Проект по правовому воспитанию в школе
Обновлено: 05.07.2024
В последние годы количество правонарушений в школе значительно сократилось, однако еще многие проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних остаются нерешенными. Не всегда эффективно действуют специализирующиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга и т.д. Наиболее результативны воспитательно-профилактические работы при тесном взаимодействие педагогического коллектива школы с родителями, правоохранительными организациями и иными заинтересованными.
Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети - это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права. На первом этаже нашей школы расположен стенд с Конвенцией о правах ребенка
Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Цель проекта
- повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива школы по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних;
- снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Конечные цели проекта:
- повышение правовой грамотности учащихся их родителей и педагогов школы;
-активное сотрудничество с органами государственной власти.
Задачи проекта
- повышение уровня грамотности, социальной активности, законопослушности, правосознания учащихся;
- формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;
- формирование общественного мнения с позиции возможности защиты своих прав с помощью закона;
- продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможностями для дальнейшего непрерывного правового самообразования.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации проекта предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива школы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.
Основное содержание проекта осуществляется по нескольким направлениям:
- Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Классный час «Поведение в общественных местах: административная
- Классный час «Закон РФ о правовой
Правовой турнир
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
автор: Соколова Валентина Валерьевна
должность: социальный педагог
школа №4 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. Данный проект направлен на формирование и совершенствования знаний в области правового воспитания школьников.
Материалы, представленные в проекте, предназначены для обеспечения детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, развития правового самосознание, формирования навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развития у школьников навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Данные материалы могут быть полезны и использованы педагогами начальной, средней и старшей ступени школьного образования в сфере гражданско-правового воспитания.
Актуальность проблемы . Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Формирование правовой культуры необходимо на всех ступенях школьного образования: начиная с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия. Также актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах.
Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.
Проект предусматривает обеспечение информационно – правовыми знаниями детей, формирование у них представления о своих правах и обязанностях.
Цель реализации проекта:
- формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
- расширение кругозор учащихся по вопросам правовой культуры;
- формирование у детей навыков социальной ответственности и правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;
-обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.
Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №4 г. Болотное.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Механизм реализации проекта:
1. Подготовительный этап (первая неделя)
- ознакомление учителей с планом мероприятий;
- распределение тематики мероприятий по ступеням образования;
- разработка сценариев, бесед, подбор материала для тематических выставок.
2. Основной этап (вторая, третья неделя)
- реализация мероприятий по ступеням обучения (проведение бесед, тематических выставок, подготовка и оформление информационного стенда, проведение конкурса сочинений)
- проведение работы с родителями (подготовка и раздача буклетов, проведение бесед)
3. Заключительный этап (четвертая неделя)
- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;
- соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.
В результате реализации проекта произойдет:
- формирование правового самосознания учащихся, родителей
- формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил; законов, учебную деятельность;
- повышение уровня правовой культуры школьников.
Способ оценки эффективности реализации проекта:
- обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности;
- мониторинг частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы;
-проведения социологического опроса среди обучающихся о нужности и полезности данных видов деятельности.
С целью реализации проекта были разработаны и проведены следующие мероприятия
Начальная школа (1-4 классы)
Среднее звено (5-9 классы)
Классные руководители. Учителя-предметники
Классные часы правовой направленности:
Классные руководители. Учителя-предметники
Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное
Классные руководители, соц.педагог
Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба
Презентация книжной выставки
Старшее звено (10-11 класс)
Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба
Подготовка раздаточного материала на уроках информатики
Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба
Презентация книжной выставки
Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба
С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний (приложение 1).
Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей (приложение 2)
Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.
Состав участников проекта:
1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи
2. Учителя начальных классов – 10 человек
3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека
Общий преподавательский состав – 18 человек.
Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.
Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.
На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.
В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:
Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
Проблема: низкая правовая культура школьников.
На уроках обществознанческого цикла изучаются вопросы права. Учащиеся знают, что такое право, знакомятся с отраслями права, с основными положениями Конституции РФ, с правами ребенка, имеют представление о правовой культуре. Но в жизни детей возникает множество проблем, связанных с взаимоотношениями со взрослыми людьми, родителями, сверстниками, осознанием своей неполноценности или внутреннего страха.
Тех знаний, которые ребята получают на уроках обществознания, политики и права им недостаточно, так как там познаются только теоретические основы. А как же быть с практическим применением правовых знаний?
Проведя анкетирование, среди старшеклассников школы (272 чел.), по данному вопросу, я получила следующие результаты:
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что подавляющее большинство старшеклассников не знакомы с основными документами школы - Уставом школы и локальными актами; не знают к кому обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций, как достойно выйти из них. Так же многие не знают своих прав и обязанностей.
Следовательно, учащиеся школы недостаточно грамотны в сфере правовых отношений.
Итак, возникла проблема: низкая правовая культура школьников. Просто знаний по праву недостаточно, нужно нечто более высокое по уровню, более соответствующее сложностям времени, в котором мы живем. Это – овладение правовой культурой. Правовая культура не может быть полноценной без усвоения элементов нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства – являются её основными добродетелями.
Пролема: низкая правовая культура школьников.
- формирование устойчивого правосознания школьников;
- расширение правовой базы знаний;
- разрешение конфликтных ситуаций в школе
- овладение учащимися школы умением практического применения правовых
- знаний в жизненных ситуациях;
- формирование в каждом ученике гражданско-патриотической,
- нравственной позиции, уважение к правам и свободам человека, толерантного
- отношения к окружающим.
II этап.
Обучение членов команды
III этап.
Разработка системы оценки проекта
IV этап.
Нормативно-правовая база:
Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.
Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:
- элементарных понятий о правах и обязанностях;
- понятий о демократии и правах человека;
- понятий об уголовной ответственности;
- уважения к правам человека и свободе личности
- толерантности.
Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.
Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.
В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:
- классные руководители;
- социальный педагог;
- заместитель директора по внеклассной работе;
- педагог-организатор.
Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.
Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Читайте также: