Что такое оркестровка кратко в музыке

Обновлено: 04.07.2024

ОРКЕСТРОВКА, инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания.

Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях. В послеклассическую эпоху искусство оркестровки стремительно развивалось и становилось все более самостоятельным, превращаясь иногда в самоцель; все большее значение приобретали новые сочетания инструментов или новые способы игры на них, а также тембровые эффекты партитуры. Среди трактатов по инструментовке – труды Г.Берлиоза, Н.А.Римского-Корсакова и Э.Веллеса.

Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 1–2. М., 1971
Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX в. М., 1979

ОРКЕСТРОВКА
инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания. Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях. В послеклассическую эпоху искусство оркестровки стремительно развивалось и становилось все более самостоятельным, превращаясь иногда в самоцель; все большее значение приобретали новые сочетания инструментов или новые способы игры на них, а также тембровые эффекты партитуры. Среди трактатов по инструментовке - труды Г. Берлиоза, Н. А. Римского-Корсакова и Э. Веллеса.
ЛИТЕРАТУРА
Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961 Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 1-2. М., 1971 Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX в. М., 1979

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ОРКЕСТРОВКА" в других словарях:

ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка

оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов

ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь

ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

оркестровка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Муз. 1. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. Работать над оркестровкой. О. оперы. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных инструментов и их сочетание в оркестре.… … Энциклопедический словарь

Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия

Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства. Чем глубже это знание, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура. Признанными мастерами инструментовки были романтики Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, импрессионисты Клод Дебюсси и Морис Равель, Николай Римский-Корсаков, Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Эдисон Денисов, Николай Корндорф и другие композиторы.

Понятие инструментовки входит в понятие аранжировки, то есть инструментовки в широком смысле — для любого состава инструментов, в том числе электронных, а также голосов.

Оркестровка (инструментовка) - изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем.

Один из важ­ней­ших эле­мен­тов тех­ни­ки ком­по­зиции, инструментовка пред­по­ла­га­ет зна­ние и ху­до­же­ст­вен­но-це­ле­со­об­раз­ное ис­поль­зо­ва­ние свойств музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (их тем­бров, приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния, тех­нических и ди­на­мических воз­мож­но­стей) и их со­че­та­ний (все­го ор­ке­ст­ра в це­лом, его отдельных групп, со­ло и т. п.). Ха­рак­тер и приё­мы инструментовки обу­слов­ле­ны жан­ром и ин­ди­ви­ду­аль­ным ком­по­зи­тор­ским за­мыс­лом со­чи­не­ния и за­ви­сят от со­во­куп­но­сти музыкальных средств: ме­ло­ди­ки, гар­мо­нии, рит­ми­ки, музыкального скла­да, фак­ту­ры, го­ло­со­ве­де­ния и т. п. Один и тот же ин­то­на­ци­он­но-те­ма­тический ма­те­ри­ал в раз­ных раз­де­лах со­чи­не­ния мо­жет быть по-раз­но­му ин­ст­ру­мен­то­ван, при­об­ре­тая при ка­ж­дом но­вом спо­со­бе инструментовки иной от­те­нок вы­ра­же­ния и не­ред­ко из­ме­няя свой ха­рак­тер. Например, главная те­ма I час­ти 6-й сим­фо­нии П.И. Чай­ков­ско­го вна­ча­ле зву­чит у различных ор­ке­ст­ро­вых групп, а за­тем во всём ор­ке­ст­ре (тут­ти), дос­ти­гая в куль­ми­на­ции тра­ге­дий­ной си­лы.

Важ­ней­шая ху­дожественная за­да­ча ин­ст­ру­мен­та­то­ра - ис­поль­зо­вать раз­лич­ные по ха­рак­те­ру и на­пря­жён­но­сти тем­бры, ко­то­рые с наи­боль­шей си­лой вы­явят дра­ма­тур­гию ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки; главной тех­нической про­бле­мой яв­ля­ет­ся при этом дос­ти­же­ние хо­ро­шей слы­ши­мо­сти го­ло­сов и пра­виль­но­го со­от­но­ше­ния ме­ж­ду пер­вым и вто­рым (треть­им) пла­на­ми, чем обес­пе­чи­ва­ет­ся рель­еф­ность и глу­би­на ор­ке­ст­ро­во­го зву­ча­ния. Ор­ке­ст­ро­вое про­из­ве­де­ние со­чи­ня­ет­ся ком­по­зи­то­ром не­по­сред­ст­вен­но для ор­ке­ст­ра - ес­ли не во всех де­та­лях, то в сво­их главных чер­тах.

Раз­ви­тие инструментовки свя­за­но с эво­лю­ци­ей музыкальных сти­лей, тех­ни­ки строи­тель­ст­ва музыкальных ин­ст­ру­мен­тов и ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ки. инструментовка как фор­мо­об­ра­зую­щий фак­тор ут­вер­ди­лась од­но­вре­мен­но с го­мо­фо­ни­ей как ве­ду­щим музыкальным скла­дом. Важ­ную роль в осоз­на­нии дра­ма­тур­гической ро­ли тем­б­ров сыг­рал жанр опе­ры, за­ро­див­ший­ся в конце XVI - начале XVII веков. В XVIII веке ор­ке­стро­вые со­ста­вы диф­фе­рен­ци­ро­ва­лись в свя­зи с различными об­щественными функ­ция­ми му­зы­ки в за­ви­си­мо­сти от мес­та ис­пол­не­ния, слу­ша­тель­ской ау­ди­то­рии (опер­ный, цер­ков­ный, кон­церт­ный со­ста­вы, смотри Ор­кестр).

Во 2-й половине XVIII века в свя­зи с раз­ви­ти­ем жан­ра сим­фо­нии сло­жил­ся так называемый клас­сический со­став ма­ло­го сим­фо­нического ор­кест­ра с раз­ви­ты­ми функ­цио­наль­ны­ми груп­па­ми (струн­ные смыч­ко­вые, ду­хо­вые; удар­ные пред­став­ле­ны ли­тав­ра­ми). Важ­ней­шая роль в его фор­ми­ро­ва­нии при­над­ле­жит Й. Гайд­ну и В.А. Мо­цар­ту. На­чи­ная с Л. ван Бет­хо­ве­на чис­ло групп ин­ст­ру­мен­тов воз­рос­ло до 4 (струн­ная, де­ре­вян­ная, мед­ная и удар­ная). С изо­бре­те­ни­ем хро­ма­тических мед­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов на ба­зе клас­сического ор­ке­ст­ра XIX века (в ча­ст­но­сти, под влия­ни­ем идей музыкального ро­ман­тиз­ма) по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся сим­фо­нический ор­кестр современного ти­па (в сим­фо­нической и те­ат­раль­ной му­зы­ке К.М. фон Ве­бе­ра, Ф. Шу­бер­та, Г. Бер­лио­за, М.И. Глин­ки, Ф. Лис­та, Р. Ваг­не­ра, Дж. Вер­ди, А.П. Бо­ро­ди­на, И. Брам­са, М.П. Му­сорг­ско­го, П.И. Чай­ков­ско­го, Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва). Окон­ча­тель­но офор­мив­ший­ся во 2-й половине XIX века, он (с не­ко­то­ры­ми ва­ри­ан­та­ми) по­ны­не со­от­вет­ст­ву­ет ху­дожественным по­треб­но­стям ком­по­зи­то­ров различных на­прав­ле­ний и ин­ди­ви­ду­аль­но­стей, как тя­го­тею­щих к кар­тин­но­сти, кра­соч­но­сти, музыкальной зву­ко­пи­си, так и стре­мя­щих­ся к пси­хо­ло­гической уг­луб­лён­но­сти музыкальных об­ра­зов.

Па­рал­лель­но со ста­би­ли­за­ци­ей со­ста­ва ор­ке­ст­ра ве­лись ин­тен­сив­ные по­ис­ки но­вых приё­мов ор­ке­ст­ро­во­го пись­ма, но­вой трак­тов­ки ор­ке­ст­ро­вых ин­ст­ру­мен­тов. Клас­сическое уче­ние об аку­стическом рав­но­ве­сии, сфор­му­ли­ро­ван­ное при­ме­ни­тель­но к боль­шо­му сим­фо­ническому ор­ке­ст­ру Н.А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым, ис­хо­ди­ло из то­го, что од­на тру­ба (тром­бон, ту­ба), иг­раю­щая фор­те в сво­ём наи­бо­лее вы­год­ном ре­ги­ст­ре, по си­ле зву­ча­ния рав­на 2 вал­тор­нам, ка­ж­дая из ко­то­рых, в свою оче­редь, рав­на 2 де­ревянным ду­хо­вым ин­ст­ру­мен­там или уни­со­ну лю­бой под­груп­пы струн­ных. Инстументовка, ос­но­ван­ная на со­блю­де­нии аку­стического рав­но­ве­сия, хо­ро­шо от­ве­ча­ла тре­бо­ва­ни­ям стро­го­сти про­пор­ций, урав­но­ве­шен­но­сти эмо­ций, но бы­ла ма­ло­при­год­на для пе­ре­да­чи силь­ных стра­стей. По­вы­шен­ная вы­ра­зи­тель­ность дос­ти­га­лась приё­ма­ми инструментовки, ос­но­ван­ной на мощ­ных уд­вое­ни­ях (ут­рое­ни­ях, учет­ве­ре­ни­ях) од­них го­ло­сов по срав­не­нию с дру­ги­ми, на по­сто­ян­ных из­ме­не­ни­ях тем­бров и ди­на­ми­ки. Та­кие приё­мы ха­рак­тер­ны для твор­че­ст­ва ря­да ком­по­зи­то­ров конца XIX - начала XX веков (например, А.Н. Скря­би­на).

Инструментовка как специальная учеб­ная дис­ци­п­ли­на вхо­дит в про­грам­мы кон­сер­ва­то­рий и других музыкальных учеб­ных за­ве­де­ний.

Дополнительная литература:

Ги­ро Э. Ру­ко­во­дство к прак­ти­че­ско­му изу­че­нию ин­ст­ру­мен­тов­ки. 3-е изд. М., 1934;

Ви­дор Ш. М. Тех­ни­ка со­вре­мен­но­го ор­ке­ст­ра. М., 1938;

Ва­си­лен­ко С. Ин­ст­ру­мен­тов­ка для сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. М., 1952–1959. Т. 1–2;

Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Со­вре­мен­ный ор­кестр. М., 1953-1956. Т. 1–4;

Рим­ский-Кор­са­ков Н. Ос­но­вы ор­ке­ст­ров­ки // Рим­ский- Кор­са­ков Н. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1959. Т. 3;

Ге­варт Ф. А. Но­вый курс ин­ст­ру­мен­тов­ки. 2-е изд. М., 1913; он же. Ру­ко­во­дство к ин­ст­ру­мен­тов­ке / Пер. П. И. Чай­ков­ско­го // Чай­ков­ский П. И. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1961. Т. 3-Б;

Ве­прик А. Очер­ки по во­про­сам ор­ке­ст­ро­вых сти­лей. М., 1961;

Бер­ли­оз Г. Боль­шой трак­тат о со­вре­мен­ной ин­ст­ру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке / С доп. Р. Штрау­са: В 2 т. М., 1972;

Глин­ка М. И. За­мет­ки об ин­ст­ру­мен­тов­ке // Глин­ка М. И. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1973. Т. 1;

Цук­кер­ман В. Тембр и фак­ту­ра в ор­ке­ст­ров­ке Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва // Цук­кер­ман В. Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские очер­ки и этю­ды. М., 1975. Вып. 2.

Читайте также: