Интегрированный проект в доу

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания." — Транскрипт:

1 Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.

2 Метод проектной деятельности Разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952): …обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых…

3 Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

5 Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

7 Цель проектного метода в дошкольных учреждениях - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

8 Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие познавательных способностей; Развитие творческого воображения; Развитие творческого мышления; Развитие коммуникативных навыков.

9 Классификация проектов По тематике Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов. По составу участников Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные. По срокам реализации По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

10 Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). Виды проектов в ДОУ

12 Ролево-игровые Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролево-игровая.

15 План работы воспитателя по подготовке к проекту: 1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей) 2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с детьми, родителями; дети обсуждают план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор (накопление материала). 6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

16 Этапы реализации проектной деятельности ВЫБОР ТЕМЫ СБОР СВЕДЕНИЙ ВЫБОР ПРОЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

17 Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностное - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе :

Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).

Здоровье сберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).

Система инновационной оценки "портфолио"(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.

Одним из направлений инновационной деятельности ДОУ является педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ.

Проекты классифицируются : По количеству: - индивидуальные;

- парные; - групповые: - фронтальные.

2. По содержанию: Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.

3. По продолжительности: - краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий) ;- среднесрочные (от 1 месяца) ;- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .

4. По доминирующему виду проектной деятельности : в разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, наиболее популярные. Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы,

источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо уголка, проект правил группы, витражи и т. д.)

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .

Ознакомительно - ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Комбинированные (универсальные)– представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

2. Определение темы проекта.

Педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап. Подготовительный этап. На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап. Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап. Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА : Тема. Цель. Задачи.

Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

Участники проекта, возраст дошкольников. Предварительная работа.

Работа с дошкольниками. Работа с родителями. Оснащение предметно-развивающей среды. Систематизация материалов, подведение итогов. Ожидаемый результат.

Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс. Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Ребенок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей.

- Способом познания и понимания окружающего мира;

- Универсальным способом жизнедеятельности;

Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,

экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в образовательном процессе. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие дошкольников. Все это мы должны учитывать при планировании образовательного процесса.

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой.

Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели: задач развития воспитанников.

Цель: обогащение представлений детей о многообразии видов овощей и фруктов.

Задачи: Конкретизировать представления воспитанников о форме, цвете, овощей и фруктов, о месте их произрастания;

Закрепить умение видеть разницу между овощами и фруктами, дать представления о разнообразии способов употребления овощей и фруктов в пищу.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, связанным с выращиванием и использованием овощей и фруктов и т. д.

2. Следующий шаг - отбор педагогического содержания из разных образовательных областей. Представлено в таблице.

Данная таблица это еще не план, это просто иллюстрация того, что из каждой образовательной области мы можем взять то или иное содержание, те или иные формы работы с детьми по нужной нам теме.

3. Выделение события недели, основной формы итогового мероприятия.

4. Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса, необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и ее комбинаторными возможностями, то есть знать, в чем данная область наиболее выигрышно сочетается с другими образовательными областями.

На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских работ и пр. Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме, делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и

Для педагогов, в свою очередь, подобные мероприятия могут служить показателем результативности прожитой тематической недели, если в сценарий будут включены практические задания для детей, требующие применения полученных знаний.

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность:

1. Интегрированный образовательный процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес, так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей.

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностное-ориентированный, компетентные и развивающие подходы к обучению.

Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенции, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Конопля Александра Александровна,.

Проектный метод в образовании дошкольников Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны.

Проектный метод в работе с детьми Качество образования оценивается не по объему знаний учеников, а по потребности и желанию узнать и способности учиться. Р. Ливингстон.

Реализация ФГОС в ДОО. Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей Реализация ФГОС в образовательных организациях СЗУ: Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей на основе.

Статья знакомит с опытом работы по проектной деятельности с дошкольниками, как эффективной формой интеграции содержания образовательной деятельности.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми. В ФГОС определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями детей дошкольного возраста.

Интеграция даёт альтернативность мышления, позволяет переносить установленные понятия и зависимости на аналогичные в других областях знаний. Качественное осуществление интеграции в ДОУ возможно при взаимосвязи разных видов деятельности, взаимопроникновении различных разделов воспитания и образования детей.

На смену традиционных методов обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Один из перспективных методов, способствующий решению этой задачи, - метод проектной деятельности.

Метод проектов – это самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Реализация принципа интеграции в проектной деятельности:

1. Способствует формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. Формирует познавательный интерес, так как включены представления из различных образовательных областей.

4. Позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс при переходе от одного вида деятельности к другому.

5. Способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Способствует более тесному контакту всех специалистов и

сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом, проектная деятельность имеет все критерии интегрированного подхода.

Цель моей работы - использование метода проекта, как эффективной формы интеграции содержания образовательной деятельности и развития свободной творческой личности ребёнка.

Для решения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

- составить план проектной деятельности на год с учётом интеграции образовательных областей, лексических тем, возрастных возможностей;

- активизировать познавательную активность детей

- вовлекать родителей в совместную работу над проектами;

- создать условия для проектной деятельности, при сотрудничестве всех участников проектной деятельности.

Проектную деятельность использовала со старшего возраста, поскольку в этом возрасте устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценка, а также стремление к совместной деятельности. Рефлекторная способность осознания значимости выполненной деятельности развитию личностных качеств; инициативность, ответственности и настойчивости в достижении цели. В результате совместного проекта всегда получали результат.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, путем включения участников процесса в различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

В начале 2013/14 учебного года был составлен план работы, включающий в себя тематику проекта, интеграцию образовательных областей, предполагаемый результат.

Построить работу над проектом помогает циклограмма планирования видов деятельности, включающая все формы работы с детьми и способствующая равному учету всех образовательных областей в течение тематической недели. Целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели гармонично объединяет различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Работа с детьми над проектом делится на несколько этапов:

1. Целепологание: помогаю детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определённый отрезок времени.

2. Планирование деятельности:

- к кому обратиться за помощью (спросить у другого человека, узнать у специалиста, подумать самостоятельно);

- где найти информацию (посмотреть в книгах, получить информацию у компьютера, провести эксперимент, понаблюдать, посмотреть по телевизору);

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Практическая часть (выполнение проекта).

4. Фиксация результатов (схемы, алгоритмы, таблицы). 5. Подведение итогов (цель: совпадает или нет).

- представление продукта проектной деятельности.

Проекты были как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включали в себя мероприятия, направленные на достижение цели.

Проекты имели разные виды, например:

Успех наших проектов в том, что большинство родителей проявляет интерес к сотрудничеству, и поддерживают детей и педагогов.

Для вовлечения родителей в проектную деятельность - познакомила их с методом проекта (буклеты, папки - ширмы, консультации, круглый стол, презентации), привлекала родителей к подбору развивающей среды (книг, энциклопедий, необходимых предметов, оборудования) к оформлению схем, алгоритмов, таблиц, презентаций.

Таким образом, проект – эффективная форма интеграции образовательного содержания:

- соответствует современному уровню представлений о мире;

- дает возможность развернуть перед детьми многомерную картину мира в динамике;

- позволяет каждому ребенку использовать свои сильные стороны и приобретать свой опыт;

- позволяет каждому учиться, используя свой стиль познания;

- уменьшает перегрузки в образовательной деятельности;

- дает возможность получения качественно нового педагогического результата.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательного интереса к окружающему миру. В этот период активно формируются различные познавательные позиции по отношению к предмету деятельности. К старшему дошкольному возрасту определяющую роль начинает играть память как средство накопления активно приобретаемого в данный период личного опыта. Заметно возрастают возможности умственной деятельности, развивается способность обобщения, существенно увеличивается последовательность мыслительных операций.

Определяя содержание проектной деятельности, мы учитываем, что получаемые знания должны:

1) расширять и обогащать имеющиеся представления дошкольников;
2) быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью;
3) быть нужными при последующем обучении в школе.

Как один из вариантов интеграции образовательных областей в нашем учреждении используется метод проектов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. В практике работы нашего структурного подразделения проектная деятельность используется несколько лет.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения

дошкольников, основывается на интересах детей . Основное предназначение возможностями здоровья предпосылок для самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. У детей с ОВЗ формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается творческое мышление. Действуя самостоятельно, дети овладевают разными способами нахождения информации об интересующем их предмете или явлении и используют эти знания для создания новых объектов деятельности.

Особенностью проектной деятельности является тесное взаимодействие специалистов, родителей, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. И дети поэтапно осуществляют практическую деятельность по достижению поставленной цели.

У детей с нарушениями зрения имеются нарушения ритма, темпа и точности движений, координации движений рук и ног, чувства равновесия, вызванные недостаточным зрительным контролем. Нарушения наблюдаются и в развитии мелкой моторики рук.

Следовательно, необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно- профилактических задач.

Одной из наиболее эффективных форм их реализации является организация отдыха воспитанников в летний период.

Поэтому мы поставили перед собой проблемные вопросы:

Как же сделать жизнь детей в летний период содержательной, познавательной и интересной?

Как организовать деятельность детей так, чтобы это было незабываемым?

Цель проекта : создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей с нарушениями зрения.

Гипотеза : увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период, использование здоровьесберегающих технологий даст возможность для формирования здорового образа жизни, повышения двигательной активности, а также для обогащения знаний, активизации мыслительных процессов у детей- дошкольников с нарушением зрения.

Физкультурно-оздоровительное направление я разбила на модули: организационный, оздоровительный, познавательно-игровой, творческий. В эти модули я включила использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста и взаимодействие с родителями.

При подготовке к проекту я наметила задачи физкультурно-оздоровительного направления:

Создать условия для укрепления здоровья детей с нарушениями зрения, повышение адаптационных возможностей детского организма.

Формировать у детей с нарушениями зрения потребности в ежедневной двигательной активности.

Познакомить с доступными способами укрепления здоровья.

Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятиям туризмом и спортом.

После того, как были намечены задачи, мы приступили к реализации организационного модуля:

Был разработан комплексно-тематический план на весь летний период с учётом интеграции образовательных областей.

Составлены конспекты праздников, развлечений для детей и с участием родителей.

Каждая неделя летних месяцев имела своё название, это отразилось во всех модулях физкультурно-оздоровительного направления.

Вся работа с детьми в летний период осуществлялась на свежем воздухе. День начинался с утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики, состоящей из комплексов ритмопластики, гимнастики для глаз, игровых упражнений на развитие зрительно - двигательной ориентировки в пространстве. Продолжалась реализация оздоровительного модуля в непосредственно-образовательной деятельности на спортивной площадке.

Эта деятельность проводилась в игровой форме, использовались тренирующие дорожки с ярким пособием и оборудованием, которые способствуют развитию физических и зрительных возможностей детей с нарушениями зрения. Применялись различные виды корригирующей ходьбы и бега с использованием ориентиров для тренировки зрительно-моторных реакций. Для развития ориентировки в пространстве применялся оздоровительный бег (по показаниям врача). Ещё одной особенностью работы оздоровительного модуля было варьирование формы, цвета, размера и яркости спортивного оборудования и пособий, т.е. создавались специально организованные условия для стимуляции зрительного восприятия в процессе занятий физическими упражнениями летом на воздухе.

В реализации проекта активное участие приняли не только педагоги, но и родители. Были проведены следующие активные формы деятельности:

По окончании проекта мы сделали следующий вывод. В ходе реализации проекта у детей отметился повышенный интерес к двигательной игровой активности, дети лучше и быстрее воспринимали полученную информацию, у них сформировались предпосылки к пониманию здорового образа жизни, появилось стремление заниматься разнообразными элементами спортивных игр, т.о. проектный метод в организации деятельности детей с нарушениями зрения в летний период доказал своё преимущество и эффективность.

Читайте также: