Руководитель как субъект управления кратко

Обновлено: 06.05.2024

Менеджер в переводе с английского языка – управляющий, заведующий, директор. Менеджер – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его поручения. Основная задача менеджера состоит в создании окружающих условий групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижении групповых целей с минимальной тратой денег, времени, усилий и материалов. Известный ученый Генри Минцберг выделил наиболее важные управленческие роли менеджера.

Роль, по его определению, является набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Роли можно классифицировать на три категории: - межличностные роли: главный руководитель, лидер, связующе звено; - информационные роли: приемник информации, распространитель информации, представитель; - роли по принятию решения: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры. Американский ученый Игорь Ансофф указывает на четыре основные роли руководителя: а) Роль лидера. Имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. б) Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений. в) Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций, как самой организации, так и окружающей ее среды. г) Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения наиболее соответствующие ситуации, должен быть готов к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его. В зависимости от уровня управленческой иерархии традиционно выделяют три типа руководителей: 1.

Руководители высшего звена. Это малочисленный слой менеджеров, их доля в общем числе управляющих 3-7 %. Основные функции высших менеджеров состоят в формулировке миссии организации, целей, политики, основных стандартов деятельности, системы и структуры управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. 2. Руководители среднего звена. Доля – 40-60%. Они назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ним ответственность за выполнение конкретных заданий и сохранность имущества вверенных ему подразделений. Руководители среднего звена, как правило, выполняют следующие функции: выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия, принимают решения по работе своего подразделения, определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение, подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных. 3. Руководители низового звена. Это младшие менеджеры или операционные руководители. Руководители этого ранга выполняют следующие функции: осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за их сохранность, распределяют задания среди работников. Руководители этого ранга замещают следующие должности: мастер, бригадир, старшая медсестра, и тд Требования, предъявляемые к современным руководителям. По мнению классика научного менеджмента Фредерика Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами как ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость и сила, такт , энергия, решительность, честность, рассудительность, здравый смысл и крепкое здоровье. Что касается основных качеств и личностных черт, которыми должен обладать руководитель, логически упорядоченный и весьма обоснованный перечень, предлагает Р.Л. Кричевский: - доминантность, т.е.

Руководитель – это должностное лицо, направляющее и координирующее деятельность подчиненных, которые в рамках установленных полномочий выполняют его требования. Межличностные отношения руководства и подчинения классифицируются как субординарные, то есть отношения между людьми, имеющими разный социальный статус, занимающими разные должности в организации, группе, коллективе.

Организаторские способностируководителя: 1) психологическая избирательность – способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения общегрупповой задачи; 2) практически-психологическая направленность ума 3) психологический такт – наличие чувства меры во взаимоотношениях с членами группы (коллектива); 4) общественная энергичность – способность личности своей энергией воздействовать на активность организуемых людей; 5) требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; 6) критичность – способность выявить и обосновать значимые для деятельности коллектива (группы) негативные отклонения и их последствия; 7) склонность к организаторской деятельности .

Руководитель наделен властью, то есть способностью и возможностью влиять на окружающих с целью подчинения своей воле. Объем власти руководителя ограничен должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами, временным фактором, пределами признания его власти членами группы и др.

Коммуникации в организации.

Руководитель – это должностное лицо, направляющее и координирующее деятельность подчиненных, которые в рамках установленных полномочий выполняют его требования. Межличностные отношения руководства и подчинения классифицируются как субординарные, то есть отношения между людьми, имеющими разный социальный статус, занимающими разные должности в организации, группе, коллективе.

Организаторские способностируководителя: 1) психологическая избирательность – способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения общегрупповой задачи; 2) практически-психологическая направленность ума 3) психологический такт – наличие чувства меры во взаимоотношениях с членами группы (коллектива); 4) общественная энергичность – способность личности своей энергией воздействовать на активность организуемых людей; 5) требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; 6) критичность – способность выявить и обосновать значимые для деятельности коллектива (группы) негативные отклонения и их последствия; 7) склонность к организаторской деятельности .




Руководитель наделен властью, то есть способностью и возможностью влиять на окружающих с целью подчинения своей воле. Объем власти руководителя ограничен должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами, временным фактором, пределами признания его власти членами группы и др.

Принцип - основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору, рабочему) — еще проще.
Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т. д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

При формировании структуры и содержания принципов управления мы будем исходить из посылок:
1. комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
2. ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
3. дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.

Ниже приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.

Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
1. Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой:

  • воспроизводства системы жизнеобеспечения;
  • правовой регламентации управления;
  • социальной ориентации развития экономики;
  • научной обоснованности системы управления;
  • системности управления;
  • ориентации экономики на инновационный путь развития;
  • сохранения собственных сырьевых ресурсов;
  • ранжирования объектов управления по их важности;
  • единства теории и практики управления;
  • сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
  • рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;
  • организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность за результаты работы и др.);
  • рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);
  • обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т. д.)

2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю.

Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:

  • общая подготовка;
  • экономико-правовая подготовка;
  • профессиональная подготовка в области менеджмента;
  • умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
  • умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
  • умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;
  • практический опыт и навыки.

3. Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления относятся:

  • методы принуждения;
  • методы побуждения;
  • методы убеждения.

По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов — 4:4:2.

4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов. Стандартная структура системы менеджмента 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы).
Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.

5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Оптимальная структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:

  • 40% времени — стратегическим задачам;
  • 25% — тактическим;
  • 35% — оперативным.

6. Применение к управлению (менеджменту) научных подходов. Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять научные подходы системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др.

7. Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя). Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.

8. Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и выявления его возможностей по развитию предприятия и личности.

9. Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:

  • поощрять открыто;
  • наказывать конфиденциально;
  • награждать перспективные решения, а не сиюминутные;
  • награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
  • награждать творческую работу, а не слепое подчинение;
  • награждать за качество работы, а не за объем;
  • награждать упрощения, а не бесполезные усложнения;
  • награждать за качество, а не быструю работу;
  • награждать за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

10. Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника.

11. Корпоративный дух (А. Файоль). Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев). Основные принципы НОТ:

  • всегда будь активен, инициативен, энергичен;
  • работай по расписанию, плану;
  • в помещении разговаривай мало и негромко;
  • не кури в рабочем помещении;
  • определенное место для каждого и каждый на своем месте;
  • экономь время;
  • никогда не раздражайся;
  • будь дисциплинирован;
  • ясно представляй цель, задачи;
  • будь кратким;
  • имей чувство юмора;
  • не стыдись элегантности;
  • на рабочем месте ничего лишнего;
  • умей преодолевать трудности;
  • не бойся экспериментировать;
  • цени чужое мнение;
  • хорошее настроение сохраняет здоровье.

14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:

15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного МПК:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  • информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень сопереживания;
  • высокая степень ответственности.

16. Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления.

17. Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:

  • первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
  • примерно через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;
  • рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
  • обеденный перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч после начала работы;
  • за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
  • за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи.

18. Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.
Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:

Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.

Читайте также: