Кратко от какого слова образовано
Обновлено: 05.07.2024
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
-
, или приставки; ; ; , или соединительные гласные; , или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
От какого слова образованы слова немного, вкратце, действительно, уверенно, немного словно, сбивчиво, ощупью, весной, сгоряча, слишком, безукоризненно.
Немного от слова много
Вкратце от слова кратко
Весной от слова вёсна(года, лета)
Сгоряча - от слова горячо
Много, кратко, действие, вера, много слов, сбивать, щупать, весна, горячий, лишка, укор.
Как пишется не много или немного ?
Как пишется не много или немного ?
Мебели в комнате не много ; немного?
Нужно ли ставить запитую после слова для ?
Две кровати между письменным столом для меня и брата ?
Нож немного затупился?
Нож немного затупился.
Какая часть речи слово "немного"?
От какого слова образовалось наречие "слишком"?
От какого слова образовалось наречие "слишком"?
Туман немного рассеялся?
Туман немного рассеялся.
Туман немного распался.
В слове немного "о" это суффикс?
В слове немного "о" это суффикс?
Какая часть речи слово немного?
Какая часть речи слово немного.
В словосочетании "немного неточно" какое слово является наречием?
В словосочетании "немного неточно" какое слово является наречием?
Составьте предложения со словами в начале затем чуть позже немного раньше?
Составьте предложения со словами в начале затем чуть позже немного раньше.
Можно ли сказать :1)Добавьть немного сахар2) Влейте немного мёд3) смешайте немного изюм?
Можно ли сказать :
1)Добавьть немного сахар
2) Влейте немного мёд
3) смешайте немного изюм.
Пожалуйста можете сказать хотя немного слов корнем - кас - , - кос -?
Пожалуйста можете сказать хотя немного слов корнем - кас - , - кос -.
На этой странице находится вопрос От какого слова образованы слова немного, вкратце, действительно, уверенно, немного словно, сбивчиво, ощупью, весной, сгоряча, слишком, безукоризненно?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Правда не скроешь отвечает на вопрос что сделаешь.
Возможно вместо попрошу, должно стоять слово прошу.
1б 2г 3г 4а 5б 6г 7б 8а 9г 10а 11б 12б 13в 14а.
Пришкольный (при) - приставка ; (школ) - корень ; (н) - суффикс.
В школе на перемене . - оля какой у нас следующий урок ? - литература кажется - а в каком кабинете ? - точно не помню , думаю в 16.
Сегодня я работаю с молотком. Я нашел старый молоток. Мужчина пилил пилой бревно. Я починил пилу.
Сегодня в магазине мы купили самый лучший молоток. Папа попросил меня принести ему молоток. В школе на уроке труда мы работали с молотком . Вчера я впервые увидел пилу. Мама купила красивую, необычную пилу. Бабушка попросила у нас пилу. Нет пре..
Сушить - с глухая, ш глухая, т глухая.
Сушить там все согласные глухие.
Надеюсь правильно поняла вопрос, вот. Я часто хожу к своему другу в гости. Его зовут Данир. Он очень любит чистоту и порядок. К моему приходу, мой друг всегда убирается в доме и наводит порядок. Его дом очень скромный, почти как и мой дом. В до..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
2. Укажите ошибочное суждение.
1) Прилагательное КРАСНЫЙ является качественным.
2) Прилагательное БАБУШКИН (дом) является притяжательным.
3) Прилагательное ВОЛЧИЙ (аппетит) является притяжательным.
4) Прилагательное ДЕРЕВЕНСКИЙ является относительным.
3. Укажите верное суждение.
1) ПРЕКРАСНЕЙШИЙ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.
2) БОЛЕЕ УЮТНЫЙ – прилагательное в форме составной сравнительной степени.
3) МЕНЕЕ СИЛЬНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной
степени.
4) САМЫЙ СМЕЛЫЙ – качественное прилагательное в форме простой превосходной
степени.
4. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?
1) добрейший 2) более добрее 3) самый добрый 4) добрее
5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?
1) (Не)далекий наш поход закончился сегодня утром.
2) Совсем (не)интересную книгу я прочел.
3) В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы.
4) Он показался отнюдь (не)вежливым.
6. В каком варианте ответа НЕ со всеми словами пишется раздельно?
1) Его (не)уважительный и резкий ответ привел к (не)обратимым последствиям.
2) (Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным.
3) (Не)большой, но уютный наш дом еще (не)построен.
4) Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.
7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?
Это был огромный деревя(1)ый сундук с серебря(2)ыми замочками, стари(3)ой росписью
и стра(4)ыми рисунками на крышке.
1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 3, 4
8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?
1) лимо..ый, соч..ый, глиня..ый 2) ветре…ый, сви..ой, румя..ый
3) безветре..ый, ветря..ая (мельница) ю..ый 4) кухо..ый, пчели..ый, оловя..ый
9. В каком ряду во всех словах пишется НН?
1) лави..ая опасность, дли..ая дорога, льня..ая ткань, тума..ая даль
2) пламе..ая речь, пусты..ая улица, берестя..ой ковш, глуби..ые бомбы
3) царстве..ый жест, време..ая работа, бесце..ая рукопись, дикови…ый случай
4) овчи..ый тулуп, окраи..ый район, мыши..ый писк, серебря..ый кубок.
10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?
1) зеленый 2) лунный 3) прекрасный 4) жгучий
11. Какое слово образовано при помощи суффикса -СК-?
1) дер..ий 2) францу…ий 3) тка..ий 4) рыба..ий
12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) сельско(хозяйственный) техникум, ярко(зеленая) краска, северо(западный) циклон
2) железно(дорожная) станция, трудо(любивый) ученик, черно(морский) пляж
3) средне(русские) леса, юго(восточный) ветер, синие(пресиние)глаза
4) Испанско(русский) словарь, научно(фантастическая) повесть, красно(рубиновые)
ягоды.
13. Выберете правильное написание слова.
1) изсиня-черный 2) иссиня-черный 3) иссиня черный 4) иссине-черный
Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.
Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:
- различать производные и непроизводные слова;
- видеть производящую и производную основы;
- уметь выделять морфемы;
- знать способы словообразования.
Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.
Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.
К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.
Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.
Способы словообразования:
- морфологические:
- приставочный,
- суффиксальный,
- приставочно-суффиксальный,
- постфиксальный,
- приставочно-постфиксальный,
- суффиксально-постфиксальный,
- бессуффиксальный,
- сложение основ,
- аббревиатура;
- неморфологические:
- лексико-синтаксический,
- лексико-семантический,
- морфолого-синтаксический.
Способы словообразования
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Постфиксальный
Бессуффксальный
Приставочно-постфиксальный
Суффиксально-постфиксальный
Сложение основ
Аббревиатура
Лексико-синтаксический
Лексико-семантический
- Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) - омонимы
- По'лки – полки' (омографы)
- Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
- Кот – код (омофоны)
План словообразовательного разбора (анализа)
Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.
Начальная форма слова:
- существительное – ед.ч., Им.п.;
- прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
- глагол – неопределенная форма;
- причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
- местоимение – в зависимости от разряда
- наречие, деепричастие – не изменяются.
Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.
Затем выполнить следующие действия:
- Указать часть речи
- Установить слово с производящей основой.
- Выделить основу в производящем слове.
- Выделить производную основу в разбираемом слове.
- Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
- Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
- Определить способ образования.
Примечание:
- выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
- при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.
Примеры словообразовательного анализа
Образец устного разбора
Подоконник – существительное, в начальной форме.
1. Прич. страд. прош. от образовать 2 .
2. в знач. прил. (кратк. ф. -ван, -ванна, -ванно). Получивший образование, имеющий разносторонние знания. Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии. Тургенев, Бурмистр. — Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком: нужно знать высшую математику, астрономию, географию, метеорологию. Вересаев, В юные годы. || Отличающийся высокой степенью культуры, распространением образования, знаний; просвещенный. Образованное общество. □ Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. Ушинский, О народности в общественном воспитании.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОБРАЗО'ВАННЫЙ, ая, ое. 1. (кратк. формы -ван, а, о). Прич. страд. прош. вр. от образовать. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Пшкн. 2. (кратк. формы -ван, ванна, ванно). Получивший образование, обладающий широким образованием, просвещенный, культурный. Нельзя быть образованным человеком, если не знать основ марксизма-ленинизма. Она очень образованна. || То же в знач. сущ. Образованные одолели: из чиновников, из офицеров, из университетов – всё на сцену лезут. А. Острвскй.
образо́ванный (причастие)
образо́ванный (прилагательное)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Читайте также: