Проект куклы в национальном костюме в доу
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Проект по патриотическому воспитанию
Руководитель: Гончарова С.А.
Участники: воспитатель, дети и родители подготовительной группы.
Продолжительность: краткосрочный.
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с национальными костюмами разных народов России, их традициями и культурой, народными играми. Развивать творческие способности.
Задачи проекта:
Ф ормирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
Познакомить с национальными костюмами разных народов мира;
Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.
Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, поэтому продуктом проекта стали куклы в национальных костюмах.
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на неё, как на произведение искусства.
Ожидаемые результаты:
Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
Умение устанавливать причинно–следственные связи между событиями.
Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.
Развитие творческих способностей детей.
Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.
Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Дети узнали о национальных традициях народов России, об особенностях народных костюмов, с интересом играют с экспонатами мини-выставки, разыгрывая разнообразные сюжеты. В игровой деятельности детей более активно используются народные игры.
Народные игры детей.
Кукла в индийском национальном костюме.
Сари – это традиционная национальная женская одежда. Ее носят как молодые, так и более зрелые дамы из разных сословий.
Его длина обычно составляет от 4,5 до 9 метров ткани. А ширина достигает около метра.
занимает часть центральной стены в группе. Экспонаты размещены на полках.
Содержание и экспонаты.
Основная идея — показать, какими разными бывают национальности разных народов мира, познакомить ребят с историей костюмов и их национальным орнаментом.
Сроки и продолжител. реализации проекта
воспитатели, дети, родители.
- Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями.
- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- - формировать у дошкольников представление о музеях;
- познакомить с национальными костюмами разных народов мира;
- Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.
- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности
- Наладить сотрудничество педагог. коллектива с родителями.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Критерии и индикативные показатели
- увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;
- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;
- увеличение доли родителей удовлетворенных деятельностью МБДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.
- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.
- Плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).
- Развитие творческих способностей детей.
- Приобщение детей к изобразительному искусству. - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе.
- Развитие интереса к музеям.
- Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.
- Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Продукт проектной деятельности
Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников
Занятия для детей и среднего возраста проводятся 2 раза в две месяц продолжительностью 15-20 м.
Биккиннина Зулфия Талгатовна
Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!
И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россияне, всем желаем.
Быть едиными навек!
- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.
- Покупка фарфоровых кукол в национальных костюмах.
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.
Организационный компонент. Реализация проекта.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с разновидностями музеев, их значении, правилами поведения в них.
- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира. (история, орнамент …)
Чтение художественной литературы.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Организация выставок детских работ.
- Изготовление экспонатов в мини – музей.
- Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассм. бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.
Совместная деятельность детей и родителей.
Формы работы с детьми
Формы работы с родителями
В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.
Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.
ЦельПробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах. Задачи проекта 1. Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма. 2. Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей. 3. Создание условий -для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района -для понимания равнозначности и равноправия разных культур. 4. Пропаганда этнокультурных знаний. 5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.
Ермалаева Светлана Алексеевна
Воспитатель дошкольной группы
«Кто в куклы не играл
Наш район является многонациональным. В большинстве здесь проживают татары, русские, удмурты. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Также дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, поэтому продуктом проекта стали куклы. Кукла наиболее значима для ребенка, как игрушка, как образ человека, несущий в себе характерные особенности человека вообще, особенности пола, и этнокультурные особенности. С ними можно поиграть, использовать в играх-драматизациях.
Поэтому работа по ознакомлению детей с национальной культурой других народов нашего района, с их традициями, костюмом через куклы является идеальным решением данной проблемы. Национальная одежда- это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории народов.
Работа проводится в форме проектной деятельности. Новизна данного проекта в том, что задача возрождения и популяризации народной культуры в современном обществе переносится в пространство детской культуры.
Пробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах.
Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма.
Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей.
-для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района;
-для понимания равнозначности и равноправия разных культур.
4. Пропаганда этнокультурных знаний.
5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.
1. Оформлена книжка-ширма с описанием татарского, удмуртского, русского костюмов.
4.Оформлены картотеки стихов, загадок о кукле.
Тип, вид проекта:
творческо-исследовательский, познавательный, групповой.
Педагоги, воспитанники подготовительной подгруппы и их родители.
средней продолжительности, 4 месяца.
Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.
Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях дошкольной группы, района, публикациях в педагогических журналах.
Активное вовлечение родителей в познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс дошкольной группы.
У детей имеются представления об особенностях национального костюма, о взаимопроникновении одной культуры в другую.
У детей сформирована активная созидательная позиция.
Разработана технология ознакомления детей с национальным костюмом народов Кукморского района через образ национальных кукол удмуртского, русского, татарского народов.
Этапы реализации проекта
Этап реализации проекта, срок реализации, цель
Практическая деятельность детей совместно с воспитателями и родителями
Ожидаемый результат этапа
Создание интереса к изучаемой теме
Экскурсия в краеведческий музей г.Кукмора.
Знакомство с выставкой кукол в национальных костюмах. Беседа о многонациональности народов Кукморского района. Предложить детям создать выставку кукол в мини-музее дошкольной группы.
Сбор информации о костюме, поиск материала для изготовления книжки-ширмы по последовательному описанию элементов костюма. Выбор куклы в национальном костюме.
Выбраны куклы для пошива национальных костюмов.
Изучение характерных особенностей национального костюма
Занятия на базе краеведческого музея:
-Почему рубашка в поле выросла.
-Из бабушкиного сундука.
-Костюмы народов Кукморского района.
Занятия по изодеятельности:
Раскрашивание моделей и книжек-раскрасок с изображением кукол в национальных костюмах.
Изготовление книжки-ширмы с изображением костюма и описанием.
Изготовлена книжка-ширма, обеспечивающая точное отражение национальных особенностей костюма.
Уточнение и применение знаний о национальном костюме. Формирование активной созидательной позиции.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
-знакомство с фольклором народов Кукморского района.
Изготовление кукол и декорирование костюма. Театрализованная деятельность-кукольный спектакль (кукла в национальном костюме- герой народной сказки); подготовка докладов о национальных костюмах; изготовлению кроссвордов по содержанию национального костюма (дети представляют кроссворды детям смежных групп).
Доклады, спектакли по сказкам, кроссворды.
Самореализация индивидуальности ребенка
-Открытие выставки кукол в национальных костюмах в мини-музее. Выход в смежные группы детского сада с информацией по теме, спектаклями.
Выступление детей с докладами в роли экскурсовода, спектакли перед сверстниками и родителями.
Чувство национального достоинства и уважение к другим национальностям. Знание особенностей национального костюма.
Цель: формирование этнокультурной компетентности дошкольника.
-познакомить дошкольников с удмуртскими, татарскими, русскими народными костюмами и их особенностями.
- дать лексический минимум: рубаха, сарафан, тюбетейка, понева, фартук, камзол, кичка, венец.
-воспитывать чувство национального достоинства, интерес к народной культуре и уважения другим национальностям.
Сюрпризный момент (потерялись куклы).
Поиск кукол по предложенной карте. На карте символы: школа, сельский дом культуры, детская игровая площадка. Дети путешествуют от символа к символу.
Представление авторов. (Ведущий представляет родителей и ребенка изготовивших куклу.
-Педагоги стали активно использовать кукол в национальных костюмах в педагогическом процессе.
- Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества в семье;
-Повысился интерес родителей к традициям и культуре других народов, проживающих в нашем районе.
-Развился устойчивый интерес национальной одежде удмуртского и других народов;
-Разучили много стихов, песенок, загадок, танцев, сюжетно-ролевых игр с куклами;
-Создана книжка-ширма с куклами в национальных костюмах.
Список используемой литературы.
1.Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.-Ижевск, 1974.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,
3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. Б.Г. Круглов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1987.
4. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
Цель проекта: Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта:
1.Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.
2.Формировать у дошкольников представление о музеях.
3. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира.
4. Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
5. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
II. Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
-Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.
-Приготовление материалов для художественного творчества.
2. Практический этап ( или этап реализации проекта):
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разрабатывала содержание экскурсий по своему музею.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с разновидностями музеев, их значение, правилами поведения в них.
- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира (история, орнамент …).
Художественное творчество.
Социализация.
Дидактические игры:
Чтение художественной литературы.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
Коммуникация .
Труд:
- Организация выставок детских работ.
- Изготовление экспонатов в мини – музей.
Физическое:
Безопасность:
-Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них.
Совместная деятельность детей и родителей.
3. Заключительный этап:
III. Заключение
Данный проект позволил в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.
Список использованной литературы:
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Читайте также: