Какие проблемы называются философскими кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности философских вопросов и проблем. Уникальная особен­ность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например:

• Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе?

• Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем?

• Добро и зло относительны или абсолютны?

• Откуда появился человек?

• Почему возможен язык человеческого общения?

• Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопреде­ление?

• Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается?

• Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?

Существует множество других философских проблем, но их общий характер созвучен с изложенными выше.

Способы решения проблем в философии. В отличие от науки, где стремятся к однозначному решению проблем, в философии пробле­мы не имеют однозначных решений, причем каждому решению может соответствовать целое учение или направление. Таким обра­зом, возможно параллельное сосуществование и развитие различных решений одной и той же философской проблемы. Современный ис­панский философ Ортега-и-Гассет объяснил, что неокончательность философских решений связана с тем, что мир в целом бесконечен.

Раздел I. Предмет философии

Философия, как правило, не предлагает способов и решений кон­кретных проблем, а изучает всеобщие мировые закономерности, дает суждения о том, как устроен мир в целом. Но на основе этих сужде­ний можно делать выводы о тех или иных частных случаях, и вот это дело уже не философии, а конкретных наук.

Методы философии. Философия опирается не на наблюдения или эксперимент, как это делают науки, а только на мышление. Тем не менее философы в своих размышлениях могут использовать данные, полученные различными науками. В философии используются мето­ды, применяемые в частных науках:

1) индуктивный метод, т.е.-движение от частных, единичных фак­тов к общим выводам и законам;

2) дедуктивный метод, т.е. движение от общих положений к част­ным заключениям;

3) аналогия, при которой на основе сходства предметов по одним признакам делают вывод о сходстве этих предметов и по другим при­знакам;

4) гипотетические предположения и др. Также используются методы, свойственные именно для фило­софии:

1) философское сомнение, когда для достижения безусловно досто­верного знания ставится под сомнение самое очевидное, вплоть до существования вещей окружающего мира (Августин Аврелий, Рене Декарт);

2) диалектическое отрицание, состоящее в том, что вскрывается ограниченность определенного тезиса и необходимость перехода к его противоположности (антитезису), а затем через синтез того и дру­гого осуществляется выход на более глубокий уровень познания предмета (Г. Гегель);

Для пояснения этого метода познания можно провести также аналогию с оценкой наших поступков на основе голоса совести или с художественной интуицией, позволяющей отличать шедевр от по­средственного произведения.

Философия имеет значение не только для политического устрой­ства государства. Каждый человек по отдельности, часто даже не по­дозревая об этом, регулярно философствует, решая те или иные эти­ческие проблемы, выбирая ту или иную жизненную позицию.




Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается особенность философских проблем?

2. Как вы считаете, почему приведенные в пособии проблемы являются именно философскими? Обоснуйте свой ответ.

3. Приведите собственные примеры философских проблем.

5. Как вы считаете, почему философские проблемы невозможно под­твердить или опровергнуть опытным путем?

6. Почему философ во всем должен сомневаться?

7. Зачем заниматься философией, если она не приводит нас к оконча­тельным решениям?

8. Выразите свое отношение к высказыванию древних о том, что их ин­тересует не обладание мудростью, а стремление к ней.

9. Как философские идеи оказывают влияние на жизнь общества?

10. Расскажите о практическом значении философии в вашей жизни.

Литература

1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Раздел I. Предмет философии

5. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94-96.

Особенности философских вопросов и проблем. Уникальная особен­ность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например:

• Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе?

• Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем?

• Добро и зло относительны или абсолютны?

• Откуда появился человек?

• Почему возможен язык человеческого общения?

• Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопреде­ление?

• Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается?

• Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?

Существует множество других философских проблем, но их общий характер созвучен с изложенными выше.

Способы решения проблем в философии. В отличие от науки, где стремятся к однозначному решению проблем, в философии пробле­мы не имеют однозначных решений, причем каждому решению может соответствовать целое учение или направление. Таким обра­зом, возможно параллельное сосуществование и развитие различных решений одной и той же философской проблемы. Современный ис­панский философ Ортега-и-Гассет объяснил, что неокончательность философских решений связана с тем, что мир в целом бесконечен.

Раздел I. Предмет философии

Философия, как правило, не предлагает способов и решений кон­кретных проблем, а изучает всеобщие мировые закономерности, дает суждения о том, как устроен мир в целом. Но на основе этих сужде­ний можно делать выводы о тех или иных частных случаях, и вот это дело уже не философии, а конкретных наук.

Методы философии. Философия опирается не на наблюдения или эксперимент, как это делают науки, а только на мышление. Тем не менее философы в своих размышлениях могут использовать данные, полученные различными науками. В философии используются мето­ды, применяемые в частных науках:

1) индуктивный метод, т.е.-движение от частных, единичных фак­тов к общим выводам и законам;

2) дедуктивный метод, т.е. движение от общих положений к част­ным заключениям;

3) аналогия, при которой на основе сходства предметов по одним признакам делают вывод о сходстве этих предметов и по другим при­знакам;

4) гипотетические предположения и др. Также используются методы, свойственные именно для фило­софии:

1) философское сомнение, когда для достижения безусловно досто­верного знания ставится под сомнение самое очевидное, вплоть до существования вещей окружающего мира (Августин Аврелий, Рене Декарт);

2) диалектическое отрицание, состоящее в том, что вскрывается ограниченность определенного тезиса и необходимость перехода к его противоположности (антитезису), а затем через синтез того и дру­гого осуществляется выход на более глубокий уровень познания предмета (Г. Гегель);

Для пояснения этого метода познания можно провести также аналогию с оценкой наших поступков на основе голоса совести или с художественной интуицией, позволяющей отличать шедевр от по­средственного произведения.

Философия имеет значение не только для политического устрой­ства государства. Каждый человек по отдельности, часто даже не по­дозревая об этом, регулярно философствует, решая те или иные эти­ческие проблемы, выбирая ту или иную жизненную позицию.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается особенность философских проблем?

2. Как вы считаете, почему приведенные в пособии проблемы являются именно философскими? Обоснуйте свой ответ.

3. Приведите собственные примеры философских проблем.

5. Как вы считаете, почему философские проблемы невозможно под­твердить или опровергнуть опытным путем?

6. Почему философ во всем должен сомневаться?

7. Зачем заниматься философией, если она не приводит нас к оконча­тельным решениям?

8. Выразите свое отношение к высказыванию древних о том, что их ин­тересует не обладание мудростью, а стремление к ней.

9. Как философские идеи оказывают влияние на жизнь общества?

10. Расскажите о практическом значении философии в вашей жизни.

Литература

1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Раздел I. Предмет философии

5. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94-96.

Можно найти проблему любого вкуса для исследований в философии, на решение которой уйдет много времени, возможно, вся жизнь, но она останется открытой. Например, я кратко назову лишь примерный круг проблем философии, в него входят такие известные:

Проблема сознания является едва ли не самой актуальной в последние десятилетия; абстрагируясь от функционального, по общему признанию ограниченного — читай ложного — понимания сознания, можно забыть большинство достижений последнего полувека в этой области, поскольку они в практическом смысле приписываются искусственному интеллекту (сознанию). Приведение проблемы к вселенскому масштабу подчеркивается способностью сознания проявляться как внутри себя, так и вне себя;

Проблема знаемости или познаваемости — вытекает из ее определения, где необходимо соблюдать достоверность полученных знаний. Именно эта надежность, критерии которой подвергаются сомнению в отдельных случаях;

Проблема времени проста в выражении, но сложна в решении: Является ли время субъективным и относительным, или объективным и фундаментальным? На мой взгляд, время — это чисто субъективная мера протяженности процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Конечно, я буду отдельно рассматривать каждый вопрос, требующий пристального внимания;

Проблема истины возникает из вопроса о том, что ложно и что истинно, и приводит исследователя к уже упомянутой проблеме знания;

Проблема предмета и метода в философии заключается в различных подходах к проблеме и противоречивых взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные взгляды;
Проблема смысла жизни, хотя как на нее посмотреть, на мой взгляд, не существует, и жизнь вообще не имеет смысла;

Проблемы философии - Основные проблемы философии

Основные проблемы философии

Проблема личности в ее становлении, формировании, которое не следует путать с обучением. Критерии личности умозрительны, что приводит к искусственной стратификации и создает ряд уже социально-политических проблем. Первый и последний никак нельзя назвать успехами;

Проблема смерти — существует ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум — это продукт организма, который смертен, тогда да — смерть есть. С другой точки зрения, эти теории сомнительны или ложны — вопрос актуален;

Проблема общества в философии схожа с проблемой личности, только здесь рассматриваются группы и их внутренние отношения; коллектив — это отнюдь не то же самое, что множество, а общество не является синонимом социума;

Проблема свободы известна каждому, но простое и эффективное рассмотрение может вызвать панику, ведь за кажущейся простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешним, так и внутренним;

Проблема веры и разума заключается не в религиозной вере, а в том, что и сколько разум знает, действительно знает, а не просто принимает на веру, о проблематичных критериях и аспектах знания, о соотношении веры и разума;

Проблема идеального в философии — порождается наличием взглядов, пришедших из естествознания, где зачастую отвергается теория идеи и самого идеального;
Здесь даже возникает проблема происхождения или генезиса самой философии.
Легко заметить, насколько разнообразен и важен, более того, почти вечно актуален приведенный список, и это еще не все. Решения этих проблем философии были предложены, часто не для всех из них, но дискуссия остается, и она актуальна.

Возможно, здесь кроется главная проблема философии? Да и нет; в самом большом типе объектов науки и человек, то есть разумное существо, и мир, и их отношения, читай один из главных объектов философии, можно назвать главной проблемой.

Последнее справедливо для любой проблемы; так, если мы называем человека главной проблемой, то он не так интересен без мира, отдельно мир теряет свою полезность для разумного существа, которому мир не интересен без самого исследователя. Тогда, возможно, главная проблема философии — это связь разумного существа и мира? Наверное, это спорный вопрос.

Специфика проблем философии

Специфика проблем философии может включать:

  • трудность определения критериев проблемы;
  • возможности определения природы истины;
  • Экзистенциальная природа философского исследования;
  • Фундаментальность и экстремальность, универсальность и конкретность;
  • Антиномия и парадокс, априори и апория — формы интенсивного развития.
  • Проблемные кадры: Исторические, применимость и т.д. (общие, частные, практические, локально-ситуативные и т.д.).

На самом деле, проблему философии можно сформулировать во многих терминах, поскольку каждый ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемое им явление или процесс, конечно, не всегда, но часто. Верно и то, что проблема в науке не является чем-то плохим и говорит о тупике в исследованиях. Нет, проблема возникает в основном тогда, когда уже есть набор теорий и гипотез, которые необходимо связать и обобщить. Таким образом, философскую проблему можно рассматривать как промежуточный этап между теорией и выводом по теме, или между основополагающей теорией и ее окончательным доказательством.

Однако, в отличие от чистых наук, в философии, в силу ее специфических тем, подходов или вопросов, не так легко прийти к окончательному решению, как, например, в физике. Хотя в физике тоже достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В некоторых дисциплинах, таких как этика или эстетика, невозможно получить окончательные данные экспериментальным путем, поскольку предмет в значительной степени субъективен. В этом также заключается особенность философских проблем, которая, кстати, является одной из первых проблем, часто критикуемых апологетами естественных наук. Однако следует отметить, что эти люди просто не понимают вопроса, который они критикуют, иначе они не критиковали бы с такой позиции. Но это тема для другого разговора.

Философская антропология

Философия имеет свою структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о научном познании.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об обществе.

АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

ЭТИКА – учение о морали и нравственности, добре и зле.

ЭСТЕТИКА — учение о том, что вызывает чувства, – о прекрасном и безобразном, о комическом и трагическом и т.д.

Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) –учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Антропология

Антропология – раздел философии, изучающий человека. Проблема человека рассматривается многими науками. Философия пытается дать ценностное представление о человеке. Что же такое человек?

Т.о., в истории философии существовало множество различных концепций существования человека.

Онтология

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии .Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной,социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) накосную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также небытию возможности в аристотелевской философии). В экзистенциализме XVIII века бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и задавать вопросы о бытии. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек как существо обладает свободой и волей.

Гносеология (эпистемология)

Аксиология

Аксиология (от греч. ценность) — это теория ценностей, отрасль философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой мира ценностей, то есть отношения различных ценностей друг к другу, к социальным и культурным факторам, а также к структуре личности.

Вопрос о ценностях впервые был поднят Сократом, который сделал его центральным пунктом своей философии и сформулировал как вопрос о благе. Благо — это реализованная ценность — полезность. Другими словами: Ценность и полезность — две стороны одной медали.

+В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: совершенство бытия понималось как абсолютная ценность для человека, выражающая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Благу и Прекрасному. Такой же онтологической и целостной интерпретации относительно природы ценностей придерживается вся платоническая ветвь философии вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология возникает как особая отрасль философского знания, когда понятие бытия распадается на два элемента: Реальность и ценность как возможность.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Понятия — Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… … Википедия

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

универсалии в западноевропейской философии — УНИВЕРСАЛИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ имеют два основных значениях: 1) объектное, связанное с определением вещи, и 2) субъектное, связанное со способностью суждения, вырабатывающего критерии истинности или ложности, прекрасного и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

УНИВЕРСАЛИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — употребляются в двух основных значениях: 1) объектном, связанном с определением вещи, и 2) субъектном, связанном со способностью суждения, вырабатывающего критерии истинности или ложности, прекрасного и безобразного, блага и зла. Проблема… … Философская энциклопедия

Я в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Я, в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. То или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого филос. учения. «Философы, писал Ф. Энгельс,… … Философская энциклопедия

С древних времен человека интересовало не только то, как проходит физическая жизнь, но и нечто большее, нечто такое, что нельзя постичь в обычных условиях. В поисках неведомого ему всегда помогали неординарные мысли. Такая наука, как философия, появилась очень давно. Многие мыслители приложили немало усилий для того, чтобы разработать основные принципы. Современные проблемы философии имеют много общего с теми, которые были еще в древности. Почему не произошли глобальные изменения? Суть в том, что основные проблемы философии сложны, а однозначного ответа на них никто и, скорее всего, никогда не сможет дать.

основные проблемы философии

Основные проблемы философии

У данной науки достаточное количество собственных направлений, являющихся специфическими. Они появлялись в разные времена. Основные проблемы философии связаны с сущностью самого человека и его положением в этом мире. Этим интересовались даже философы Древней Греции. Они хотели узнать то, является человек господином этого мира или его рабом, мир создан для него или же он (человек) просто-напросто частичка, которая сама по себе не имеет никакого значения. Сегодня основные проблемы социальной философии связаны с положением человека в обществе. В древности же индивиды рассматривались больше именно как часть всего сущего. Рассмотрим иные основные проблемы философии.

Бытие и небытие

Философы всегда пытались понять то, как вообще возможно существование, и то, чем оно отличается от несуществования. Имеется немало теорий, созданных великими умами, по поводу закономерностей существования в этом мире. Многие из них являются убедительными, хотя и сильно противоречат друг другу.

современные проблемы философии

Материальное и идеальное

Основные проблемы философии связаны с установкой того, что же было изначально: материя или только идея. Материя имеет конкретное выражение, а идея только некую потенциальную энергию, способную менять все вокруг. Материалисты уверяют, что все происходит от вещей, а идеалисты пытаются склонить всех к тому, что именно идеей создан этот мир.

Основные проблемы философии: познание

основные проблемы социальной философии

Если не углубляться в подробности, то следует сказать, что существует гностицизм и агностицизм. В первом случае все строится на том, что мир рано или поздно будет познан окончательно, так как у человека есть потенциал для совершения этого. Что говорят агностики? Они говорят, что полное познание мира невозможно само по себе по одной из двух причин: первая связана с тем, что мир находится в постоянном развитии, которое невозможно обогнать, а вторая заключается в том, что человек просто не способен понять его основы из-за своей ограниченности. Наука о познании называется гносеологией. В основе ее лежат именно принципы гностицизма.

Основные проблемы философии связаны и с особенностями развития этого мира, а также всего остального. Философов интересуют вопросы о том, когда определенные явления перестают быть самими собой и выходят на совершенно новый уровень. Выделено несколько законов развития (И. Кант). Каждый из них позволяет хоть как-то осознать сущность происходящих явлений.

Читайте также: