Что такое оркестровка кратко в музыке
Обновлено: 04.07.2024
ОРКЕСТРОВКА, инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания.
Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях. В послеклассическую эпоху искусство оркестровки стремительно развивалось и становилось все более самостоятельным, превращаясь иногда в самоцель; все большее значение приобретали новые сочетания инструментов или новые способы игры на них, а также тембровые эффекты партитуры. Среди трактатов по инструментовке – труды Г.Берлиоза, Н.А.Римского-Корсакова и Э.Веллеса.
Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 1–2. М., 1971
Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX в. М., 1979
ОРКЕСТРОВКА
инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания. Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях. В послеклассическую эпоху искусство оркестровки стремительно развивалось и становилось все более самостоятельным, превращаясь иногда в самоцель; все большее значение приобретали новые сочетания инструментов или новые способы игры на них, а также тембровые эффекты партитуры. Среди трактатов по инструментовке - труды Г. Берлиоза, Н. А. Римского-Корсакова и Э. Веллеса.
ЛИТЕРАТУРА
Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961 Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 1-2. М., 1971 Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX в. М., 1979
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Смотреть что такое "ОРКЕСТРОВКА" в других словарях:
ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка
оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов
ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь
ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
оркестровка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Муз. 1. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. Работать над оркестровкой. О. оперы. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных инструментов и их сочетание в оркестре.… … Энциклопедический словарь
Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия
Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства. Чем глубже это знание, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура. Признанными мастерами инструментовки были романтики Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, импрессионисты Клод Дебюсси и Морис Равель, Николай Римский-Корсаков, Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Эдисон Денисов, Николай Корндорф и другие композиторы.
Понятие инструментовки входит в понятие аранжировки, то есть инструментовки в широком смысле — для любого состава инструментов, в том числе электронных, а также голосов.
Оркестровка (инструментовка) - изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем.
Один из важнейших элементов техники композиции, инструментовка предполагает знание и художественно-целесообразное использование свойств музыкальных инструментов (их тембров, приёмов звукоизвлечения, технических и динамических возможностей) и их сочетаний (всего оркестра в целом, его отдельных групп, соло и т. п.). Характер и приёмы инструментовки обусловлены жанром и индивидуальным композиторским замыслом сочинения и зависят от совокупности музыкальных средств: мелодики, гармонии, ритмики, музыкального склада, фактуры, голосоведения и т. п. Один и тот же интонационно-тематический материал в разных разделах сочинения может быть по-разному инструментован, приобретая при каждом новом способе инструментовки иной оттенок выражения и нередко изменяя свой характер. Например, главная тема I части 6-й симфонии П.И. Чайковского вначале звучит у различных оркестровых групп, а затем во всём оркестре (тутти), достигая в кульминации трагедийной силы.
Важнейшая художественная задача инструментатора - использовать различные по характеру и напряжённости тембры, которые с наибольшей силой выявят драматургию оркестровой музыки; главной технической проблемой является при этом достижение хорошей слышимости голосов и правильного соотношения между первым и вторым (третьим) планами, чем обеспечивается рельефность и глубина оркестрового звучания. Оркестровое произведение сочиняется композитором непосредственно для оркестра - если не во всех деталях, то в своих главных чертах.
Развитие инструментовки связано с эволюцией музыкальных стилей, техники строительства музыкальных инструментов и исполнительской практики. инструментовка как формообразующий фактор утвердилась одновременно с гомофонией как ведущим музыкальным складом. Важную роль в осознании драматургической роли тембров сыграл жанр оперы, зародившийся в конце XVI - начале XVII веков. В XVIII веке оркестровые составы дифференцировались в связи с различными общественными функциями музыки в зависимости от места исполнения, слушательской аудитории (оперный, церковный, концертный составы, смотри Оркестр).
Во 2-й половине XVIII века в связи с развитием жанра симфонии сложился так называемый классический состав малого симфонического оркестра с развитыми функциональными группами (струнные смычковые, духовые; ударные представлены литаврами). Важнейшая роль в его формировании принадлежит Й. Гайдну и В.А. Моцарту. Начиная с Л. ван Бетховена число групп инструментов возросло до 4 (струнная, деревянная, медная и ударная). С изобретением хроматических медных духовых инструментов на базе классического оркестра XIX века (в частности, под влиянием идей музыкального романтизма) постепенно складывался симфонический оркестр современного типа (в симфонической и театральной музыке К.М. фон Вебера, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, М.И. Глинки, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, А.П. Бородина, И. Брамса, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова). Окончательно оформившийся во 2-й половине XIX века, он (с некоторыми вариантами) поныне соответствует художественным потребностям композиторов различных направлений и индивидуальностей, как тяготеющих к картинности, красочности, музыкальной звукописи, так и стремящихся к психологической углублённости музыкальных образов.
Параллельно со стабилизацией состава оркестра велись интенсивные поиски новых приёмов оркестрового письма, новой трактовки оркестровых инструментов. Классическое учение об акустическом равновесии, сформулированное применительно к большому симфоническому оркестру Н.А. Римским-Корсаковым, исходило из того, что одна труба (тромбон, туба), играющая форте в своём наиболее выгодном регистре, по силе звучания равна 2 валторнам, каждая из которых, в свою очередь, равна 2 деревянным духовым инструментам или унисону любой подгруппы струнных. Инстументовка, основанная на соблюдении акустического равновесия, хорошо отвечала требованиям строгости пропорций, уравновешенности эмоций, но была малопригодна для передачи сильных страстей. Повышенная выразительность достигалась приёмами инструментовки, основанной на мощных удвоениях (утроениях, учетверениях) одних голосов по сравнению с другими, на постоянных изменениях тембров и динамики. Такие приёмы характерны для творчества ряда композиторов конца XIX - начала XX веков (например, А.Н. Скрябина).
Инструментовка как специальная учебная дисциплина входит в программы консерваторий и других музыкальных учебных заведений.
Дополнительная литература:
Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки. 3-е изд. М., 1934;
Видор Ш. М. Техника современного оркестра. М., 1938;
Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. М., 1952–1959. Т. 1–2;
Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. М., 1953-1956. Т. 1–4;
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки // Римский- Корсаков Н. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1959. Т. 3;
Геварт Ф. А. Новый курс инструментовки. 2-е изд. М., 1913; он же. Руководство к инструментовке / Пер. П. И. Чайковского // Чайковский П. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1961. Т. 3-Б;
Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961;
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / С доп. Р. Штрауса: В 2 т. М., 1972;
Глинка М. И. Заметки об инструментовке // Глинка М. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1973. Т. 1;
Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1975. Вып. 2.
Читайте также: