С кем организуется совместная музыкальная деятельность в доу
Обновлено: 07.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Консультация для педагогов
Тема: "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"
(срок: декабрь, 2015)
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить три основных направления:
1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;
2) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования детей;
3) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ включает:
- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
- разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
- обсуждение сценариев праздников и развлечений;
- участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
- участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
- оказание методической помощи воспитателям в решении задач музыкального образования детей;
- участие в педагогических советах ДОУ.
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
1. Принцип диалогизации.
2. Принцип индивидуализации.
В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
3. Принцип проблематизации.
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
1. Блок специально организованного обучения
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
- Воспитатель сидит с безучастным видом.
- Воспитатель перебивает исполнение.
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку.
2.Блок совместной деятельности педагогов с детьми
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей. Воспитателю необходимо:
1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Отрабатывать движения с детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .
8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
18. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Взаимодействие воспитателя
и музыкального руководителя на утреннике
Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.
Все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.
Инсценировки и стихи должны разучиваться в группе со всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка, или замена роли в инсценировке.
Дети не должны быть свидетелями разговоров взрослых о новогодних подарках от Деда Мороза, о приглашении кого-либо на роли сказочных героев. Иначе, разрушается сюрпризность – основной компонент праздника.
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр, т.е. проверяет готовность к празднику.
Воспитатель должен знать порядок номеров наизусть.
Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
Знать стихи и детей, их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
Роль ведущего очень ответственна, этот педагог должен обладать музыкальностью, артистичностью, уметь держаться на сцене, должен быть эмоциональным, находчивым.
В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на музыкального руководителя).
Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем.
Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
- Знакомство с задачами предстоящих занятий;
- Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски);
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми;
- Продумывание внесения музыки в быт;
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях.
Групповые консультации:
- Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах);
- Составление сцен праздника;
- Обдумывание сюрпризных моментов;
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию);
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку);
- Обучение педагогов пользоваться магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель педагогов ДОУ – создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
1. Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
2. Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Поэтому мы педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности : в игре, труде, во время еды, на прогулке и т. д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.
Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.
В работе с родителями я выделила несколько форм работы:
1. Родительские собрания. Кратко и доступно раскрыть суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики.
5. Организация праздников и развлечений совместно с родителями.
Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в постановке и исполнение танцев. Показывают детям спектакли и кукольные представления. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшим педагогу проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя в ДОУ. Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.
Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, интересов, а, следовательно, и развитие личности в целом.
Современные исследователи (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Л. И. Божович) подчёркивают неразрывную связь эмоционального развития детей и освоения детьми нравственных и эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного развития личности, и условием успешного обучения в школе. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.
Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей. В целях повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи используем разнообразные направления и формы организации работы с родителями.
Создание единого пространства развития ребёнка – тема не новая, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач стоящих перед педагогикой. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало.
Мамы и папы должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях, иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т.д. Я предлагаю родителям различные формы сотрудничества.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организуется в нескольких направлениях:
повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
совместная культурно - досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно музыкальный руководитель готовит для родителей консультации, статьи, предлагает буклеты. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, родители поют совместно с детьми, разучивают потешки, игры, упражнения.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включает следующие формы:
индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются теоретические вопросы музыкального воспитания; методы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, вопросы организации музыкальной среды ДОУ, обсуждение сценариев праздников и развлечений; изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара используемого на занятиях, освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;
проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
участие в педагогических советах ДОУ.
Взаимодействие с семьей осуществляется в следующих формах:
1. Музыкальная ННОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (День открытых дверей):
Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика. );
с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра. ).
3.Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
Подготовка отдельных номеров;
Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
Помощь в оформлении помещения;
Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4.Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
Значимости музыкального воспитания детей;
Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
7. Папки – передвижки.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
В соответствии с целью и задачами выбираются формы работы с семьями воспитанников. Используются следующие формы работы с родителями: родительское собрание, анкетирование, консультация, круглый стол, день открытых дверей, консультации-практикумы, лектории и т.п. Для хорошего понимания родителями сути работы с дошкольниками по воспитанию музыкального вкуса проводятся индивидуальные консультации, помещаются рекомендации для каждого ребенка в карты индивидуального развития, выступления на родительских собраниях, консультирование родителей в групповых уголках. Знакомство с родителями с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей. Регулярно происходит информирование родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях культуры нашего города.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, в ДОУ пользуются нетрадиционные формы общения с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Поэтому в своей работе я старалась чаще обращаться к нетрадиционным формам общения. Так как они строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Организация взаимодействия музыкального руководителя с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, 2007. – 118 с.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с.
Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 114 с.
Выступления на родительских собраниях сопровождаются показом презентаций, где родители знакомятся с программными задачами на учебный год, или же подводятся итоги за прошедший учебный год.
Одной из эффективных форм работы с родителями являются индивидуальные беседы. В процессе таких бесед родители знакомятся с результатами диагностического обследования детей, индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка по музыкально-художественной деятельности. Получают необходимые рекомендации по формированию музыкальной культуры вне ДОУ.
Как показывает практика, использование нетрадиционных форм с использованием ИКТ в работе с семьей дает наиболее положительный результат. Родители проявляют большую активность, заинтересованность, участвуя в различных мероприятиях, таких как тренинги, мастер-классы, музыкально-игровые программы.
Приложение 1.
1. Какое значение имеет музыка в повседневной жизни Вашего ребёнка? (нужное подчеркнуть).
• Помогает познавать мир;
• Воспитывает художественный вкус;
• Развивает творческое воображение;
• Формирует внутренний мир ребёнка;
• Другое (укажите).
2. Какая музыка чаще звучит в Вашем доме? (подчеркните).
• Классическая, народная, современная.
3. Прививаете ли Вы Вашему ребёнку навыки слушания музыкальных произведений? Каким образом?
• Посещаете концерты;
• Составляете домашнюю фонотеку;
• Другое (укажите).
4. Кто является инициатором прослушивания музыкальных произведений? Вы или Ваш ребенок. (Нужное подчеркнуть)
• Родители, ребенок.
5. Умеете ли кто-то из родителей играть на музыкальных инструментах?
(Если да, то указать, название инструмента)
6. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок имел музыкальное образование? (Нужное подчеркнуть)
• Да
• Нет.
7. Организуются ли в Вашей семье домашние концерты, праздники? Назовите
8. Поёте ли Вы с Вашим ребёнком (нужное подчеркнуть)
• Да
• Нет
9. Есть ли в Вашем доме музыкальные инструменты и игрушки? (нужное подчеркнуть)
• Нет
• Да. Назовите какие?_______________________________________
10. Интересуетесь ли Вы организацией музыкального воспитания в ДОУ?_______________________________________________________
11. Нуждаетесь ли Вы в консультациях музыкального руководителя по вопросам музыкального воспитания Вашего ребёнка____________________________________________________
12. В каких мероприятиях, проводимых в ДОУ, Вы хотели бы принимать участие? (подчеркните).
• В праздниках;
• В развлечениях;
• В музыкальных гостиных;
• В семейных конкурсах;
• В оформлении костюмов, музыкальных и театральных уголков в группе.
13. Достаточно ли Вам информации о музыкальном воспитании в уголке для родителей?_________________________________________________
14. Ваши предложения по музыкальному воспитанию вашего ребёнка?___________________________________________________________________________________________________________________
Читайте также:
- Что такое марсово поле кратко история 5
- На что следует обратить внимание воспитателю при организации процесса нравственного воспитания в доу
- Почему атмосфера получила такое название кратко
- Свадьба кречинского анализ кратко
- Какие прививки должны быть сделаны учащемуся общеобразовательной школы министерство здравоохранения