С чем было связано внедрение в школьное образование профессиональной подготовки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Концепция модернизации российского образования одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 175б-р, определила переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы, сориентировала общеобразовательную школу на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (2002) закрепила профилизацию обучения в старшей школе как обязательную.

Для Российской Федерации, где 68,9% общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности, особенно актуальна проблема организации профильного обучения в сельской школе. Доля сельских школ в образовательном пространстве большинства регионов страны занимает значительное место. В частности, в Курганской области из 693 общеобразовательных школ 577 (84%) расположены на селе, из них 17,1% средних сельских школ являются малочисленными, что требует особых подходов к осуществлению профильного обучения сельских школьников .

Профильное обучение сельских школьников реализуется в новых социально-экономических условиях развития села, для которых характерны развитие многоукладных форм экономики, исчезновение спроса на массовые профессии сельскохозяйственной сферы, появление новых профессий в производственной и социальной сферах, изменение структуры занятости населения, образовательных запросов детей и их родителей .

Существенным недостатком кадровой политики большинства регионов страны является отсутствие полной информации о наличии трудовых ресурсов в АПК , о потребности предприятий отрасли в специалистах высшей квалификации.

Процесс введения профильного обучения в сельской школе на современном этапе осуществляется на фоне реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, модернизации образования, введения нормативно-подушевого финансирования, единого государственного экзамена , формирующихся отношений между образованием и бизнесом, что ставит науку перед проблемой исследования специфического контекста профилизации старшей школы.

Профильное обучение, будучи задачей общероссийского масштаба, государственно-общественной, межведомственной и междисциплинарной проблемой, требует разработки научно обоснованной стратегии его становления и развития.

Анализ социальной ситуации на рынке труда, результатов деятельности сельской школы, современных исследований по проблеме профильного обучения позволяет выявить ряд социальных противоречий между:

• потребностью общества в квалифицированных специалистах для разных отраслей экономики и планируемыми результатами обучения в общеобразовательной школе в виде знаний, умений и навыков ;

• заявленными целями профильного обучения и реальными возможностями их достижения в сельской школе.

Обостряются педагогические противоречия, характерные для современной ситуации развития общего образования: между многообразием интересов и склонностей учащихся и организацией образовательного процесса в сельской школе, не ориентированного на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; между различными познавательными возможностями учащихся и едиными требованиями к ним; между разнообразными образовательными запросами детей и их родителей и традиционными формами организации образовательного процесса, не учитывающего эти запросы; между новыми требованиями к личностным качествам обучающихся (ответственность, инициативность, самостоятельность , креативность и др.) и недостаточной разработанностью способов формирования этих качеств у учащихся.

Однако в большинстве теоретических работ и практических разработок рассматриваются либо один из аспектов профильного обучения, либо общие подходы к организации профильного обучения. Назрела потребность в теоретическом обосновании системы профильного обучения сельских школьников, особенно учащихся малочисленных сельских школ, в контексте социально-экономических и социокультурных особенностей региона.

Обозначенные противоречия выявили проблему исследования - определить теоретико-методологические основы и совокупность педагогических условий, обеспечивающих продуктивность и эффективность системы профильного обучения сельских школьников.

Проанализируем исторические аспекты становления профильного обучения в России. Становление национальной государственной образовательной системы восходит к XVII в. Обучение в большей степени носило прикладной характер. Нам кажется возможным дифференцировать образовательные учреждения этого периода по формальным и содержательным признакам. Так как в XVIII в. мы наблюдаем зарождение целой образовательной системы.

1. Школы: начальное общее образование и профессиональная подготовка. В школы зачислялись дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. В них обучали грамоте и письму, арифметике и элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Такие школы назывались цифирными школами или цифирными училищами. Гарнизонные школы: военная школа Преображенского полка, артиллерийские школы, навигационная, хирургическая, инженерная, горнозаводская. Обучение в них сочетало в себе начальные образовательные навыки, такие как грамота и специальная подготовка.

2. Корпуса: общее образование, специальное образование, светское воспитание. Сухопутный шляхетский корпус, Морской кадетский корпус, Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса. Приоритетом образовательной политики в этом направлении было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. В программу обучения включены были такие предметы как математика, история, политика, география, артиллерия, фортификация, немецкий, французский, латинский языки, чистописание, грамматика. Предметы эстетического курса: риторика, мораль, геральдика, рисование, танцы. Подготовка по фехтованию, верховой езде. В Морском кадетском корпусе впервые были введены вступительные конкурсные испытания и пробное плавание. Важно, что по окончании обучения выпускники могли самостоятельно выбирать сферу деятельности: либо это военная служба, либо служба гражданская, чиновничья.

люди способные к наукам. Они должны были продолжать изучать науки в высших учебных заведениях;

люди способные в искусствах и ремеслах. Они должны были становиться искусными мастерами;

люди способные лишь к самой простой работе, к физическому труду [3].

4. Гимназии: профильное непрерывное образование. При Академии наук был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Новым было то, что это первая академическая гимназия. Ее целью была подготовка к слушанию лекций в университете. Ломоносов в своих трудах отмечал отсутствие преемственности между образовательным процессом гимназического и университетского обучения. Он считал необходимым положить в основание учебного курса высшей школы постепенность перехода от широкого общего образования к специализации по отдельным наукам.

Именно в XVIII в. зародилась идея профильной школы.

Самостоятельное существование гимназий начинается собственно с 1803 г. Гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. «Учреждение гимназий имеет двоякую цель:

приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах;

В первой половине XX в. в образовательной практике появились профуклоны, создавались программы: максимум и минимум для школ с разными условиями работы (с хорошими и плохими) [5].

В начале 1970-х гг. профилизация осуществлялась через факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов (главным образом математики, физики и вычислительной техники). Конец XX в. – начало реформирования общего образования.

В этот период были разработаны следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования.

В современных условиях главным результатом школьного образования является готовность выпускников к непрерывному образованию, умению отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, сотрудничать, вести диалог и самостоятельно определяться с выбором профессии.

Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной самореализации личности, расширить возможность обоснованного выбора профильного направления в процессе обучения с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Широкий комплекс образовательных инноваций, включающий в себя предпрофильную подготовку обучающихся, новую систему оценивания достижений в учебной деятельности, создание ресурсных центров и образовательных сетей на различных уровнях образования в контексте профильного обучения позволит получить теоретические и прикладные знания по выбранному направлению, развить практические навыки и исследовательские умения, осознанно подготовить себя к успешной трудовой деятельности и продолжению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.

Профильное обучение, ориентированное на раскрытие способностей каждого обучающегося, рассматривается как вид дифференцированного обучения, позволяющего выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития школьника.

В современных условиях требуется значительное обновление профильного образования, в частности, необходим пересмотр содержания профильного обучения старшеклассников.

Каждый педагог, приступающий к профильному обучению, должен определить его сущность, цели и задачи, изучить нормативно-правовые документы, сопровождающие введение профильного обучения, понять, соответствует ли его уровень профессиональной компетентности тем критериям, которые предъявляются к учителям в современной системе образования.

Главная цель профильной школы состоит в поддержке, развитии человека в человеке, его самореализации, саморазвития, самозащиты, саморегуляции, адаптации, самовоспитания, необходимых для становления личности [8].

Профильное обучение старшеклассников определяется как способ индивидуализации и дифференциации образования за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который дает возможность учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, формировать интерес к продолжению образования и получению определенной профессии. Все участники образовательного процесса (учителя, ученики, родители) в системе профильного обучения получают возможность выстроить свой индивидуальный образовательный план.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего профессионального образования; повысить уровень адаптации выпускников к условиям жизни в информационном обществе; обеспечить равную доступность качественного образования для всех слоев общества.

Достижение поставленных целей возможно при наличии особой педагогической системы, построенной на принципах дифференцированности, интегративности и интегрированности, вариативности, индивидуальной направленности, развивающего и деятельностного характера обучения [9].

Под дифференцированностью понимается качество, определяющее степень раздельности образовательной системы. Дифференцированность в процессе обучения подразумевает наличие профилей, соответствующих выбору формы обучения (дневная, заочная, очно-заочная). Под вариативностью понимается качество образовательной системы, характеризующееся способностью создавать и предоставлять обучающимся различные образовательные программы в соответствии с их потребностями.

Интегративность определяется как качество, определяющее степень взаимозависимости отдельных элементов педагогической системы в процессе достижения общих целей. Например, изучить физику невозможно без использования математического аппарата, поэтому предметы физика и математика целесообразно объединять в один профиль.

Интегрированность определяется как качество, рассматривающее объединенность различных элементов педагогической системы для решения общих целей. Например, интеграция физики, химии, биологии позволяет сформировать естественно-научное мировоззрение у обучающихся.

Под индивидуальной направленностью в процессе обучения следует понимать учет интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей школьников.

Принцип развивающего, деятельностного характера обучения включает в себя практическую направленность содержания образования и активность методов его усвоения. Данный принцип реализуется через компетентностный подход в образовании, через формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Базисный учебный план для старшей ступени общего образования включает в себя универсальное ипрофильное обучение. Универсальное обучение направлено на освоение общеобразовательного уровня, а профильное — углубленного уровня изучения предметов.

Профильное обучение включает в себя базовые курсы, обязательные для всех учеников, и профильные курсы для каждого профиля.

Базисный учебный план предлагает обучающимся различные профили (например, физико-математический, физико-химический, информационно-технологический).

Для индивидуализации и дифференциации содержания обучения старших школьников вводятся элективные курсы, посещаемые по выбору. Элективные курсы вводятся с целью дополнения содержания профильного курса, развития содержания какого-либо базового курса или углубления содержания выбранного профиля.

Профильное обучение с учетом всех принципов требует для своей реализации новых педагогических технологий, которые должны включать в себя сотрудничество, деятельно-творческий характер педагогического взаимодействия, диалогичность, направленность на индивидуальное развитие ученика, способного выбрать профиль обучения.

Преподавание в профильных классах подразумевает создание предметно-развивающей образовательной среды, раскрытие творческой направленности технологий обучения, поддержку индивидуальности каждого ученика и выбор индивидуальной образовательной траектории.

В данной статье проведен анализ образовательной ситуации начала XIX века в сфере развития профессионального образования в России, а также рассматривается влияние частной инициативы на развитие профессиональной школы в России, анализируются, в свете современных исследований, основные тенденции, рассматривается роль государственной политики в сфере открытия и поддержки профессиональных учебных заведений, исследуется сущность и содержание обучения в профессиональных учебных заведениях разного уровня, дается историко-педагогический экскурс необходимости введения в учебные планы общеобразовательных и специальных предметов, в частности – иностранных языков.


1. Андреев А. Л. Отечественное образование во второй четверти XIX в. / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2006. - № 4. - С. 76-86.

2. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России / Г. Е. Жураковский. - М., 1978. - 246 с.

3. Кузьмин Н. Н. Коммерческое образование в России конца XIX - начала XX в. / Н. Н. Кузьмин // Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР. - Горький, 1974. - С. 5-8.

4. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России / Н. Н. Кузьмин. - Челябинск, 1971. - 236 с.

5. Материалы к истории Прохоровской мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. - М., 1915. - 96 с.

6. Третьяков А. В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX - начале XX веков / А. В. Третьяков. - Курск: Изд-во Курс. пед. ун-та, 1998. - 200 с.

7. Чистяков В. Б. Формирование и развитие российской образовательной системы в XIX веке / В. Б. Чистяков // Образование: философия, история, право, экономика. - М.: МГИУ, 2005. - С.90-98.

Развитие профессионального образования в первой половине XIX века связано с переменами в социально-экономической жизни российского общества, прежде всего, с начавшимся промышленным переворотом. Следствием развития промышленности стала потребность в организованной подготовке отечественных специалистов. Но на данном этапе инициатива развития профессионального образования исходила от частных лиц и обществ, непосредственно заинтересованных в росте качества отечественного производства. Частные и общественные формы образования быстрее реагировали на запросы общества, являлись в большей степени инновационными, чем государственные образовательные учреждения.

Потребность в значительном количестве грамотных рабочих и управляющих производством предопределила то, что наибольшее число профессиональных учебных заведений в России этого времени открывалось в статусе низших и средних учебных заведений. Причем, в первой половине XIX столетия уровневая дифференциация образования (начальное, среднее, высшее) продолжала оставаться достаточно размытой, не соответствовала современному представлению об основных категориях образовательной структуры. Тем не менее, по мнению ряда исследователей [2, 4], в это время уже с большей объективностью можно выделить учебные заведения, относящиеся к уровню низшего или среднего профессионального образования. К начальному профессиональному образованию относят учебные заведения, ориентированные на приобретение первичных профессиональных знаний и дававшие возможность получения определенной начальной квалификации по избранной специальности. Средние учебные заведения отличались тем, что требовали предварительной общеобразовательной подготовки, и обучение в них опиралось на существенный фундамент теоретических знаний.

Главной особенностью профессионального образования XIX века становится его обязательная опора на общеобразовательные знания. Одной из причин этого явилось то, что значительную роль в определении образовательной политики в это время начинает играть Министерство народного просвещения, созданное в 1801 г. Сближение общеобразовательной и профессиональной школ проявилось в том, что 1) в созданных ранее профессиональных учебных заведениях был расширен перечень учебных теоретических дисциплин и увеличился срок обучения; 2) в общеобразовательных школах (начальные уездные и губернские училища, реальные гимназии и др.) вводилась ремесленная подготовка, элементы профессионального образования в зависимости от нужд региона, часто она была связана с традициями народных промыслов и культуры (Хохлома, Дымково, Гжель, Богородицкое, Касли и др.). Со временем решение проблем начальной профессиональной подготовки все больше возлагалось на специальные (профессиональные) классы и дополнительные курсы при общеобразовательных учебных заведениях (уездных училищах). Создаваемые классы и курсы были различных направлений: промышленные, коммерческие, сельскохозяйственные и мореходные.

По сравнению с соответствующими классами и курсами при гимназиях они отличались значительно меньшей глубиной теоретической подготовки. Необходимость открытия классов начальной профессиональной подготовки при общеобразовательных учебных заведениях была обусловлена недостаточным количеством специальных школ, отставанием государственной образовательной политики в этой области от реальных нужд экономики и производства. Начало XIX века продемонстрировало важную для истории закономерность, что государственная политика в сфере профессионального образования неизбежно отстает от потребностей развивающегося производства, и поэтому наиболее эффективные формы управления профессиональным образованием связаны с участием заинтересованной общественности.

Процесс обучения в школе был организован достаточно просто и практично: часть дня дети обучались в фабричных мастерских различным профессиональным навыкам, а часть дня проводили в школе, где изучали закон божий, русский язык, арифметику и рисование (линейное, то есть черчение, и узорное). Для того времени такой набор предметов был необычным, так как начальное образование обычно заканчивалось изучением церковно-славянской азбуки и умением читать псалтырь. Открытие ремесленной школы полностью себя оправдало, большинство ее выпускников оставалось на службе у Прохоровых.

В 1833 году Тимофей Прохоров открыл Техническое училище. Срок обучения здесь составлял 5 лет. Принимали 50 мальчиков, проявивших склонности к мануфактурному производству. В училище склонности каждого еще раз дифференцировались, и в соответствии с результатом создавались учебные группы. [5, С. 73]. Но примеров столь грамотного подхода к профессиональному обучению в России XVIII - XIX вв. было не так уж и много.

Уровень образования в государственных профессиональных учебных заведениях был ниже, чем в частных. Развитие различных направлений профессионального образования происходило неравномерно, в зависимости от потребностей государства: государственная образовательная политика сводилась к поддержке отдельных профессиональных школ. Под покровительством государства в это время находились, например, кораблестроительные и мореходные учебные заведения. Государство было заинтересовано в развитии торгового мореплавания, что было невозможно без решения вопроса о подготовке кадров судостроителей и судоводителей. Поэтому с 1829 года по инициативе правительства начинают создаваться специальные водные учебные заведения - училища торгового мореплавания.

На основании как частной, так и государственной инициативы в начале XIX века в России начинают открываться учебные заведения для обучения специалистов в области сельского хозяйства, опирающиеся в это время на серьезную научно-теоретическую основу. Становление профессионального образования данного направления происходило достаточно сложно. Это было обусловлено, в первую очередь, тем, что попытки организовать сельскохозяйственное обучение в XVIII веке не увенчались успехом, и в начале XIX века в России не было ни одного учебного заведения, готовившего подобных специалистов, и, во-вторых, существованием крепостного права. Только в 1820-х гг. появились специальные сельскохозяйственные учебные заведения. Они готовили специалистов по агрономии, животноводству, землемерию, садоводству, виноделию. Курс обучения в учебных заведениях этого рода колебался от четырех до пяти лет, в число учеников принимались лица, окончившие уездные училища. На этом основании их статус можно определить как статус средних учебных заведений. Наиболее известными в то время в России были Московская земледельческая школа, открытая в 1822 году, Удельное земледельческое училище (открытое в 1832 году), Горыгорецкое сельскохозяйственное училище (в 1840 году) [7, С. 93].

Общеобразовательные предметы, за исключением чтения, письма, русского языка, географии и закона Божия, преподавались таким образом, чтобы обеспечить необходимые основы для изучения специальных дисциплин. Профессиональная направленность была особенно заметна в преподавании физики, химии, ботаники, зоологии, механики. Занятия продолжались с 1 сентября по 15 апреля. К середине XIX в. Московская земледельческая школа имела для своего времени отлично оборудованную учебную базу.

Одновременно с коммерческим училищем в Москве в 1804 г. при участии московского купечества был создан еще один тип экономического учебного заведения - частный коммерческий пансион, который через шесть лет перешел в ведение созданного в Москве Общества любителей коммерческих наук и содержался уже на средства указанного Общества. В 1806 г. это среднее специальное учебное заведение получило наименование Московской практической академии коммерческих наук. Академия имела шесть классов по одному году обучения в каждом. В программе академии также были объединены общие и специальные знания.

Но особенно отличала Московскую академию коммерческих наук организация практического обучения. Уже с 20-х гг. сложилась практика посылать учащихся выпускного класса на Нижегородскую ярмарку с заданиями представить отчет о торговле на ней, подробно описать особенности экономики отдельных районов. Учащиеся командировались на фабрики Московского региона для изучения экономики производства и оборотов отдельных предприятий. Количество учащихся в академии было для того времени большим. За 90 лет (с момента основания до 1895 г.) в академию было принято почти 1700 человек, окончили учебное заведение за это время 727 человек [4, С. 78].

Таким образом, в первой половине XIX столетия профессиональное образование приобрело общественно-государственный характер, значительную роль в его развитии стали играть частные лица и общественные организации, что дало ему возможность в большей степени соответствовать потребностям современной промышленности и общества в целом. Данная тенденция получит более полное воплощение на следующем этапе истории профессионального образования в России, во второй половине XIX - начале XX в.

Уварова Наталья Львовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и профессионального лингвообразования, Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС при Президенте РФ, г.Н. Новгоро

В 20-х гг. ХIХ в. открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения.

Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд новых мер. В 1839г. одной из них стало создание реальных классов при гимназиях. В стране появились также волостные училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х гг. ХIХ в., устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействовали развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных учебных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища – гимназии с техническим уклоном.

Российские реформы профессионального образования

второй половины XIX – начала XX вв.

Характерными чертами профессионального образования в России в период с XVII в. до 1917г. являются: создание в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена предпосылок для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения; отставание количества учебных заведений от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства; отсутствие нормативной документации об открытии и функционировании каждого типа учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования и др.

В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформирования образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими требованиями жизни. В условиях массового вовлечения детей и под­ростков в производство актуализировались социальные вопросы защиты и охра­ны детского труда и реорганизации ученичества. Были предприняты попытки демократизации образования, не получившие, однако, поддержки со стороны правительства.

Профессиональное образование в России в период 1917 – 1945 гг.

С первых же дней после революции 1917г. перед советским правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.

К концу 20-х гг. XX в. в РСФСР сложилась следующая система профессионального образования: профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы); индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие технику­мы на базе семилетней школы; вузы на базе девяти- и десятилетней школы.

В 1940 г. социально-экономические потребности страны подтолк­нули к созданию системы государственных трудовых резервов путем мобилиза­ции молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Профессиональной педагогике отводилась узко методическая роль улучшения произ­водственного обучения в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения (ФЗО). Была разработана операционно-комплексная система произ­водственного обучения.




В годы Великой Отечественной войны были совершены непра­вильные действия по отношению к средним специальным учеб­ным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьше­ние выпуска специалистов со средним техническим образовани­ем обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров.

В условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями оборонной промышленности вынуждены были производить ускоренные выпуски учащихся, а также вы­полнять специальные задания, резко снизилось качество подготов­ки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитатель­ная работа.

Одновременно с изменением учебных планов и программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были вве­дены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным кон­струкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др.

Развитие профессионального образования в России после 1945 г.

В общеобразовательные школы вернулась начальная профес­сиональная подготовка по массовым профессиям. В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные (в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной шко­лы); 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.

Итоги развития профессиональной школы в СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, принятый 24 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР 5-го созыва. В этом законе указывалось, что все многочисленные типы низ­ших профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения; ремесленные, железнодорожные, горно-промышленные, строительные училища; училища механи­зации сельского хозяйства - преобразуются в течение трех - пяти лет в городские и сельские профессионально-технические учили­ща со сроками обучения от одного года до трех лет.

Задачи профессионального обучения молодежи кроме специ­альных учебных заведений выполняют общеобразовательные 11 -летние трудовые политехнические школы с производственным обучением. В средине 60-х гг. начали создаваться средние профессионально-технические училища (СПТУ).

В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыграли такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.

В 1984 г. была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, ставившая задачу перехода к всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными учебными заведениями. Но эта задача оказа­лась нереальной: ни материальная база, ни кадровый состав школ и училищ решить ее не смогли.

Становление и развитие отечественного профессионального образования в XVIII-первой половине XIXв.

В 20-х гг. ХIХ в. открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения.

Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд новых мер. В 1839г. одной из них стало создание реальных классов при гимназиях. В стране появились также волостные училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х гг. ХIХ в., устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействовали развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных учебных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища – гимназии с техническим уклоном.

Российские реформы профессионального образования

второй половины XIX – начала XX вв.

Характерными чертами профессионального образования в России в период с XVII в. до 1917г. являются: создание в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена предпосылок для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения; отставание количества учебных заведений от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства; отсутствие нормативной документации об открытии и функционировании каждого типа учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования и др.

В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформирования образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими требованиями жизни. В условиях массового вовлечения детей и под­ростков в производство актуализировались социальные вопросы защиты и охра­ны детского труда и реорганизации ученичества. Были предприняты попытки демократизации образования, не получившие, однако, поддержки со стороны правительства.

Профессиональное образование в России в период 1917 – 1945 гг.

С первых же дней после революции 1917г. перед советским правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.

К концу 20-х гг. XX в. в РСФСР сложилась следующая система профессионального образования: профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы); индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие технику­мы на базе семилетней школы; вузы на базе девяти- и десятилетней школы.

В 1940 г. социально-экономические потребности страны подтолк­нули к созданию системы государственных трудовых резервов путем мобилиза­ции молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Профессиональной педагогике отводилась узко методическая роль улучшения произ­водственного обучения в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения (ФЗО). Была разработана операционно-комплексная система произ­водственного обучения.

В годы Великой Отечественной войны были совершены непра­вильные действия по отношению к средним специальным учеб­ным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьше­ние выпуска специалистов со средним техническим образовани­ем обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров.

В условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями оборонной промышленности вынуждены были производить ускоренные выпуски учащихся, а также вы­полнять специальные задания, резко снизилось качество подготов­ки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитатель­ная работа.

Одновременно с изменением учебных планов и программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были вве­дены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным кон­струкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др.

Развитие профессионального образования в России после 1945 г.

В общеобразовательные школы вернулась начальная профес­сиональная подготовка по массовым профессиям. В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные (в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной шко­лы); 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.

Итоги развития профессиональной школы в СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, принятый 24 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР 5-го созыва. В этом законе указывалось, что все многочисленные типы низ­ших профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения; ремесленные, железнодорожные, горно-промышленные, строительные училища; училища механи­зации сельского хозяйства - преобразуются в течение трех - пяти лет в городские и сельские профессионально-технические учили­ща со сроками обучения от одного года до трех лет.

Задачи профессионального обучения молодежи кроме специ­альных учебных заведений выполняют общеобразовательные 11 -летние трудовые политехнические школы с производственным обучением. В средине 60-х гг. начали создаваться средние профессионально-технические училища (СПТУ).

В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыграли такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.

В 1984 г. была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, ставившая задачу перехода к всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными учебными заведениями. Но эта задача оказа­лась нереальной: ни материальная база, ни кадровый состав школ и училищ решить ее не смогли.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

И. Никитин "Портрет Петра I"

Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Но некоторые историки отмечают, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением преобразований XVII века (В.О. Ключевский), а другие, наоборот, указывали на революционный характер петровских реформ (С. Соловьев).

Начальное и профессиональное образование

Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия.

Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы.

Таким образом, развитие светского образования началось в России в эпоху царствования Петра I. Сначала это были профессиональные школы: аптекарская, типографская, морская, строительная и др. В этих школах помимо профессиональных предметов ученики изучали родной язык, иностранный язык, арифметику, политику, философию и др. общеобразовательные предметы. По преимуществу школы создавались для дворянских детей, но сословный порядок часто нарушался. У молодого царя были амбициозные планы: он мечтал о выходе России к морям, в том числе к незамерзающим. Но чтобы достичь этой цели, нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр создал две военные школы: Бомбардирскую (школу артиллеристов) и Преображенскую (школу пехотинцев).

Школа математических и навигационных наук

Школа математических и навигацких наук (Сухарева башня)

Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня)

Она была создана в Москве в 1701 году и располагалась в Сухаревой башне.

Директор школы — профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать.

В школе учились до 500 человек. Возраст учащихся: 12 — 20 лет. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы — штраф. За побег из школы — смертная казнь.

Л.Ф. Магницкий

В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На их базе была организована Морская академия, а Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии. В Морской академии изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

По образцу Школы математических и навигационных наук в 1707 году при военном госпитале в Москве была создана Химическая школа, а в 1712 году еще две школы: Артиллерийская и Инженерная.

Гимназии в XVIII веке

Гимназия Эрнста Глюка

Здание гимназии Э. Глюка

После 18 часов для младших учеников учебный день заканчивался, а остальные занимались арифметикой, риторикой, философией или готовили домашнее задание.

Петр I на инспекции в гимназии

В 1710 г. в гимназии обучалось 75 человек. Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский, Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин).

Глюк руководил гимназией до своей смерти в 1705 г. После него гимназия постепенно стала утрачивать свой общеобразовательный характер. Всего она просуществовала 14 лет и выпустила 250 учеников, которые в основном состояли на государственной службе: переводчиками, послами и др. служащими.

Первая Академическая гимназия (Санкт-Петербург)

Академическая гимназия

В 1726 г. была основана Академическая гимназия. Первым ее инспектором был Готлиб Байер. Но деятельность этой гимназии сопровождалась трудностями, в основном не хватало преподавателей, которые могли бы вести обучение на русском языке. Несмотря на то, что в гимназию принимали, кроме дворянского, детей среднего сословия и даже солдатских, платили стипендию, — в 1737 году в гимназии обучалось только 18 детей.

При княгине Е. Дашковой для гимназии был куплен особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. Но, несмотря на все усилия, в 1805 году гимназия была закрыта: не хватало учителей, не был окончательно определен устав учебного учреждения. Отсюда и недостаточно четкая система преподавания.

Университетская гимназия

В 1755 г. при Московском университете была основана гимназия (ее называли Университетской или также Академической). Ее целью была подготовка молодых людей для поступления в университет. Гимназия делилась на два отделения: для разночинцев и для дворян. Каждое отделение делилось на 4 школы, а школы – на классы.

Первая школа (российская): грамматика, стихотворство и красноречие.

Вторая школа (латинская): грамматика, синтаксис латинского языка.

Третья школа (научная): арифметика, геометрия и география, философия. Четвёртая: европейские языки и греческий (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавали в гимназии с основном студенты университета.

В 1758 г. по образцу московской была основана гимназия в Казани, которая существует до настоящего времени.

Кадетский корпус

В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус на основе Школы математических и навигацких наук. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями: адмиралы И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев. 25 октября 1762 года по инициативе генерал-фельдцейхмейстера русской армии П.И.Шувалова в Санкт-Петербурге был образован Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус на основе артиллерийской и инженерной школы.

И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса

И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса

Высшие учебные заведения XVIII века

В данной статье остановимся на истории создания Медико-хирургической академии.

Медико-хирургическая академия

Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения. На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

Петербургская медико-хирургическая академия

Петербургская медико-хирургическая академия

18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения — эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ.

Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.

О выпускниках Академии

И. Олешкевич

И. Олешкевич "Портрет Н.Ф. Арендта"

Н.Ф. Арендт и А.С. Пушкин

Когда 27 января (8 февраля) 1837 г. Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом, Арендт руководил его лечением и навещал раненого по несколько раз в сутки. Лицейский друг Пушкина Данзас писал в своих воспоминаниях: «Приехал Арендт, он также осмотрел рану. Пушкин просил его сказать ему откровенно, в каком он его находит положении, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное свое положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

И. Репин

И. Репин "Портрет В.М. Бехтерева"

Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было основой воспитания человека и преодоление аномалий его поведения.

Читайте также: