У всех ли растений имеются корни 6 класс кратко биология

Обновлено: 18.05.2024

Нет, наличие корней характерно далеко не для всех растений. Встречаются одноклеточные растения, у которых вообще отсутствуют органы прикрепления, к встречаются многоклеточные, у которых вместо корней ризоиды (например, мхи, водоросли).

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В жизни растения корень необходим для выполнения жизненно важных функций: корень удерживает растение в почве и с помощью корня растение получает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами.

Кроме того, у некоторых растений корни выполняют ещё и дополнительные функции: вегетативное размножение, дополнительный запас питательных веществ, дополнительная опора и и.д.

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоиды — это нитевидные приспособления низших растений, которые прикрепляют растение к какой-либо поверхности и поглощают из него воду и питательные вещества. Ризоиды есть у папоротников, мхов, лишайников и грибов.

По виду и по функциям они очень напоминают корни, но назвать их полноценными корнями нельзя. У ризоидов нет сложной многоклеточной структуры, как у настоящего корня. У некоторых растений ризоиды состоят из одной клетки, наподобие корневых волосков.

В отличие от корней, ризоиды могут отмирать прежде, чем кончится срок жизни растений. В этом случае они перестают поставлять воду и питательные вещества и только крепят растение к поверхности. Если жи у растения отомрёт корень, то растение погибает.

3. У всех ли растений имеются корни?

Корни имеют далеко не все растения, а только большинство высших растений. Остальные растения либо не имеют корней вообще, например водоросли, либо роль корней у них выполняют ризоиды, например у мхов, лишайников, папоротников и грибов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

  • Стержневыми корневыми системами называют корневые системы, в которых сильно развит главный корень.
  • Мочковатыми корневыми системами называют корневые системы, в которой сильно развиты придаточные и боковые корни, а главный корень либо менее развит, либо быстро отмирает.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Морковь, свекла, репа.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

  • Двудольные: морковь, репа и свекла.
  • Однодольные: лук и пшеница.

Название растения

Особенности строения корневой системы

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Сильно развит главные корень

Вывод:

Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Кроме того, через корни растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. У некоторых растений в корнях накапливаются запасные питательные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

  • Главный корень — это корень, который развивается первым ищ зародышевого корешка семени.
  • Придаточными корнями называют корни, образующиеся на стеблях или (у некоторых растений) на листьях.
  • Боковые корни — корни, отходящие от главного и придаточных корней.

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?

  • Корневую систему, в которой сильнее развит похожий на стержень главный корень называют стержневой.
  • Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней, у которой главный корень недостаточно развит или быстро отмирает.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают
землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Учебник

На рисунке 6 в учебнике изображено окучивание томатов (помидор).

Окучивание помогает растениям развить более мощную корневую систему. Чем более развита у растения корневая система, тем больше питательных веществ оно получает. То есть окучивание позволяет вырастить более мощное растение и собрать больший урожай, чем у неокученных растений.

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Учебник

Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Пророщенные семена редиса

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Учебник

Пророщенные семена гороха

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Учебник

Пророщенные семена фасоли

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Учебник

Пророщенные зерновки пшеницы

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Главный корень — это корень, развившийся из зародышевого корешка.

Придаточные корни — это корни, образующиеся на стеблях или листьях растений.

Боковые корни — это корни, отходящие от главного и придаточного корней.

Стержневая корневая система — это корневая система с хорошо развитым главным корнем, характерна для двудольных растений.

Мочковатая корневая система — это корневая система с хорошо развитыми придаточными и боковыми корнями и плохо развитым (или отмершим) главным корнем.

Аватар

У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.

Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.

Корни всасывают из почвы воду с растворёнными минеральными солями и обеспечивают ими все органы растения.

treeroots2037454640.jpg

burkani.jpg

корни_saknes_roots3 — копия.jpg

Главный корень образуется из зародышевого корешка и появляется первым из семени при его прорастании.

Придаточными называют корни, которые появляются на стеблях, листьях, клубнях, луковицах, корневищах.

Совокупность всех корней растения составляет его корневую систему. В зависимости от того, какие корни в неё входят, различают \(2\) типа корневых систем:

Корневыесистемы.jpg

Стержневая корневая система состоит из одного главного и множества боковых корней. Такая корневая система имеется у одуванчика, щавеля, моркови, свёклы и др.

Мочковатая корневая система образована придаточными и боковыми корнями примерно одинаковых размеров. В такой корневой системе главный корень не развит или отмирает. Мочковатая корневая система имеется у ржи, кукурузы, лука, подорожника и др.

На самом кончике корешка находится корневой чехлик . Он состоит из клеток покровной ткани и защищает самую уязвимую часть корня от механических повреждений. Клетки корневого чехлика живут недолго, они постоянно слущиваются и разрушаются.

Под корневым чехликом расположены клетки образовательной ткани (конус нарастания). Там происходит непрерывное деление клеток. Поэтому этот участок корня называется зоной деления .

За зоной деления находится зона роста (растяжения) . Здесь молодые клетки вытягиваются, в результате чего растут в длину и обеспечивают удлинение корня.

За зоной роста находится зона всасывания , в которой происходит поглощение воды и минеральных веществ корневыми волосками .

Большое количество корневых волосков увеличивает поверхность всасывания. Корневые волоски непосредственно соприкасаются с почвой и поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества. Поэтому при пересадке растений корни надо беречь и перемещать с наиболее возможным количеством окружающей их почвы.

Корень является осевым, обычно подземным вегетативным органом у высших сосудистых растений. Он обладает способностью к неограниченному росту в длину и расположению только в одном направлении по отношению к центру нашей планеты. При помощи корня растение может закрепляться и удерживаться в почве, получать воду и минеральные вещества из нее, которые нужны стеблю, листьям, побегам, цветам.

Также в корнях (в главном корне у некоторых растений) запасаются питательные вещества. С их помощью возможен симбиоз с грибами, с корнями других растений, микроорганизмами, которые обитают в почве. Корни служат и для вегетативного размножения некоторых видов растений.

№ 2. У всех ли растений имеются корни?

Считается, что корни есть у всех растений. Однако это не так. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды, а не крепятся к субстрату. Их тело представляет собой однородную массу и называется слоевищем. У некоторых видов водорослей (бурые и зеленые) могут присутствовать специальные отростки тела, напоминающие корни, однако это ризоиды. Также на поверхности плавают более крупные морские водоросли, у которых тоже нет ни листьев, ни стебля, ни корней.

Относятся к растениям без корней и мхи, которые являются исключением. Вместо корней у них ризоиды, которые помогают им цепляться за разные поверхности (камни, деревья и т.д.). Но поглощают такие растения влагу прямо из своего окружения.

№ 3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Отличие заключается в том, что корни являются одним з органов у высших растений, который находится в земле и выполняет целый ряд важных функций: закрепление в почве, всасывание питательных соединений из почвы, поглощение воды, запас минеральных веществ, вегетативное размножение, синтез биологически активных веществ, взаимодействие с корнями других растений (симбиоз). Ризоиды представляют собой нитевидные тонкие выросты, которые заменяют, по сути, корни у растительных организмов низшего порядка (лишайники, мхи, некоторые водоросли и грибы). Они состоят только из одной или нескольких однорядных клеток и выполняют всего две функции: закрепление в субстрате и поглощение питательных веществ.

Стр. 162. Моя лаборатория

Стержневая и мочковатая корневые системы

Рассматриваем корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из-за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.

Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.

Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.

Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.

Отбираем растения со стержневой корневой системой.

Стерневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.

Отбираем растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.

Заполняем таблицу в рабочей тетради

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Морковь, свекла, щавель, гречиха, арахис, подсолнечник, фасоль, клевер, одуванчик. Стержневая Хорошо развит главный корень, который вырастает из зародышевого корешка. Также в формировании корневой системы участвуют маленькие, отходящие от главного, боковые корешки.
Пшеница, тюльпан, лук, чеснок, алоэ, лилии, ландыш, кукуруза, рожь, картофель. Мочковатая Характерно наличие большого количества приблизительно одинаковых по длине придаточных корней, которые образуют пучок. Придаточные корни отходят от надземных и подземных частей стебля, а также от листьев. Главный корень либо рано отмирает, либо совсем не отличается по размеру от придаточных.

Корневой чехлик и корневые волоски

Проращиваем семена редиса и зерновки пшеницы.

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Находим на конце корешка корневой чехлик.

Корневой чехлик располагается на конце корня проростка, хорошо защищает его нежные оболочки от механических повреждений почвы и обеспечивает рост корня в длину. Он представляет собой более плотное и темное образование на кончике корня, которое можно увидеть невооруженным глазом.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитаем в учебнике, какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски представляют собой тонкие и недлинные выросты наружной клетки корня, которые нужны растению для того, чтобы увеличивать всасывающую поверхность его корня. Это позволяет растению получать из почвы большее количество воды и питательных веществ, необходимых ему для роста. Под клеточной оболочкой в корневых волосках находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, ядро и бесцветные пластиды. Длина их достигает максимум 10 мм.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисовываем и делаем надписи.

Diagram Description automatically generated

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?

Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.

Вывод

Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их оправдывается функциями, которые они выполняют в том или ином организме. Благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.

Стр. 163. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие функции выполняет корень?

Корень – это осевой орган у растений, который служит им не только для закрепления в почве, но и для поглощения из нее воды и растворенных в ней питательных веществ и минеральных соединений. Также в корне происходит синтез различных органических веществ, например, алкалоидов, гормонов роста и прочих, которые потом по сосудам ксилемы перемещаются в другие органы растения, а некоторая их часть остается в корне. Не редко корень (клубень, корневище) служит местом запасания и хранения питательных веществ, необходимых для развития и роста растения.

В целом образование корней было существенным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли не только приспособиться к почвенному питанию, но и образовывать крупные побеги, способные подниматься вверх ближе к солнечному свету и питаться его энергией. Также у некоторых корнеотпрысковых растений, например, у вишни, осины, сирены, тополя и других видов, корень выполняет еще и функцию вегетативного размножения за счет образования придаточных почек, из которых в дальнейшем развиваются надземные побеги.

№ 2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

Корень – это осевой, в большинстве случаев подземный, вегетативный органы у высших сосудистых растений, который обладает неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом (способностью располагаться и расти только в строго определенном направлении по отношению к центру земного шара). Основной или главный корень является первичным корнем, который развивается из зародышевого корешка после прорастания семени и отличается от других корней крупными размерами.

Помимо главного корня у растений есть также придаточные и боковые корни. Придаточным называют корень, который отходит от стебля или в редких случаях от листьев. Боковой корень – это корень, который развивается сбоку главного корня (первый порядок) или сбоку придаточных корней и боковых корней первого порядка (второй и последующие порядки).

№ 3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие - мочковатыми?

Совокупность главного, боковых и придаточных корней называют корневой системой. Принято различать два основных типа корневых систем: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень. Он толще и длиннее других, напоминает стержень. Такой тип корневой системы характерен для двудольных растений.

В мочковатой корневой системе главный корень либо не выделяется среди многочисленных придаточных корней, либо вовсе отсутствует (рано отмирает). Такой тип корневой системы характерен для большинства однодольных растений.

№ 4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Рассматривая молодой корень можно выделить несколько основных зон на нем:

Зона деления (находится под чехликом, длина около 1 мм, представлена клетками апикальной меристемы);

Зона роста (или зона растяжения, располагается за зоной деления, составляет всего несколько миллиметров);

Зона всасывания (длина несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения - роста);

Зона проведения (составляет основную массу корня, на ней отсутствуют корневые волоски, но образуются боковые корни).

№ 5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик покрывает кончик корня растения, за счет чего надежно защищает его нежные клетки от механических повреждений твердыми частичками субстрата и способствует продвижению корня в почве в процессе роста. Также клетки чехлика непрерывно продуцируют обильную слизь, обволакивающую корень и облегчающую тем самым его скольжение между частичками субстрата. Эта слизь создает еще и благоприятные условия для поселения и размножения полезных для растения бактерий, может влиять на доступность почвенных ионов и обеспечивает, хоть и кратковременную, но защиту от высыхания.

№ 6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток, или конус нарастания, представлена клетками верхушечной образовательной ткани и располагается под корневым чехликом. В этой зоне клетки имеют свойство постоянно и непрерывно делиться, а их количество увеличиваться, что и обеспечивает рост корня в длину и развитие всех остальных зон растения. Это является главным отличием клеток зоны деления от клеток других зон. Длина зоны деления клеток занимает около 1 мм.

№ 7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения корня, или зона роста, состоит из образовательной ткани, клетки которой имеют тонкие стенки, крупные ядра, густую зернистую цитоплазму без вакуолей. В этой зоне клетки наделены свойством интенсивно расти, вытягиваясь вдоль корня и дифференцируясь. Деление клеток здесь практически отсутствует, а сама зона занимает всего несколько миллиметров. Благодаря зоне растяжения корень растения растет в длину.

№ 8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это вырост клеток эпиблемы, который необходим для увеличения поверхности корня наземных растений и служит для поглощения воды и минеральных соединений, растворенных в ней. Располагается в зоне всасывания, недолговечен, отмирает через 10 – 20 дней. Его длина может достигать 10 мм.

У корневого волоска очень тонкая оболочка, что облегчает поглощение им питательных веществ. Практически вся клетка волоска занята вакуолью, которая окружена тонким слоем цитоплазмы и содержит клеточный сок. Ядро располагается в ее верхней части. Также внутри есть бесцветные пластиды. Вокруг клетки образован слизистый чехол, который участвует в склеивании корневого волоска с частичками почвы, и соответственно улучшает его контакт с субстратом и повышает гидрофильность всей системы.

№ 9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Зона всасывания, или зона поглощения, или зона корневых волосков, имеет такое название, потому что в этом месте отдельные клетки кожицы корня имеют свойство вытягиваться, за счет чего образуются наружные выросты длиной от 1 – 2 мм до 2 см. Это корневые волоски, которые по мере своего роста вытягиваются и покрываются слизью. Их тонкие оболочки тесно соприкасаются с частичками субстрата, что способствует поглощению воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Корневые волоски способны увеличивать всасывающую поверхность корня в разы.

Стр. 163. Подумайте

При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание – присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Окучивание – это техника в сельском хозяйстве и садоводства, которая является экологически чистой и безопасной альтернативой использования химических веществ, применяемых для борьбы с сорняками во все периоды выращивания различных культурных растений и для борьбы с некоторыми насекомыми-вредителями. Также присыпание землей нижней части стебля стимулирует появление придаточных корней, рост корневой системы вширь, и как следствие – улучшения питания растений. Окучивание позволяет обеспечить хороший доступ кислорода к корням, предотвращает их загнивание, препятствует развитию коры стеблей, защищает от разных климатических и атмосферных влияний.

Читайте также: