Листок жуковский анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова

Изучение любого лирического произведения можно сопроводить ахматовской строкой: “Я пришла к поэту в гости. ” Пожалуй, будет позволительно изменение грамматических форм: “пришёл, пришли”, равно как и варьирование первоначального смысла и цели “визита”. Пришли в его эпоху, в его творческую мастерскую. Именно пришли к поэту (а не прибежали с быстротой перелистываемых страниц) “оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим” (А.Н. Островский).

В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно написал стихотворение “La feuille”. Арно написал это стихотворение после того, как вернувшиеся к власти Бурбоны изгнали поэта за его близость к Наполеону Бонапарту. В эпоху Реставрации оно воспринималось отражающим общую участь изгнанников, преследуемых деспотизмом.

Пушкин в статье “Французская академия” (1836) писал: “Участь этого маленького стихотворения замечательна. Александр Ипсиланти перевёл его на греческий язык, у нас его перевели Жуковский, Давыдов”.

Перечень этот можно продолжить: стихотворение переводилось поэтом-петрашевцем С.Дуровым; ранее, в 1841 году, мотивы этого стихотворения своеобразно трансформировал М.Лермонтов; в XX веке перевод стихотворения Арно дал В.Брюсов.

Есть такое понятие — “вечные образы”: Фауст, Гамлет, Дон Жуан. Можно выделить ещё одно определение — “вечные символы”. И листок — одинокий, гонимый ветром — найдёт своё место в литературе любой страны, любой эпохи.

— Давайте вслушаемся в стихотворения Жуковского и Лермонтова.

(Звучит подготовленное чтение стихотворений, выясняется уровень восприятия: “Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Что можно сказать об их цветовом восприятии?”)

— Вспомним, когда было написано стихотворение и каковы были в это время жизненные обстоятельства их авторов.

(Записи в тетрадях, как и всегда при сопоставлениях, ведутся в двух колонках: в первой содержатся результаты анализа стихотворения Жуковского, во второй — Лермонтова.)

— Вспомните контекст творчества поэтов, который обрамляет исследуемые нами стихотворения.

Оба стихотворения, таким образом, имеют идейную связь с другими лирическими произведениями, написанными в рассмотренные нами периоды жизни поэтов.

— Мы подошли к определению темы стихотворений.

Это: поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла

— А почему начало сформулированной нами фразы одинаково?

Трагическое одиночество в мире людей сближает авторов стихотворений. Одиночество — в силу характеров меланхолически-замкнутого Жуковского и гордо-возвышенного Лермонтова, создателя типа “лишнего человека” и героя, произнёсшего одну из ключевых (для всего творчества поэта) фраз: “. я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы”.

— Одинакова ли идея произведений?

Нет. И это определяется мировоззрением авторов. В этой связи в качестве ещё одной аллегории напрашивается библейское: “Каждому будет по вере его”. И поэтому:

— Охарактеризуйте стихотворения с точки зрения их структуры.

— А как через структуру стихотворений раскрывается образ-символ и, соответственно, связанная с ним идея?

— Обратимся к языковым средствам, с помощью которых авторы изображают “героев”, а именно:

2. Что говорят о себе?

“От дружной ветки отлучённый”, “листок уединённый”, “по воле случая носимый, // Стремлюсь, куда велит мне рок”. “Оторвался от ветки родимой”, “в степь укатился, жестокою бурей гонимый”, “засох и увял я от холода, зноя и горя”, “до срока созрел я и вырос в отчизне суровой”, “один и без цели по свету ношуся”, “засох я без тени, увял я без сна и покоя”, “немало я знаю рассказов мудрёных и чудных”.

В аллегориях и символах стихотворения Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек — это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворён здесь, истинное счастье там, “куда на свете всё стремится”.

“Внутреннее”, философское содержание стихотворения “Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ”, переданное также через аллегории и символы, позволяет увидеть черты “классического” для творчества Лермонтова героя: ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе. И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности.

— Какое из стихотворений ближе по смыслу к оригиналу и почему?

Отсутствие в стихотворении Жуковского и, соответственно, наличие в стихотворении Лермонтова социально-политического контекста — это прежде всего фраза “вырос в отчизне суровой”. Читаемая на этом фоне и подтверждённая обстоятельствами жизни личная драма поэта позволяет говорить об идейной соотнесённости стихотворений Арно и Лермонтова.

— Как связаны художественные средства языка с характером произведений?

В обоих стихотворениях выделяются два пласта повествования; их можно обозначить как внешний — словесная оболочка — и внутренний — идейный — смысл. То есть философские категории раскрываются через описательные.

Художественным приёмом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление.

— Есть ли противопоставления в этих стихотворениях?

В стихотворении Жуковского это лишь ассоциативное противопоставление: дружная ветка — уединённый листок.

Совсем иначе у Лермонтова: сухой, пыльный, жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший “от холода, зноя и горя”, “без тени”, “без сна и покоя”, и чинара, к которой “приложим” весь перечень благополучий: зелёные ветви, изумрудные листья, пение райских птиц, простор и холодное море, солнце.

— Что можно сказать о характере этих противопоставлений?

Они вызывают ощущение пропасти, лежащей между чинарой, её “свежими сынами” и “бедным листочком дубовым”. Это противопоставление является сюжетообразующим компонентом, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Перечень благополучий подчёркивает трагизм положения символически изображённого героя, его незаурядность и обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души и даёт взамен маску.

— Одинаково ли звуковое восприятие стихотворений?

Стихотворение Жуковского написано четырёхстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому, как мы уже говорили, стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определённые смысловые отрезки — это достигается благодаря разным способам рифмовки. Автор использует пятистопный амфибрахий. Характерно то, что к амфибрахию поэт обращается в последний период творчества.

— Какие зрительные ассоциации возникают при прослушивании? Какие слова будут ключевыми для создания ассоциативных картин?

(Эти слова позволяют создать яркие и образные ассоциации.)

— А какие звуки придают зрительность стихотворениям и вызывают определённые ассоциации у читателей?

Это прежде всего лабиализованные гласные — “о” и “у”. Именно они создают эффект полёта, продвижения, стремительности.

Именно эти строки передают движение, полёт, в целом — движение Туда. Не случайно в этой связи гласный последнего слога в стихотворении “о” — “листо-о-ок”.

Подобные схемы — листок–полёт (для обоих стихотворений) и чинара–спокойствие — реализуются и в синтаксической организации стихотворений.

4-я строфа делится на 2 предложения: 1-е заканчивает мысль первых трёх строф, 2-е содержит обращение и начинает новый смысловой виток.

Наблюдения над всеми уровнями стихотворений позволяют сделать ещё один вывод, вытекающий из внутреннего подтекста произведений. Жуковского ожидает счастье там, куда летит листок, на “идеальной родине”, потому что время, в которое живёт поэт, предоставляет ему право на “теорию двоемирия”.

Лермонтов же, с его острым умом, обострённым восприятием, романтической приподнятостью над людьми, остаётся за чертой, которую проводит “холодное море”. Идти некуда. Уже — и ещё! — 1841 год.

Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году.

Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: “листок уединенный”, “от дружной ветки отлученный”, “по воле случая носимый, стремлюсь

куда велит мне рок”, но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, “куда на свете все стремится”.
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления

И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия.

Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: “о”, “у”, “а”.

Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.

Анализ стихотворения Жуковского Листок

Мы изучаем - Анализ стихотворения Жуковского Листок. Подсказки школьнику

Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году.

Для 24 летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: листок уединенный, от дружной ветки отлученный, по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок, но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, куда на свете все стремится.
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни.

И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия.

Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: о, у, а.

Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.




Произведение написано в 1841 году, как раз в момент возвращения Лермонтова на Кавказ после отпуска в Петербурге. Поздний период творчества сказывается на стихотворениях поэта: они становятся показателем переосмысления жизни автора.

анализ стихотворения листок

Как определить жанр данного произведения? Так как в нем явно видны мотивы личных переживаний автора и лирического героя (это тоска и одиночество), можно утверждать, что перед читателями элегия.

Кульминацией произведения является последнее крушение надежд главного героя на обретение счастья и покоя в реальном мире. Усугубляет ощущение трагичности и то, что последнее слово чинара оставляет за собой.

анализ стихотворения листок лермонтова

Финал стихотворения открытый. Но это не мешает слышать в нем отзвуки крушения надежд на счастье. Скорее всего, герой обречен на смерть или мучительные скитания вдали от родного дома. Конфликт веры в мечту и реальности в стихотворении отражает чувства самого поэта.

анализ стихотворения давыдова листок

Произведение написано в расцвет творчества поэта, в 1818 году. В развитии русской литературы в целом данное стихотворение сыграло не последнюю роль.

анализ стихотворения жуковского листок

Поэтический язык стихотворения Жуковского

Автор написал стихотворение четырехстопным ямбом, так популярным в то время, и использовал разные типы рифмовки.

Лист в творчестве Ф. Тютчева

анализ стихотворения листок тютчев

Федору Тютчеву на момент написания стихотворения было всего 17 лет, и он не верил в красочность зрелости и отсутствие разочарований в ней. Этой темой и пропитаны строки. Автор напоминает, что жизнь скоротечна, и нужно радоваться каждому прожитому дню. В любой момент все может закончиться, и человек упадет в землю, как и желтые усохшие листья.

Читайте также: