Проект по правовому воспитанию в школе

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы количество правонарушений в школе значительно сократилось, однако еще многие проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних остаются нерешенными. Не всегда эффективно действуют специализирующиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга и т.д. Наиболее результативны воспитательно-профилактические работы при тесном взаимодействие педагогического коллектива школы с родителями, правоохранительными организациями и иными заинтересованными.

Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.

Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети - это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права. На первом этаже нашей школы расположен стенд с Конвенцией о правах ребенка

Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

Цель проекта

- повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива школы по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних;

- снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Конечные цели проекта:

- повышение правовой грамотности учащихся их родителей и педагогов школы;

-активное сотрудничество с органами государственной власти.

Задачи проекта

- повышение уровня грамотности, социальной активности, законопослушности, правосознания учащихся;

- формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;

- формирование общественного мнения с позиции возможности защиты своих прав с помощью закона;

- продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможностями для дальнейшего непрерывного правового самообразования.

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива школы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.

Основное содержание проекта осуществляется по нескольким направлениям:

- Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка.

- Классный час «Поведение в общественных местах: административная

- Классный час «Закон РФ о правовой

Правовой турнир

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

автор: Соколова Валентина Валерьевна

должность: социальный педагог

школа №4 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. Данный проект направлен на формирование и совершенствования знаний в области правового воспитания школьников.

Материалы, представленные в проекте, предназначены для обеспечения детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, развития правового самосознание, формирования навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развития у школьников навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Данные материалы могут быть полезны и использованы педагогами начальной, средней и старшей ступени школьного образования в сфере гражданско-правового воспитания.

Актуальность проблемы . Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Формирование правовой культуры необходимо на всех ступенях школьного образования: начиная с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия. Также актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах.

Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Проект предусматривает обеспечение информационно – правовыми знаниями детей, формирование у них представления о своих правах и обязанностях.

Цель реализации проекта:

- формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.

- расширение кругозор учащихся по вопросам правовой культуры;

- формирование у детей навыков социальной ответственности и правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;

-обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.

Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №4 г. Болотное.

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Механизм реализации проекта:

1. Подготовительный этап (первая неделя)

- ознакомление учителей с планом мероприятий;

- распределение тематики мероприятий по ступеням образования;

- разработка сценариев, бесед, подбор материала для тематических выставок.

2. Основной этап (вторая, третья неделя)

- реализация мероприятий по ступеням обучения (проведение бесед, тематических выставок, подготовка и оформление информационного стенда, проведение конкурса сочинений)

- проведение работы с родителями (подготовка и раздача буклетов, проведение бесед)

3. Заключительный этап (четвертая неделя)

- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;

- соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.

В результате реализации проекта произойдет:

- формирование правового самосознания учащихся, родителей

- формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил; законов, учебную деятельность;

- повышение уровня правовой культуры школьников.

Способ оценки эффективности реализации проекта:

- обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности;

- мониторинг частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы;

-проведения социологического опроса среди обучающихся о нужности и полезности данных видов деятельности.

С целью реализации проекта были разработаны и проведены следующие мероприятия

Начальная школа (1-4 классы)


Среднее звено (5-9 классы)

Классные руководители. Учителя-предметники

Классные часы правовой направленности:

Классные руководители. Учителя-предметники

Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное

Классные руководители, соц.педагог

Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

Презентация книжной выставки

Старшее звено (10-11 класс)

Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

Подготовка раздаточного материала на уроках информатики

Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

Презентация книжной выставки

Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний (приложение 1).

Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей (приложение 2)

Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.

Состав участников проекта:

1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи

2. Учителя начальных классов – 10 человек

3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека

Общий преподавательский состав – 18 человек.

Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.

Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.

На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.

В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:

Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.

Проблема: низкая правовая культура школьников.

На уроках обществознанческого цикла изучаются вопросы права. Учащиеся знают, что такое право, знакомятся с отраслями права, с основными положениями Конституции РФ, с правами ребенка, имеют представление о правовой культуре. Но в жизни детей возникает множество проблем, связанных с взаимоотношениями со взрослыми людьми, родителями, сверстниками, осознанием своей неполноценности или внутреннего страха.

Тех знаний, которые ребята получают на уроках обществознания, политики и права им недостаточно, так как там познаются только теоретические основы. А как же быть с практическим применением правовых знаний?

Проведя анкетирование, среди старшеклассников школы (272 чел.), по данному вопросу, я получила следующие результаты:

Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что подавляющее большинство старшеклассников не знакомы с основными документами школы - Уставом школы и локальными актами; не знают к кому обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций, как достойно выйти из них. Так же многие не знают своих прав и обязанностей.
Следовательно, учащиеся школы недостаточно грамотны в сфере правовых отношений.

Итак, возникла проблема: низкая правовая культура школьников. Просто знаний по праву недостаточно, нужно нечто более высокое по уровню, более соответствующее сложностям времени, в котором мы живем. Это – овладение правовой культурой. Правовая культура не может быть полноценной без усвоения элементов нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства – являются её основными добродетелями.

Пролема: низкая правовая культура школьников.

  • формирование устойчивого правосознания школьников;
  • расширение правовой базы знаний;
  • разрешение конфликтных ситуаций в школе
  • овладение учащимися школы умением практического применения правовых
  • знаний в жизненных ситуациях;
  • формирование в каждом ученике гражданско-патриотической,
  • нравственной позиции, уважение к правам и свободам человека, толерантного
  • отношения к окружающим.

II этап.

Обучение членов команды

III этап.

Разработка системы оценки проекта

IV этап.

Нормативно-правовая база:





Темы мероприятий по правовому воспитанию

Мероприятия по правовому воспитанию

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Классный час по правовому воспитанию у младших школьников

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Читайте также: