На что следует обратить внимание воспитателю при организации процесса нравственного воспитания в доу

Обновлено: 02.07.2024

Цель:
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспитание детей.


1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их (имеются в виду животные), способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, окружающая обстановка, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методы поделены на три группы:
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Все эти методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Итак, рассмотрев некоторые аспекты нравственного воспитания дошкольников и подводя итог теоретической части, делаем вывод:
личностно ориентированное воспитание (а именно личностно-ориентированный принцип заложен в нашей программе) - это организация воспитательного процесса на основе:
- глубокого уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Как мы с вами знаем, дошкольный период – это время интенсивного эмоционального развития. И что примечательно: на данном этапе усложняются знания об эмоциях, развивается эмоциональнаясаморегуляция, дети лучше начинают понимать окружающих по выражению лица.
Соответствующим образом организованная работа (занятия, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств познания окружающей действительности, присвоения сложного социального опыта, который лежит в основе развития социальной активности. Дидактическая игра важна как средство нравственного развития, как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения, формирования моральных представлений нравственно-волевых качеств. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств присвоения сложного социального опыта.

Сюда относится и воспитание культуры речи у дошкольников, как одно из направлений нравственного воспитания.
Решать эту задачу необходимо начинать в дошкольном возрасте, а значит мы с вами должны уделять этому самое пристальное внимание. А именно: учить правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.

С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.

Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад.

Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове.
Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка (вместо ракушка) и т.п.
Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:

Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместораскидал) и др.

Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительное пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы, брюки приобретают единственное число и т.п. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же помощниками воспитателя могут стать стихотворные строки.

В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.
Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Поэтому воспитатель должен быть очень внимателен к собственной речи, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Предлагаю вам буклеты (памятка о семинаре) для работы с детьми по этому вопросу.

Читайте также: