Проект куклы в национальном костюме в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по патриотическому воспитанию

Руководитель: Гончарова С.А.

Участники: воспитатель, дети и родители подготовительной группы.

Продолжительность: краткосрочный.

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с национальными костюмами разных народов России, их традициями и культурой, народными играми. Развивать творческие способности.

Задачи проекта:

Ф ормирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

Познакомить с национальными костюмами разных народов мира;

Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.

Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, поэтому продуктом проекта стали куклы в национальных костюмах.

Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на неё, как на произведение искусства.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

Умение устанавливать причинно–следственные связи между событиями.

Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.

Развитие творческих способностей детей.

Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.

Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Дети узнали о национальных традициях народов России, об особенностях народных костюмов, с интересом играют с экспонатами мини-выставки, разыгрывая разнообразные сюжеты. В игровой деятельности детей более активно используются народные игры.

Народные игры детей.

hello_html_1f9bac12.jpg

hello_html_205fd2ba.jpg
hello_html_m1a033348.jpg

hello_html_m41894b7b.jpg
hello_html_67ee1c4a.jpg

Кукла в индийском национальном костюме.

hello_html_12e3a51d.jpg

Сари – это традиционная национальная женская одежда. Ее носят как молодые, так и более зрелые дамы из разных сословий.

Его длина обычно составляет от 4,5 до 9 метров ткани. А ширина достигает около метра.

занимает часть центральной стены в группе. Экспонаты размещены на полках.

Содержание и экспонаты.

Основная идея — показать, какими разными бывают национальности разных народов мира, познакомить ребят с историей костюмов и их национальным орнаментом.

Сроки и продолжител. реализации проекта

воспитатели, дети, родители.

- Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями.

- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.

- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

- - формировать у дошкольников представление о музеях;

- познакомить с национальными костюмами разных народов мира;

- Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.

- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности

- Наладить сотрудничество педагог. коллектива с родителями.

Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Критерии и индикативные показатели

- увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;

- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;

- увеличение доли родителей удовлетворенных деятельностью МБДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.

- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.

- Плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).

- Развитие творческих способностей детей.

- Приобщение детей к изобразительному искусству. - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

- Развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе.

- Развитие интереса к музеям.

- Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.

- Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Продукт проектной деятельности

Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников

Занятия для детей и среднего возраста проводятся 2 раза в две месяц продолжительностью 15-20 м.

Биккиннина Зулфия Талгатовна

Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!

И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россияне, всем желаем.
Быть едиными навек!

- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.

- Покупка фарфоровых кукол в национальных костюмах.

- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

Организационный компонент. Реализация проекта.

Формирование целостной картины мира.

- Знакомство с разновидностями музеев, их значении, правилами поведения в них.

- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира. (история, орнамент …)

Чтение художественной литературы.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

- Организация выставок детских работ.

- Изготовление экспонатов в мини – музей.

- Беседы о правилах поведения в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассм. бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.

Совместная деятельность детей и родителей.

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.

Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.

ЦельПробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах. Задачи проекта 1. Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма. 2. Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей. 3. Создание условий -для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района -для понимания равнозначности и равноправия разных культур. 4. Пропаганда этнокультурных знаний. 5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.

Ермалаева Светлана Алексеевна

Воспитатель дошкольной группы

«Кто в куклы не играл

Наш район является многонациональным. В большинстве здесь проживают татары, русские, удмурты. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Также дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, поэтому продуктом проекта стали куклы. Кукла наиболее значима для ребенка, как игрушка, как образ человека, несущий в себе характерные особенности человека вообще, особенности пола, и этнокультурные особенности. С ними можно поиграть, использовать в играх-драматизациях.

Поэтому работа по ознакомлению детей с национальной культурой других народов нашего района, с их традициями, костюмом через куклы является идеальным решением данной проблемы. Национальная одежда- это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории народов.

Работа проводится в форме проектной деятельности. Новизна данного проекта в том, что задача возрождения и популяризации народной культуры в современном обществе переносится в пространство детской культуры.

Пробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах.

Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма.

Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей.

-для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района;

-для понимания равнозначности и равноправия разных культур.

4. Пропаганда этнокультурных знаний.

5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.

1. Оформлена книжка-ширма с описанием татарского, удмуртского, русского костюмов.

4.Оформлены картотеки стихов, загадок о кукле.

Тип, вид проекта:

творческо-исследовательский, познавательный, групповой.

Педагоги, воспитанники подготовительной подгруппы и их родители.

средней продолжительности, 4 месяца.

Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.

Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях дошкольной группы, района, публикациях в педагогических журналах.

Активное вовлечение родителей в познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс дошкольной группы.

У детей имеются представления об особенностях национального костюма, о взаимопроникновении одной культуры в другую.

У детей сформирована активная созидательная позиция.

Разработана технология ознакомления детей с национальным костюмом народов Кукморского района через образ национальных кукол удмуртского, русского, татарского народов.

Этапы реализации проекта

Этап реализации проекта, срок реализации, цель

Практическая деятельность детей совместно с воспитателями и родителями

Ожидаемый результат этапа

Создание интереса к изучаемой теме

Экскурсия в краеведческий музей г.Кукмора.

Знакомство с выставкой кукол в национальных костюмах. Беседа о многонациональности народов Кукморского района. Предложить детям создать выставку кукол в мини-музее дошкольной группы.

Сбор информации о костюме, поиск материала для изготовления книжки-ширмы по последовательному описанию элементов костюма. Выбор куклы в национальном костюме.

Выбраны куклы для пошива национальных костюмов.

Изучение характерных особенностей национального костюма

Занятия на базе краеведческого музея:

-Почему рубашка в поле выросла.

-Из бабушкиного сундука.

-Костюмы народов Кукморского района.

Занятия по изодеятельности:

Раскрашивание моделей и книжек-раскрасок с изображением кукол в национальных костюмах.

Изготовление книжки-ширмы с изображением костюма и описанием.

Изготовлена книжка-ширма, обеспечивающая точное отражение национальных особенностей костюма.

Уточнение и применение знаний о национальном костюме. Формирование активной созидательной позиции.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

-знакомство с фольклором народов Кукморского района.

Изготовление кукол и декорирование костюма. Театрализованная деятельность-кукольный спектакль (кукла в национальном костюме- герой народной сказки); подготовка докладов о национальных костюмах; изготовлению кроссвордов по содержанию национального костюма (дети представляют кроссворды детям смежных групп).

Доклады, спектакли по сказкам, кроссворды.

Самореализация индивидуальности ребенка

-Открытие выставки кукол в национальных костюмах в мини-музее. Выход в смежные группы детского сада с информацией по теме, спектаклями.

Выступление детей с докладами в роли экскурсовода, спектакли перед сверстниками и родителями.

Чувство национального достоинства и уважение к другим национальностям. Знание особенностей национального костюма.

Цель: формирование этнокультурной компетентности дошкольника.

-познакомить дошкольников с удмуртскими, татарскими, русскими народными костюмами и их особенностями.

- дать лексический минимум: рубаха, сарафан, тюбетейка, понева, фартук, камзол, кичка, венец.

-воспитывать чувство национального достоинства, интерес к народной культуре и уважения другим национальностям.

Сюрпризный момент (потерялись куклы).

Поиск кукол по предложенной карте. На карте символы: школа, сельский дом культуры, детская игровая площадка. Дети путешествуют от символа к символу.

Представление авторов. (Ведущий представляет родителей и ребенка изготовивших куклу.

-Педагоги стали активно использовать кукол в национальных костюмах в педагогическом процессе.

- Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества в семье;

-Повысился интерес родителей к традициям и культуре других народов, проживающих в нашем районе.

-Развился устойчивый интерес национальной одежде удмуртского и других народов;

-Разучили много стихов, песенок, загадок, танцев, сюжетно-ролевых игр с куклами;

-Создана книжка-ширма с куклами в национальных костюмах.

Список используемой литературы.

1.Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.-Ижевск, 1974.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,

3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. Б.Г. Круглов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1987.

4. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.


Цель проекта: Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.

Задачи проекта:

1.Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.

2.Формировать у дошкольников представление о музеях.

3. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира.

4. Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

5. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

II. Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:

-Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.

-Приготовление материалов для художественного творчества.

2. Практический этап ( или этап реализации проекта):

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разрабатывала содержание экскурсий по своему музею.

Познание.

Формирование целостной картины мира.

- Знакомство с разновидностями музеев, их значение, правилами поведения в них.

- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира (история, орнамент …).

Художественное творчество.

Социализация.

Дидактические игры:

Чтение художественной литературы.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

Коммуникация .

Труд:

- Организация выставок детских работ.

- Изготовление экспонатов в мини – музей.

Физическое:

Безопасность:

-Беседы о правилах поведения в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них.

Совместная деятельность детей и родителей.

3. Заключительный этап:


III. Заключение

Данный проект позволил в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.


Список использованной литературы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: