Русь моя жизнь моя блок анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Это стихотворение было написано в 1910 году, после краха революции 1905 года.

2.Повод для написания

Поводом для написания послужила сложившаяся политическая ситуация в стране: деспотизм царской власти, подавление свободы.

3.Тема: упадок России вследствие действий антинародной власти

4.Идея: утраченное благополучие страны

5. Лирический герой предстает перед нами, как истинный патриот, обеспокоенный социальными проблемами России

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Слова Блока о России

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Поэт ожидал каких-то важных для себя и для родины изменений от надвигающихся событий. Но, увы! Оптимистические настроения пропали, появились жесткие интонации, о чем говорит первая строка стихотворения:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Чудь начудила, да Меря намерила

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла…

…Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое,

В черные ночи и белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Глядя в это дикое, темное лицо, от которого веет чем-то роковым, грозным, зловещим, лирический герой задает риторические вопросы в тоске и томлении:

Тихое, долгое, красное зарево

Каждою ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?!

Поэт не может найти ответа, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба родной страны.

Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания — риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: волнение, беспокойство за родину. Постоянные многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России, ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Поэт ожидал каких-то важных для себя и для родины изменений от надвигающихся событий. Но, увы! Оптимистические настроения пропали, появились жесткие интонации, о чем говорит первая строка стихотворения:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Чудь начудила, да Меря намерила

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла….

…Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое,

В черные ночи и белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Глядя в это дикое, темное лицо, от которого веет чем-то роковым, грозным, зловещим, лирический герой задает риторические вопросы в тоске и томлении:

Тихое, долгое, красное зарево

Каждою ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?!

Поэт не может найти ответа, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба родной страны.

Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: волнение, беспокойство за родину. Постоянные многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России, ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.

В творчестве каждого поэта есть место патриотическим стихам. И Александр Блок — не исключение. Он жил и творил на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и был свидетелем грандиозных исторических событий как для России, так для русского народа.

Все стихотворение Блока наполнено недосказанными фразами, пускаясь в размышления о судьбе России, Блок вспоминает ее богатую и бурную историю, которая в строчках стихотворения похожа на сменяющиеся картинки слайдов в сознании лирического героя. Здесь мы видим и ее бескрайние моря, и широкие степи в кострах, и ее традиции, и трагические периоды истории, например, татарское иго.

Автор верит, что исход для России будет благополучным, что такая великая страна не может исчезнуть, а ее народ в результате будущих событий обретет наконец счастье и гармонию.

В творчестве каждого поэта есть место патриотическим стихам. И Александр Блок — не исключение. Он жил и творил на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и был свидетелем грандиозных исторических событий как для России, так для русского народа.

Стихотворение “Русь моя, жизнь моя…” написано в 1910 году, когда революция 1905 года была подавлена, и назревали революционные события 1917 года, которые в дальнейшем привели к краху самодержавия. Подобное состояние дел, несомненно, очень беспокоило Блока, как сознательного гражданина, и как поэта.

Стихотворение начинается с обращения к родине с вопросом: “Вместе ль нам маяться?”. Блок видит и подчеркивает несостоятельность царской власти, которая не успевает за прогрессом общества и ограничивает вольного человека.

Автор очень любит свою родину, но в стихотворении даже проскакивают нотки сомнения, а не покинуть ли такую страну-тюрьму. Ведь здесь все под властью “тьмы”. Образ тьмы — это символичное изображение царизма, который не несет уже ничего светлого, созидательного, жизнеутверждающего, этот режим уже олицетворяет зло и смерть.

Все стихотворение Блока наполнено недосказанными фразами, пускаясь в размышления о судьбе России, Блок вспоминает ее богатую и бурную историю, которая в строчках стихотворения похожа на сменяющиеся картинки слайдов в сознании лирического героя. Здесь мы видим и ее бескрайние моря, и широкие степи в кострах, и ее традиции, и трагические периоды истории, например, татарское иго.

Синтаксически стихотворение “Русь моя, жизнь моя…” полно знаков препинания: многоточий, вопросительных знаков, этим прекрасно передается волнение и тревога автора по поводу будущего страны, остается некая недосказанность. И эта недосказанность объяснима, автор понимал, что назревает какое-то решения и грядущие события будут судьбоносными для народа и страны.

Автор верит, что исход для России будет благополучным, что такая великая страна не может исчезнуть, а ее народ в результате будущих событий обретет наконец счастье и гармонию.

Подобные записи

Основные темы

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться… Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила? Что там услышишь из песен твоих? Чудь начудила, да Меря намерила Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты, Но до Царьградских святынь не дошла… Соколов, лебедей в степь распустила ты — Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое В черные ночи и в белые дни Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево Каждую ночь над становьем твоим… Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим?

Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются с тоской и апокалиптическими предчувствиями.

В известном стихотворении 1910 г. звучат взволнованные интонации: поэтический текст изобилует риторическими вопросами и многоточиями, передающими попытки лирического субъекта осмыслить мучительные догадки.

Первый катрен задает и особенности формы: стихотворение представляет собой эмоциональное, насыщенное фольклорными приметами обращение к персонифицированному образу России. Каким предстает необычный лирический адресат? Герой ставит под сомнение истинность его христианских корней, обращаясь к атрибутам древнего языческого периода. Последний характеризуют два этнонима, от которых поэт образовывает глаголы, — блестящий стилистический прием, моментально освежающий внутреннюю форму современных лексем и возрождающий к жизни полустертые книжные понятия.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт рассказывает нам о своих искренних чувствах к родине. Через образы прошлых лет, образ Руси, он пытается передать свои переживания о настоящем. Нестабильное положение народа из-за революционных событий тревожит автора, он боится за будущее страны, с глубокой грустью осознает необратимость и опасность изменений.

В первых строках ставится вопрос: получится ли жить в родной стране, в которой непросто выживать, в которой легко попасть в тюрьму или ссылку за неповиновение царской власти. Или же лучше покинуть её, ведь вольный человек, имеющий свободолюбивые, смелые мысли, не может ужиться в таком притеснении. Далее мы видим, как поэт вспоминает всё вековое величие страны, противопоставляет его со своей современностью, ищет ответ на вопрос, почему он не чувствует свободу, успокоение в своей жизни.

Через точные определения, автор передаёт общий образ сражающейся страны. Его желание увидеть любимую Россию сильной и могущественной велико.

Для более красочного описания своих чувства, поэт использует эпитеты: "вольному сердцу", "сонное марево". О Россию он говорит, как о живом существе, как о женщине: "Знала ли что? Или в бога ты верила?", "в степь распустила ты"; кроме того, использует обращения: "Русь моя, жизнь моя". А для того, чтобы передать задумчивость и неуверенность, использует многоточия. Также в стихотворении присутствует много риторических вопросов, например: "вместе ль нам маяться?", "Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим?"

Эти строки, похожие на грустные дружеские излияния души, заставляют переживать все чувства, что ощущал поэт, и его читателя. Невозможно не задуматься о том положении, в котором ни раз находилась наша страна, и проникнуться сожалением к людям, народу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Поэт ожидал каких-то важных для себя и для родины изменений от надвигающихся событий. Но, увы! Оптимистические настроения пропали, появились жесткие интонации, о чем говорит первая строка стихотворения:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Чудь начудила, да Меря намерила

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла….

…Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое,

В черные ночи и белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Глядя в это дикое, темное лицо, от которого веет чем-то роковым, грозным, зловещим, лирический герой задает риторические вопросы в тоске и томлении:

Тихое, долгое, красное зарево

Каждою ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?!

Поэт не может найти ответа, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба родной страны.

Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: волнение, беспокойство за родину. Постоянные многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России, ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Друзьям.

История создания – дата его написания известна точно – это 1908 год, 24 июля, а вот какое событие подтолкнуло поэта к созданию столь горького произведения, точно неизвестно.

Тема – разочарование в дружбе вообще и друзьях в частности.

Композиция – двухсчастная: в первой половине произведения Блок описывает настоящее, во второй – заглядывает в печальное, по его мнению, будущее.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб с перекрестно-свободной рифмовкой.

Эпитеты – “пустые слова”, “несчастные кости”, “поздний историк”, “внушительный труд”, “скверные цитаты”, “печальная доля”, “свежий бурьян”, “проклятые книги”.

Композиция

Первая часть произведения посвящена настоящему литературного сообщества, как его видит Блок: это завистливые люди, которые скрывают свою враждебность. Они лицемерно зовут друг другу в гости, но на самом деле никому не рады и нет никого, кто был бы искренен. Все так называемые “друзья” – просто конкуренты, которые всеми силами стараются показать, что они лучше других.

При этом во второй части поэт показывает, ради чего они стараются – после смерти критики разберут их на плохие цитаты, переврут жизнь и сделают ее просто набором цифр.

Завершается произведение горькими словами отречения от своего творчества и выражением желания просто заснуть вечным сном вместо того, чтобы писать стихи.

Средства выразительности

Поэт использует метафоры и эпитеты, а в двух строфах – рефрен, выражающий сожаление лирического героя: “Что делать!”

  • Эпитеты – “пустые слова”, “несчастные кости”, “поздний историк”, “внушительный труд”, “скверные цитаты”, “печальная доля”, “свежий бурьян”, “проклятые книги”.
  • Метафоры – “свой собственный дом отравить”, “стены пропитаны ядом”, “пустых расточители слов”, “стать достояньем доцента”, “критиков новых плодить”.

Важную роль играют и знаки препинания: многоточия и особенно восклицательные знаки, которые повторяются почти в каждой строфе. Они выражают разочарование, надломленность и отчаяние лирического героя.

История создания и разбор стихотворения

Произведение относится к ранней лирике писателя, поэтому достоверной информации по его созданию очень немного. Однако, если заглянуть в историю, можно предположить, что на написание стиха поэта побудили события его жизни того времени.

Это был период поисков себя и смысла бытия. Блок много путешествовал. Видел жизнь за границей. Общался с интересными людьми.


Известно, что в шестнадцатилетнем возрасте поэт пережил свою первую любовь к взрослой женщине. Это чувство сильно повлияло на творчество Блока. Он сильно переживал, но уже в 1898 году его увлечением стала другая женщина. Отчасти это могло повлиять на тему его стихотворения.

Упрощённый анализ

  1. Тема — смысл жизни.
  2. Композиция — четырёхстрофная, объединенная общей идеей.
  3. Жанр — лирика с элементами философии.
  4. Размер — ямб. Усиленная метафорами и эпитетами перекрёстная рифмовка.

Всё стихотворение посвящено одной теме — загадке жизни, её началу и концу. Поэт рассуждает о Боге, как о создателе и творце всего сущего на земле. Размышляет о бесконечном цикле бытия. Он как бы подводит читателя к мысли, что ничего не исчезает без следа. Если есть конец, то где-то есть новое начало.

Композиция строф

По теме и композиции всё стихотворение имеет единый смысл. Структура написания — 4 строфы, каждая из которых дополняет предыдущую, но имеет собственное значение.

В первой строфе поэт начинает рассуждение о том, что каждый человек осознает ценность своей жизни. Он понимает, что конец всё равно настанет, поэтому следует как можно больше успеть за отведённое на земле время. Этими строчками автор как бы подводит читателя к вопросу о странности всего бытия.

Вторая строфа практически полностью состоит из размышлений и внутренних вопросов о создании и существовании всего живого. Подразумевается вопрос о неоднозначности того, что кажется. Действительно ли после смерти всё заканчивается или она только начало чего-то нового.

В третьей строфе автор пытается найти ответ на все вопросы. Он приходит к мысли, что людям никогда не понять тайны бытия. Это подвластно только Творцу. Человеку остаётся только принимать божий замысел.

В последней, четвёртой строфе поэт пытается подвести итог всем размышлениям. Он понимает, что постичь тайну жизни невозможно, но ничего ужасного в смерти нет. Всё взаимосвязано и цикл жизни будет продолжаться по кругу бесконечно. Если есть конец, всегда где-то есть начало.

Стихотворение написано обычным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. Оно легко читается и запоминается. Смысл стиха понятен даже для молодой аудитории ценителей поэзии.

Текст

Молчите, проклятые струны! А. Майков

Друг другу мы тайно враждебны, Завистливы, глухи, чужды, А как бы и жить и работать, Не зная извечной вражды!

Что’ делать! Ведь каждый старался Свой собственный дом отравить, Все стены пропитаны ядом, И негде главы приклонить!

Что’ делать! Изверившись в счастье, От смеху мы сходим с ума И, пьяные, с улицы смотрим, Как рушатся наши дома!

Предатели в жизни и дружбе, Пустых расточители слов, Что’ делать! Мы путь расчищаем Для наших далеких сынов!

Когда под забором в крапиве Несчастные кости сгниют, Какой-нибудь поздний историк Напишет внушительный труд…

Вот только замучит, проклятый, Ни в чем не повинных ребят Годами рожденья и смерти И ворохом скверных цитат…

Печальная доля — так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достояньем доцента, И критиков новых плодить…

Зарыться бы в свежем бурьяне, Забыться бы сном навсегда! Молчите, проклятые книги! Я вас не писал никогда!

В жаркое лето и в зиму метельную, В дни ваших свадеб, торжеств, похорон, Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную Легкий, доселе не слышанный звон. Вот он — возник. И с холодным вниманием Жду, чтоб понять, закрепить и убить. И перед зорким моим ожиданием Тянет он еле приметную нить. С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют? Или время стоит? Или осыпали яблони майские Снежный свой цвет? Или ангел летит? Длятся часы, мировое несущие. Ширятся звуки, движенье и свет. Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет. И, наконец, у предела зачатия Новой души, неизведанных сил,- Душу сражает, как громом, проклятие: Творческий разум осилил — убил. И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную, Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти. Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Песни вам нравятся. Я же, измученный, Нового жду — и скучаю опять.

Читайте также: