Почему в школе не любят умных

Обновлено: 02.07.2024

Прежде всего, не стоит обобщать. Или сводить только к подросткам. Вполне могут не любить и во взрослом коллективе. Тут две причины:

1) людям вообще не нравятся "иные" - они вызывают подозрения и неприятие - что чё это не такой как "все".

2) "умники" могут вести себя как "задаваки", демонстративно показывая свое превосходство. А это очень не нравится тем, кто до их уровня не дотягивает. Но даже если "умник" ведет себя вполне корректно - окружающие видят и понимают его превосходство, и уже один этот факт вызывает раздражение (и даже зависть).И у кого-то возникает желание подняться до его уровня. Но чаще - желание опустить "чтобы не думал о себе много". Мне приходилось сталкиваться с этим и во вполне взрослой среде.

3) это ярко можно видеть в дискуссиях на дзене - у немалого количества "умники" вызывают неприятие, недовольство и даже ярость. И не только непосредственные оппоненты в дискуссиях. Например , немало хейтеров у Илона Маска. Который самим своим существованием заставляет чувствовать неполноценность наших нынешних космических дел.

Есть мнение, что умных школьников одноклассники недолюбливают, потому что завидуют им. Но Пол Грэм вспоминает, что в его школе ум не был тем качеством, которому стоило завидовать — это было неважно.

Опять же, следует закономерный вопрос: так почему же умные школьники часто подвергаются нападкам, если интеллект в вопросе популярности почти ничего не значит? Пол Грэм считает, причина кроется в том, что они сами не хотят становиться популярными.


Конечно, это не значит, что ботаны хотят, чтобы их травили. Они были бы не против популярности, но не хотят этого достаточно сильно.

Быть умными и делать большие вещи для ботанов несоизмеримо важнее, чем получить признание среди одноклассников. И по сравнению с ровесниками, которые посвящают борьбе за популярность каждый час своей жизни, они неизменно проигрывают.


Грэм сравнивает умение быть популярным с умением рисовать: многим кажется, что это врождённые способности, вот только те, кто по-настоящему хорошо рисует, провели за этим занятием много часов. Так и популярность — это не качество, а результат упорного труда.

Для ботанов этот труд особенно тяжёл, поскольку обычно противоречит их интересам: увлечения книгами, наукой, природой редко сочетаются с любовью к моде и вечеринкам.

1. Дети жестоки по своей сути

2. Издеваясь над слабыми, дети чувствуют себя увереннее

3. Это часть механизма популярности

Популярность, пишет автор, зависит не только от личной привлекательности, но и от альянсов. Чтобы удержаться вверху школьной социальной иерархии, дети вынуждены совершать поступки, которые укрепят их положение. Общий враг — объект травли — сплачивает школьников и выгодно подчёркивает их превосходство. Акцентируя внимание на чьих-то недостатках, легче отвлечь внимание от собственного несовершенства — этот принцип, часто используемый в политике, работает и здесь.

Если школьники травят своего одноклассника, это не обязательно значит, что они его ненавидят. В этом действительно нет ничего личного: им просто нужно кого-то преследовать. А преследовать ботанов наиболее безопасно: они безобидны и находятся в самом низу школьной иерархии.


Неуверенные в себе школьники часто принимают издевательства одноклассников на свой счёт. Не имея опыта общения с другим миром, кроме школьного, они убеждаются, что не соответствуют общепринятым нормам. Пол Грэм объясняет это тем, что на самом деле ботаны уже в школе мыслят категориями мира взрослых: они задумываются о вещах, которые имеют значение в реальном мире, а вещи, которые кажутся важными их ровесникам, для них не имеют смысла. Без опыта и уверенности взрослого человека, из-за своей непохожести они становятся изгоями.

Что происходит с ботанами после школы


Грэм не склонен объяснять это тем, что взрослые просто сознательнее детей, — к тому же с этим утверждением можно поспорить. С его точки зрения, непопулярность ботанов в школе не распространяется на их дальнейшую жизнь по вполне понятным причинам.

Почему взрослые ничего не делают

Сделать что-то сверх этого минимума удаётся редким учителям, и в вопросе организации социальной иерархии школьники оказываются предоставлены сами себе.


Что доводит подростков до безумия

Сейчас взрослые не могут найти применения подросткам, так как работа становится всё более специализированной и требующей особых навыков, и школьники не могут проявить себя в стоящем деле. Если раньше дети начинали работать самое позднее в 14 лет, то сейчас молодые люди нередко впервые приступают к работе только в 21-22 года.


Главное, чего школы требуют от детей, — это вовсе не блестящие успехи в учёбе или развитые душевные качества. Выше всего учителя ценят прилежание.

Ботанам в школах приходится тяжело, это факт. И немногие из них могут надеяться на внезапное изменение в поведение одноклассников или помощь взрослых. Пол Грэм считает, что простое понимание ситуации должно сделать её менее болезненной. Школа — это не реальная жизнь, а искусственно созданная замкнутая система. Ботаны — не неудачники, даже если так считают их ровесники. И всё это временно: выйдя в большой мир, ботаны, возможно, окажутся более подготовленными, так как всё это время стремились делать реальные важные вещи, вместо того, чтобы гнаться за иллюзорной популярностью.

Умный, а учится плохо…

В конце 90-х годов прошлого века в Манифесте пятидесяти двух ученых было дано такое определение: интеллект - это наиболее общий показатель умственной деятельности, включающий в себя логическое и абстрактное мышление, способность разрешать проблемные ситуации, планировать, понимать сложные идеи, быстро обучаться в академической сфере и эффективно взаимодействовать со средой.

С самого начала применения тестов интеллекта проводились экспериментальные исследования, направленные на изучение связей результатов этих тестов (которые выражались в виде показателя общего интеллекта - IQ) и школьными оценками. И практически во всех обнаруживаются связи между IQ и показателями школьной успеваемости. При этом результаты тестов, проведенных еще до того, как дети пошли в школу, достоверно предсказывают их будущие успехи в обучении. Установлено также, что дети, которые опережают своих сверстников по темпу обучения, имеют более высокие показатели интеллекта.

Интересно, что с показателем IQ связаны оценки по всем школьным предметам, но особенно по тем, в которых велик удельный вес словесного материала. Например, в одном из исследований были получены самые высокие показатели связи IQ с успешностью понимания прочитанного, ниже - с оценками по биологии и еще ниже - с оценками по геометрии. Кроме того, связи показателей интеллекта и академической успешности оказываются теснее на начальных ступнях обучения и несколько ослабевают к старшим классам.

Таким образом, действительно, более умные дети в целом учатся лучше менее умных. Но вместе с тем связь между показателями интеллекта и школьной успеваемости не является безусловной. Есть дети, которые, обладая высоким уровнем интеллекта, учатся не так хорошо, как можно было бы ожидать.

Когда учителя характеризуют какого-то ученика как умного, но недостаточно хорошо успевающего, они практически всегда считают, что в этом виноват он сам: ленится, не любит трудиться, не стремится к хорошим оценкам. Учителя во многом правы: успехи в школе зависят не только от уровня интеллекта, но и от других факторов: мотивации, интересов, установок, особенностей личности, тем, как ученик реагирует на неудачи, как он оценивает себя. Необходимо указать и на те причины невысокой успеваемости, которые связаны с социально-экономическими условиями жизни ребенка, обстановкой в семье, отношениями с учителями и сверстниками, нерациональной организацией школьного обучения.

Есть особая группа детей, чьей успеваемостью недовольны учителя и родители. Это дети творчески одаренные, обладающие высоким уровнем креативности. Самый известный пример такого рода - Альберт Эйнштейн. Он поздно начал ходить и говорить, плохо учился. Некоторые биографы ссылаются на школьные оценки Эйнштейна и высказывания учителей о его неспособности к обучению; так, учитель немецкого языка был убежден, что из Альберта никогда не выйдет ничего путного. При этом биографы предполагают, что успехам в школе Эйнштейну мешали некоторые факторы: он страдал дислексией (проблемы в овладении чтением), был застенчивым, скромным, медлительным, к тому же испытывал нелюбовь к механическому заучиванию материала (на чем в то время строилась система обучения). Тем не менее, Эйнштейн с двенадцати лет начал самостоятельно изучать математику и, поступив в гимназию, стал первым учеником по точным наукам. Но там он часто вступал в дискуссии и споры с преподавателями, что приводило к снижению оценок.

Надо отметить, что главной причиной низкой успеваемости одаренных детей является отсутствие у них учебной мотивации. Почему это происходит?

Одаренному ребенку на начальном этапе обучения может быть скучно из-за того, что он учебный материал усваивает легко и быстро. При этом он не вырабатывает у себя навыки систематической учебной работы, не учится преодолевать трудности. А когда имеющегося уровня знаний, умений и навыков уже будет недостаточно для успешной учебы, он может отстать от одноклассников.

Возможно, у интеллектуально одаренного ребенка нет мотивации хорошо учиться и потому, что рядом с ним в классе дети, обладающие значительно более низкими показателями интеллекта; ему скучно и неинтересно с ними. Для особо одаренных детей характерен высокий уровень мышления и быстрый темп овладения знаниями. Им нужно, чтобы обучение было достаточно сложным, глубоким, позволяло открывать новое, требовало постоянного напряжения ума. Иначе учиться им неинтересно.

Есть и другие причины невысокой успеваемости одаренных детей. Одна из них - неравномерность интеллектуального, психологического, психомоторного и социального развития. Это проявляется, например, в том, что при высоком уровне умственной деятельности у таких детей могут быть проблемы в зрительно-моторной координации, в развитии мелкой моторики руки, что мешает успешному овладению ими навыками письма. В некоторых случаях у одаренных детей выявляется дислексия, из-за которой они с трудом овладевают чтением. Иногда у них диагностируется дисграфия (трудности в овладении письмом) и дискалькулия (проблемы в овладении навыками счета).

У одаренных детей могут быть не сформированы навыки общения - с учителем и одноклассниками, что также может повлиять на успеваемость. Кроме того, творческие личности плохо привыкают к строго регламентированным занятиям.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

От того, что ребёнок знает, как правильно говорится пару слов, он ещё не сильно умный. Не любят зануд и тех, кто считает себя выше других. а вот умных любят!!

посмотрите сериал Универ новая общага, там в одной серии как раз таки подобная ситуация описана! ! это просто бесит учителя

Когда я, первоклашка, рассказала родителям, что наша учительница неправильно ставит ударения, они в один голос закричали: "ТОЛЬКО НЕ ВЗДУМАЙ ЕЕ ПОПРАВЛЯТЬ. ")))

Ваш пример ярко иллюстрирует фрагмент из к/ф Трансформеры, когда главный герой на лекции поправил преподавателя по астрономии.
Тот кричал что-то вроде: "Это мой класс! "

А чему удивляться, если уже приняли (или еще пока обдумывают) , что можно будет говорить позвОнишь, рАкушка и т. п.

Да нравятся нам дети умные, очень нравятся:) ) Вспомнила сразу момент из к. ф "Доживём до понедельника". Нет такого слова - "ложить", голубушка:)) )
Если не права, всегда признаю, если не знаю - признаюсь, говорю, что надо изучить вопрос. И ничего в этом страшного нет.
НО вот такие элементарные вещи надо знать любому учителю.

просто это школа с не очень качественно подобранным коллективом.
а умничающих мало где любят.

может пришло время объяснить разницу между умным (знающим) и мудрым (умеющим пользоваться знаниями)

Значит, надо дать ребёнку диктофон в школу. Когда "учительница" опять "ложит", с этой записью к директору школы. Такие люди не должны учить детей.

Учителя тоже люди, а ученик, поправляющий их, еще и подрывает авторитет. Не невзлюбила меня учительница Русского языка и Литературы, никак общий язык найти не могли, хоть до конфликта дело никогда не доходило. Однако, на всю жизнь запомнила ее просьбу одолжить "стёрку". Пришлось сделать о_О и протянуть ей ластик)))

Мало быть умным, надо быть ещё и воспитанным, поправлять взрослого человека при всём классе как минимум не красиво. .
учителя разные бывают, осуждать их легче всего.

Учительница наверняка представляет эту ситуацию как "яйцо учит курицу". Авторитет подорван, вот и бесится

Читайте также: