Чем вы можете объяснить первостепенный интерес петра к вопросам кораблестроения кратко

Обновлено: 07.07.2024

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.

2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?

3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?

В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

4. Что нового было введено в управление городами?

Работаем с картой

1. Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

В 1708 году были образованы Московская, Ингерманландская (центр – Санкт-Петербург), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская (центр – Тобольск) губернии.

Изучаем документы

Рабочая неделя Петра I.

1. Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе Петра.

Вставал он в пятом часу утра, полчаса прохаживался по комнате, затем принимал о докладом кабинет-секретаря Макарова, после чего завтракал. В шесть утра по улицам столицы мчалась двуколка: Петр отправлялся осматривать строительные работы, проверять выполнение указаний предшествующего дня.

За осмотром строительных работ следовало посещение Сената и Адмиралтейства. За обеденный стол Петр садился в час дня.

Петр не принадлежал к числу гурманов и довольствовался скромными блюдами: на стол подавались щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина, ветчина. Рыба исключалась из царского меню. Не любил он и сладких блюд.

Вечера царь проводил либо в гостях, либо в токарной мастерской.

Из Указа о единонаследии

2. В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

Современник о Петре I.

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.

Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.

Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.

Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.

После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера. Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.

Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.

Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

Появление вещественных мер (в виде линеек, гирь и т.п.) сделало возможным воспроизведение большого количества одинаковых мер (в том числе дольных и кратных), что открывало путь к использованию математических действий и создавало необходимые предпосылки для выделения метрологии как науки из наличной совокупности знаний.

Процесс технического перевооружения России Петр I связывал с получением точных количественных сведений, касавшихся обороны, строительства, промышленности, картографии, торговли, и пр. Для выполнения этой работы, требовавшей многочисленных измерений, следовало подготовить новые квалифицированные кадры, для чего необходимо было учредить различные учебные заведения и издать соответствующие руководства, а также следовало оснастить страну мерами и измерительными приборами, улучшить измерительную базу.

Метрологической реформой Петра 1 к обращению в России были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении - футы и дюймы. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. Начинают выделяться некоторые метрологические центры. Коммерц-коллегия занималась вопросами единства мер и метрологического обслуживания в области торговли. Адмиралтейств-коллегия заботилась о правильном применении угломерных приборов, компасов и соответствующих мер. Берг-коллегия опекала измерительное хозяйство горных рудников, заводов и монетных дворов. Основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением угловых единиц, единиц времени и температуры. Она имела в своем распоряжении образцовые меры и копии эталонов туаза и фунта. Так, наряду с учебными заведениями общего типа были основаны специальные учебные заведения: в 1711 г. инженерная школа в Москве и артиллерийская школа в Петербурге, в 1715 г. Морская академия в Петербурге, горные школы и пр.

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

Петр I за годы Северной войны создал достаточно эффективную систему центрального и местного управления, которая позволяла обеспечивать управление государством от столицы до окраин страны.

Работа коллегий строилась на принципе централизованного отраслевого управления, при котором четко были определены их обязанности и чиновники отвечавшие за их исполнение.

Петр I какие-то решения по созданию новых органов управления принимал в ходе проведенных экспериментов. Какие-то решения были прямым заимствованием зарубежного опыта. Сами названия органов управления: коллегия, магистрат и др. были заимствованы из европейской практики. К концу войны российская система управления была очень похожа на шведскую. Она имела мобилизационный характер и можно сказать, что Петр I бил шведов шведским управленческим оружием.

Эффективность созданной управленческой системы вынудила европейские страны признать Россию империей, а Петра I императором.

Нужен был выход в море, а это торговля с другими странами, заимствование культур, экономическое развитие, политическое развитие. Это возможность стать такими же могущественными державами, как Швеция ( у которой был лучший военный флот в Европе) , Голландия.

В то время железных дорог не было, вся торговля шла водным путем . Это и есть основная причина .

К ответу Андрея хочу добавит военное дело. России нужен был сильный флот.

Простор морской - свобода, желание вырваться из душной атмосферы средневекового маразма.

Равнение на запад и путем железной дубины равняться на запад.

я думаю это связано было с экономическим развитием ведь по морю легче да и быстрее не надо пресекать границы отправлять караваны с охраной а также переброска войск их огневая поддержка при осаде

Нужен был выход в море, а это торговля с другими странами, заимствование культур, экономическое развитие, политическое развитие. Это возможность стать такими же могущественными державами, как Швеция ( у которой был лучший военный флот в Европе) , Голландия.

Ответ:

– Я преподаю в своем творческом кружке, делаю работы на заказ и для выставок. Активный человек, общаюсь с креативными людьми. Возможно, преподаю в частной школе. Может, керамика и не будет хорошо продаваться, тогда нужно будет становиться преподавателем. Я не против этого, но я хочу развиваться и как художник. Хотелось бы совмещать работу с детьми и творчеством. Мне бы хотелось много времени уделять своим детям, но самореализация как художника для меня тоже важна. А еще, может быть, я бы хотела жить в Испании: маленький домик, мастерская, садик. Я там хорошо себя чувствую.ЕСЛИ НЕПРАВИЛЬНО ТО Я ИСПРАВЛЮ

Указ о единонаследии был издан в интересах дворянства. Однако недвижимое имущество могло наследоваться только одним сыном, что вызывало недовольство среди дворянства, так как многие по указу оставались без недвижимости.

СОВРЕМЕННИК О ПЕТРЕ I

О ком идет речь в этом фрагменте? К какому времени относится описанный материал?

Речь идет о Петре I. Материал относится к правлению Петра I.

(с). Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Петр I любил кораблестроение и мореходство, с детства имея к этому большой интерес. Его главной целью и мечтой было создание военно-морского флота. С детства он проявлял огромный интерес к военным делам, воспитывался именно в этом духе.

Стр. 39

Думаем, сравниваем, размышляем

1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

Осуществление поставленной Петром I задачи "прорубить окно в Европу", повлекшее за собой расширение культурных, научных, производственных и торговых связей с Западом, отразилось на метрологии как петровской, так и послепетровской эпохи.

В этот период развитие системы русских мер получило ряд особенностей, к которым следует отнести увеличение количества малых мер, повышающих точность измерений, сближение русских мер длины с английскими, введение некоторых дополнительных английских мер. Начинают выделяться некоторые метрологические центры. Коммерц-коллегия занималась вопросами единства мер и метрологического обслуживания в области торговли. Адмиралтейств-коллегия заботилась о правильном применении угломерных приборов, компасов и соответствующих мер. Берг-коллегия опекала измерительное хозяйство горных рудников, заводов и монетных дворов.

Еще в конце XVII в. Петром I был организован ввоз измерительных приборов (угломерных, оптических и др.), требовавшихся для армии и флота.

Был издан, в особенности Академией наук, основанной в 1725 г. по идее Петра I, ряд практических руководств, в значительной степени касающихся использования различных единиц измерения.

На многих оружейных заводах организовывались контрольно-измерительные лаборатории. Для обеспечения их работы российская система единиц длины была дополнена еще двумя английскими - футом и дюймом. Введение их было вызвано также необходимостью осуществлять заказы на строительство кораблей за границей.

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

При Петре I была создана эффективная система управления государством, которая имела схожие черты с системой государственного управления европейских стран. При Петре I появился Правительствующий Сенат, который приобрел законосовещательные, судебные и контролирующие органы. Создание Коллегий, проведение территориально-административной и городской реформ привели к централизации власти, создали эффективную систему управления. Такая система управления мобилизовала все силы для ведения войны, имела схожий характер со шведской системой управления. Таким образом, реформы государственного управления, проведенные Петром I, превратили Россию в европейскую державу.

Читайте также: