Организация декады русского языка как форма методической учебной и внеклассной работы в школе

Обновлено: 30.06.2024

Целью данного исследования является рассмотрение значения внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
1.4 Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
1.5 Выводы по главе I
3. Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
2.5 Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
2.6 Выводы по главе II
4. Глава III. Данные педагогических экспериментов
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
3.4 Выводы по главе III

Работа содержит 1 файл

Диплом Кузнецова.doc

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.

Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесник ов, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.

Традиционными стали в школах Дни, Недели и Декады русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к Неделе и при ее проведении [54, 85].

Успешно обычно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются в программу Недели русского языка по желанию самих учащихся.

Открывается Неделя русского языка каждый год по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы Недели. Так, Неделю орфографии уместно начать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русской диалектология можно открыть утренником, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы в парадоксы. Желательно не повторять темы Недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые разделы языка. Тематика Недель очень обширна. Даже примерный перечень может быть значительным: фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология и др.), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфология, синтаксис), культура речи, стилистика, лингвистика текста и т. д. Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку

Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе.

Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:

  • вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи;
  • вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки.

Первый круг вопросов достаточно широк. Он охватывает все разделы школьного курса русского языки. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у учащихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: "Сколько слов в русском языке?" (беседа о словарном богатстве русского языка, которую можно проводить в III или в IV классе). "В мире слов", "В музее слов" (беседы о происхождении слов), "Как рождаются новые слова?", "Кладовые слов" (беседы о словарях). "Можно ли сломать язык?" (беседа об артикуляции русских звуков), "Звуковые законы" (беседа об орфоэпических нормах русского языка), "Пульс слова" (беседа о словесном ударении). "Молчаливые буквы" (беседа о функциях букв Ъ и Ь), "Можно ли усвоить правописание всех слов?" (беседа об орфографическом словаре), "Как делаются слова?" (беседа о способах словообразования в русском языке), "Кто или что?" (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), "Все растет из корня" (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и задания, способствующих привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового материала в речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Поэтому ученики младших классов с интересом слушают беседы на темы: "Как люди научились говорить?", "Почему люди говорят на разных языках?", "Русский язык на земном шаре", "Как люди научились писать?", "Языки и народы", "Говорят ли животные?" и др.

Учителю важно помнить, что в выборе и подаче этого разнообразного материала должно быть чувство меры, диктуемое возрастными особенностями учащихся. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разных классах. В таком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в раскрытии содержания рассматриваемого вопроса. Например, беседы из циклов "В мире слов", "В музее слов", "Почему мы так говорим?", "Правильно ли мы говорим?" могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но содержание этих бесед каждый раз должно быть новым.

Содержание внеклассной работы не является чем-то изначально данным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимает во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывает конкретные условия работы школы и особенности работы класса. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана - личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету, необходимо рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

Изучение лингвистических интересов младших школьников показывает, что детей привлекают и программные, и непрограммные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем. Детей интересует:

  • происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира;
  • развитие русского языка;
  • русский язык в современном мире;
  • словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика;
  • история письменности, книгопечатание;
  • наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка;
  • нормы современного русского литературного языка;
  • история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком.

Таким образом, изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной работы по русскому языку.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой. Если раньше при определении содержания внеклассной работы высказывались разные точки зрения относительно ее связи с материалом, изучаемым на уроках, то в настоящее время основой внеурочных занятий по русскому языку можно считать действующую программу, потому что она включает основные аспекты науки о русском языке. Программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории, и на ее основе, и в тесной связи с ней выработку у школьников навыков владения языком (как навыков правописания, так и пользования связной устной и письменной речью). Хотя выбор того или другого направления для внеклассных занятий диктуется особенностями данного класса, условиями работы конкретной школы, следует обратить внимание прежде всего на те разделы, которые важны для каждого ученика, для любого класса или школы. Теоретическое направление требует включения в первую очередь разделов, имеющих большое образовательно-воспитательное значение. Таким в программе является, например, раздел "Общие сведения о языке".

Нельзя, однако, исходить при выборе темы лишь из особенностей лингвистических интересов учащихся. Задачи обучения русскому языку требуют внимания на внеклассных занятиях и к вопросам правописания, фонетики, грамматики, т.е. к тем разделам, которые вызывают у школьников значительно меньший интерес. Эти разделы также обладают немалыми возможностями для показа и богатств языка, и особенностей его как явления изменяющегося, развивающегося.

Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

Необходимость совмещения во внеклассной работе интересных, с точки зрения ученика, тем и таких разделов, которые далеки от его лингвистических интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и непривлекательных элементов в избранном направлении. Во-первых, опорой во внеклассных занятиях может быть привлекательная для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы, например: "История письменности и русская орфография", "Грамматика и стилистика", "Образование слов и их этимология" и др. Во-вторых, некоторые особенно интересующие детей явления (например, происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме, выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его точек, которые вызывают интерес к работе в целом. В-третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного программного раздела, то есть рассматриваться более узко, но раскрываться значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например, тема "Словообразование", может быть взята для углубленного изучения лишь одна морфема, например суффикс.

Привлекательность программной темы достигается и рациональным отбором и использованием дидактических средств. Однако, это уже область не содержания, а форм работы.

2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преобладают особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме [54, 86].

По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворение и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги и т. п.), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Козлова Наталья Романовна,

учитель русского языка и литературы

Декада Русского языка и литературы.

1.Чей это портрет? 2.Кто так говорит?.3.О ком это говорится. 4.Кто автор этого стихотворения? 5.Откуда эти строки и кто их автор? Первое место – Головко Вера. Второе место - Павлов Артем.

Учащиеся показали свой словарный запас. Даже были изобретены новые слова! Например: многоглагольный, многостихотворный, многопрепинанный, лексикационный языкоразговорчивый, задумчатый. Гороховская Катя и Ахмадулина Аня – по 15 слов. Остальные ребята назвали от 6 до 12слов. Победа досталась Вере Головко. Она назвала 23 слова, характеризующих русский язык! Русский язык - красивый, гордый, классный, важный, великолепный, непокоримый, роскошный, чудесный, исключительный и т.д.

Образование должно быть нацелено на формирование у учащихся ключевых универсальных учебных действий (УУД), адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия УУД позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Личностные УУД позволяют:
• лучше понимать себя, осознавать свои мотивы жизнедеятельности;
• улучшать представления о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;
• находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;
• преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;
• видеть больше выбора в различных ситуациях.
Планируемые результаты формирования личностных УУД:
самоопределение: внутренняя позиция школьника;

Преподавание русского языка и литературы открывает для нас дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся, формировать личностные УУД, развивать их. В своей работе мы используем как традиционные формы обучения и воспитания, так и новые технологии. Декада русского языка и литературы – это традиционная технология, но современные подходы в образовании позволяют взглянуть на нее по-новому, обратив больше внимания на формирование личностных УУД.



Четко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, приобщить к искусству слова, развить художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов работы является декада русского языка и литературы.
В нашей школе декада проходит ежегодно с учетом возрастных потребностей учащихся. При ее проведении используются различные виды и формы работы: беседы, викторины, игры, творческие встречи, научно-практические конференции, уроки-путешествия, экскурсии, конкурсы чтецов, сочинений. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней. Очень важно при этом соблюдать принцип системности, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу, более обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.



Список литературы
1. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. - М.,1994. – 345с.
2. Королева Н.С. Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня.
3. Матюха Л. В., Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
4. Ненахова Е.Н. Школьная научно-практическая конференция как условие успешной исследовательской деятельности учащихся.

Огулай Назарова, Бану Шарипова
гуманитарный факультет Шадринского государственного педагогического университета

Бесспорно, что умения и навыки школьника в области родного языка лучше усваиваются в естественной среде, а не на уроках. Этому может помочь организация внеклассной работы в форме кружков, олимпиад и недели науки. Поэтому вопрос об эффективной организации внеклассной работы является актуальным. Именно такая работа должна проводиться на уроках внеклассной деятельности, где ученики могут свободно и творчески подходить к изучению русского языка.

Проблемой организации внеклассной деятельности по русскому языку занимались педагоги прошлых лет: Н. Н. Ушаков, Л. И. Пастушенкова, Б. Т. Панова и другие. Однако, по причине того, что такая форма работы всегда оказывалась на втором месте после учебной и не включалась в общее планирование, методисты до сих пор не пришли к единой точке зрения на ее определение. Рассмотрим лишь небольшую часть дефиниций искомого понятия [1].

Для организации внеклассной работы учитель должен четко представлять себе ее цели, задачи, направления. По ФГОС основными целями внеклассной работы по русскому языку является: развитие максимально устойчивого интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению.

К задачам внеклассной работы по русскому языку, которая продолжает цели традиционного урока, относятся: закрепление пройденного материала по русскому языку, углубление имеющихся знаний, развитие грамотной устной и письменной речи, развитие коммуникативных качеств, формирование орфографических и пунктуационных навыков, формирование интереса к изучению русского языка [5].

Внеурочная деятельность – это система воспитания, которая охватывает разные направления. По ФГОС к направлениям относят: познавательную и игровую деятельность, проблемно-ценностное и досуговое общение [6, с. 35-38].

  1. Познавательная деятельность: организация недели науки по русскому языку, приглашение гостей для выступления.
  2. Игровая деятельность: разработка игры по конкретной теме урока для параллельного класса, подготовка театрализованного представления по русскому языку.
  3. Проблемно-ценностное общение может быть реализовано в форме дискуссии по спорным вопросам пройденной темы. Ученики могут подготовить доклады, в которых представлены разные точки зрения на изучаемое явление.
  4. Досуговое общение осуществимо, например, при организации тематического вечера, посвященного ученым-лингвистам. Возможно, организовать представление любимых произведений школьников, которые были бы проанализированы с точки зрения своеобразия языка, стилистики.
  5. Социальное творчество – разработка брошюр или статья в газету.

Разнообразие форм внеклассной работы позволяет школьным учителям творчески подойти к ее организации. Рассмотрим наиболее актуальные формы организации внеклассной работы по русскому языку.

Кружок – наиболее активно использующийся вид групповой внеклассной деятельности. Основу кружка составляют ученики, которые заинтересованы в более глубоком изучении русского языка.

Целью кружка русского языка является – пробуждение интереса у школьников к речевым явлениям. К задачам можно отнести формирование грамотной речи учащихся, навыков выразительного чтения, развитие интереса к чтению, расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие у учащихся умения работать с книгами и словарями, развитие навыка самостоятельного анализа языковых единиц [7].

Олимпиада как вид внеклассной деятельности, − это интеллектуальное состязание учеников в определенной научной области, которая показывает уровень знаний по предмету, а главное – умение эти знания применять на практике в нестандартной обстановке, требующей творческого подхода к решению проблемы [3].

В области русского языка олимпиада проверяет знания по школьной программе, уровень развития речи, а также углубленные знания по предмету. Именно поэтому она требует серьезной подготовки, если ученик стремится занять призовое место. Задача учителя – подготовить такого ученика и дать дополнительные знания, стоящие за рамками школьной программы. Но на начальном этапе олимпиада позволяет проверить свои знания всем желающим. Это вносит разнообразие в учебный процесс.

Неделя русского языка в школе проводится в рамках общей недели наук и представляет собой особо организованное мероприятие, направленное на углубленное знакомство с русским языком в свободной и творческой форме [6, с. 35-38].

Для учителя русского языка такая форма внеклассной работы предполагает тщательную подготовку, привлечение большого числа учеников для организации. Но, несмотря на творческую направленность, неделя русского языка – это мероприятие, позволяющее провести косвенную диагностику уровня знаний учащихся по предмету.

Предметная неделя развивает у школьников интерес к русскому языку и пробуждает желание самостоятельно работать с литературой, словарями и справочниками. Учитель выбирает именно такие методы и формы организации, которые будут интересны самим ученикам. Например: создание газеты, концерт, организация конференции, встреча с лингвистом, экскурсия, создание стенда.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать школьников своим предметом оказывают наиболее плодотворное воздействие на учеников.

Итак, нами были рассмотрены такие формы внеклассной работы: кружок, олимпиада и неделя русского языка.

Мы пришли к выводу, что преимущество кружков состоит в том, что дети работают творчески и на основе аналогии открывают безграничные возможности языка. Также на занятиях дети общаются друг с другом и с педагогом, а значит, активно развиваются речевые навыки. Кружок объединяет ребят со схожими интересами, работа строится продуктивнее, ведь каждый занимается интересным для себя делом.

Олимпиады по русскому языку также выступают эффективным средством вовлечения школьников в процесс внеклассной работы. Важнейшей целью олимпиады является развитие у школьников интереса к русскому языку, потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с соответствующей литературой, справочниками и словарями. Олимпиады выступают ключевым фактором определения степени готовности ученика к дальнейшему изучению предметов.

Неделя русского языка позволяет широко охватить все области предмета русский язык и организовать работу в непринужденной и занимательной форме. Работа строится по четкому плану и предполагает серьезный уровень организации. Для этого педагог назначает учеников, которые бы помогали ему в проведении недели науки. Формат мероприятий может быть самым разнообразным: от серьезной и углубленной работы по изучению русского языка до проведения ознакомительных и развлекательных мероприятий. Характерной особенностью недели русского языка является наличие творческих выступлений учащихся, обычно организовывается концерт открытия и закрытия с награждением.

Всесторонне организованная и систематически осуществляемая внеклассная работа дает школьникам возможность не только закреплять полученные на уроках теоретические знания и навыки, но более глубоко и комплексно дополнять и раскрывать их. Внеклассная работа при содействии учителя и одноклассников способна создать необходимые условия для речевой практики, а это в свою очередь готовит школьников к речевой деятельности уже в более естественных условиях.

Читайте также: