План мероприятий детство без жестокости и насилия в школе
Обновлено: 05.07.2024
Цель акции: профилактика случаев жестокого обращения и насилия в отношении детей, формирование нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения.
• Оформление в холле стенда с информационной табличкой
• подготовка листочков с изображением сказочных персонажей с надписью о правах ребенка и сердечек, которые вкладываются в кармашек на стенде.
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.
Ведущий называет слово, а дети должны его изменить, чтобы оно звучало ласково. Например: заяц-зайчик, конфета-конфетка, и т. д.
При проигрывании роли Карабаса-Барабаса из сказки про Буратино дети узнали, что они имеют Право на защиту от физического и психологического насилия.
Каждый родитель мог ознакомиться с информацией на стенде о недопустимости жестокого обращения с детьми, имел возможность взять раскраску с изображением сказочных персонажей с надписью о правах ребенка, сердечек, и вместе с ребенком раскрасить дома.
Надеемся, что родители найдут время для размышления, и возможно, кто-то пересмотрит свои взгляды на воспитание.
Последствия семейного насилия для ребенка Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для.
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_bez_zhestokosti.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Мельник Е.А., социальный педагог
Атанасова Е.В., педагог-психолог
Тематическое планирование……………….…………………..………. 10
Раздел 1. Профилактика жестокого обращения в семье………………………. 14
Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников……..20
Приложение 1. Конспекты занятий к разделу 1………………………………. 29
Приложение 2.Конспекты занятий к разделу 2………………………………….77
Приложение 3. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики несовершеннолетних……………………………………………………………………..107
Приложение 4. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики родителей………………………………………………………………………………….147
Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.
Нестабильность нынешней социально - политической и экономической жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.
Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.
В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства.
Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в школе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Чаще всего жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами: с дефектами внешности (шрамы, хромота, косоглазие и проч.); страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала); тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия, неуспешные в учебе; слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.
Дети, занимающиеся травлей других, это, как правило, уверенные в себе дети с высокой самооценкой, физически агрессивные, вспыльчивые, импульсивные, плохо переносящие фрустрацию, испытывающие сильную потребность доминировать над другими людьми, и, как правило, они не способны на эмпатию в отношении своих жертв. Они чаще других попадают в неприятности, часто с неприязнью относятся к учебе и имеют более низкую успеваемость, чем те, которые не травят других, гораздо чаще дерутся, пьют алкоголь и курят, чем их сверстники, с легкостью заводят друзей, которые, как правило, разделяют их позитивное отношение к насилию и проблемное поведение (алкоголь и курение) и могут участвовать в травле вместе с ними.
Но иногда в травле начинают участвовать педагоги. И вовсе необязательно они бьют ребенка, они просто знают о ситуации в классе и закрывают на нее глаза. Или того хуже - постоянно унижают ребенка при всем классе.
Стоит отметить, что первопричиной всех бед детей выступает неблагоприятная семейная обстановка.
Именно неблагополучие в семье толкает детей на улицу. Некоторые, “хлебнув” свободной жизни, возвращаются домой, основная же часть остается на улице. Способы их существования разнообразны, но в основном воровство и попрошайничество. Многие беспризорные в конце концов становятся правонарушителями; воровство и мошенничество из средства выживания становится образом жизни.
Но одной из самых распространенных причин беспризорности остается жестокое обращение родителей.
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Однако всеобщее признание правомерности данного права не гарантирует возможностей для его реализации.
Сегодня семья поставлена в условия, при которых она утрачивает возможность содержать ребенка материально, обеспечивать его жизнь и воспитание, она не только отказывает ему в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит его в приют, лишает жилья. Эта ситуация осложняется духовно-нравственной деградацией семьи: из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих жестокость и насилие по отношению к детям, а, следовательно, растет число безнадзорных детей.
В последние годы все чаще СМИ освещают с ужасающими подробностями факты насилия и жестокого обращения с детьми: детей прижигают папиросами, детей продают для трансплантации органов, детей заставляют заниматься проституцией и попрошайничеством, детей беспощадно избивают… Ежегодно в стране пропадают тысячи детей…
Становится страшно от того, что зачастую подобные вещи совершаются именно родителями по отношению к своим детям.
Родители выбросили новорожденного ребенка из окна, потому что он мешал им спать…
Родители успокоили плачущего ребенка ударом кулака по голове (сотрясение мозга)…
И подобных примеров, увы, очень много.
Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям не только в случаях, когда не остается ничего другого, как забрать ребенка из семьи.
Физическое насилие включает нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, попытки удушения или утопления, а также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотических или отравляющих веществ, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды, а также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Психологическое насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.
Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, а также недостаточные знания законов, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.
Ребенку очень легко причинить вред, легко подчинить его своей воле. Как может ребенок, маленький, беспомощный, беззащитный человечек, ответить взрослому?
Сложившаяся ситуация с положением детей и подростков настолько серьезна, что становится предметом большой политики.
Важным шагом на пути формирования правового и социального статуса ребенка явилось признание Россией Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 г.
Главная цель этого документа состоит в максимальной защите интересов ребенка. Но, как свидетельствует наша действительность, социальных проблем в области детства сегодня больше, чем нашло отражение в Конвенции о правах ребенка. Иными словами глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: дети практически не ограждены от жестокого обращения взрослых, влияния криминогенной среды, вынуждены проживать в семьях, ведущих аморальный образ жизни.
Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.
Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.
1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье и в подростковой среде.
2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения.
4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детских коллективах (школьные классы, группа в СРЦдН и т.д.).
5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.
6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.
7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.
8. Формирование навыков социального взаимодействия.
Условия достижения целей и задач: профессиональная заинтересованность субъектов системы профилактики безнадзорности; личная заинтересованность членов семей, включенных в программу.
Целевая группа и ее основные характеристики:
Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также их родителей.
В связи с резким увеличением количества детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшихся без попечения родителей, создается сеть учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам. Одним из таких учреждений является Губкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в социально-реабилитационный центр позволяет определить, что невозможно зачастую выделить одну, главную, причину попадания ребенка в учреждение. В большинстве своем это достаточно большое количество неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание ребенка в семье, так как представляют прямую угрозу его жизни, здоровью: пьянство родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, проституция и прочее), устройство ими притонов в квартирах, сексуальное развращение собственных детей, торговля детьми и т.д., отсутствие пищи, оставление малолетних детей одних, без присмотра, на несколько дней без еды и воды, убийство на глазах ребенка одного из родителей, отбывание срока тюремного заключения, жестокое обращение (побои, нанесение тяжких повреждений, голод), смерть родителей, отсутствие жилья, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства, побеги из дома, конфликты со сверстниками. Вот далеко не полный перечень причин попадания ребенка в центр.
Большинство детей доставляются сотрудниками милиции по акту о безнадзорности. Нередки случаи, когда дети сами приходят в учреждение, потому что оставаться дома просто невозможно.
У воспитанников наблюдаются значительные отклонения в поведении и личностном развитии, то есть нарушения социализации в самом широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к новой среде, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, жестокость, агрессия, отсутствие интереса к труду и учебной деятельности, лень, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, употребление алкоголя, наркотических средств, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.
Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
- побеги из дома;
- нежелание посещать занятия в школе;
- суицидальные попытки;
- делинквентное поведение;
- употребление алкоголя, наркотиков.
Исполнители основных мероприятий: социальный педагог СРЦдН, педагог-психолог СРЦдН.
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный.
Проведение диагностических мероприятий с целью изучения детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении родителей и подростка в программу.
2 этап – практический.
Реализация программы согласно плану.
3 этап – завершение работы.
Проведение диагностики родителей несовершеннолетних с целью определения эффективности проведенной работы.
4 этап – дистанционное сопровождение семьи.
- взаимодействие с социально-психологическими службами и классными руководителями образовательных учреждений, с администрациями сельских поселений, с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, с ближайшим окружением семьи;
- сетевые встречи с семьями и близким социальным окружением ребенка по месту жительства (родственники, соседи, друзья).
Срок реализации программы: – 6 месяцев.
Основные направления реализации программы:
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей;
- консультирование родителей по социально-правовым вопросам;
-консультирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;
- коррекция неправильных типов воспитания.
- лекции для родителей;
- беседы с несовершеннолетними;
- беседы с родителями.
3. Тренинговые занятия.
З анятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:
- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в семье и за ее пределами;
- повышение правовой грамотности членов семьи;
- расширение педагогических и психологических знаний родителей о воспитании детей;
- сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;
- сформированность у несовершеннолетних и их родителей способности принимать ответственность за собственное поведение.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы:
- метод наблюдений;
- беседа, интервью;
- психологические тесты, анкеты
Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы:
Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в семье.
Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников.
Примерная структура каждого занятия:
- Приветствие (ознакомление с темой занятия).
- Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, сплочение группы, улучшение настроения).
- Основное содержание занятия (работа по теме).
- Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе).
- Ритуал прощания (психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение настроения).
Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению предлагаемого материала и позволяет избежать накопления напряжения.
В течении декады
В течении декады
Классные руководители; администрация школы.
В течении декады
Классные руководители; Завуч по ВР; Соц.педагог; Педагог-психолог.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Насилие-это все виды давления или действий над человеком, против его воли, причиняющие моральный и физический вред его здоровью. Различают 4 основные формы насилия: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений, включая телесные наказания, вовлечение или принуждение их к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на человека. Если данное воздействие оказывается на подростка, то оно тормозит развитие личности и приводит к формированию патологических черт характера. Сюда относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство; преднамеренное ограничение общения подростка со сверстниками или другими значимыми взрослыми и др.
Экономическое насилие – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи (подростка) жилья, еды, одежды и другого имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право. Сюда также относят запрет на получение образования и/или трудоустройства с целью создания напряженной обстановки.
Сексуальное насилие – это вовлечение человека с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
Нормативные документы по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
Положение о совете профилактики МБОУ «СШ №23"
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ от 24.07.1999г.
Закон Ульяновской области об установлении на территории Ульяновской области по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации")
Консультации для родителей.
Права и обязанности родителей.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.
Защита детей от жестокого обращения.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
П Р О Е К Т
Разработчик:
социальный педагог Соловых Инна Николаевна
Полное название проекта:
Продолжительность проекта: 2016-2017 учебный год
Тип проекта: социальны
Участники проекта:
Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие — перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.
Пояснительная записка:
Школьный период – уникальный в жизни ребёнка, в школьном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.
Цель проекта:
Создать условия в образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
Создать условия для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Раннее выявление семейного неблагополучия.
Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
Ожидаемый результат:
Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
Повышение правовой и педагогической культуры педагогического коллектива.
Создание доверительно-делового контакта с родителями.
Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта.
1 этап подготовительный
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания
Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника.
Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе риска
Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания)
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте)
Знакомство с законом и правами
Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.
Зам директора по ВР
Работа с педагогическим коллективом:
Работа с родителями:
Работа с детьми:
директор МБОУ «СШ №23
занятий социальной направленности на
2016 – 2017 учебный год
Работа с учащимися
Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя.
Свидетельство о рождении.
Иллюстрированный материал по теме занятия.
Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.
Карточки по теме – права ребёнка.
Конституция РФ, Конвенция ООН.
Семейный кодекс РФ.
Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье.
ОД: Конспект занятия.
Иллюстрированный материал по теме.
Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами.
Читайте также: