Фотокейс для доу что это

Обновлено: 04.07.2024

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории СЕНЧЕНКО В.В.

Кейс -технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов , все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя :

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом ,

К кейс -технологиям относятся :

• метод ситуативного анализа ( метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии ; Кейс-иллюстрации ; фото- кейсы );

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа : исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

В процессе освоения кейс-технологий дети :

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

Кейс -технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе .

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать , спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса .

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит , чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации , кейс-фото .

Кейс -иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс -иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс -иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение , потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу , который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Цель : учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя : вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?

Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры : большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть) . Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

Цель : закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?

Цель : закрепить знания о длине.

Оборудование:3 игрушечных домика,волк,заяу,бельчонок,полоски бумаги разного цвета,разной длины(дорога от домика к медвежонку)

Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей : зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?

Цель : учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Оборудование: фото чаепития кукол (стол,стулья,куклы,чайный сервиз,конфеты)

Текст. Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?

Цель : продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс познакомит Вас с основами фото-кейс технологии.

Самопрезентация

В моей семье не было педагогов, но уже с детства я с уважением относилась к учителям своей школы, мне очень хотелось стать одной из них. Окончив школу, я поступила в Россошанский педагогический колледж, а затем в Борисоглебский педагогический институт. Судьба привела меня в детский сад, в котором работаю уже почти семь лет.

Самое главное для воспитателя — любить детей, любить просто так, отдавать им своё сердце. Я люблю свою работу, своих малышей, свой детский сад.

Как воспитатель, я постоянно нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний, как правильно, и умно организовать деятельность воспитанников, как сделать так, чтобы детям было интересно и познавательно. С некоторого времени моим увлечением стала фотография. Мне нравится видеть мир другими глазами, а видоискатель фотоаппарата мне это позволяет сделать, запечатлеть и поделиться с детьми. Когда в руках фотоаппарат, поневоле начинаешь искать интересные моменты.

Моим воспитанникам очень понравилось рассматривать фотографии, и я решила применить фототехнику в своей работе.

Фотографии выполняют специальные практические задачи. Они создаются мной для:

для изучения нового материала;

для закрепления пройденного;

для повторения, практического применения полученных знаний;

для обобщения, систематизации знаний.

Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. По фотоснимкам очень хорошо проводить беседы на разную тематику, составлять описательные рассказы, учить задавать вопросы, рассматривать времена года и т. д.

В рамках этой темы я организовала фотовыставки, фотографические наблюдения, оформляла фотоальбомы, создавала фотоколлажи, презентации, дидактические, сюжетно-ролевые игры, светофор эмоций (в уголке настроения), фотокниги, фото-кейсы и др.

Мастер-класс

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.


Любой фото-кейс создается с определенной целью. У данного фото-кейса цель такова:

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.

В подготовительной группе воспитатель предлагает детям сформулировать проблему самостоятельно, исходя из данной фотографии, не прилагая текст к фото-кейсу.

Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вопрос. Как бы вы поступили на месте Аленки?

Выбранная нами ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности воспитателя и детей. Данную работу можно провести по подгруппам, каждая из которой должна принять одно общее решение, суметь обосновать и доказать его правильность.

2 младшая группа


Цель: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.

Текст: Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать. Как бы вы поступили на месте Саши?

Средняя группа


Цель: закрепить знания о длине.

Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?

Фото-кейсы могут содержать одно фото (как два предыдущих), а могут быть фото-кейсы с продолжением (содержать несколько фотографий).

"Кейс-технология" актуальна, так как отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.

Кейс-иллюстрация - иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться.

В данный перечень входит и предлагаемая инновация по форме и содержанию, классифицируется как "фото-кейс". Комплект "фото-кейс", имеет в наличие фотографии, текст, о каком-либо событии, вопроса после основного текста, а так же технологическая карта. Это практический материал, разработанный в творческой лаборатории "Современные образовательные технологии, под научным руководством профессора кафедры педагогики и методик преподавания ТГУ, доктора педагогических наук И.В. Руденко.

  • Развивать творческое, осознанно - критическое мышление;
  • Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями;
  • Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • Способствовать развитию у детей нравственных аспектов поведения.

Обучение детей анализу создавшейся проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность. Способствует умению критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. Задачи направлены на развитие у дошкольников социально - нравственных норм и правил, общения, поведения в социуме, в процессе интеграции образовательных областей. Нельзя забывать, что технология одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в рамках поставленных задач, через различные виды деятельности.

  • Описание реальной проблемной ситуации;
  • Альтернативность решения проблемы;
  • Коллективная работа по выработке решения;
  • Оценивание принимаемых решений;
  • Эмоциональная вовлеченность участников.

Особенность использования заключается в изучении прецедентов, то есть случая, который требует принятия решения посредством дискуссии со сверстниками, те совместными усилиями группы необходимо проанализировать ситуацию, выработать практическое решение и как окончание - выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. Главное предназначение технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с казусами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

  • доступность, как возможность организации вариантов активного обсуждения,
  • наглядность, т.е. красочные фотографии, отражающие реальную или смоделированную ситуацию;
  • гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать технологию в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной детской деятельности. Включение вначале организованной деятельности "фото-кейс" задаёт мотивационный стимул, позволяет расширить "репертуар" стратегий за счёт знакомства с иными способами решения проблемы и построить тему любой деятельности детей в игре, в труде, наблюдении. Использование в заключительной части непосредственного обучения, предполагает плавный переход к самостоятельной деятельности детей.

На практике выяснилось, что преимуществом пользуется вариант включения технологии "фото-кейс" в основную часть организованной детской деятельности, после определённой подготовки, накопления знаний по тематике.

Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности педагога и детей.

Использование "фото-кейсов" на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.

  • получают коммуникативные навыки,
  • развивают презентационные умения,
  • формируются навыки работы в команде детей дошкольного возраста;
  • выработка навыков простейших форм социального общения,
  • решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,
  • умение аргументировать ответ, решать конфликтные ситуации.

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций. Кейс-технология направлена на обучение детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности.

Виды кейс – технологии:

  • Фото – кейс;
  • Кейс – иллюстрации;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Данная технология содержит:

  • фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
  • текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
  • текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.

Первый этап: подготовительный.

Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.

На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Данная технология используется в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.

Пример работы над фото-кейсом:

На первом этапе я знакомлю детей с фотографией.

Ребенок переходит дорогу

предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

На втором этапе демонстрирую фото 2.

Ребенок переходит дорогу

На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.

Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Читайте также: