Проект в доу дорожная азбука

Обновлено: 05.07.2024

4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах

6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

ü Любящие свою работу педагоги.

ü Активные родители воспитанников.

ü Заинтересованные воспитанники.

ü Уголок по ПДД в групповой комнате.

ü Д/игры, плакаты, детская художественная литература.

Результат деятельности педагогов:

1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
3.Гуманизация связи семьи с сотрудниками детского сада;

4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
5.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические разработки для педагогов ДОУ, консультации для родителей, каталог дидактических и подвижных игр, проведение анкетирования с родителями.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

И НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ.

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В целом по стране, а также в нашем МКДОУ, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

2. НОВИЗНА

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДТП С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Условия:

ü Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.

ü Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)

ü Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения

ü Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.

ü Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Причины:

ü Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на дошкольников, которых водители не видят и потому не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.

ü Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

ü Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Дошкольники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.

ü Незнание правил перехода перекрёстка. Дошкольники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Дошкольники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.

ü Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.

ü Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дошкольники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.

ü Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Дошкольники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

ü Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, дошкольники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.

ü Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения), а так же сами дети, в основном из-за возрастных и психофизических особенностей. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и ещё не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин. Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперёд, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. Такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом. По сути, все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах.

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной образовательной деятельности построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся возможности. Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

- взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;

- будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.

ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ЭТАПОВ ПРОЕКТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРОЕКТА.

Цель проекта заключается в предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения педагогов, воспитанников и родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.

Подготовительный этап

  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме;
  • Укрепление материально-технической базы:
  • приобретение атрибутов по ПДД

оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей

Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей

Пополнение уголка Безопасности в группе новыми игрушками и пособиями.

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

  • Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД,
  • Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
  • Закрепление детьми и родителями знаний ПДД,
  • Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД

КВН "Знатоки дорожных правил". Вручение детям удостоверения юного пешехода. Обработка результатов по реализации проекта. Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных проблем. Подведение итогов проекта.

Участники проекта, инструктор по физической культуре, педагоги.

Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей.

Материалы по опыту работы по данному направлению

По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания 4 безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения.

После беседы было решено, что перекрёсток будет четырёхсторонний (крестообразный). На подготовленную педагогом основу перекрёстка дети наносили дорожную разметку, клеили газон, крепили макеты домов, заранее сделанные родителями.. Наблюдая за деятельностью детей, я заметила, что работа над макетом их очень заинтересовала.

Вечером мы с ребятами доделали начатый нами макет, поставили светофоры, которые они слепили из пластилина.

Результатом нашего проекта стало то, что:

Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.

Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей. Во время работы данного проекта были разработаны макет дороги, конспекты занятий (познавательное занятие, картотека подвижных (Приложение 11) и дидактических игр (Приложение 12)), книги, наглядные пособия, консультации для родителей. Подобраны стихи, рассказы, пословицы и поговорки по ПДД (Приложение 13).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы

1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

4.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.

7.Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.

8.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.

10.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.

11.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

13.Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.

15.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.

Вид проекта : творчески - исследовательский.

По продолжительности – краткосрочный

Место проведения: детского сада, группа, участок на улице.

Авторы проекта - воспитатели : Шабурова Светлана Николаевна;

Плешкова Елена Артуровна

Наш проект посвящён проблеме формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Выбор темы проекта не случаен, он обусловлен ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети.

Новизна проекта заключается в рассмотрении правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге в их историческом контексте, что даёт более полное представление ребенку об изучаемом вопросе в увлекательной форме, расширяет кругозор дошкольников, активизирует исследовательскую деятельность не только детей, но и взрослых.

На улицах городов и на дорогах давно стал хозяином автомобиль. С каждым днём машин на дорогах становится всё больше и больше.

Часто они едут сплошным потоком так, что между ними оказывается лишь небольшой просвет. Но и в таком количестве машинам, а точнее их водителям удаётся соблюдать строгий порядок. Почему же тогда машины всё чаще называют объектом повышенной опасности? Автомобили опасны для тех людей, которые не знают или не хотят соблюдать правила дорожного движения. Дорожные знаки мы видим так часто, что не задумываемся о том, насколько важную роль они играют в жизни человека. Кто придумал дорожные знаки? Зачем они появились? Как давно они существуют? Что они обозначают? Ответ на эти вопросы и являлся целью нашей работы.

Формирование представлений детей о правилах дорожного движения, о

необходимости их соблюдения.

- представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте;

- представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;

- представления о важности соблюдения правил дорожного движения;

- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления на улице;

- представления о важности соблюдения правил пользования велосипедом и самокатом.

- представления о видах транспорта;

- способность организовывать свою деятельность так, чтобы было безопасно и самому, и окружающим;

- побуждать использовать изученные правила дорожного движения на практике;

- пополнить словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекрёсток, светофор, дорожные знаки.

- потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения.

1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.

1. Сформированы у дошкольников представления о важности соблюдения правил дорожного движения.

2. Обогащё н словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.

3. Закреплены и обобщены у детей представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.

5. Оформлен лэтбук по Правилам дорожного движения.

6. Систематизированы и сформированы знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

I. Подготовительный этап.

1. Организация предметно-развивающей среды

- Подбор демонстрационного и литературного материала по ПДД.

- Подборка дидактических игр по ПДД.

- Подбор музыкального репертуара.

- Подбор презентаций и видеороликов о безопасности на дороге.

2. Работа с родителями (оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).

II. Основной этап.

1. Организация предметно-развивающей среды в группе.

В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.

2. Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.

Социально – коммуникативное развитие:

- Отгадывание загадок по ПДД.

- Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов.

- Целевая прогулка к ближайшему перекрестку со светофором.

- Целевая прогулка к перекрестку

Художественно – эстетическое развитие.

- Прослушивание музыкальных произведений о ПДД, разучивание песен по теме проекта.

3. Работа с родителями:

- изготовление с детьми макетов безопасного пути в детский сад.

Формы работы по реализации проекта : Интегрированные занятия, тематические развлечения, комплексные занятия, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры-викторины, сюжетно-ролевые игры.

Результат: Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы стало следующее:

- Отсутствие несчастных случаев с детьми д/с «Ромашка

Результат: Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы стало следующее:

- Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорога (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.

- Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.

- Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

- Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

- Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

- Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

для детей старшего

дошкольного возраста

высшей квалификационной категории:

Стовба Татьяна Сергеевна

г. Ивантеевка 2016 г.

Информационная карта проекта.

Стовба Татьяна Сергеевна

Воспитатели, дети старшей группы, их родители.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

- расширять представления детей об улице;

- упражнять детей в переходе через проезжую часть (с помощью макета).

- обучение и закрепление элементарных правил дорожного движения;

- воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Краткое содержание проекта

В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через все доступные формы и методы. Это - беседы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, заучивание стихов, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями так же проводилась определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, изготовление атрибутов. Работа проводилась комплексно по всем разделам воспитания и обучения.

Вид проекта

Информационно –творческий, игровой

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы : безопасность дошкольников на дорогах и улицах города, низкий уровень знаний детей о правилах дорожного движения. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей посту­пать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научив­шись бережно относиться к своей жизни, они будут воспри­нимать чужую как безусловную ценность. Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?

В результате реализации проекта обеспечена эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ, основанная на сотрудничестве с родителями и другими учреждениями и организациями, ответственными за безопасность дорожного движения. В ДОУ налажено эффективное взаимодействие с родителями, ведётся планомерная работа по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах.

Сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах;

знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях;

умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;

умение свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор;

повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте.

Актуальность проекта

Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.

- Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

- Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения.

- Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.

-Уточнить и закрепить знания о различных видах транспорта.

- Закрепить знания о работе светофора.

Предполагаемые результаты :

У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

Предметно – развивающая среда:

Подвижные игры:

Дидактические игры:

Сюжетно ролевые игры:

Консультации для родителей:

Речь и речевое общение:

Художественная литература:

Закрепление правил дорожного движения осуществляется при рассматривании картин, чтении книг, наблюдении повседневной жизни на улице . Знакомство с рассказами и стихами:

Художественное творчество:

Работа с родителями:

Заучивание стихов по ПДД.

Участие в сборе информационного и наглядного материала для оформления уголка ПДД в группе.

Средства реализации проекта:

Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой);

Организация развивающей среды;

План реализации проекта:

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование с родителями на тему ПДД, создаётся альбом с фотографиями мероприятия. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Проект реализуется по трем направлениям:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Взаимодействие с родителями.

3.Со специалистами дошкольного учреждения.

I . Подготовительный этап

1. Определение цели и задач проекта.

2. Подбор материала по правилам дорожного движения.

3.Рассматривание рисунков, иллюстраций о дорожных ситуациях.

4.Использование дидактических, подвижных, сюжетно –ролевых игр.

II . Основной этап реализации проекта (практический материал):

-Обыгрывание дидактических, подвижных и сюжетно –ролевых игр по ПДД.

-Решение игровых ситуаций.

-Викторины по ПДД.

-Разработка перспективного плана по ПДД.

-Подбор оборудования, материалов для реализации проекта.

-Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

III . Заключительный этап.

Результаты работы над проектом:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание.

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Во время проектной деятельности дети узнали много нового и интересного.

2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

3. Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

5. Воспитали грамотного пешехода.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные дорожные ситуации, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников безопасной.

Четко и грамотно спланированная работа и взаимодействие с семьей, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Дети­­ – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются, именно, дети. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Избежать опасности можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста, воспитывая грамотных пешеходов.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей.

Работа над данным проектом будет способствовать профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как она остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.

Описание проекта

Данный проект направлен на социально-коммуникативное развитие детей старшей группы, через формирование основ знаний правил дорожного движения.

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.

Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать ПДД, научить дошкольника навыкам безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц. В процессе проекта “Дорожная Азбука” будут привлечены родители и дети к совместной деятельности.

Детство любого из нас проходит в мире игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в разнообразных ролях.

Данную задачу можно реализовать через беседы, проведения различных мероприятий, через игровую и театральную деятельность.

Знания норм и правил ДДП помогают детям:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, привить ПДД;

познакомить с детской литературой по данной теме;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

С социально-коммуникативным развитием тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над усвоением норм и правил ПДД совершенствуется звуковая культура речи, связная речь и фонематический строй речи.

Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и речевого развития детей .

Программное содержание

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах.

Проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Актуальность проекта

Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является потенциальными участниками ДТП.

Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ” в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети дошкольного возраста не обладают этими качествами в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно.

Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.

Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий таких как проектная деятельность поэтому в нашей группе в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме “Дорожная Азбука”.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения, а также необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, беседы и занятия, просмотр презентаций и образовательных мультфильмов.

развитие основ безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста

На сегодняшний день остро стоит проблема популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.

развитие основ безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста, посредством социально-коммуникативного и речевого развития, развития игровой деятельности.

Цель проекта

Формировать навыки безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах, правильную модель поведения в современном мире.

Систематизировать знаний о правилах дорожного движения.

Создать условий для формирования у воспитанников ДОУ культуры безопасной жизнедеятельности, как участников дорожного движения.

Развивать умение воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Познакомить с детской литературой по данной теме, совершенствовать речь.

Прививать и воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Задачи проекта

Познакомить с правилами поведения на дороге, знакомить детей со значением дорожных знаков, умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формировать навыки безопасного поведения на дороге у детей через практическую деятельность, элементарные знания о светоотражающих элементах.

Создавать необходимые условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения и развивать практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД, развивать память, речь, логическое мышление, внимание.

Воспитывать в детях грамотных пешеходов, культуру поведения на дороге, дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД.

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на улицах и дорогах (разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ПДД).

Привлечь родителей воспитанников к реализации данного проекта, повышать их сознательность в постоянном соблюдении правил дорожного движения – быть примером для детей (подготовить совместными усилиями детей и родителей макет дороги).

Провести цикл занятий и мероприятий по теме: рисование, лепка, аппликация, развлечение, викторина.

Систематизировать материал по теме:

сюжетно-ролевых игр по ПД,

подвижных игр по ПДД

загадок, пальчиковой гимнастики

дидактических игр по ПДД

бесед по ПДД с детьми

Провести заключительное мероприятие:

участие детей во всероссийской викторине по ПДД

Работа с родителями:

Изготовление лепбука и материала к нему

Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО: Презентация по ПДД, мультфильмов по ПДД.

Разработать памятки и консультации для родителей по теме ПДД.

Время выполнения

творческо-информационный, коллективный, практический , долгосрочный (20 сентября- 31 декабря 2020 года – 3 месяца).

Участники проекта

дети старшего дошкольного возраста, воспитатель , родители.

Необходимые материалы

Дидактические игры и материал;

Таблички-указатели с названиями дорожных знаков;

Справочная и художественная литература;

Наглядный иллюстрированный материал;

Дидактический стол по ПДД;

Различные виды машин;

Атрибуты для обыгрывания сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр

Предполагаемый продукт проекта

Проведенные наблюдения за движением транспорта и работой водителя, за пешеходами.

Проведенные экскурсия к остановке пассажирского транспорта, на перекресток к зебре.

Сформированные навыки детей безопасного поведения на дорогах.

Разработаны картотеки дидактических игр по ПДД

Разработаны картотеки подвижных игр по ПДД

Разработаны картотеки сюжетно-ролевых игр по ПДД

Разработаны картотеки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, бесед по ПДД

Подобран материала по ПДД (книги, наглядный, демонстрационный)

Проведены занятия и мероприятия по теме: рисование, лепка, аппликация, развлечение, викторина.

Дети учувствовали во всероссийской викторине по ПДД

Проведена работа с родителями по обогащению РППС:

Изготовление лепбука и материала к нему

Изготовлена: Презентация по ПДД

Подобраны мультфильмы по ПДД.

Разработаны памятки и консультации для родителей по теме ПДД.

Список литературы

Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.

Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Программный принцип событийного построения психолого-педагогического процесса, обеспечивает благоприятные условия для внедрения педагогами эффективной технологии проектирования, которая предусматривает планирование и организацию комплексной, последовательной и систематической работы.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

Наш проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана ещё и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Возраст детей: 5-6 лет

4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. Цель проекта:

Предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Читайте также: