Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству 5 класс однкнр кратко и понятно
Обновлено: 18.05.2024
Бедность и богатство
Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения.
Никакая материальность и никакое отсутствие материальности не есть само по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра и нравственного зла (тем выявляя религиозный по существу, хотя и отрицательный характер своих утверждений). Для христиан зло и добро – не во внешнем, но все в мире делается добром или злом в зависимости от внутренних побуждений и намерений человека, ибо как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лишь периферия проявления человека, и, конечно, если светел человек, то и периферия его жизни будет светить.
Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности пролетаризирует бедность, но и богатый – своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других – также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову.
Путь современного христианского сознания должен быть определенным идеологическим и – более того – пневматологическим, духоносным действием против пролетаризации бедности, как со стороны самих бедных, так и со стороны богатых. Это действие должно быть священной борьбой за величайшую ценность мира – душу человеческую, и вестись только через живую человеческую личность, чрез единение таких живых во Христе личностей человеческих и утверждение на собственном примере исповедуемых основ жизни.
Оттого христиане все – в одном лагере: богатые и бедные, знатные и незначительные по своему земному положению, и иначе и быть не может. Христиане лишены как зависти, так и пренебрежения. Высший и низший находят себя равными в плане вечности, и оттого невозможна зависть к высшему и пренебрежение к низшему. По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного.
Пусть вокруг бушуют страсти потерявших облик Божий людей, пусть пытаются завлечь христианина в свой тот или другой человеческий лагерь, где вместо любви спайкой является солидарность, основанная на преследовании низших и часто преступных интересов. Христианин не продает своей духовной свободы, возвышающейся над миром, за чечевичную похлебку скоропреходящего мира. И не строит свое счастье на страдании других.
Оттого истинные служители Церкви никогда не заискивают перед богатыми, даже если они жертвуют Церкви и строят ей храмы. Служители Церкви остаются свято-беспристрастными к богатству и бедности, не впадая и в другую крайность – обличение богатства как такового. Церковь знает, что не по внешнему своему положению будет судим человек, но по степени чистоты своего сердца и степени любви к Богу и к человеку: любви, выразившейся в делах.
На своем собственном историческом пути мы должны убедиться в праведности Божьего Суда над нами, и горе тем из нас, которые сочтут этот суд незаслуженным.
Философия собственности
3. В основе всякой сложности должна быть простота. Если нет этой первичной простоты, сложность будет хаосом. Если основная простота есть – сложность будет уже гармонией. Представить собою гармонию оркестра, где нет лишних инструментов, или хотя бы целое машины, где нет лишних винтиков, сложная культура века сего может лишь в свете познания первичных законов жизни, вложенных в мир Творцом.
Только пользуясь этим знанием абсолютных законов, можно взвесить все понятия человеческие, определить их настоящий смысл.
4. Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире.
Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь.
8. Если же посмотреть с другой стороны, собственности у человека гораздо больше, чем он думает. Каждый глоток воздуха, попавший в его легкие, есть его собственность, и притом гораздо большая, чем монета, лежащая в его кармане, ибо делается непосредственным поддержанием его жизни. Каждый луч солнца, согревший человека, есть его тепло, соединившееся всецело с ним. И так во всем, во всех мельчайших проявлениях жизни, человек окружен собственностью, дарами Божьими, изливающимися на человека, превращающимися в самую жизнь человеческую. Велик и славен этот закон, делающий из всякого человека богача.
Ничто, отделенное от Бога, в себе жизни вечной не имеет. Кто не привьется к Лозе Божьей ( Ин. 15, 5 ), тот не будет жить. По лестнице земной жизни, по трамплину земных ценностей (отталкиваясь от них) мы переходим в Царствие Божие. Но если в неверном направлении оттолкнулся человек от ценностей мира (например, отчаявшийся человек, самоубийца), он падает в пропасть.
15. Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель.
16. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье.
18. Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но – злое обладание или злое пожелание обладаний.
19. Человек призван к обладанию ( Быт. 1, 28 ) землею, человек должен наследовать ( Мф. 5, 5 ) землю.
Бездумное отношение к деньгам делает нищим, а грамотное отношение к деньгам обогащает. Христианин не должен быть наивным и думать, что кто-то за него решит его финансовые вопросы.
Он должен искать мудрости у Бога, в управлении своими финансами. Об этом и поговорим в сегодняшней статье-уроке.
Десятина
Библия учит, что первым делом христианин должен отложить от всех доходов 10% для Бога. Бог со Своей стороны обещает позаботиться об остальных 90% денег, защитить их от потерь.
А также открыть окна небесные для новых благословений (подработка, связи, новый вид дохода, благосклонность от начальства и прочее). И это уже немаловажно!
Ведь представьте себе ситуацию, когда вы зарабатываете много денег и не верны в десятине. Но ваши деньги улетают на какую-то ерунду, вы их теряете или у вас их воруют. Этот процесс библия называет дырявый кошелек ( Пророк Аггей 1:6 ).
А также, вы трудитесь в поте лица, а повышение на работе нет и нет. Новую должность дают не вам, а вашим соработникам. Все вокруг получают добавку к зарплате, а вас это обходит стороной.
На остальных как бы начальство смотрит не укоризненно, а вы у них на виду, вас напрягают и ругают, словно лицом не вышли. Это как раз и есть отличие проклятие от благословения. Бог благословляет верных во всем и в десятине также.
Инвестиции
Мудрый человек не тратит весь свой доход, но часть денег инвестирует. Обычно говорят о 10% ежемесячно. Для этого оптимизируют ежемесячные расходы, избавляются о кредитов и увеличивают доходы.
Инвестировать можно в бизнес или другие инвест проекты. Но также есть и Церковь , где также срабатывает закон " сеяния и жатвы " , о котором я уже говорит в статье " пожертвования ".
И это хорошая почва для умножения капитала, не зря же очень богатые люди тратят часть своего капитала на благотворительность - они знают в том толк)).
Приоритетные нужды
После десятины и инвестиций, можно отложить часть денег на крупные покупки или непредвиденные расходы.
К крупным покупкам можно отнести : технику, отпуск, деньги на праздник и другое. Желательно отдавать приоритет тому, что делает вас сильнее, производительнее, здоровее, продлевает вам жизнь и делает вас жизнерадостным. А то что ворует у вас деньги и хорошее настроение не стоит даже вашего внимания.
К непредвиденным расходам можно отнести: случай болезни, срочный ремонт, помощь родственникам, похороны и так далее. К непредвиденным ситуациям нужно относиться спокойно, они случаются иногда - это норма. Главное быть к этому готовым заранее.
Мудрый все планирует, глупый думает только ситуативно, пронесло и слава Богу! Будьте мудры!
Постоянные ежемесячные расходы
После Божьей десятины, отложенных 10% на инвестиции, отложенных денег на приоритетные нужды, можно смело тратить деньги на еду и одежду.
Но важно понимать, что еда должна принести пользу (энергию и здоровье), сезонные продукты дешевле и полезнее. Не тратьте деньги на прихоти, они стоят дорого и в итоге все уйдет в унитаз. И наестся можно лишь только на один день)).
Одежду лучше заготавливать заранее, не гнаться за модой. Не стесняйтесь принимать одежду в дар - это много экономит семейного бюджета.
Долги
Любой долг не благословение. Но бывает в долг нужно взять. Не берите слишком много, их же все равно придется отдавать)).
Лучше долг не процентов. Чтобы не брать кредит, стройте отношения с людьми, они могут занять без процентов. Но помните, не возращенные долги портят человеческие отношения)).
Просьба к читателям . Если вам понравилась сегодняшняя статья, поделитесь ею со своими друзьями, знакомыми и в социальных сетях, таких как фейсбук, одноклассники, в контакте и других. Заранее спасибо!
Задание для зачета (можно ответить в комментариях)
Вопрос 1. Десятина это.
Вопрос 2. Сколько процентов, обычно откладывают ежемесячно на инвестирование?
Здравствуйте. Уже 8 лет с супругой и дочкой живем с родителями. Чтобы как-то выйти из трудной материальной ситуации и заиметь собственное жилье, начал искать дополнительные заработки и читать книги по финансовой психологии. Скажите, нормальное ли это желание для христианина — обеспечить свою семью, думать больше о деньгах и желать собственной реализации, своего бизнеса, или это служение мамоне? Как определить грань? В этих книгах написано: чтобы разбогатеть, нужно страстно этого желать, а христианство предлагает смириться и принимать все как есть. Спасибо.
Об этом мы беседуем со священником Стефаном Домусчи, кандидатом богословия и философских наук.
Что это значит?
Основной вопрос: что люди считают смыслом своей жизни, своей реализации? Традиционно под самореализацией понимают раскрытие и реализацию своих способностей, всего, что тебе дано. Вот только цели этой реализации у всех разные. У одних — это слава, власть, почет, богатство. А какой должна быть цель православного человека? С церковной точки зрения человек должен реализовывать себя — чем бы он ни занимался — через любые свои поступки, дела, взаимоотношения с другими людьми. В том числе и на работе. Главное, чтобы ваша деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и вы отдавали себе отчет в том, что и для чего вы делаете.
Скажем, может ли христианин хотеть стать начальником? Может, если он чувствует в себе призвание, ресурс к тому, чтобы на этом посту сделать что-то доброе. Например, все у него в руках спорится, он знает, как реализовать данный проект, так пусть занимает руководящую должность — почему нет? Здесь важна мотивация: не власть сама по себе, а принесение пользы и сотворение блага.
И как шиномонтаж может служить к славе Божией?
В Писании о славе Божьей говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.
Раз Бог сотворил нас свободными и, воплотившись, дал ориентир — уподобиться Ему, мы должны ежедневно в отведенный нам срок жизни поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.
Но у человека может появиться естественный азарт в профессии, желание продвигаться по карьерной лестнице и больше получать. Это плохо?
Нет. Получать за свой труд деньги — это нормально. Но важно стремиться не к финансовым высотам, а к высотам качества, ощутимому результату, несущему благо другим. Вот в чем смысл.
Тут надо понимать, для чего человек хочет стать топ-менеджером. Чтобы купить себе дорогую машину? Подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы? Или чтобы реализовать свои способности руководителя и послужить на этом посту людям? Главное, везде знать меру. Слушайте, что вам говорит ваша совесть.
Христос говорит: стремись к Царствию Божиему, а остальное тебе приложится. И если человек ставит целью исключительно зарабатывание денег, он прямо противоречит призыву Христа не собирать себе сокровищ на земле.
Если же ваше стремление к добру совпало с тем, что вы разбогатели, вы с чистой совестью можете, например, позволить себе отдых чуть более затратный, чем обычно, не забывая при этом, что деньги, которые послал вам Бог, Он посылает в том числе и для того, чтобы вы могли помогать тем, у кого их нет.
Что касается популярных психологических методик достижения богатства, то, с христианской точки зрения все они несостоятельны.
В каком смысле несостоятельны? Они не работают? Или работают так, что лучше держаться от них подальше?
И все же все эти схемы имеют одно слабое место — все они игнорируют Бога.
То есть, если доверять не модным теориям достижение успеха, а Богу, это непременно приведет к благополучию?
Сначала определитесь: что вам нужно от Бога — деньги или спасение? Мы все-таки полагаемся на Бога, когда думаем о спасении, а не о том, что Он закутает нас в шелка. Именно в спасении в вечности, а не в какой-то удаче в земной жизни — предел благополучия для христианина. А вот вести к спасению Он нас может по-разному: кого-то испытанием бедностью, кого-то — богатством.
Вы спросите: неужели все, что остается людям с зарплатой в 15 тысяч, — это сжать зубы и терпеть? Ответ дает Иоанн Златоуст. Он говорит: делай дело Божье, а Бог сделает твое.
Это не значит, что Бог все сделает за вас. Работайте, трудитесь и делайте все, что в ваших силах, во имя Его, по совести, и Он поддержит вас во всем.
Но будьте рассудительны: оцените свои силы, не превращайте свою жизнь в ад, где вы из последних сил тянете лямку, а семья все равно мучается, потому что вы купили в кредит дорогую квартиру, а теперь не знаете, как погасить долг.
Другими словами, христианский путь к лучшей жизни — это адекватно оценить свои силы, самому стремиться к желаемому и молиться Богу, чтобы Он устроил эту жизнь наилучшим для вас образом, доверять Ему в этом. И если вы готовы принять это и не заглядывать в зубы дареному коню, то будете счастливы.
Так что же ответить Роману? Когда на жизнь едва хватает и приходится постоянно себя в чем-то ужимать, хотеть жить лучше — грех?
Нет. Но хотеть жить лучше, желать достойного жилища и стараться заработать на него — это совсем не то же самое, что написано в книжках по финансовой психологии. Да и подходить к решению этого вопроса можно по-разному. К примеру, у нас в России люди стремятся непременно купить квартиру, а на Западе многие всю жизнь снимают жилье и считают это нормой.
Просто не перегибайте палку — старайтесь обеспечить свою семью, но полагайтесь в этом на Бога, а не на симпатическую магию. Думать о деньгах, уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — нормально, это часть жизни. Но относиться к деньгам как к высшему благу, менять мировоззрение ради достижения богатства — это значит действительно служить мамоне, а не Христу.
Святитель Игнатий Брянчанинов составил список из восьми главных страстей, то есть, зависимостей, приводящих человека к греху. В этом списке, наряду с чревоугодием, прелюбодеянием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью есть и сребролюбие. Эта греховная страсть идет в списке третьим номером.
Узнав об этом, а также познакомившись с поучениями других известных учителей христианства, неофит, делающий первые шаги в церкви, может подумать, что бедность – это идеал православной жизни. Так ли это?
Что такое сребролюбие?
В Евангелии есть место когда Христос говорит ученикам, что надо брать пример с птиц небесных и с лилий полевых. Одни не жнут, не сеют, но питаются каждый день, другие не ткут и не прядут, но одеты прекраснее, чем дочери царя Соломона. Иными словами, Христос предлагает, оставив попечение о земных благах, думать о спасении души, и тогда Бог подаст все необходимое для жизни.
Как православный человек должен относиться к деньгам?
Получается, деньги – абсолютное зло, которого христианин должен избегать? Это не так. Христианин, живущий в миру, должен содержать себя, свою семью, заботиться об образовании детей, и многом другом. Поэтому в стремлении зарабатывать на жизнь нет ничего греховного. Деньги – не зло и не добро, это инструмент, который можно применить и тем, и другим способом. Ножом можно сделать хирургическую операцию и спасти человеку жизнь, но можно и лишить жизни. Не в ноже дело, а в том, с какой целью его берут в руки. Так же точно следует относиться и к деньгам – как к средству, а не как к цели своей жизни.
Сребролюбцу деньги, богатство нужны сами по себе, а не ради чего-то иного, более высокого. Внешне такой человек может выглядеть даже бедным, смиренным, но при этом испытывать страсть к накопительству. В житии юродивого Андрея Цареградского есть такой эпизод: Андрей обличил некоего монаха, который славился своим подвижничеством. К этому монаху все шли за поучением, поскольку он жил, как великий аскет, во всем себе отказывая. Но нищета этого человека объяснялась его алчностью. Он с радостью принимал богатые приношения от людей, приходивших к нему, и таил все в своей келье. И только юродивый Андрей смог увидеть истинную сущность этого сребролюбца.
Грешно ли быть богатым?
В трудах современных православных публицистов, таких, как иеромонах Макарий Маркиш или протоиерей Сергий Ксенофонтов и другие, можно встретить мысль, впервые прозвучавшую еще во времена раннего христианства: греховно не само по себе материальное богатство, а зависимость от него.
История знает немало богатых людей, живших самой благочестивой жизнью, употреблявших свое богатство на добрые дела, жертвовавших на церковь, строивших храмы и лечебницы, помогавших людям. Многие святые были людьми, жившими в богатстве. Среди них Петр Мытарь, Филарет Милостивый, преподобный Серафим Вырицкий, и другие. Даже самый известный христианский святой – Николай Чудотворец (или Угодник) тоже был состоятельным человеком. Таких примеров не счесть. Этих людей, живших в разные времена и в разных странах, объединяет непривязанность к богатству, способность отказаться от материальных благ ради благ духовных.
В то же время, сребролюбцев можно встретить и среди бедняков.
Так что, само по себе владение богатством церковь греховным не считает. Честно зарабатывать деньги – это не грех. Стремиться стать успешным, состоятельным человеком – тоже не грех. Грех — впасть в зависимость от денег и стремиться заполучить их любыми способами – обманом, хищением, мошенничеством и так далее.
Читайте также: