии белорусского государства являются: белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система.

Что касается структуры идеологии белорусского государства, то она включает 4 блока компонентов:

1 блок – теоретико-методологический (базис). Постановка цели, определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства.

2 блок – процессуальный. Определение основных центров принятия идеологических решений.

3 блок – институциональный, в задачу входит определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия.

4 блок – инструментальный. Определение средств и методов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов идеологии белорусского государства показывает, что если руководством страны в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системах государства соблюдается необходимое равновесие, позволяющее обществу уверенно двигаются в направлении главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

Либерализм и неолиберализм.

· признание свободы человека как главного условия реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. При этом понимание свободы в либерализме индивидуалистично, т.е. либералы шли не от общества, а от индивида: для них личность всегда выше какой-либо группы или общества; по мнению либералов, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо;

· в области политической либералы выдвинули идею приоритета гражданского общества над государством. Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество – это постоянная величина, а государство – производное от него. Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии.

Так, он выработал систему конституционализма – институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего:

· равенство их перед законом;

· обладание каждого человека основными правами и свободами;

· участие в осуществлении политической власти;

· право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки;

· терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства.

Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, которые затем конституировались в партии либерального толка.

Реализация идей классического либерализма на практике привела к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальной гармонии и справедливости. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис.

· новое понимание экономической и социальной роли государства. Его главные задачи – прекращение социальных конфликтов путем поддержания обездоленных, обеспечение доступного всем медицинского обслуживания, бесплатного образования. Расширение системы социального обеспечения, проведения политики прогрессивного налогообложения.

· неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии на основе учета интересов всех социальных общностей в области политической власти – политический консенсус управляющих и управляемых.

· новое понимание справедливости – прежде всего это политическая справедливость, т.е. равные политические права.

Читайте также: