План мероприятий детство без жестокости и насилия в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель акции: профилактика случаев жестокого обращения и насилия в отношении детей, формирование нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения.

• Оформление в холле стенда с информационной табличкой

• подготовка листочков с изображением сказочных персонажей с надписью о правах ребенка и сердечек, которые вкладываются в кармашек на стенде.

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.

Ведущий называет слово, а дети должны его изменить, чтобы оно звучало ласково. Например: заяц-зайчик, конфета-конфетка, и т. д.

При проигрывании роли Карабаса-Барабаса из сказки про Буратино дети узнали, что они имеют Право на защиту от физического и психологического насилия.

Каждый родитель мог ознакомиться с информацией на стенде о недопустимости жестокого обращения с детьми, имел возможность взять раскраску с изображением сказочных персонажей с надписью о правах ребенка, сердечек, и вместе с ребенком раскрасить дома.

Надеемся, что родители найдут время для размышления, и возможно, кто-то пересмотрит свои взгляды на воспитание.

Последствия семейного насилия для ребенка Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для.

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.

ВложениеРазмер
detstvo_bez_zhestokosti.doc 157.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Мельник Е.А., социальный педагог

Атанасова Е.В., педагог-психолог

Тематическое планирование……………….…………………..………. 10

Раздел 1. Профилактика жестокого обращения в семье………………………. 14

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников……..20

Приложение 1. Конспекты занятий к разделу 1………………………………. 29

Приложение 2.Конспекты занятий к разделу 2………………………………….77

Приложение 3. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики несовершеннолетних……………………………………………………………………..107

Приложение 4. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики родителей………………………………………………………………………………….147

Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.

Нестабильность нынешней социально - политической и экономической жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.

Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.

В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства.

Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в школе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Чаще всего жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами: с дефектами внешности (шрамы, хромота, косоглазие и проч.); страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала); тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия, неуспешные в учебе; слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.

Дети, занимающиеся травлей других, это, как правило, уверенные в себе дети с высокой самооценкой, физически агрессивные, вспыльчивые, импульсивные, плохо переносящие фрустрацию, испытывающие сильную потребность доминировать над другими людьми, и, как правило, они не способны на эмпатию в отношении своих жертв. Они чаще других попадают в неприятности, часто с неприязнью относятся к учебе и имеют более низкую успеваемость, чем те, которые не травят других, гораздо чаще дерутся, пьют алкоголь и курят, чем их сверстники, с легкостью заводят друзей, которые, как правило, разделяют их позитивное отношение к насилию и проблемное поведение (алкоголь и курение) и могут участвовать в травле вместе с ними.

Но иногда в травле начинают участвовать педагоги. И вовсе необязательно они бьют ребенка, они просто знают о ситуации в классе и закрывают на нее глаза. Или того хуже - постоянно унижают ребенка при всем классе.

Стоит отметить, что первопричиной всех бед детей выступает неблагоприятная семейная обстановка.

Именно неблагополучие в семье толкает детей на улицу. Некоторые, “хлебнув” свободной жизни, возвращаются домой, основная же часть остается на улице. Способы их существования разнообразны, но в основном воровство и попрошайничество. Многие беспризорные в конце концов становятся правонарушителями; воровство и мошенничество из средства выживания становится образом жизни.

Но одной из самых распространенных причин беспризорности остается жестокое обращение родителей.

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Однако всеобщее признание правомерности данного права не гарантирует возможностей для его реализации.

Сегодня семья поставлена в условия, при которых она утрачивает возможность содержать ребенка материально, обеспечивать его жизнь и воспитание, она не только отказывает ему в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит его в приют, лишает жилья. Эта ситуация осложняется духовно-нравственной деградацией семьи: из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих жестокость и насилие по отношению к детям, а, следовательно, растет число безнадзорных детей.

В последние годы все чаще СМИ освещают с ужасающими подробностями факты насилия и жестокого обращения с детьми: детей прижигают папиросами, детей продают для трансплантации органов, детей заставляют заниматься проституцией и попрошайничеством, детей беспощадно избивают… Ежегодно в стране пропадают тысячи детей…

Становится страшно от того, что зачастую подобные вещи совершаются именно родителями по отношению к своим детям.

Родители выбросили новорожденного ребенка из окна, потому что он мешал им спать…

Родители успокоили плачущего ребенка ударом кулака по голове (сотрясение мозга)…

И подобных примеров, увы, очень много.

Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям не только в случаях, когда не остается ничего другого, как забрать ребенка из семьи.

Физическое насилие включает нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, попытки удушения или утопления, а также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотических или отравляющих веществ, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды, а также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

Психологическое насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, а также недостаточные знания законов, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.

Ребенку очень легко причинить вред, легко подчинить его своей воле. Как может ребенок, маленький, беспомощный, беззащитный человечек, ответить взрослому?

Сложившаяся ситуация с положением детей и подростков настолько серьезна, что становится предметом большой политики.

Важным шагом на пути формирования правового и социального статуса ребенка явилось признание Россией Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 г.

Главная цель этого документа состоит в максимальной защите интересов ребенка. Но, как свидетельствует наша действительность, социальных проблем в области детства сегодня больше, чем нашло отражение в Конвенции о правах ребенка. Иными словами глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: дети практически не ограждены от жестокого обращения взрослых, влияния криминогенной среды, вынуждены проживать в семьях, ведущих аморальный образ жизни.

Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.

Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.

1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье и в подростковой среде.

2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.

3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения.

4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детских коллективах (школьные классы, группа в СРЦдН и т.д.).

5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.

6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.

7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.

8. Формирование навыков социального взаимодействия.

Условия достижения целей и задач: профессиональная заинтересованность субъектов системы профилактики безнадзорности; личная заинтересованность членов семей, включенных в программу.

Целевая группа и ее основные характеристики:

Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также их родителей.

В связи с резким увеличением количества детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшихся без попечения родителей, создается сеть учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам. Одним из таких учреждений является Губкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в социально-реабилитационный центр позволяет определить, что невозможно зачастую выделить одну, главную, причину попадания ребенка в учреждение. В большинстве своем это достаточно большое количество неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание ребенка в семье, так как представляют прямую угрозу его жизни, здоровью: пьянство родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, проституция и прочее), устройство ими притонов в квартирах, сексуальное развращение собственных детей, торговля детьми и т.д., отсутствие пищи, оставление малолетних детей одних, без присмотра, на несколько дней без еды и воды, убийство на глазах ребенка одного из родителей, отбывание срока тюремного заключения, жестокое обращение (побои, нанесение тяжких повреждений, голод), смерть родителей, отсутствие жилья, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства, побеги из дома, конфликты со сверстниками. Вот далеко не полный перечень причин попадания ребенка в центр.

Большинство детей доставляются сотрудниками милиции по акту о безнадзорности. Нередки случаи, когда дети сами приходят в учреждение, потому что оставаться дома просто невозможно.

У воспитанников наблюдаются значительные отклонения в поведении и личностном развитии, то есть нарушения социализации в самом широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к новой среде, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, жестокость, агрессия, отсутствие интереса к труду и учебной деятельности, лень, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, употребление алкоголя, наркотических средств, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.

Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • побеги из дома;
  • нежелание посещать занятия в школе;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребление алкоголя, наркотиков.

Исполнители основных мероприятий: социальный педагог СРЦдН, педагог-психолог СРЦдН.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный.

Проведение диагностических мероприятий с целью изучения детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении родителей и подростка в программу.

2 этап – практический.

Реализация программы согласно плану.

3 этап – завершение работы.

Проведение диагностики родителей несовершеннолетних с целью определения эффективности проведенной работы.

4 этап – дистанционное сопровождение семьи.

- взаимодействие с социально-психологическими службами и классными руководителями образовательных учреждений, с администрациями сельских поселений, с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, с ближайшим окружением семьи;

- сетевые встречи с семьями и близким социальным окружением ребенка по месту жительства (родственники, соседи, друзья).

Срок реализации программы: – 6 месяцев.

Основные направления реализации программы:

- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей;

- консультирование родителей по социально-правовым вопросам;

-консультирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;

- коррекция неправильных типов воспитания.

- лекции для родителей;

- беседы с несовершеннолетними;

- беседы с родителями.

3. Тренинговые занятия.

З анятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:

- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в семье и за ее пределами;

- повышение правовой грамотности членов семьи;

- расширение педагогических и психологических знаний родителей о воспитании детей;

- сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;

- сформированность у несовершеннолетних и их родителей способности принимать ответственность за собственное поведение.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы:

  • метод наблюдений;
  • беседа, интервью;
  • психологические тесты, анкеты

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы:

Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в семье.

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников.

Примерная структура каждого занятия:

  1. Приветствие (ознакомление с темой занятия).
  2. Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, сплочение группы, улучшение настроения).
  3. Основное содержание занятия (работа по теме).
  4. Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе).
  5. Ритуал прощания (психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение настроения).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению предлагаемого материала и позволяет избежать накопления напряжения.

В течении декады

В течении декады

Классные руководители; администрация школы.

В течении декады

Классные руководители; Завуч по ВР; Соц.педагог; Педагог-психолог.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Насилие-это все виды давления или действий над человеком, против его воли, причиняющие моральный и физический вред его здоровью. Различают 4 основные формы насилия: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений, включая телесные наказания, вовлечение или принуждение их к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на человека. Если данное воздействие оказывается на подростка, то оно тормозит развитие личности и приводит к формированию патологических черт характера. Сюда относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство; преднамеренное ограничение общения подростка со сверстниками или другими значимыми взрослыми и др.

Экономическое насилие – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи (подростка) жилья, еды, одежды и другого имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право. Сюда также относят запрет на получение образования и/или трудоустройства с целью создания напряженной обстановки.

Сексуальное насилие – это вовлечение человека с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

Нормативные документы по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

Положение о совете профилактики МБОУ «СШ №23"

Декларация прав ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка.

"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ от 24.07.1999г.

Закон Ульяновской области об установлении на территории Ульяновской области по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации")

Консультации для родителей.

Права и обязанности родителей.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.

Защита детей от жестокого обращения.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

П Р О Е К Т

Разработчик:

социальный педагог Соловых Инна Николаевна

Полное название проекта:

Продолжительность проекта: 2016-2017 учебный год

Тип проекта: социальны

Участники проекта:

Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.

Как известно по результатам исследований психологов, насилие — перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.

Пояснительная записка:

Школьный период – уникальный в жизни ребёнка, в школьном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.

Цель проекта:

Создать условия в образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.

Создать условия для родителей к мотивации воспитательной деятельности.

Раннее выявление семейного неблагополучия.

Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.

Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Ожидаемый результат:

Повышение правовой и педагогической культуры родителей.

Повышение правовой и педагогической культуры педагогического коллектива.

Создание доверительно-делового контакта с родителями.

Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.

Реализация проекта.

1 этап подготовительный

Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания

Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника.

Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе риска

Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания)

Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте)

Знакомство с законом и правами

Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Зам директора по ВР

Работа с педагогическим коллективом:

Работа с родителями:

Работа с детьми:

директор МБОУ «СШ №23

занятий социальной направленности на

2016 – 2017 учебный год

Работа с учащимися

Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя.

Свидетельство о рождении.

Иллюстрированный материал по теме занятия.

Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.

Карточки по теме – права ребёнка.

Конституция РФ, Конвенция ООН.

Семейный кодекс РФ.

Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье.

ОД: Конспект занятия.

Иллюстрированный материал по теме.

Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами.

Читайте также: