Кратко от какого слова образовано

Обновлено: 05.07.2024

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    , или приставки; ; ; , или соеди­ни­тель­ные гласные; , или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса:

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

От какого слова образованы слова немного, вкратце, действительно, уверенно, немного словно, сбивчиво, ощупью, весной, сгоряча, слишком, безукоризненно.


Немного от слова много

Вкратце от слова кратко

Весной от слова вёсна(года, лета)

Сгоряча - от слова горячо


Много, кратко, действие, вера, много слов, сбивать, щупать, весна, горячий, лишка, укор.


Как пишется не много или немного ?

Как пишется не много или немного ?

Мебели в комнате не много ; немного?

Нужно ли ставить запитую после слова для ?

Две кровати между письменным столом для меня и брата ?


Нож немного затупился?

Нож немного затупился.

Какая часть речи слово "немного"?


От какого слова образовалось наречие "слишком"?

От какого слова образовалось наречие "слишком"?


Туман немного рассеялся?

Туман немного рассеялся.

Туман немного распался.


В слове немного "о" это суффикс?

В слове немного "о" это суффикс?


Какая часть речи слово немного?

Какая часть речи слово немного.


В словосочетании "немного неточно" какое слово является наречием?

В словосочетании "немного неточно" какое слово является наречием?


Составьте предложения со словами в начале затем чуть позже немного раньше?

Составьте предложения со словами в начале затем чуть позже немного раньше.


Можно ли сказать :1)Добавьть немного сахар2) Влейте немного мёд3) смешайте немного изюм?

Можно ли сказать :

1)Добавьть немного сахар

2) Влейте немного мёд

3) смешайте немного изюм.


Пожалуйста можете сказать хотя немного слов корнем - кас - , - кос -?

Пожалуйста можете сказать хотя немного слов корнем - кас - , - кос -.

На этой странице находится вопрос От какого слова образованы слова немного, вкратце, действительно, уверенно, немного словно, сбивчиво, ощупью, весной, сгоряча, слишком, безукоризненно?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


Правда не скроешь отвечает на вопрос что сделаешь.


Возможно вместо попрошу, должно стоять слово прошу.


1б 2г 3г 4а 5б 6г 7б 8а 9г 10а 11б 12б 13в 14а.


Пришкольный (при) - приставка ; (школ) - корень ; (н) - суффикс.


В школе на перемене . - оля какой у нас следующий урок ? - литература кажется - а в каком кабинете ? - точно не помню , думаю в 16.


Сегодня я работаю с молотком. Я нашел старый молоток. Мужчина пилил пилой бревно. Я починил пилу.


Сегодня в магазине мы купили самый лучший молоток. Папа попросил меня принести ему молоток. В школе на уроке труда мы работали с молотком . Вчера я впервые увидел пилу. Мама купила красивую, необычную пилу. Бабушка попросила у нас пилу. Нет пре..


Сушить - с глухая, ш глухая, т глухая.


Сушить там все согласные глухие.


Надеюсь правильно поняла вопрос, вот. Я часто хожу к своему другу в гости. Его зовут Данир. Он очень любит чистоту и порядок. К моему приходу, мой друг всегда убирается в доме и наводит порядок. Его дом очень скромный, почти как и мой дом. В до..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

2. Укажите ошибочное суждение.
1) Прилагательное КРАСНЫЙ является качественным.
2) Прилагательное БАБУШКИН (дом) является притяжательным.
3) Прилагательное ВОЛЧИЙ (аппетит) является притяжательным.
4) Прилагательное ДЕРЕВЕНСКИЙ является относительным.

3. Укажите верное суждение.
1) ПРЕКРАСНЕЙШИЙ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.
2) БОЛЕЕ УЮТНЫЙ – прилагательное в форме составной сравнительной степени.
3) МЕНЕЕ СИЛЬНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной
степени.
4) САМЫЙ СМЕЛЫЙ – качественное прилагательное в форме простой превосходной
степени.

4. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?
1) добрейший 2) более добрее 3) самый добрый 4) добрее

5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?
1) (Не)далекий наш поход закончился сегодня утром.
2) Совсем (не)интересную книгу я прочел.
3) В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы.
4) Он показался отнюдь (не)вежливым.

6. В каком варианте ответа НЕ со всеми словами пишется раздельно?
1) Его (не)уважительный и резкий ответ привел к (не)обратимым последствиям.
2) (Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным.
3) (Не)большой, но уютный наш дом еще (не)построен.
4) Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.

7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?
Это был огромный деревя(1)ый сундук с серебря(2)ыми замочками, стари(3)ой росписью
и стра(4)ыми рисунками на крышке.
1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 3, 4

8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?
1) лимо..ый, соч..ый, глиня..ый 2) ветре…ый, сви..ой, румя..ый
3) безветре..ый, ветря..ая (мельница) ю..ый 4) кухо..ый, пчели..ый, оловя..ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?
1) лави..ая опасность, дли..ая дорога, льня..ая ткань, тума..ая даль
2) пламе..ая речь, пусты..ая улица, берестя..ой ковш, глуби..ые бомбы
3) царстве..ый жест, време..ая работа, бесце..ая рукопись, дикови…ый случай
4) овчи..ый тулуп, окраи..ый район, мыши..ый писк, серебря..ый кубок.

10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?
1) зеленый 2) лунный 3) прекрасный 4) жгучий

11. Какое слово образовано при помощи суффикса -СК-?
1) дер..ий 2) францу…ий 3) тка..ий 4) рыба..ий

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) сельско(хозяйственный) техникум, ярко(зеленая) краска, северо(западный) циклон
2) железно(дорожная) станция, трудо(любивый) ученик, черно(морский) пляж
3) средне(русские) леса, юго(восточный) ветер, синие(пресиние)глаза
4) Испанско(русский) словарь, научно(фантастическая) повесть, красно(рубиновые)
ягоды.

13. Выберете правильное написание слова.
1) изсиня-черный 2) иссиня-черный 3) иссиня черный 4) иссине-черный

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) - омонимы
  • По'лки – полки' (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.

Примечание:

  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.


1. Прич. страд. прош. от образовать 2 .

2. в знач. прил. (кратк. ф. -ван, -ванна, -ванно). Получивший образование, имеющий разносторонние знания. Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии. Тургенев, Бурмистр. — Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком: нужно знать высшую математику, астрономию, географию, метеорологию. Вересаев, В юные годы. || Отличающийся высокой степенью культуры, распространением образования, знаний; просвещенный. Образованное общество.Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. Ушинский, О народности в общественном воспитании.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОБРАЗО'ВАННЫЙ, ая, ое. 1. (кратк. формы -ван, а, о). Прич. страд. прош. вр. от образовать. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Пшкн. 2. (кратк. формы -ван, ванна, ванно). Получивший образование, обладающий широким образованием, просвещенный, культурный. Нельзя быть образованным человеком, если не знать основ марксизма-ленинизма. Она очень образованна. || То же в знач. сущ. Образованные одолели: из чиновников, из офицеров, из университетов – всё на сцену лезут. А. Острвскй.

образо́ванный (причастие)

образо́ванный (прилагательное)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: