Что такое лессировка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое можно получить, например, с помощью листов цветного стекла или бумажных салфеток, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике видны и те слои, которые находятся под основным слоем. В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь) или глизали (от англ. Glaze — глазурь, глянец), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски. Они пропускают, а затем отражают свет от поверхности бумаги, создавая сияющий эффект.

Приведём в пример несколько цветов, которые можно использовать для лессировки:

  • гуммигут (New Gamboge);
  • индийский жёлтый (Indian Yellow);
  • винзор красный (Winsor Red);
  • малиновый ализариновый (Alizarin Crimson);
  • кармин (Carmine);
  • розовый прочный (Permanent Rose);
  • пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta);
  • винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine));
  • индатрен синий (Indanthrene Blue);
  • французский ультрамарин (French Ultramarine);
  • кобальт синий (Cobalt Blue);
  • синий антверпен (Antwerp Blue);
  • берлинская лазурь (Prussian Blue);
  • виридоновая (Viridian);
  • винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade));
  • зелёный перилен (Perylene Green);
  • зелёный Хукера (Hooker’s Green);
  • травяная зелень прочная (Permanent Sap Green) и другие.

Непрозрачные краски полезны для смягчения оттенков. Но в лессировке они запросто могут превратить глубокие слои в плоские, оставить небольшой осадок или создать грязный оттенок.

Вот некоторые цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:

  • кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red);
  • церулиум синий (Cerulean Blue);
  • марганцовая голубая (Manganese Blue Hue);
  • кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise);
  • кобальт зелёный (Cobalt Green);
  • неаполитанский жёлтый (Naples Yellow);
  • жёлтая охра (Yellow Ochre);
  • серия (Sepia) и индиго (Indigo).

Почему стоит попробовать метод глизали

После высыхания акварельные краски всегда становятся светлее, 10% - когда они нанесены на сухую бумагу, и 25% - когда нанесены на уже существующий слой. Без лессировки рисунок может получиться бледным и слабым. Данная техника позволяет изменить цвет и сделать его более глубоким, создать на картине объем. В пейзажах глизаль помогает для создания тени, например, на листьях деревьев или на траве. Она создаёт эффект света и яркости при изображении неба или лепестков. Лессировка с её неожиданными результатами, как и другие методы, очень полезна.

Как использовать данную технику

Перед нанесением нового слоя, каждый предыдущий слой должен быть полностью сухим. Обратите внимание, что вы наносите множество разных слоёв. Если вы рисуете следующий слой слишком рано, то он смешивается с предыдущим, тем самым разрушая весь эффект. Из-за такой ошибки в зависимости от выбранных оттенков, конечный цвет вообще может получиться грязным. Как проверить готовность предыдущего слоя? Просто прикоснитесь к нему тыльной стороной ладони. Если он холодный на ощупь, значит он всё еще слишком влажный. Другой важный совет: для этой техники лучше использовать мягкие кисти. Когда кисточка слишком жёсткая, то краски быстро смешиваются, остаются некрасивые линии.

Сколько слоёв нужно наносить

У каждого художника свой подход к этой технике. Некоторые любят использовать около 50 или 100 очень тонких слоёв краски, которые обычно покрывают весь лист. Этот метод занимает много времени, но результат превосходит все ожидания. Большинство таких картин показывают не какой-то конкретный и небольшой объект, а широкие области (как, например, небо), выполненные с помощью лессировки.

У других художников, например, у меня, не хватает терпения, чтобы накладывать так много слоёв. Мы удовлетворены меньшим количеством слоёв – примерно 3-4. В таких случаях лессировка используется не на всём листке полностью; она применяется только к выборочным областям. Так, фокусируясь только на этих участках, я могу получить глубокий и насыщенный цвет, грамотно подбирая количество воды и краски.

Открываем новую рубрику про термины в живописи: будем грамотными!

Краски можно не только смешивать, но и наносить друг на друга тонким слоем! Тогда живопись получается сочная, насыщенная, как будто светится изнутри! И в этом вся суть лессировки!

Лессировка- это техника нанесения краски на полотно. Суть ее в том, чтобы наносить полупрозрачные слои краски на основной цвет (подмалевок).

В эпоху Возрождения многие живописцы использовали технику лессировки, накладывая многочисленные полупрозрачные слои друг на друга, получая эффект цветных стекол. Так получались мягкие, насыщенные, светящиеся тона.

Лессировка - это метод оптического смешивания, при нашем взгляде на картину.

При правильном нанесении краски получаются уникальные цвета. Таких оттенков невозможно получить путем смешивания на палитре, ведь прозрачные слои пропускают, преломляют и отражают свет. Именно поэтому достигается эффект сияния.

При этом новые слои изменяют цвет основы. В этом и заключается основная трудность техники, необходимо заранее предусмотреть результат.

Краски нужны специальные - полупрозрачные, их также ещё используют в промышленном дизайне и строительстве.

Плюсы лессировки в том что можно наносить многократно! Лессировкой можно заглушить и притемнить кричащие открытые цвета. Но держите себя в руках, а то можно и переусердствовать, тогда картина получится темной и не контрастной.

Лессировка в живописи маслом

Используют эту технику не только в акварели, но и в живописи маслом. Однако в лессировке маслом есть особенность!

Каждый слой масла необходимо хорошо сушить! Иначе краски смешаются прямо на холсте и получится грязь.

Но это, к сожалению, отнимает много времени 😒

Подмалевок нужно делать холоднее и светлее, чем в итоговая картина, так как в процессе работы слой за слоем тональность изменится на необходимую. Для начинающего художника это может быть сложно.

Подмалевок можно делать из акрила или темперы, они очень быстро сохнут, буквально в течении пары минут. А сверху писать маслом.

Затем необходимо хорошо просушить слой, иначе масло может дать трещины. К сожалению, наоборот делать нельзя 😔, на масло акрил не ляжет.

Разбавляют масло с разбавителем в сочетании 1:2 или 1:1 в зависимости от того какую консистенцию краски необходимо получить.

Техника нанесения

Краску разводят в консистенции жидкой сметаны и наносят тонким слоем.

Если краски переборщили, то избавиться от излишков можно. Для этого надо сухой кистью проштамповать по излишкам перпендикулярно холсту, затем кисть с краской вытереть о ткань.

Лессировка в живописи маслом - фото

Советы начинающим

Наверняка вы слышали об этой техники и точно видели картины, лессировкой, ведь это классический прием в живописи маслом. Что представляет из себя эта техника, ее история, примеры картин и пошаговый процесс – все это вы найдете в моей новой статье!

История техники лессировка

Первое упоминание об этой технике можно найти у норвежских иконописцев XIII века. Затем настал золотой период эпохи Возрождения, в который старые мастера начали закладывать новые традиции, стили и техники.

Так, отходя от традиционных темперных красок, художники стали использовать масляные краски. Они смешивали их прямо на холсте, накладывая один на другой тончайшие слои. За счет этого картина приобретала эффект, который можно сравнить с витражной росписью – будто это и не картина вовсе, а цветное стекло.

Из-за того, что краску накладывали друг на друга, каждый слой менял цвет предыдущего. Это и стало началом и основой лессировки в живописи маслом.


С развитием масляной живописи развивалась и техника рисования. Например, во Франции, в XVIII веке, художники знаменитого стиля рококо повсеместно использовали лессировку и стали мастерами этой техники. Чтобы добиться красивого и колоритного цвета, художники вплоть до конца следующего века использовали лессировку, экспериментируя с цветом и наложением краски.

В чем суть техники лессировка

Лессировка – это техника живописи, при которой нанося полупрозрачную краску на холст, тонкими слоями, поверх основной краски, вы получаете глубокие, переливчатые цвета и оттенки с виду напоминающие прозрачное стекло или глазурь.

Это, кстати, еще и одна из самых долгих техник. А все из-за того, что масляная краска сама по себе сохнет долго. В отличие от других техник, здесь вам нужно наносить краску слой за слоем. Чтобы краски не смешивались между собой и не превращались в грязь, приходится ждать, когда каждый слой краски просохнет.

Но поверьте, оно того стоит! Художники, мастерски овладевшие лессировкой в масляной живописи, создают удивительные картины с ни с чем неповторимыми цветами красок. Многие отмечают, что как ни старались, не смогли получить такие насыщенные и сияющие цвета, путем смешивания красок просто на палитре.


Одна из самых знаменитых картин в мире тоже написана лессировками

Из-за оптических законов, применимых к этой технике, краски на картине смешиваются прямо у нас на глазах, когда мы рассматриваем полотно. Но, чтобы этот эффект раскрылся в полной своей красоте, картина, написанная лессировками, должна находиться в хорошо освещенном месте, где краски смогут поглотить достаточное количество света и заиграть всей своей красотой.

Применение техники лессировка


Чаще всего картины в этой технике пишут, чтобы получить яркие, насыщенные цвета и глубокие оттенки. Также можно создать удивительный цветовой переход, сохраняя объем и воздушную перспективу.

Помимо этого, при помощи лессировки можно изменить уже существующий цвет на картине. Особенно это актуально, если картина уже достаточно хорошо просохла, но вы остались недовольны результатом.

Если же ваша работа уже близится к завершению, и вы хотите расставить какие-то акценты в сюжете, делая одни детали картины ярче, а другие более приглушенными.

Лессировками можно также менять детали подмалевка, создавая тон и светотень при помощи наложения других слоев краски.

Примеры картин в технике лессировка

Лессировками можно писать не только маслом, но также акрилом и акварелью. Главное в этой технике, как мы уже выяснили, передать красоту цвета при помощи прозрачности краски.

Ниже я прикрепила примеры картины, выполненных в этой технике.

Техника лессировки маслом

Смешайте краску и растворитель до жидкого состояния. Разбавлять краску нужно в пропорциях, примерно, 1:1 или 1:2.

Затем нанесите слой прозрачной или полупрозрачной краски на холст. Краска должна лечь таким образом, чтобы сквозь нее был виден подмалевок. Если краски оказалось слишком много, попробуйте вобрать лишнюю краску чистой, сухой кистью. Кисти должны быть мягкими и плоскими.

Не спешите и не торопитесь побыстрее все написать. Лессировка масляными красками должна быть выполнена аккуратно.

Как делать хорошую лессировку?

  1. Используйте льняное масло для разжижения красок.
  2. Вы можете накладывать как чистые цвета, так и уже заранее смешанные краски.
  3. Помните, что если вы хотите светлую лессировку, то и самый нижний основной тон тоже должен быть написан светлыми красками. И наоборот, с темным фоном вы получите глубокую, темную и насыщенную лессировку.
  4. Помните, что каждый слой нужно просушивать и очень хорошо.
  5. Густую лессировку наносите широкой кистью флейц.
  6. Помните, что при наложении большого количества лессировок, картина приобретает темный и глубокий оттенок.
  7. Лессировка прекрасно будет смотреться на ровной и гладкой поверхности, поэтому постарайтесь хорошо подготовить холст для этого.
  8. Кисти для лессировки выбирайте мягкие и плоские, чтобы создать плавный и нежный переход цвета.

Как видите, эта техника хоть и имеет свои особенности, но зная все ее секреты и нюансы уже не так страшно и сложно к ней подступиться. Попробуйте и вы написать картину в этой технике, а если у вас возникнут вопросы при работе, можете смело задавать их в комментариях под этой статьей!

И не забудьте поставить 5 звезд, мне будет очень приятно!


Если вы решили узнать, что такое лессировка, это значит, что вы — начинающий художник, и интересуетесь различными видами творческой деятельности. Техник живописи, так же как и рисунка или обработки декоративных материалов, существует несколько. Лучший вариант — попробовать все методы работы и выбрать подходящий, наиболее понравившийся, или совмещать несколько. Это привнесет разнообразие в вашу деятельность и поможет выработать собственный стиль.

лессировка это

Определение

Лессировка — это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. Задача данного способа работы - получить сложные оттенки цвета путем оптическиго смешения "чистых" колеров, наложенных один на другой. Важно хорошо просушить первый слой, перед тем как приступать к работе со вторым, чтобы не произошло механического смешения оттенков. Иначе может получиться грязный некрасивый цвет, а совсем не тот эффект прозрачности работы, который вы ожидали получить. То же касается и количества слоев. Их не делают слишком много. В зависимости от используемых материалов накладывают не более пяти на одну область. Если перестараться, можно, опять же, получить грязный цвет вместо желаемого прозрачного живописного эффекта легкости объектов.

Принцип работы

Главное, следует запомнить, что лессировка — это нанесение именно прозрачных слоев краски, то есть любой пигмент должен быть сильно разбавлен водой или другим подходящим составом. Цвета для нанесения обычно используются спектральные, то есть не смешанные, а те, которые у вас уже есть в наборе красок. Например, чтобы получить зеленоватые оттенки, фон сначала покрывается желтым в один или несколько слоев в зависимости от необходимой интенсивности цвета, а затем аналогичным образом используется синий цвет. При оптическом смешении желтого и красного слоев получаются оттенки оранжевого. Стоит помнить, что первым лучше накладывать более светлый слой, например сначала желтый, а на него - синий.

техника лессировки

Материалы для работы

Итак, вы поняли, что такое лессировка. Краски, которые вы используете для работы, должны разбавляться до прозрачного состояния. Как правило, для этих целей используют акварель, которая легко доводится с помощью воды до нужной концентрации. Также используют масляные краски, и даже акриловые. В последнем случае лучше применять специальный состав для придания прозрачности. При работе с масляными красками используют растворитель или подобные жидкости.

В качестве основы для нанесения лессировок можно выбирать бумагу, грунтованный холст, ДВП, дерево и другие заготовки для декоративно-прикладных работ.

Лессировка в живописи

При создании картин данная техника используется как самостоятельная или как вспомогательная. В первом случае работа создается, как правило, с использованием хроматических оттенков, то есть всего спектра возможных оттенков. Второй вариант работы подразумевает создание монохромного изображения, которое еще называют гризайлью.

лессировка в живописи

Оно позволяет сконцентрироваться на тональных переходах, создании формы и объема предметов, не обращая внимание на цвет. Часто техника лессировки используется для создания подмалевка в масляной живописи (распределения тональных переходов).

Пошаговое выполнение картины акварелью

Если вы решили осваивать технику послойного создания пейзажа, портрета или натюрморта, обратите внимание на сложность сюжета. Выбирайте простые варианты. Для работы с натуры составьте несложную композицию из нескольких объектов, которые не изменятся даже через несколько недель вашей работы. Не используйте цветы, фрукты или замените натуральные искусственными аналогами.

Еще один вариант — копировать готовую картину. Это проще, если не брать сложный сюжет. В качестве первого опыта можете выбрать для выполнения копии такую картину, к которой есть пошаговое объяснение работы в фото- или видеоформате.

Общая последовательность действий будет такая:

1. Выбираете сюжет и прорисовываете контуры тонкими линиями на листе бумаги (лучше специальной акварельной). Выполняете первый прозрачный слой фона. Он может быть как одного оттенка, так и созданным по-сырому с плавным переходом тонов.

лессировка мастер класс

2. Просушиваете первый слой и начинаете заполнять участки картины другими прозрачными слоями, обходя нужные детали по внешнему или внутреннему контуру. Переходы от одного цвета к другому в одном слое лучше выполнять плавными, если это не границы формы, как на примере следующей иллюстрации.

лессировка краски

3. Снова просушиваете созданный слой и по такой же технологии выполняете третий.

лессировка мастер класс

4. На завершающем этапе создаются самые темные и насыщенные участки. Не забудьте, что они все равно должны оставаться прозрачными.

лессировка в живописи

Лессировка по дереву

Очень интересных эффектов можно достичь с помощью этой техники и в декоративно- прикладном творчестве. Часто в качестве основы для изготовления сувениров используют дерево, так как оно дешево, доступно, а ассортимент современных заготовок очень разнообразен. Для декорирования дерева используют разные материалы и методы. Что касается лессировок, они позволяют изменить оттенок исходного объекта с сохранением фактуры материала (волокон, прожилок, колец, если используется спил дерева). Это можно широко применять в своем творчестве, когда нужно просто изменить оттенок какого-либо объекта, например затемнить или придать декоративный эффект состаривания поверхности, радужных переходов.

лессировка в декупаже

Лессировка в декупаже

Если вы занимаетесь изготовлением сувениров в салфеточной технике, метод послойного нанесения прозрачной краски вам тоже пригодится. Так как в качестве основы для работы часто используют дерево, все сказанное в предыдущем разделе легко применимо и здесь. Хотя, кроме получения нового оттенка фона как на дереве, так и на другом материале, вы легко можете создать необычные эффекты для самих наклеиваемых изображений, выполнив либо предварительную тонировку фона, либо с уже наклеенной салфеткой. Очень много эффектов позволяет получить лессировка. Мастер-класс по написанию акварельной картины - это лишь малая часть возможностей техники. В декупаже вы можете создавать эффект состаривания вещи, придавать заготовке фактуру мрамора, драгоценных камней и других материалов. Также с помощью лессировки легко изменить даже настроение, производимое впечатление от используемого изображения, сделать его более приглушенным, если это необходимо.

Итак, вы узнали что представляет собой лессировка. Это очень интересная и полезная техника. Ее можно использовать как для создания живописных картин акварелью на бумаге, так и для декоративно-прикладных работ с целью получения необычных эффектов.

Читайте также: