С какими заболеваниями нельзя работать в школе

Обновлено: 04.07.2024

Согласно исследованиям среди заболеваний педагогов ДОУ, связанных с их профессиональной деятельностью, наиболее часто встречаются:

  • патология голосообразующего аппарата.
  • психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.).
  • утомление глаз, снижение остроты зрения.
  • остеохондроз.
  • хроническая венозная недостаточность.
  • простудные заболевания, грипп.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;

– после 15-ти лет стажа – 40%;

– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Причинами заболеваний являются:

  • отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  • снижение двигательной активности;
  • эмоциональная перенапряженность;
  • большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  • отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  • использование авторитарного стиля руководства.

Для того чтобы предупредить их возникновение и развитие, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика нарушений голосообразования.

Как правило, причинами нарушения голосообразования у педагогов являются общее переутомление, длительное систематическое напряжение голоса, частые ОРЗ, ларингиты, фарингиты и продолжающиеся воспалительные процессы в дыхательных путях.

Заболевание протекает в виде фонастении, при которой отмечается ослабление напряжения голосовых связок и нарушение ритма их движения еще до звуковоспроизведения. Больные жалуются на хрипоту, ощущение першения, царапанья в горле, быструю утомляемость голоса, которая может наступить через 5-10 мин после начала занятия. Наблюдается повышенное слюноотделение, отхаркивание, кашель. Повторные попытки продлить занятие приводят к хрипоте и еще большей утомляемости голоса: появляется дрожание, изменяется его тембр. Голос на низких диапазонах прерывается, и в конце концов наступает афония - полная потеря звучности голоса.

В целях профилактики нарушения голосообразования можно освоить реберно-диафрагмальное дыхание. В этом случае в процессе дыхания активно участвуют мышцы брюшного пресса. Воздух должен плавно заполнить глубокие отделы дыхательных путей и как бы лечь на диафрагму. Для этого во время разговора необходимо расслаблять плечи, шею, лицо и делать ровный выдох. Вдох следует делать только через нос, поскольку в носоглотке воздух очищается от пыли и микробов, согревается и увлажняется, а проходя через ротоглотку, остается неочищенным, холодным и сухим, из-за чего происходит раздражение голосовых связок.

Большую роль в профилактике заболеваний голосообразующего аппарата играет закаливание. Для закаленного человека неважно, есть разница между температурой голосовых связок и температурой вдыхаемого воздуха или нет. Даже если разница велика, раздражения связок не будет.

Сберечь голос педагогам также помогут следующие советы:

  1. В шумной обстановке не пытайтесь перекричать детей, а в спокойной - не переходите на шепот. В обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.
  2. Накануне мероприятий, во время которых нужно много говорить, не перегревайтесь в ванне или бане. Из-за этого голосовые связки могут покраснеть и отечь.
  3. Во время длительной речи (чтения вслух) делайте паузы, для того чтобы выпить несколько глотков воды.
  4. При болезнях носоглотки и горла, признаках переутомления связок и заболеваниях гортани снизьте на несколько дней речевую нагрузку.
  5. Для профилактики и лечения воспалительных заболеваний гортани можно использовать: Фалиминт, Стрепсилс, Анти-Ангин, Фарингосепт, Биопарокс.

Основы психогигиены и устранения нервно-психического напряжения

Работа педагога связана с частыми микрострессами и нервно-эмоциональным напряжением. Стресс характеризуется двуликостью: с одной стороны, это защитная реакция, с другой - сильный и часто повторяемый стресс приносит страдания и вызывает болезни.

В борьбе со стрессом помогают:

переключение на другие виды деятельности;

разговор о наболевшем как с близким, так и с малознакомым человеком;

танцы и физические упражнения;

массаж и самомассаж.

Снять нервное напряжение также можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр.), массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.

Для поддержания психологического равновесия в критической ситуации педагогам необходимо овладеть навыками аутотренинга и релаксации. Провести сеанс релаксации педагог может, например, во время дневного сна детей.

Снизить возбудимость к вечеру и улучшить сон позволяют такие лекарственные растения, как овес, пустырник, валериана лекарственная, хмель обыкновенный, душица. Хороший результат дает сон на подушке, набитой шишками хмеля, а также вечернее ополаскивание лица, ладоней и стоп холодным отваром мелиссы или чабреца.

Рекомендации по питанию при стрессе

При стрессе в рацион питания нужно включать:

витамины группы В. Они содержатся в том числе в кисломолочных продуктах, где есть лакто-, стрепто-, ацидофило- и бифидобактерии (йогурте, кефире, бифидоке, твороге, сырах);

- лосось, треску, палтус, устрицы и морепродукты, богатые полезными жирными кислотами омега-3, которые улучшают мозговую деятельность, снижают воспаления в суставах, защищают сердце и сосуды;

- черный или зеленый чай, кофе, какао, шоколад. Эти продукты стимулируют выработку в мозге серотонина - вещества, которое отвечает за хорошее настроение;

- пряные растения и специи: они увеличивают количество Т- и В-лимфоцитов главных клеток иммунной системы и таким образом повышают иммунитет и сопротивляемость "жизненным бурям". При физическом перенапряжении полезно употребление продуктов с бергамотом, иссопом, майораном, мятой, орегано. При умственном перенапряжении - с базиликом, корицей, гвоздикой, можжевельником, мелиссой, укропом, чабрецом, мятой, бергамотом. Настроение, эмоциональный тонус повышают чаи с бергамотом, корицей, мелиссой;

- свежую зелень. Хлорофилл - зеленый пигмент растений - помогает в борьбе с гипоксией, способствует снабжению организма кислородом;

-разноцветные овощи и фрукты: болгарский перец разных цветов, помидоры, свеклу, морковь, шпинат, черешковый сельдерей, капусту (брокколи и цветную), лук (репчатый, красный, зеленый, порей), бананы (богаты солями калия, а также содержат вещества, повышающие настроение), цитрусовые;

-овощи и фрукты, содержащие пектины, которые выводят из организма соли тяжелых металлов и радиоактивные вещества. Пектинами богаты хурма, крыжовник, яблоки, смородина, особенно красная.

Также рекомендуется увеличить объем принимаемой жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое выпивается ежедневно).

Настроение, эмоции и работоспособность человека подчиняются изменениям уровня глюкозы, поэтому нельзя пропускать завтрак. Обязательный завтрак - один из ключей к избавлению от лишних килограммов: не ощущая зверского голода к середине дня, педагог вряд ли начнет утолять его калорийными сладостями.

Есть нужно каждые 3-4 часа понемногу. Обычно бывает достаточно трех полноценных приемов пищи и двух-трех перекусов между ними. Такой режим питания поможет педагогам достичь оптимального уровня работоспособности и внутреннего равновесия. Стабильная поддержка организма высококачественным "топливом" поможет ему эффективнее справляться со стрессом, а не требовать быстрых углеводов.

Специалисты уверены: маниакальный подсчет калорий усиливает стресс. Лучше считать порции. Сбалансированный прием пищи включает в себя две порции белков, две порции фруктов, пять порций овощей и две порции зерновых продуктов в день. Другими словами, правильный завтрак - это 1-2 яйца, горсть мелкорубленых томатов, горсть клубники и две горсти вареного геркулеса. Второй завтрак (ланч) может выглядеть как 120-150 г лосося, маленькая цельнозерновая булочка и по горсти вареного риса, фасоли и фруктов.

Профилактика утомления органов зрения

Работа воспитателей, логопедов, медицинских работников ДОУ связана с большой нагрузкой на органы зрения. В результате происходит утомление цилиарной мышцы (мышцы, окольцовывающей хрусталик глаза) и, соответственно, усталость самих глаз.

В целях профилактики утомления органов зрения необходимо в первую очередь соблюдать элементарные правила гигиены на рабочем месте (следить за тем, чтобы в помещении был достаточный уровень освещенности, принимать правильную позу при чтении и письме и др.), а также чередовать зрительную нагрузку с отдыхом.

Нельзя забывать и о правильном питании. Пища должна быть богатой витамином А (каротином), который есть в мясе, рыбе, желтках яиц, молоке и молочных продуктах. Неактивная форма этого витамина содержится в ряде овощей и фруктов, преимущественно красного и оранжевого цветов (моркови, красном перце, томатах, шиповнике, облепихе), а также в капусте, зеленом луке, салате, щавеле и петрушке. Переход каротина в активную форму лучше осуществляется при участии жиров, поэтому овощи и фрукты лучше употреблять в виде салатов со сметаной или с растительным маслом.

Упражнения для снятия усталости глаз:

  • закрыть глаза, расслабиться, одновременно нажимая на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки;
  • пример - крепко зажмурить глаза на 1-2 мин, затем открыть на 3-5 мин. Повторить шесть-восемь раз;
  • быстро моргать в течение 1 мин;
  • закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений указательного или среднего пальцев в течение 1 мин;
  • располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него. Повторить 10-12 раз;
  • располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 1-2 мин. Убрать ладонь и вновь смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Повторить 5-6 раз. То же выполнить с пальцем левой руки и правым глазом;
  • рисовать взглядом различные фигуры, цифры, буквы алфавита на стене в течение 1 мин;
  • сделать массаж рук, начиная с кончика мизинца до локтя.

В целях профилактики остеохондроза всем сотрудникам ДОУ следует ежедневно делать гимнастику, а также массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны, плечевых суставов и грудного отдела позвоночника.

Важно также следить за своим питанием. Пища должна быть богата витаминами В1 (тиамином), В12 (цианкобаламином) и С (аскорбиновой кислотой). Витамин В1 содержится в изделиях из муки грубого помола, гречневой и овсяной крупе, в зернобобовых, печени, цветной капусте, картофеле и дрожжах (особенно пивных); витамин В12 - в мясе, печени, икре, молочных продуктах и яйцах; витамин С - в цитрусовых, шиповнике, черной смородине, квашеной капусте, щавеле, укропе и яблоках.

Риск возникновения и развития остеохондроза снижают регулярные водные упражнения, в т. ч. подводное вытяжение, а также ношение специальных грудных корректоров, поясов штангиста или легких корсетов.

Сотрудникам со склонностью к остеохондрозу нужно строго следить за своим весом - не допускать его увеличения.

Работникам пищеблока ДОУ необходимо освоить правила правильного поднятия и переноса тяжестей: поднимая тяжесть с земли, надо присесть, держа спину прямо; нести груз следует впереди себя ближе к туловищу; тяжелую вещь лучше всего переносить на плече.

Профилактика хронической венозной недостаточности

В целях профилактики хронической венозной недостаточности необходимо тщательно подбирать одежду и обувь: избегать ношения плотно облегающей одежды, тесной обуви и обуви на высоком каблуке (лучше носить обувь средней высоты).

Тепловое воздействие способствует расширению вен, поэтому следует избегать горячих ванн, русской бани, длительного пребывания на солнце, а также сильных физических нагрузок. Следует помнить, что некоторые виды спорта противопоказаны людям с хронической венозной недостаточностью. Доказано, что при занятиях большим теннисом, греблей, тяжелой атлетикой увеличивается давление на стенки вен.

Правила профилактики венозной недостаточности:

  1. Во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног.
  2. После длительной нагрузки ополоснуть ноги прохладной водой и подержать их в приподнятом положении: сидя на стуле, положить ноги на рядом стоящий стул; лежа в кровати, подложить под них валик или подушку.
  3. В конце рабочего дня сделать легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения от стоп к бедрам) и массаж стоп (совершая движения в направлении от пальцев к пятке и в поперечном направлении).
  4. Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи.

В профилактике хронической венозной недостаточности большое значение также имеют рациональное питание и борьба с избыточным весом.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

Поскольку сотрудники ДОУ относятся к группе риска заражения гриппом и респираторными инфекциями, необходимы особые меры по профилактике этих заболеваний, особенно в осенне-зимний период.

Возбудители гриппа или респираторных инфекций проникают в организм человека через верхние дыхательные пути и находятся на их поверхности до внедрения в клетки тканей в течение 3-6 часов. После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта. Носовые ходы можно также промыть мыльным или теплым солевым раствором. В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы Оксолиновой мазью или Вифероном, которые препятствуют проникновению вируса в клетки организма. Прививки против гриппа проводятся в предэпидемический период: как правило, осенью (в октябре-ноябре).

В целях повышения общей сопротивляемости организма необходимо регулярно выполнять комплекс гигиенической гимнастики, проводить закаливающие процедуры, совершать прогулки на свежем воздухе. В рационе питания должны обязательно присутствовать продукты, содержащие аскорбиновую кислоту (цитрусовые, шиповник, черная смородина, квашеная капуста, щавель, укроп, яблоки) и фитонциды (лук, чеснок).

С целью профилактики возникновения гриппа рекомендуется принимать инактивирующие вирусы препараты: Ремантадин, Арбидол, Амиксин и др.

3.Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить развитие различных заболеваний, но и достичь снижения синдрома профессионального выгорания:

  • Научитесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Выбор и соблюдение рационального ритма и режима работы приводят к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность.
  • Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Не стоит забывать, что между состоянием тела и эмоциями существует тесная связь: гиподинамия, неправильное питание, курение, злоупотребление спиртными напитками усугубляют развитие различных заболеваний. Полезны прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна. При физической деятельности после напряженной умственной работы возникает, как говорил И.П. Павлов, "мышечная радость", которая повышает настроение и энергетический потенциал человека.
  • Закаляйтесь. Во время закаливающих процедур, помимо укрепления иммунитета, происходит выброс большого количества гормонов радости - эндорфинов.
  • Обеспечьте себе достаточный по продолжительности сон. Во время сна через наш мозг проходят миллионы нервных импульсов; полезная информация, накопленная за день, остается в памяти, а ненужная - удаляется.
  • Рационально питайтесь.
  • Овладевайте навыками саморегуляции. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительный внутренний настрой способствуют снижению стресса, ведущего к выгоранию, а также уменьшению риска развития различных заболеваний (от стенокардии и гипертонии до онкологической патологии).
  • Избегайте ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, однако такое случается далеко не всегда. Помните, что чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению психоэмоциональных заболеваний.
  • Ежедневно тренируйте память, заучивая новые слова (например, иностранного языка), решая кроссворды, собирая пазлы и т. д.
  • Заведите домашних питомцев. Доказано, что психосоматические заболевания встречаются реже у людей, которые имеют в доме кошек, собак, рыбок в аквариуме или других питомцев.

В нашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья:

Цель предварительных медосмотров при поступлении на работу - определение соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также раннее выявление и профилактика заболеваний.

Цель периодических медосмотров

1) динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

2) выявление заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;

3) своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

4) своевременное выявление и предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

5) предупреждение несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.

Медицинские осмотры работников общеобразовательных организаций – проводятся при приеме на работу и далее один раз в год при участии следующих врачей–специалистов:

  • дерматовенеролога
  • oториноларинголога
  • стоматолога
  • врача-терапевта
  • врача-психиатра
  • врача-нарколога
  • инфекциониста (по рекомендации врачей-специалистов, участвующих в предварительных и периодических медицинских осмотрах)

и проведении лабораторных и функциональных исследований:

  • рентгенография грудной клетки или цифровая флюорография;
  • исследование крови на сифилис;
  • мазки на гонорею;
  • исследования на гельминтозы.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся:

  • клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ);
  • клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография;
  • биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
  • все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования;
  • женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Все сотрудники также должны быть привиты в соответствии с национальным и региональным календарями профилактических прививок.

По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного (периодического)_осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.

Каждый работник общеобразовательной организации должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в медицинскую карту, личную медицинскую книжку и паспорт здоровья.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, к работе не допускаются.

Перечень медицинских противопоказаний
к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

Наименование болезней, степень нарушения функции организма

Вредные и (или) опасные производственные факторы(1)

Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни(2)

Туберкулёз органов дыхания, других органов и систем:

а) Активный туберкулез органов дыхания; последствия хирургического лечения или выраженные остаточные изменения легких и плевры, сопровождающиеся дыхательной (легочной) недостаточностью II степени и более; при неэффективности лечения или отказе от него.

Активный прогрессирующий, генерализованный туберкулез с сочетанным поражением различных органов и систем, независимо от характера течения, давности и исхода

Сифилис в заразном периоде

Гонорея в заразном периоде

23, 24 (при поступлении на работу)

Вирусные инфекции, микозы, педикулез и другие инфестации, с поражениями открытых участков кожи и слизистых оболочек

В00 - В09, В35 - В49, В85 - В89

Класс II. Новообразования

Злокачественные новообразования всех органов и тканей. Новообразования in situ

После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача онколога

С00 - С97; D00 - D09

Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача онколога

а) новообразования со значительным нарушением функции или склонные к росту, независимо от локализации

б) новообразования, препятствующие ношению одежды и туалету кожных покровов

в) новообразования среднего уха, полости носа, придаточных пазух

г) новообразования гортани, глотки

д) меланоформный невус

е) новообразования молочных желез, половых органов

Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Анемии. Нарушения свертываемости крови, пурпура, другие геморрагические состояния:

а) болезни крови, кроветворных органов тяжелой или средней степени, с прогрессирующим и рецидивирующим течением

После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача гематолога

в) анемии легкой степени (гемоглобин 100-130 г/л у мужчин, 90-120 г/л у женщин)

Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

Сахарный диабет, болезни щитовидной железы, других эндокринных желез, ожирение, другие виды нарушений обмена веществ:

Е00 - Е07, Е10 - Е14, Е20 - Е27, Е66, Е84

а) болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения и выраженным нарушением функции других органов и систем

После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача эндокринолога

б) ожирение II степени и более

Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения - по перечням и в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями

F00 - F09, F20 - F34, F40 - F42, F60

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (за исключением никотина), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)

F10 - F16, F18, F19

Заикание, другие нарушения речи, делающие речь недостаточно внятной

Класс VI. Болезни нервной системы

Воспалительные заболевания центральной нервной системы:

а) тяжелые формы заболеваний, их последствия в виде выраженных функциональных нарушений

б) легкие формы заболеваний с рецидивирующим течением

в) заболевания с двигательными нарушениями любой степени

Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему, экстрапирамидные и другие двигательные нарушения, демиелинизирующие болезни центральной нервной системы:

G10 - G12, G20 - G25, G35 - G37

а) тяжелые формы заболеваний, их последствия в виде выраженных функциональных нарушений

б) легкие формы заболеваний с рецидивирующим течением

Другие дегенеративные болезни центральной нервной системы:

а) тяжелые формы заболеваний, их последствия в виде выраженных функциональных нарушений

б) легкие формы заболеваний с рецидивирующим течением

Эпизодические и пароксизмальные расстройства нервной системы: прогрессирующие и с опасным прогнозом:

а) любые пароксизмальные состояния, сопровождавшиеся судорогами и/или прикусыванием языка и/или недержанием мочи

Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача невролога

б) синкопальные состояния, спровоцированные внешними факторами (эмоции, стресс, интоксикации, боль, повышение температуры тела и пр.), при наличии рецидивов

Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений:

а) тяжелые и среднетяжелые формы заболеваний с прогрессирующим течением и/или с выраженным нарушением функции

Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача невролога

б) легкие формы заболеваний с рецидивирующим течением

Болезни нервно-мышечного синапса и мышц с прогрессирующим течением и/или с выраженным нарушением функции

Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача невролога

Церебральный паралич и другие паралитические синдромы Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача невролога

Выраженные расстройства вегетативной нервной системы

Цереброваскулярные болезни и их последствия, энцефалопатия, другие поражения головного мозга с выраженным нарушением функции

После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача невролога

167 - 169, G92,G93

Миелопатии, другие болезни спинного мозга с

прогрессирующим течением и/или с выраженным нарушением функции

Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача невролога

Класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни век, слезных путей, глазницы, конъюнктивы, склеры, роговицы, радужной оболочки, цилиарного тела:

Н00 - Н05, Н10 - Н12, Н15 - Н21

а) хронический конъюнктивит с частотой обострения 4 и более раза за календарный год

б) кератит с частотой обострения 4 и более раза за календарный год

в) иридоциклит с частотой обострения 4 и более раза за календарный год

Болезни хрусталика, сосудистой оболочки, сетчатки:

Н25 - Н26, Н30 - Н34, Н35.3 - Н36, Н44.2 - Н44.5

а) катаракта с нарушением зрительных функций

б) отслойки, разрывы, дегенеративные и дистрофические болезни сосудистой оболочки, сетчатки

а) глаукома декомпенсированная (вгд свыше 27 мм рт ст)

б) глаукома III стадии и выше

Болезни зрительного нерва и зрительных путей:

а) заболевания с выраженным нарушением зрительных функций

б) заболевания с нарушением зрительных функций любой степени при неэффективности лечения или отказе от него

Нарушение рефракции и аккомодации:

а) заболевания и нарушения, приводящие к снижению остроты зрения с коррекцией менее 0,5 на лучшем глазу, менее 0,2 - на худшем глазу

б) заболевания и нарушения, приводящие к снижению остроты зрения без коррекции менее 0,3 на лучшем глазу, менее 0,2 - на худшем глазу

в) заболевания и нарушения, приводящие к снижению остроты зрения без коррекции менее 0,5 на лучшем глазу, менее 0,3 - на худшем глазу

Нарушения содружественного движения глаз (угол девиации более 15 градусов по Гиршбергу)

Заболевания и нарушения с сужением границ полей зрения (более 20 градусов)

Н40.1 - Н40.8, Н35.4, Н44.2, Н47 - Н48.1, Н50.0, Н53.4

Аномалии цветового зрения выраженной степени (дейтераномалия и/или протоаномалия типа А)

Класс VIII Болезни уха и сосцевидного отростка

Нарушения вестибулярной функции

Кондуктивная, нейросенсорная, другая потеря слуха с одно- или двусторонним снижением остроты слуха (за исключением лиц с врождённой глухотой, инвалидов по слуху, имеющих документ об окончании специализированного профессионально-технического училища): для поступающих на работу -1 степень снижения слуха; для работающих - II и более степень снижения слуха

Н65 - Н75, Н83.3, Н90, Н91

Класс IX. Болезни системы кровообращения

Хронические воспалительные болезни сердца, болезни перикарда, эндокарда, миокарда, клапанов сердца, легочной артерии, кардиомиопатии:

I05 - I09, I30 - I42

а) заболевания с выраженными нарушениями функции, осложненные хронической сердечной недостаточностью III- IV функционального класса по NYHA и/или жизнеугрожащими нарушениями ритма и проводимости сердца

После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом степени функциональных нарушений, наличия осложнений, заключения врача кардиолога

б) заболевания, осложненные хронической сердечной недостаточностью любой степени

Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением:

а) заболевания с выраженными нарушениями функции, осложненные хронической сердечной недостаточностью III- IV функционального класса по NYHA и/или жизнеугрожащими нарушениями ритма и проводимости сердца После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом степени функциональных нарушений, наличия осложнений, заключения врача кардиолога

б) артериальная гипертензия II стадии и выше, 2 степени и выше

в) артериальная гипертензия I стадии и выше, 1 степени и выше

Ишемическая болезнь сердца:

а) ишемическая болезнь сердца с выраженными нарушениями функции, осложненные хронической сердечной недостаточностью III- IV функционального класса по NYHA и/или жизнеугрожащими нарушениями ритма и проводимости сердца

После лечения решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом степени функциональных нарушений, наличия осложнений, заключения врача кардиолога

б) ишемическая болезнь сердца II функционального класса по NYHA и выше

в) ишемическая болезнь сердца I функционального класса по NYHA и выше

Болезни артерий, артериол, капилляров, вен, лимфатических сосудов, лимфатических узлов:

а) аневризма и расслоение аорты

б) заболевания с выраженными нарушениеми кровообращения и лимфоотттока (3 степени и выше)

в) флебит и тромбофлебит

г) заболевания с хронической периферической сосудистой недостаточностью любой степени

д) облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации

Класс X. Болезни органов дыхания

Болезни верхних дыхательных путей:

а) вазомоторный, аллергический ринит

б) заболевания со стойким нарушением носового дыхания

г) рецидивирующие формы заболеваний

д) заболевания с нарушением дыхательной, речевой функций и/или стойким расстройством барофункции придаточных пазух носа

е) заболевания с нарушением голосовой функции (за исключением узелков, полипов и паралича голосовых связок и гортани у работающих)

J37.0, J37.1, J38, Q31

Болезни нижних дыхательных путей, болезни легкого, вызванные внешними агентами, другие болезни легкого, плевры, диафрагмы:

а) заболевания с дыхательной недостаточностью III степени

б) астма с преобладанием аллергического компонента

в) рецидивирующие формы заболеваний с частотой обострения 4 и более раза за календарный год

Класс XI. Болезни органов пищеварения

Болезни полости рта, слюнных желез, челюстей с нарушением дыхательной, обонятельной, жевательной, глотательной, речевой функций, а также препятствующие захватыванию загубника

Болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки:

а) заболевания с выраженным нарушением функции

б) заболевания с умеренным нарушением функции и/или рецидивирующие формы заболеваний с частотой обострения 2 и более раза за календарный год

Грыжи при неэффективности лечения или отказе от него

Неинфекционные энтериты, колиты, другие болезни кишечника:

а) заболевания с выраженным нарушением функции

б) выпадение прямой кишки

в) аллергический, алиментарный гастроэнтерит, колит

а) осложненные формы геморроя с обострениями, при неэффективности лечения или отказе от него Решение вопроса о профессиональной пригодности принимается врачебной комиссией с учётом заключения врача проктолога

б) рецидивирующие формы геморроя с частотой обострения 2 и более раза за календарный год и/или вторичной анемией и /или с выпадением узлов II-III стадии

Болезни печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей, поджелудочной железы:

а) заболевания с выраженным нарушением функции, при неэффективности лечения или отказе от него

б) заболевания с умеренным нарушением функции

Класс XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки

Хронические болезни кожи и подкожной клетчатки:

а) тяжелые формы заболеваний

б) рецидивирующие формы заболеваний с частотой обострения 4 и более раза за календарный год

в) аллергический контактный дерматит, крапивница

г) радиационный дерматит лучевой

Класс XIII. Болезни костно - мышечной системы и соединительной ткани

Артропатии, системные поражения соединительной ткани:

М00 - М25, М30 - М35

а) заболевания с выраженным нарушением функции органов и систем

б) заболевания с нарушением функции и/или затрудняющие ношение одежды или обуви

в) анкилозы, контрактура нижней челюсти

Класс XIV. Болезни мочеполовой системы

Болезни мочеполовой системы с хронической почечной недостаточностью II степени и выше, требующие экстракорпоральной детоксикации; со значительным нарушением функций

Класс XV. Беременность, роды и послеродовой период

Беременность и период лактации; привычное невынашивание, аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста:

а) беременность и период лактации

б) привычное невынашивание, аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста

Класс XVII. Врождённые аномалии, деформации и хромосомные нарушения

Врождённые аномалии, деформации, хромосомные нарушения:

а) аномалии, деформации, хромосомные нарушения с выраженным нарушением функции органов и систем

б) врожденный ихтиоз

в) аномалии, деформации, хромосомные нарушения с нарушением функции органов и систем любой степени и/или затрудняющие ношение одежды или обуви

Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействий внешних причин

Т51 - Т54, Т56 - Т60, Т65

Болезни, связанные с воздействием физических факторов, неблагоприятного микроклимата:

а) лучевая болезнь

б) вибрационная болезнь, стойкие и выраженные эффекты воздействия высокой или низкой температуры, изменений атмосферного давления

Последствия травм, отравлений, других воздействий внешних причин с выраженным нарушением функции органов и систем

(1) - в соответствии с приложением к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н

(2) - последствия инфекционных и паразитарных болезней в зависимости от степени нарушения функции органов и систем организма указаны в соответствующих пунктах Перечня медицинских противопоказаний.

С 24 июля 2015 года вступил в силу Закон РФ от 13.07.2015 № 237-ФЗ, вносящий дополнительные ограничения для занятий педагогической деятельностью.

В соответствии с новым документом к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против мира и безопасности человечества.

Они могут быть допущены к педагогической и трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних только при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: