Кратко общее понятие о языке как феномене культурно исторического развития

Обновлено: 04.07.2024

В то время как любая другая наука (литературоведение, история, биология и т.п.) в качестве языка описания имеет естественный язык ( с элементами разработанного на его основе формализованного языка) как нечто внешнее по отношению к данной науке, система и сущности языка описываются преимущественно на нем же, так что метаязык, и объект описания как бы сливаются. Это создает фундаментальные сложности в языкознании, с чем связаны попытки формализации языковых описаний.

Специфика языка как феномена человеческой культуры выявляется прежде всего по линиям сопоставления язык- внеязыковая действительность, язык- мышление, язык-сознание. Признавая важность им необходимость такого сопоставления. Считаем необходимым подчеркнуть, что язык здесь выступает как нечто недостаточно определенное, если не опираться на внешние проявления сущности языка: его функционирование. Многообразие структуры разных языков, языковые универсалии, антиномии языка и т.д. Определенную роль в этом плане играет и рассмотрение основных гипотез происхождения языка.

Некоторые языковеды считают проблему происхождения языка не лингвистической, а относящейся к ведению антропологии, этнографии, психологии, так как ни один из этнических языков мы не застаем в зачаточном состоянии, а только полностью сформированы.

В философии акцентируется внимание на соотношении появления языка и становлении человека, общества, общественной мысли, причем привлекается вся совокупность знаний по естественной истории, антропологии, семиотике, технике, социологии.

Наиболее распространенными являются следующие типы гипотез о происхождении языка:

1.Логосические, существующие в виде библейской, ведической, конфуцианской разновидностей. Кроме того, мифы о происхождении языка существуют в мифологии практически любого народа.

Несмотря на преимущественно теистический и идеалистический характер, эти гипотезы интересны утверждением действенной, образующей и преобразующей силы слова. Слово- орудие и энергия- рассматривается как единая мера единства и закономерностей мира. Это определенным образом соотносится с энергетической концепцией В.фон Гумбольдта.

Все разновидности этой теории предполагают обязательность одной и той же звуковой формы для всех людей, входящих в один коллектив. Общественный договор строится на понимании условности и немотивированности языкового знака: человек принимает имя вещи добровольно, с пониманием условности звуков для обозначения вещи.

Роль данной доктрины в языкознании огромна, в частности, были заложены основы межъязыковых сравнений, что послужило впоследствии базой сравнительного языкознания.

Однако происхождение языка в этой доктрине все же не объясняется, так как для принятия условного знака для именования вещи человек заранее должен обладать языковыми навыками.

Многократное повторение сигнала создает ассоциативную связь между образом действительности, существующей в представлении индивида, и самим сигналом, в результате чего возникают две стороны знака - внутренняя, то есть представление о вещах, и внешняя- представление о звуках сигнала. Эта ассоциативная связь отличается автоматизмом в использовании, экспрессивностью и эстетической направленностью.

Механизм образования членораздельной речи состоит в совмещении в одном высказывании - выкрике двух и более сигналов, что дает сочетание представлений в душах говорящего и слушающего; это сочетание представлений в душах говорящего и слушающего; это сочетание образует новое качество мысли - предикацию, в результате чего делается шаг к абстрактному мышлении.

А.А.Потебня (1835-1891) сделал следующий шаг в развитии данной теории. Основным источником движения в языке он предложил считать поэтическое творчество. Он считал, что изначальный тип языкового творчества и созданный им тип языка предопределяют дальнейшее языковое творчество. Мировоззрение народа объясняется качествами его языка, а следовательно, тип и навыки мышления предопределены языком.

В этой концепции, как и в рассмотренных выше, много спорного, однако важно, что в процессе разработки всех типов гипотез о происхождении языка выявлены такие важные и существенные его свойства, как общественный характер, роль социальных и индивидуальных факторов в языкотворчестве, ассоциативно-знаковый характер языка, его творческий дух и постоянное развитие живых национальных языков, связь с эстетическими потребностями человека, с разумом и эмоциями.

Развитие языка неразрывно связано с его функционированием; изучение внешних проявлений языка в процессе его функционирования выявляет важнейшее имманентное свойство языка.

Главной, ведущей функцией языка справедливо считается коммуникативная. Язык предназначен для целей коммуникации, однако коммуникация осуществляется только тогда, когда приводится в действие языковой механизм для создания конкретных высказываний.

Многие языковеды вслед за К.Бюлером выделяют репрезентативную функцию языка- функцию обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений, экспрессивную функцию- функцию выражения мыслей и чувств говорящего, апеллятивную- функцию воздействия на адресата речи (её называют также прагматической).

Важнейший языковой функцией является кумулятивная- функция накопления знаний в течение веков, духовного богатства народа.

Следует отметить неупорядоченность терминологии в обозначении некоторых языковых функций. Так, репрезентативную функцию при другом подходе называют номинативной (референтной, денотативной, когнитивной).

Все указанные выше языковые функции тесно связаны друг с другом, активно взаимодействуют в актах мышления, общения, текстообразования.

Выделенные функции неоднородны по обязательности, охвату материала и распределению между языковыми ярусами, причем внутри ярусов можно выделить и другие, более частные, например. связующую функцию синтаксиса, различительную- фонологии и т.д.

Особняком стоит метаязыковая (металингвистичская) функция - функция истолкования языковых фактов, которая осуществляется, как уже говорилось, за счет естественного языка.

Сопоставление и изучение языковых функций - внешних проявлений языкового механизма - отражает такие свойства языка, как наличие парадигматики и синтагматики, синхронии и диахронии, ярусное строение языка, сложное соотношение языка и мышления.

Взаимодействие языка и мышления - одна из центральных проблем языкознания. Логики, философии, психологии. Установить место языка по отношению к упомянутым наукам значит точно определить самостоятельную сущность языка ,несмотря на тесные и неразрывные связи всех упомянутых научных дисциплин.

Решение этого вопроса связано также с установлением соотношения язык- сознание, мышление -сознание.

Выделение словесно-логического мышления как вербального мышления вновь возвращает нас к вопросу о существовании дословесных (невербальных) понятий. Представление о том, что результаты мышления фиксируются в языке по сути отвечает на этот вопрос положительно.

Само собой разумеется. Что уподобление, отождествление, идентификация, любая форма объединения различных явлений в один ряд - мыслительные операции, только в подсознании они неразрывно связаны с эмоциями и не выступают как предмет рефлексии.

Объективной представляется точка зрения тех исследователей, которые отстаивают идею комплексности и полиморфности человеческого мышления (см. Серебренников 1988. С.162-213).

Б.А. Серебренников выделяет следующие типы мышления:

1.Словесное мышление. «Словесное мышление, или мышление при помощи языка, присуще любому народу. Хронологически это, несомненно, более поздний тип мышления, которому предшествовали различные авербальные типы мышления . Развитие мышления не сводится к тому, что над генетически более ранними примитивными видами мышления надстраиваются другие, генетически более поздние и сложные . генетически более ранние виды в процессе развития сами поднимаются на высшую ступень. Поэтому такие типы мышления, как образное, предметное и техническое, проявляются также и в процессе мышления современного человека.

Появление словесного мышления было вызвано необходимостью общения, поскольку авербальные типы мышления не коммуникативны.

Неотъемлемым признаком вербального мышления является знаковый характер, то есть опора на звуковую, чувственно воспринимаемую форму.

5.Авербально-понятийное мышление. Далеко не каждое понятие может быть выражено на каждом языке отдельным словом или грамматической формой, например, законченность / незаконченность действия. Однако это не означает, что в сознании говорящего на любом языке отсутствуют соответствующие понятия. Однако это не означает, что в сознании говорящего на любом языке отсутствуют соответствующие понятия. Поэтому понятийные категории представляют собой феномен, тесно связанный с семантическими полями, но все же отдельный, самостоятельный.

Другие типы мышления, выделенные Б.А. Серебренниковым - редуцированное, мышление, основанное на конечных результатах действий- очевидно, представляют собой видоизменения или комбинации уже описанных типов мышления.

В реальном воплощении очень важно подчеркнуть смешанный характер человеческого мышления, с преимущественным использованием одного из типов в зависимости от ситуации (теоретическая деятельность, беседа, письменная или устная форма общения и т.д.). Все типы мышления не исключают, а дополняют другу друга.

Итак, общий обзор типов мышления наглядно свидетельствует, что мышление и язык - безусловно разные, хотя генетически, теоретически и практически связанные феномены. Словесное и лингвокреативное мышление- лишь важнейшие, но далеко не единственные типы человеческого мышления. Генетически и онтологически мышление предшествует языку, но и язык через вербальное и лингвокреативное мышление оказывает огромное влияние на мышление, способствует становлению человека как вида и развитию человеческого общества.

Возможно, что неотделимость языка от человеческого сознания обусловило сравнительно позднее становление языкознания как науки с четким выделением предмета методов исследования, представлением о структуре и единицах языка, разграничении с другими гуманитарными и естественными дисциплинами. В то же время следует отметить, что язык- древнейший предмет изучения только в рамках философии (античное языкознание), религиозной теории (Древняя Индия), филологии (александрийская школа).

Одна из важнейших особенностей речевой деятельности, отличающая ее от других видов деятельности, заключается в особом характере ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка.

Код — совокупность знаков, символов (в определенной комбинации), при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) для передачи, обработки и хранения.

Г. Пауль выдвинул положение о том, что все языковые средства хранятся в виде сложнейшего психического образования, состоящего из разнообразных сцеплений представлений. Эти хранимые в сознании представления обусловливают возможность повторного появления в сознании того, что уже было, а отсюда и возможность понимания или произнесения того, что ранее уже понималось или произносилось. Из этого, по мнению Г. Пауля, следует, что любая грамматическая категория возникает на основе психологической (177).

Большое внимание в лингвистике и психологии речи, а с их подачи — и в психолингвистике, уделяется проблеме взаимоотношений языка и речи. Приведем ниже основные концептуальные положения по данной проблеме, которые принимаются за основу большинством отечественных психолингвистов (62, 124, 154, 228 и др.).

Речь и язык составляют в речевой деятельности человека сложное диалектическое единство. Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно средством, инструментом мышления только в процессе речи (осуществления речевой деятельности). В свою очередь речь (как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний) осуществляется по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики (включая синтаксис). Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительные, глаголы, прилагательные и т. д.), и соединяет их в предложении по правилам грамматики и стилистики.

Специфика взаимоотношений языка и речи в рамках целостной речевой деятельности отражена также в приведенной выше (см. с. 88) схеме главных образующих речевой деятельности по И. А. Зимней.

Функции языка разнообразны. Он служит средством общения, способом передачи информации и эмоций. В отличие от простейших сигнальных систем, которые используют животные, человеческий язык представляет собой социальный и культурный феномен. Развитие языка шло вместе со становлением культуры человеческого общества.

Язык как культурный феномен

  • Язык как культурный феномен
  • Язык как первоэлемент культуры народа
  • Методы и принципы культурологических исследований

Мысль выражается и совершается в словах, указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Выступая средством становления мыслительных форм, язык превратился для человечества в орудие познания действительности. Через усвоение и использование речевых конструкций человек стал способен осознавать и выражать свое миросозерцание. В этом смысле язык является отражением образа жизни человека и достигнутого человечеством уровня культуры.

Множественные функции языка и непрерывный характер его существования сделали язык инструментом для хранения и передачи последующим поколениям исторического и культурного опыта. Язык – неотъемлемая составная часть культуры цивилизации и сокровищница опыта человечества. Культура каждого народа находит свое отражение в языке, создающем субъективный образ объективного мира.

Вопросы развития языка как культурного феномена выходят за рамки лингвистики. Он становится объектом рассмотрения социальной философии, культурологии и истории. Определить влияние языка на культуру позволяет междисциплинарный подход к исследованию языковых процессов. Системный метод дает возможность вывить тенденции взаимодействия языка, общества и его культуры.

Одной из форм, посредством которых языковые средства находят отражение в культуре, является народное творчество. Фольклорное наследие содержит в себе все основные проявления мыслей и чувств человека. Народный язык отличают своеобразие лексики, глубина и яркость образов, используемых в сказаниях, песнях и частушках. Культура народа неотделима от языковых средств.

В современном обществе очень высока роль средств массовой информации. Новые системы коммуникаций обладают высокой скоростью распространения информации, но в определенной мере обедняют язык и культуру аудитории. Утрачивается интерес к чтению художественной литературы, притупляется чувство языка, общение становится более примитивным. Снижается общий уровень грамотности населения. Решение этой проблемы входит в круг задач, стоящих перед обществом, которое хочет сохранить и упрочить свою культуру.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Читайте также: