С какими странами имели торговые связи народы северного кавказа кратко

Обновлено: 02.07.2024

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного Кавказа являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на Кубани и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика Адыгея. Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.


Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.


Черкесы

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.


Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.

Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.


Балкарцы

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом – осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек – лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек – рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Кавказ - самый многонациональный регион планеты. Ни у одного из народов и этнических групп Кавказа не было резко очерченных границ; все они жили чересполосно, вперемежку. И имели много схожего в материальной и духовной культуре. Поэтому освещение взаимоотношений народов края - одна из актуальных проблем исторической науки, ибо она диктует дальнейшую активизацию научно-исследовательской работы о взаимоотношениях народов Кавказа.

В последнее десятилетие Северный Кавказ привлекает к себе всеобщее внимание по причине повышенной конфликтности в регионе. Экономические и территориальные коллизии, возникшие после распада СССР, привели к столкновению между народами (черкесами и карачаевцами, чеченцами, осетинами и ингушами и т. д.) как внутри региона, так и за его пределами.

Геометрическая и цивилизационная неопределенность усугубляет сложившееся в десятилетиях и столетиях положение. На протяжении длительного периода своей истории эти народы были объектом притязаний со стороны своих более могущественных соседей – Ирана, Османской империи, Крымского ханства, России, нередко служили в качестве "разменной монеты в их политических и военно-политических играх".

Северный Кавказ – уникальный регион не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества. Эта уникальность формировалась на протяжении тысячелетий. Находится он и на перекрестке торговых путей, и на стыке европейских и азиатских цивилизаций. Живут здесь приверженцы основных мировых религий: ислама, христианства, буддизма, иудаизма. На Северном Кавказе взаимодействуют около 100 самобытных народов, и говорят они на 90 языках.

Различные по этногенезу, культуре, психологическим и ментальным характеристикам, они тем не менее сложились в северокавказскую общность, имеющую специфические маркеры, отличающие их от жителей других этнокультурных областей. Накопленные наукой факты показывают: начиная с глубокой древности, исторические судьбы народов Северного Кавказа и ряда других народов соприкасались и пересекались, происходило взаимодействие культур и традиций, скрещивались сложные этнические процессы, ход истории менял письменные и территориальные границы.

Народы Кавказа в процессе длительного исторического развития жили неизолированно. Их отношения друг с другом и соседними народами были тесны. Нельзя создать научную историю этих народов, не изучив вопросы и проблемы их взаимоотношений. Важно изучить и то, что сближало народы региона в их совместной борьбе против иноземных завоевателей.

Для характеристики связей народов Кавказа наибольший интерес представляют археологические, лингвистические, этнографические материалы. Важный объект изучения проблемы - культурно-историческая общность кавказских народов: восходит она к глубокой древности и находит подтверждение как в археологических материалах различных эпох, охватывая несколько тысяч лет, так и в современном быту.

Кавказ - регион, освоенный человеком в глубокой древности. С начала становления человеческого общества на Кавказе здесь можно проследить во многом самостоятельный путь развития. Заселив его в самую раннюю эпоху каменного века, люди продолжали жить здесь непрерывно всегда, о чем свидетельствуют следы их деятельности. Кавказ, по нашему мнению, - один из очагов, в котором зародилась цивилизация человечества.

Горные гряды Большого Кавказа прорезаны перевалами, соединявшими народы края и между собой, и с другими странами и народами. Есть сотни перевалов местного значения - и они были освоены обитателями Кавказа со времен глубокой древности… Нет, Кавказский хребет - никогда не был непреодолимой для людей, общающихся друг с другом, преградой!

Уникальность Кавказа в том, что лежит он на стыке Европы и Азии. Здесь когда-то и произошла встреча - а сегодня идет постоянный диалог и взаимоотношение - культур Востока и Европы. В средневековую эпоху Кавказ - пестрый в этническом отношении регион. Это породило мысль, что проживало здесь значительное число этнографических групп. Конечно, ни один уголок мира не поражает таким обилием языков и наречий - следовательно, народов и этнических групп, - как Кавказ. Народы Кавказа, на каком бы расстоянии друг от друга они ни находились, связаны нитями языковых, культурных контактов. И несмотря на многообразие языков и наречий, здесь сложился единый в главных чертах культурный мир.

Соприкасаясь, этносы порой и не вступали в сколь-либо длительные отношения, но всегда брали "на заметку" и увиденное, и услышанное. Память народа обладает необычайной способностью: она впитывает даже незначительные на сторонний взгляд впечатления – но такие, которые впоследствии могут приобрести статус собственной этнокультурной характеристики, и перевоплотятся, и адаптируются к ментальности народа.

Начиная с XVI и до середины XVIII века, кристаллизовались особенности традиционных социоцивилизационных систем северокавказских народов. Сложилось этнополитическое равновесие в регионе. Основано оно на том, что каждый этнос определился в своей территориальной и этнической целостности. К этому времени сложился хозяйственно-культурный уклад каждого этнического подразделения, привязанный к определенной природно-ландшафтной нише.

Контакты между народами становятся более тесными, достигается проницаемость культурно-языковых границ, вырабатывается единая соционормативная инфраструктура, регулирующая характер контактов. И как результат – создается единое этнокультурное пространство Северного Кавказа.

Большую роль в этом сыграли общекавказские общественные институты – такие как гостеприимство, куначество, аталычество, патронат… Общение между индивидами и отдельными этническими группами, проходящее в русле этих институтов, способствовало выработке особенного, неповторимого общекавказского этикета. Владея его нормами, любой житель региона чувствовал себя в пределах всего Северного Кавказа комфортно.

Народы Кавказа на протяжении тысячелетий выработали наиболее рациональные формы и способы реализации своих экономических, этнополитических и культурно-исторических взаимосвязей. У них были сильны объединительные тенденции, и тенденции эти всегда превалировали над факторами разъединительного характера. Хорошо известны замечательные традиции их единения в борьбе с многочисленными завоевателями. Восприятие Кавказа как единого целого заставляло его народы в единстве противостоять внешнему миру.

Сила и богатство заключались не только в этом единстве, но и в его политической, культурной, этнической и идеологической самобытности. Связи народов края между собой и соседними народами свидетельствуют: сообщество Кавказа в своем историческом развитии не стояли на месте, а развивалось беспрерывно. В крае еще в древности возникли объективные условия для поддержания связей в регионе, и они втягивали народы в контакты со странами Передней Азии и юга Европы.
Благоприятный фактор, способствовавший развитию взаимоотношений народов Кавказа, - принятие местными правителями русского подданства. Это было следствием растущего сближения России с народами Кавказа. Большую роль в развитии связей народов Кавказа с Россией сыграл Восточный поход Петра I. Связи народов Кавказа крепли, развивались в борьбе с ирано-турецкими завоевателями, особенно с полчищами Надир-Шаха.

Во второй половине XVII, в начале XIX вв. усилилось влияние России на Кавказе. Результат - поэтапное присоединение владений и обществ края к России. Однако присоединение к России не привело - и не могло привести - к освобождению трудящихся масс края от эксплуатации. Присоединенные народы оказались под двойным гнетом: наряду с местными правителями, поддерживаемыми царизмом, трудовой народ эксплуатировался и царскими властями. Все это вызывало протест большей части населения края.

Движение горцев Северо-восточного Кавказа воодушевляло различные слои населения Закавказья и Северного Кавказа на борьбу против царизма и местных властей. Ставшие объектом колониальной экспансии, народы Кавказа поднялись на национально-освободительную борьбу против самодержавия. Народно-освободительная борьба горцев северо-восточного Кавказа оказала огромное влияние на движение горцев северо-западного Кавказа, направленное против царизма, которое возглавил наиб Шамиля Мухаммед-Амин (1818–1863 гг.).

Важнейшее последствие капиталистического развития края – появление многонационального промышленного пролетариата, состоявшего из адыгов, русских, армян, осетин, чеченцев… Конец XIX – начало XX веков ознаменовались подъемом революционного движения. В многонациональных городах Кавказа началась борьба рабочих за улучшение своего положения, зародилось стачечное движение. И в нем участвовали представители всех народов Кавказа. Совместной борьбе трудящихся Кавказа противостоял царизм, проводивший в крае политику национального разобщения. Многоязычие, различия в вероисповедании, искусственно насаждаемая разобщенность народов Кавказа мешали налаживанию связей и взаимоотношений между ними.

С победой Октября во взаимоотношениях народов Кавказа наступил новый этап. Во главе с русским пролетариатом в едином строю за освобождение угнетенных национальностей боролись все народы бывшей Российской империи. Крайне сложные, тяжелые социально-экономические условия, сложившиеся на Кавказе, привели к тому, что народам многонационального края пришлось вести тяжелую и упорную борьбу за установление Советской власти в регионе и после победы революции в Центральной России. Но в совместной борьбе против внутренней контрреволюции и иностранных интервентов крепли и развивались связи народов Кавказа.

Победа Советской власти на Северном Кавказе, как и во всей стране, открыла новый этап в истории взаимоотношений народов Кавказа. Боевое содружество народов края переросло в тесное экономическое и культурное содружество. Битва за Кавказ в годы Великой Отечественной войны – великое испытание прочности дружбы народов края. Народы Кавказа вместе с русским и другими народами грудью встали на защиту Родины.

…В наше время геополитические перемены на Кавказе связаны с распадом СССР, образованием новых независимых государств. Межнациональные распри, территориальные притязания, сепаратистские устремления в кавказском регионе проявились необычайно остро. Кровавое столкновение между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах… Грузино-осетинский конфликт… Война в Абхазии… Чечня… Агрессия против России международного терроризма… Всё это сделало Кавказ одной из самых горячих точек планеты.

Распад единого политического пространства на Кавказе привёл к процессу, разобщающему культуры и научные связи. Учитывая историческую ответственность России за судьбы некогда включенных в состав империи народов – а также ответственность за безопасность и благополучие российских граждан на Северном Кавказе, – государство должно в условиях общественно-политической и экономической нестабильности пресекать сепаратистские тенденции, обеспечивать создание демократических институтов правового государства, урегулировать территориальные споры и другие межэтнические конфликты.

Литература

1. Боров А. X., Дзамихов К. Ф. Северный Кавказ: этапы взаимоотношений // Известия Кабардино-Балкарского научного центра. – 1998. – № 1. – С. 14.
2. Гаджиев К. С. Национально-территориальные перспективы российской государственности // Цивилизации и культуры. – Вып. 2. – М., 1995. – С. 69.
3. Ерасов Б. С. Этническое – национальное цивилизационное в пространстве Евразии // Цивилизация и культура. – 1995. – № 1. – 1 С. 89.
4. Койчуев А. Д. Северный Кавказ – уникальный регион Российской Федерации, мирового сообщества // Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе: Материалы Междунар. науч.-теорет. конф. – Черкесск, 1999. – С. 104.
5. Койчуев А. Д. Историческая и духовная общность народов Северного Кавказа – основа для сохранения мира и стабильности в регионе // Изв. вузов. Сев.-Кавказ. регион. – Обществ, науки, 1994. – С. 59.
6. Красницкий А. И. Борцы за Кавказ // Покоренный Кавказ: Очерки исторического: прошлого и современного Кавказа. – СПб., 1904.
7. Крюков М. В. "Люди", "Настоящие люди" (К проблеме исторической типологии самоназваний) // Этническая ономастика. – М., 1984. – С. 728.
8. Кузнеев Р. Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. – М., 1999. – С. 22
9. Национальный состав населения РСФСР: По данным всесоюзной переписи 1989. – М., 1990.
10. Папарин А. С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Цивилизация и культура. – М. – 1995. – С. 53.
11. Пахомов Д. А. Кавказские горцы // Покоренный Кавказ: Очерки исторического прошлого и современного Кавказа. – СПб. 1904. – С. 89.
12. Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. – Майкоп, 1997, 2002; Черноус В. В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. – 1999. – № 3; см. там же подборки статей по проблеме: НМК, 2000. – № 2; НМК, 2002. – № 1 и др.


Группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), говорящих на адыгских языках абхазо - адыгской языковой группы[21] или общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в советское время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево - Черкесии) и шапсугов[22].

Коренное население Адыгеи, Кабардино - Балкарии, Карачаево - Черкесии, Ставропольского и Краснодарского края.


Какие последствия для южнославянских народов имело турецкое завоевание?

Какие последствия для южнославянских народов имело турецкое завоевание.


Какие страны и народы покорила ассирия персия?

Какие страны и народы покорила ассирия персия.


КАКИЕ СТРАНЫ БЫЛИ ЗАХВАЧЕНЫ аСЕРИЙЦАМИ ЧТО БЫЛО С ПОКАРЕНЫМИ НАРОДАМИ?

КАКИЕ СТРАНЫ БЫЛИ ЗАХВАЧЕНЫ аСЕРИЙЦАМИ ЧТО БЫЛО С ПОКАРЕНЫМИ НАРОДАМИ.


Какое значения имели Крестовые походы для стран Запада и Востока?

Какое значения имели Крестовые походы для стран Запада и Востока?


Какие страны и народы покорила нововавилонское царство?

Какие страны и народы покорила нововавилонское царство.


Какое сопротивление оказывали адыги и другие народы северного кавказа завоевателям?

Какое сопротивление оказывали адыги и другие народы северного кавказа завоевателям.


Какие последствия имели Крестовые походы для Европы и Страны Востока?

Какие последствия имели Крестовые походы для Европы и Страны Востока?


Какое значение имели Крестовые походы для стран Запада и Востока?

Какое значение имели Крестовые походы для стран Запада и Востока.


Скажите пожалуйста?

Какие последствия для русского народа имела монгольское иго!


ПЛИЗ СРОЧНО СДЕЛАЙТЕ?

ПЛИЗ СРОЧНО СДЕЛАЙТЕ.

Какие последствия имели монгольские завоевания и возникновении монгольской империи для завоевания ими стран и народов.


А вы знали , что на луне темными местами называются - лунные моря, а вупоклости - это кратеры. А что на солнце свыше 5000градусов цельсия. На заре все ясно. Ночь полна сновидений и очень большой притягательной силы.


Ответ в картинке. Человек - туристы П. - Пасека Ж. Ст - железнодорожная станция.


Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь.


Блокада Западного Берлина (21 июня 1948 — 11 мая 1949) — один из первых кризисов холодной войны. N В этот период Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем. N И..


Тот факт, что в культуре Византии сохранились многие достижения древневосточной и античной культур, можно объяснить тем, что территория Восточной Римской Империи простиралась и захватывала бывшие земли древних восточных и эллинистических государств. ..


Поддержание установленного на Венском конгрессе международного порядка. Инициатором был Александр 1.


ЗаслугаМагелланаперед наукой и людьми больше, нежели важные подвигиКолумбаи Васко да Гамы. Он впервые доказал осязательно, что земля есть шар, и открыл и пересек обширнейший океан, составляющий ровно треть земной поверхности. ПлаваниеМагелланаимело..


Магелландоказал наличие единого Мирового океана и представилпрактическое свидетельство шарообразности Земли.


Неандертальца были сильно развитые надбровные дуги, мощные челюсти, выдвинутые вперёд. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные жилища. Они охотились на крупных зверей, одевались в шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специальн..

Под этим районом в географическом плане подразумевается уже азиатский участок южной границы Европы с Азией. Территориально народы Северного Кавказа проживают как в 7 особых субъектах федерации (автономных республиках, объединенных в Северокавказский федеральный округ), так и в пограничных к ним двух краях РФ – Краснодарском и Ставропольском.

Численность и плотность населения

Северокавказские народы (этносы Северо-Западного Кавказа и Предкавказья), проживающие на обозначенных локациях, составляют группу из 62 крупных и малых этносов. Коренных представителей Кавказа около 10 миллионов человек – то есть почти 7% от населения России и 60% от населения Северного Кавказа. А вместе с тюркским и пришлым православным населением здешний массив достигает 14 000 000 человек (все вместе местные люди это уже 10% от россиян).

Заметим: лишь 10 северокавказских этнических групп (как коренных, так и пришлых, включая русских) обладает заметным количественным составом (от 100 000 каждая нация).

Средняя плотность населения Северного Кавказа (в 1-ю очередь, имеется в виду СКФО) равна 58,5 чел/км². По показателю названный федеральный округ уступает лишь одному в стране – Центральному. В отличие от соседей (Краснодарского и Ставропольского краев) люди республик Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан скученно проживают в городах или в крупных районных центрах. Аулы малы.

Крупнейшие пункты в этом плане – Махачкала (606 266 ч), Грозный (324 604 чел), Владикавказ (301 543 чел), Нальчик (239 054 чел), Хасавюрт (146 394 ч) и Дербент (126 606 чел). Им не угнаться за многонациональными Краснодаром (948 827 чел). Лишь Махачкала (фактически 3 сросшихся городка) обошла в этом отношении региональный центр Ставрополь (454 488 ч).

Коренные народы

Коренные народы Северного Кавказа

Часть местных наций проживают на описываемом природно-историческом ландшафте от 2 000 лет и более. Они относятся к двум языковым семьям – северокавказской и индоевропейской.

Читайте также: