Культура средневековой европы план урока

Обновлено: 25.06.2024

Учитель. Распад Римской империи на Западную и Восточную, разделение церквей на греко-православную и римско-католическую привело к образованию двух типов культуры: византийской и западноевропейской. Вы познакомились на предыдущих уроках с византийской культурой. Проверим знания по данной теме с помощью графического диктанта, выполненного на компьютерах.

Учитель. Тема нашего урока: "Культура средневековой Западной Европы". Для наглядности по ходу урока мы будем конструировать логико-смысловую модель В.Э.Штейнберга, путем заполнения 6-ти координат. В центре - изучаемый объект, т.е. "средневековая Западная Европа" (слайд 1, приложение 1).

Западноевропейская культура формировалась под колоссальным воздействием церкви (слайд 2). Христианская церковь не только формировала этические представления о мире и человеке, но и активно участвовала и контролировала все сферы жизни общества.

Первую координатную ось К1 озаглавим "Образование" (слайд 3).

Достаточно долго, до XI века образование в Западной Европе было уделом духовенства. Школы, возникшие в монастырях с VI века, обучали бельцев - мальчиков, предназначенных в монахи (слайд 4).

Как вы считаете, какие в первую очередь им были необходимы знания?

(знание святого писания)

Да, действительно, прежде всего, их обучали Библии, а также курсу, состоящему из семи свободных искусств (слайд 5).

Курс делился на "тривиум" (грамматика, риторика, логика) и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение велось на латыни.

К XI веку дело образования перешло из монастырей в соборные школы, а затем и в городские школы (слайд 6). Известные учителя давали известность городу. К ним стекались из всех стран ученики, желавшие получить у конкретного преподавателя лучшие знания по логике, философии и т.д. Этих учеников называли вагантами (от лат. vago - бродить), т. е. бродячие школяры (слайд 7). Они стали создателями и исключительными носителями особого рода литературы - поэзии вагантов. Она заключается по преимуществу в песнях застольных и любовных, и конечно религиозной лирики.

Ученик. Читает из поэзии вагантов стихотворение "Фортуна".

(из поэзии вагантов)

О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает,
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.
Мощным летом
По высотам
Колесо катящая,
Неминучесть,
Нашу участь
Так и сяк вертящая.
Жил я славно,
Но злонравно
Ты меня покинула:
Скрылось благо,
Тело наго,
Вся отрада минула.
Случай правит,
Случай травит
Нас с жестокой страстию:
В твоей власти
Наше счастье
И в твоей - несчастие.
Гряньте в струны
Песнь Фортуны,
В лад со мною сетуя -
Все, что ложно,
Ненадежно,
Слейте с песней этою!

Учитель. К концу XII века некоторые знаменитые школы стали университетами: Болонья, Оксфорд, Париж (слайд 8). К XV веку в европейских странах насчитывалось более 60 университетов.

Благодаря церкви, при активном участии духовенства, развивалось не только образование, но и наука.

Рассмотрим следующую составляющую средневековой культуры - науку.

Вторую координатную ось К2 озаглавим "Наука" (слайд 9).

Хранителями многих знаний античного мира были монастыри, где находились лучшие библиотеки (слайд 10). При монастырях осуществлялись переводы трудов античных ученых (слайд 11). В средневековье ученым был в первую очередь монах. Научные опыты проводились также в стенах монастырей (слайд 12).

А теперь обратимся к искусству средневековья, которое было, прежде всего, искусством церковным. Одним из почетных видов искусства, которому покровительствовала церковь, была музыка.

Третью координатную ось К3 озаглавим "Музыка" (слайд 13).

Музыка эмоционально воздействовала на человека, поэтому во время праздничного богослужения - литургии звучало голосовое пение. Еще в начале VII века папа Григорий Великий создал сборник канонических культовых песнопений, получивших название "григорианского хорала" (звучит григорианский хорал, слайд 14). Исполняли церковную музыку на слух. Появилась необходимость в системе записи, как знаковой, так и слоговой.

В XI веке происходит настоящая революция в церковной музыке. Ученый монах, руководитель хора - Гвидо из Ареццо придумывает способ записывать музыку. За основу Гвидо взял графическое изображение струн: горизонтальные линейки. А на них как бы прикосновение пальцев: квадратные, ромбические, позднее овальные знаки (знак по латыни - "нота"). Если звук надо долго выдерживать, то нота не заштрихована. Если нота разделена вертикальной чертой, то звучит вдвое короче, а если ноту заштриховать, она станет еще вдвое короче (слайд 15). Гвидо ввел также слоговое название звуков, взяв их из начальных слогов строк известного гимна св. Иоанну (слайд 16).

Ut gueant laxis

Sancte Iohannes!

Так обозначились слоги: ут, ре, ми, фа, соль, ля. Слог "си" составили первые буквы слов последней строчки гимна. Такая система обозначения звуков была необычайно удобна для пения, так как первым звуком в слоге был согласный. Единственное неудобство составлял слог "ут". Поэтому итальянский теоретик и учитель пения Дж. Дони в 1540 году заменил его на "до", взяв этот слог из своей собственной фамилии.

Таким образом, казалось бы, несложное изобретение знаковой и слоговой записи принципиально изменило положение музыки в европейской художественной культуре: появилась возможность фиксировать музыкальное произведение. Как записал автор музыки, так и надо ее исполнять (слайд 17).

Нотами стали пользоваться также и светские музыканты. Развитие светской музыки неразрывно связано с замковой рыцарской культурой и, в частности, с музыкально-поэтическим творчеством трубадуров (слайд 18). Кто такие трубадуры?

(ученики высказывают свое мнение)

Учитель. Трубадуры - выходцы из феодальных кругов, поэты. Благодаря им в европейской поэзии появилась рифма. Трубадуры - почти всегда певцы, которые исполняют свои произведения либо на мелодии собственного сочинения, либо на народные мелодии. На музыкальных инструментах им аккомпанируют слуги - менестрели. Трубадуры выработали целую систему музыкально-поэтических жанров: кансона, сирвента, тенсона, альба, пасторела, плач, баллада (слайд 19).

(ученики записывают в словаре пояснение к музыкально-поэтическим жанрам, слайды 20, 21)

Ученики. Читают фрагменты из поэзии трубадуров.

Бернарт де Вентадорн

Как рыбку мчит игривая струя
К приманке злой, на смерть со дна морского,
Так устремила и любовь меня
Туда, где гибель мне была готова,
Не уберег я сердце от огня,
И пламя жжет сильней день ото дня,
И не вернуть беспечного былого.
Но я любви не удивлюсь моей, -
Кто Донну знал, все для того понятно:
На целом свете не сыскать милей
Красавицы приветливой и статной.

Сирвента

.
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам,
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.

Боярышник листвой в саду поник,
Где донна с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал:
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды, блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
Чепчик - от ветра прикрыться.
К ней обратился тогда я:
- Милочка! Буря какая!
Вьюга взметается злая!
- Дон! - отвечала девица,-
Право, здорова всегда я,
Вьюга пускай себе злится
- Милочка! Лишь за цветами
Шел я, но будто бы в раме
Вижу вас между кустами.
Как хороши вы, девица!
Скучно одной тут часами,
Да и не справитесь сами -
Стадо у вас разбежится!
Дон! Не одними словами,
Надо служить и делами
Донне восславленной вами, -
Право, - сказала девица, -
Сколько забот со стадами!
С вами пустыми речами
Тешиться мне не годится.
- Милочка, честное слово,
Не от виллана простого,
А от сеньора младого
Мать родила вас, девица!
Сердце любить вас готово,
Око все снова и снова
Смотрит и не наглядится.
- Дон! Говорите вы льстиво,
Как я мила и красива,
Что же, я буду правдива;
Право,- сказала девица -
Честь берегу я стыдливо,
Чтоб из-за радости лживой
Вечным стыдом не покрыться
- Милочка, феи успели
Вас одарить с колыбели,-
Но не понятно ужели
Вам дорогая девица
Как бы вы похорошели,
Если с собой бы велели
Рядышком мне приютиться!
- Дон! Те хвалы, что вы пели,
Слушала я еле-еле, -
Так они мне надоели!
Право, сказала девица, -
Чтобы вы там не хотели,
Видно судьба пустомеле
В замок ни с чем воротиться!

Учитель. Еще одной важной составляющей культуры является театр.

Христианство в борьбе с язычеством резко осуждала любые театральные зрелища. Однако церковь театр и возродила.

Четвертую координатную ось К4 озаглавим "Театр" (слайд 22).

Уже в IX веке пасхальное чтение текстов о погребении Христа сопровождалось предметной демонстрацией этого события. Посреди храма ставили крест, который потом завертывали в черную материю и относили на плащаницу - так разыгрывали погребение тела Христа. Постепенно появляется и театрализованный диалог. Например, во время празднования Рождества Христова посреди храма выставлялась икона с изображением Богоматери с младенцем, около которой происходил диалог священников, наряженных в пастухов. Так постепенно зарождается литургическая драма - театральное действие во время праздничного богослужения (слайд 23).

С XI века, во французских церквях в пасхальную неделю устраивалась большая литургическая драма "Девы мудрые и девы неразумные". Священники условно одевались женщинами, ищущими тело Христа; ангелом, торжественно объявляющим им о воскресении; появлялся даже сам Христос, возвещавший всем о своем будущем пришествии.

Еще более разнообразными были инсценировки рождественского цикла, состоявшего обычно из нескольких литургических драм, отражающих различные эпизоды евангельской истории: шествие пастухов и волхвов на поклонение младенцу Христу, гнев Ирода, избиение младенцев. И хотя литургические драмы разыгрывались в пространстве церкви, постепенно одежда священников меняется на бытовые костюмы: плащи, царские мантии, воинские шлемы. Персонажи пытаются говорить "от себя", а не только передавать евангельский текст.

Расширяется и сценическая площадка. Если вначале действие происходило только в центре храма, то со временем храм разделяли на отдельные площадки со своими декорациями (Иерусалим, Рим, Вифлеем, Голгофа). Зрители могли перемещаться от одной площадки к другой, наблюдая за происходящими сценическими действиями (слайд 24).

Использовались и различные технические приспособления. Вифлеемскую звезду спускали на веревке виде фонарика со свечой внутри. Для сцены исчезновения Христа использовали люк. Даже существовали специальные летательные приспособления для изображения спуска святого духа и вознесения ангелов.

Постепенно представление выходит за пределы церкви и в XII веке возникает полулитургическая драма, которую исполняют на паперти (слайд 25). Полулитургическую драму старались приурочить не к церковному празднику, а к шумным ярмарочным дням, когда в городе собиралось большое количество народа. В ней принимали участие не только священники, но и прихожане. Кроме евангельских сюжетов разыгрывались эпизоды Ветхого завета, и даже бытовые сценки.

В XIII веке возникает новый вид представлений на религиозную тему - миракли (от латинского miraclum - чудо), т.е. инсценировка разного рода чудес, в результате которых порочные деяния наказывались, а грешники приходили к покаянию (слайд 26).

Ученики. Класс делится на две команды. Одна разыгрывает литургическую драму на рождественский сюжет, а другая на пасхальный сюжет

Учитель. Сегодня на уроке мы начали знакомство с культурой средневековой Западной Европы. Какой вывод вы могли бы сделать?

(ученики высказывают свое мнение по пройденной теме)

К следующему уроку найдите и запишите в словаре определения романского и готического стилей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ P-Культура Западной Европы в V–XV вв..ppt

Тема урока: Культура Западной Европы в V–XV вв. Средневековые знания и образо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Культура Западной Европы в V–XV вв. Средневековые знания и образо.

Тема урока: Культура Западной Европы в V–XV вв. Средневековые знания и образование. Веселова С.Е. учитель истории Ялтинской школы №4

Цели урока Усвоение знаний о развитии средневековой культуры Западной Европы.

Цели урока Усвоение знаний о развитии средневековой культуры Западной Европы, от которой так много унаследовала современная европейская цивилизация; дать представление о состоянии образования и науки в период Средневековья; охарактеризовать выдающиеся личности Карла Великого, Пьера Абеляра, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона и их вклад в развитие мировой культуры; Продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, развивать критическое мышление у учащихся. воспитывать у учащихся уважительное отношение к культурному наследию прошлого.

План урока 1. Становление средневековой культуры 2. Схоластика. Фома Аквински.

План урока 1. Становление средневековой культуры 2. Схоластика. Фома Аквинский. 3. Школы. Университеты. 4. Наука.

Проблемный вопрос Согласны ли вы с определением Средневековья как «Темных век.

Опережающее задание на урок В ходе урока записать в таблице позитивные и нега.

1. Становление средневековой культуры античное наследие; христианство; культу.

1. Становление средневековой культуры античное наследие; христианство; культура варваров.

Переписывание книг Каролингский минускул

Переписывание книг Каролингский минускул

Капелла Карла Великого в Ахене

Капелла Карла Великого в Ахене

2. Схоластика. Фома Аквинский. Схоластика - тип религиозной философии, стремя.

2. Схоластика. Фома Аквинский. Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Логистика: 1. Человек всего не знает. 2. Ученый - это человек. Вывод: ученый всего не знает.

Схоласты Пьер Абеляр Фома Аквинский

Схоласты Пьер Абеляр Фома Аквинский

Болонский университет

Френсис Бекон — профессор Оксфордского университета

Френсис Бекон — профессор Оксфордского университета

Проблемный вопрос Согласны ли вы с определением Средневековья как «Темных век.

Домашнее задание Проработать §9, выполнить задание 8 на стр. 123 в тетради.

Домашнее задание Проработать §9, выполнить задание 8 на стр. 123 в тетради.

Выбранный для просмотра документ Культура Средневековой Европы 5-15 вв..doc

Тема урока: Культура Западной Европы в V–XV вв.

Средневековые знания и образование.

Цели урока: 1. Усвоение знаний о развитии средневековой культуры Западной Европы, от которой так много унаследовала современная европейская цивилизация; дать представление о состоянии образования и науки в период Средневековья; охарактеризовать выдающиеся личности Карла Великого, Пьера Абеляра, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона и их вклад в развитие мировой культуры;

2. Продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, развивать критическое мышление у учащихся.

3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к культурному наследию прошлого.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Восприятие и осознание нового материала:

1. Становление средневековой культуры

2. Схоластика. Фома Аквинский.

3. Школы. Университеты.

IV. Первичное осмысление нового материала.

VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.

Представление темы и ожидаемых результатов. (слайд 1-2)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Народы стран Западной Европы прошли чрезвычайно сложный путь своего культурного развития. В эту эпоху были расширены горизонты европейской культуры, сформировалась историко-культурное единство Европы, образовались нации и государства, сформировались европейские языки, были созданы памятники культуры, которые обогатили историю мировой культуры,полученные значительные успехи в науке и технике.

Постановка проблемного вопроса:

Опережающее задание на урок: (слайд 6)

В ходе урока записать в таблице позитивные и негативные черты культуры Средневековья

III. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Становление средневековой культуры.

Начиная с VIII в. культурная жизнь в Западной Европе как будто начинает возрождаться, немало усилий для этого приложил Карл Великий. Он хоть и был полуграмотным, но знал несколько языков, однако писать так и не научился.

Работа с раздаточным материалом по вопросам:

1. Для чего организовывались школы?

2. Какие предметы там изучали?

3. Почему Карл Великий приказал переписывать книги? (слайд 8)

Раздаточный материал: (слайд 9)

Подъём культуры выразился не только в строительстве. Переписывались сочинения античных и христианских авторов. Рукописи того времени отличались чётким и красивым шрифтом и изысканными миниатюрами. Велись записи важнейших событий по годам – анналы (от латинского слова annus – год). Карл лично следил за содержанием этих записей: ему было важно, каким он предстанет перед потомками.

Для управления империей Карл Великий нуждался в образованных помощниках. Его ближайший сподвижник англосакс Алкуин организовывал начальные школы во всех концах государства; он же стал и автором учебников. В Ахене была создана своего рода элитарная школа – Придворная Академия.

Карл Великий приказал сделать большое количество копий различных рукописей. И в конце V в. в столице его империи Ахене была открыта первая книгописные мастерская. Позже такие же мастерские были открыты в Туре, Реймсе.(слайд 10)

При своем дворе Карл собрал ученый кружок, который впоследствии был назван академией. В него входили самые образованные люди Западной Европы, возглавлял его британец Алкуин. Заботился Карл Великий о развитии архитектуры. По всей империи строились храмы, дворцы, соборы, монастыри. Ярким образцом этой архитектуры является Капелла в Ахене, которая сохранилась до наших дней.

2. Схоластика. Фома Аквинский.

Работа с терминами и понятиями:

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. (слайд 12)

Схоласты учили, что познать истину нужно, чтобы ум не отступал от буквы Священного Писания, а к логической цепочки доказательств не вкралась одна ошибка, которая может привести к заблуждению. Поэтому схоласты много внимания уделяли технике размышлений - логике. В античных ученых они заимствовали метод размышлений силлогизм - особый умозаключение, с помощью которого на основе нескольких (чаще двух) различных суждений выводится новое. Например:

Человек всего не знает.

2. Ученый - это человек.

Вывод: ученый всего не знает. (слайд 12)

Для познания схоласты редко применяли такие методы, как опыт и эксперимент. Им это не нужно было, потому что основным источником знаний для их логических построений было Святое Писание.

Схоласты пытались подтвердить наукой религиозные истины, увлекались логикой, даже пытались с его помощью ответить на абсурдные вопросы. Над их мудрствованиями в свое время смеялись, но именно схоласты сделали немало полезного для европейской культуры, повлияли на средневековое искусство, призвали доверять авторитетам и узнавать
мир через книгу.

3. Школы. Университеты.

Считают, что европейское Средневековье заимствовало систему школ в античности, но обогатило ее и приспособили к новым условиям.

Работа с учебником:

Прочитать стр. 109-110 и в о время чтения текста необходимо сделать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

" ? " - не понял, есть вопросы

В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Образование сосредоточилась в городах, где существовали светские школы. На базе нескольких хороших школ возникли первые высшие учебные заведения - университеты (совокупность).
Первые университеты начали появляться в XII в. Первый университет появился в итальянском городе Болонья. Впоследствии появляются университеты в Салерно, Париже, позднее в Оксфорде, Кембридже и других европейских городах. В конце XV в. в Европе действовали 79 университетов. Большинство из них существуют и поныне. (слайд 15)

Именно в это время появляются так называемые странствующие студенты, которые ходили от города к городу, чтобы посетить лекции именитых профессоров. Таких студентов называли вагантами. Именно они подарили миру многих талантливых поэтов.

Не все ученые Средневековья поддерживали схоластический подход к познанию мира. С XIII в. наблюдается углубленный интерес к исследованию природы. Значительный вклад в это сделал профессор Оксфордского университета монах Роджер Бэкон. (слайд 16)
Для современников Бэкон был загадочной личностью. Некоторые считали его даже волшебником. Был профессором Оксфордского университета, проводил химические опыты, пытался сконструировать микроскоп и телескоп, объяснил происхождение радуги, утверждал, что можно построить самодвижущиеся судна и телеги, сделать аппараты, которые летали бы в воздухе и двигались под водой. Многочисленные завистники обвинили Бэкона в связях с нечистой силой.

V. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Фронтальный опрос.

Проблемный вопрос. (слайд 18)

VI. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Решение тестирования

VII. ИТОГИ УРОКА.

Н овая европейская средневековая культура основывалась на трех основных источниках:

и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии европейской культуры XIV первой трети XVI в., которая построена на принципах гуманизма и интереса к античности.

Гуманизм (эпохи Возрождения) – в широком смысле: мировоззрение, ставящее человека в центр мира, в узком смысле: изучение наук о человеке.

Инкунабула – книга, напечатанная в период с момента изобретения книгопечатания до 1501 г. Такие книги, демонстрируют переход от рукописных книг к печатным и очень редки.

Университет – объединение преподавателей и студентов, созданное для преподавания и приобретения знаний.

Диспуты – формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

Схоластика – направление в средневековой философии, в котором истины веры должны были подкрепляться разумом и Священное Писание изучалось методом строго логических умозаключений.

Алхимия – средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные металлы.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI – XII веках, его характерные черты строгость и монументальность. Преимущественно господствовал в архитектуре.

Готика – стиль средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XIII по XVI века. Характерные особенности – устремлённость ввысь, большое количество арок, полуарок и шпилей, ажурный силуэт зданий.

Трубадур – средневековый поэт-музыкант.

Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уровень развития культуры варваров, во время завоевания ими Западной Европы, был значительно ниже, чем у покоренного ими населения. Не видя ценности в античной культуре, они уничтожали здания, статуи, живопись и книги. Сами же германцы создавали яркие ювелирные изделия, одежду и предметы быта.

Покорив Европу, германцы познакомились с христианской верой. Многие германские племена приняли крещение, однако продолжали совершать языческие обряды. Церкви пришлось осторожно подходить к языческим верованиям простых людей, чтобы избежать их недовольства. Многие священники предлагали не просто запрещать языческие обряды, а объединять их с христианскими. Например, германцам было привычнее поклоняться предметам, поэтому в храмах стали появляться статуи и изображения святых, различные реликвии. Постепенно языческие традиции варваров-германцев сливались с христианской культурой завоеванных ими земель.

В XII – XIII вв. Западная Европа переживала культурный подъём. Развитие городов, знакомство с византийской и арабской культурами способствовали развитию средневекового образования. Оно уже не ограничивалось монастырскими и церковными школами. В городах появлялись светские школы. В крупнейших городах Западной Европы при соборах возникали высшие школы (университеты), где преподавали богословие, философию, медицину, право.

Университет представлял собой сообщество преподавателей (профессоров) и студентов, целью которого было расширение круга научных знаний. Университетом управлял ректор, согласно принятому уставу. Отдельные факультеты возглавляли деканы. Лекции преподавателей дополнялись диспутами (словесными поединками). По окончании университета студенту присваивалась степень бакалавра, а затем – магистра.

Главной наукой считалась теология (богословие). Вопросы соотношения веры и разума рассматривала схоластика. Одним из самых известных философов-схоластов XII в. Был француз Пьер Абеляр, а в XIII в. – Фома Аквинский.

С VI – VIII вв. в культуру Западной Европы входят хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни.

Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. С течением времени песни соединялись, перерастая в эпические поэмы (эпосы).

В XI в. на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты – певцы назывались трубадурами, а рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, германии – труверами и миннезингерами. В рыцарской поэзии был создан образ идеального рыцаря. Стихи воспевали не только верность сеньору, щедрость и благородство, но изящество и привлекательность рыцаря. Поэты воспевали служение Прекрасной Даме.

На XII век приходится расцвет городской литературы. Создавались короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы, героем которых становился находчивый крестьянин, способный одурачить рыцарей и жадных монахов.

Ряд технических знаний накапливался в ходе строительства соборов и церквей. Среди наук процветали астрология и алхимия.

Романский стиль в архитектуре XI – XIII вв. сменился готическим (XII – XV вв.). Огромные окна храмов заполняли витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Бытовые сцены изображались на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV – XV вв.

В середине XIV в. В Италии зарождается культура Возрождения. В этот период служители искусства наряду с современными приёмами используют элементы, заимствованные из античных времён.

Эти идеи находили отражение в произведениях искусства. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени. Один из известнейших живописцев эпохи раннего Возрождения был Сандро Боттичелли.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые ______________________. Университет включал в себя три факультета: юридический, ___________, богословский. Однако обучение начиналось с особого, _______________ факультета. Преподавание шло на _________________________ языке.

Правильный вариант:

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые деканом. Университет включал в себя три факультета: юридический, медицинский, богословский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного факультета. Преподавание шло на латинском языке.

Задание 2. Религиозно – философское учение, пытающееся познать Бога и мир с помощью логических рассуждений. Выберите один ответ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства направлен на формирование у учащихся 4 классов представлений о культуре народов западной Европы в эпохи средневековья на примере Франции.

Конспект урока.

Аттестуемый педагог: Дмитриева Елена Викторовна, учитель ИЗО МБОУ ЛАД №3 г. Пензы

Предмет: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-путешествие.

Форма урока: урок творчества

Тема урока: Образ культуры средневековой Западной Европы.

Цель урока: создание художественного образа культуры средневековой Западной Европы.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о культуре народов западной Европы в эпоху

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к искусству народов мира.

Материалы: лист А3, простой карандаш

Планируемые результаты

- Предметные УУД: учиться использовать основы изобразительной грамоты и знаний полученных на уроке для передачи замысла в собственной художественной деятельности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

-Личностные УУД: сформированность мотивации к изучению культур разных стран, целостного мировоззрения, умения проводить самооценку; потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- Познавательные УУД: развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; формировать представлений о культуре средневековья; проводить анализ и сравнение, объясняя критерии сравнения; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

- Регулятивные УУД: планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, определять и формулировать цель и учебные задачи урока; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулировать свои затруднения при решении учебных задач; анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Этапы работы

Содержание этапа

1.Организационный момент

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока

I.Проверка готовности класса учителем.

II. На доске записана тема урока

--Ребята, на сегодняшнем занятии мы совершим с вами путешествие в историю. А отправимся мы в средневековье, в Западную Европу.

-- Кто знает, где находится страна Западная Европа?

-Нет такой страны. Так называют группу государств, находящихся на западе Европы

--Давайте посмотрим на карту и определим, какие страны находятся на западе Европы и где они находятся.

(работа с картой)

--Как вы думаете, а почему в теме сегодняшнего урока эти страны рассматриваются как единое целое? Что их объединяет?

-Местоположение, климат, рельеф, общие черты развития..

--А культура этих стран схожа? Подумайте, почему?

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Определение цели для данного этапа урока;

Определение готовности учащихся для достижения цели

-- Согласитесь, что одного урока мало для того, чтобы подробно ознакомиться с культурой каждой из названных стран. Поэтому мы рассмотрим западноевропейскую культуру средневековья на примере культуры Франции того времени.

3. Изучение нового учебного материала.

Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);

Использование фронтальной беседы, самостоятельной (домашней) работы для изучения нового материала.

Работа со словарными словами

--И первое, что нам встречается на начале нашего пути: загадочное и непонятное слово ГОТИКА. Может быть, кто-то из вас, ребята, знает, что оно обозначает?

--Ярким примером готики в архитектуре могут служить соборы. Городской собор-это архитектурный, идеологический и хозяйственный центр города.

Вокруг него лепились лавки ремесленников и торговцев. У его ПОРТАЛА завязывались научные и политические дискуссии, а в праздничные дни здесь разворачивались театральные зрелища.

--Обратите внимание на слайде выделено еще одно словарное слово ПОРТАЛ ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Что оно обозначает? Где с ним мы уже встречались?

(перейдя по гиперссылке, определяют, насколько ученик дал правильно ответ)

-- Какие из представленных порталов вам знакомы? К какой архитектуре они относятся?

- Архитектура Средней Азии (городов пустынь)

--Найдите общие черты у оставшихся порталов.

--Они принадлежат готическому храму.

-Итак, вернемся к храмам средневековья.

--Множество соборов Франции посвящено Деве Марии. Среди них – Нотр-Дам де Руан, Нотр-Дам де Шартр, Нотр-Дам де Реймс,

Нотр-Дам де Пари.

Слайд №4 + гиперссылки

Нотр-Дам де Пари)

--Остроконечные шпили соборов тянутся в высь, стремясь приблизится к небу. Чтобы добавить прочности тонким стенам таких высоких зданий, снаружи к ним пристраивали дополнительные опорные столбы с арками, которые и принимали на себя основную нагрузку.

-ВИТРАЖ – еще одно слово, которое появится в нашем словаре после нашего путешествия ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Витраж - это произведение из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

--Витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства. Цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой жизни, для светских властителей, для сказочных животных.

--Как вы думаете, а где еще можно было встретить готический стиль? (ответы детей)

-- Вы правы, готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги.

Слайд № 11,12

-- Заостренные, будто изломанные буквы готического письма напоминают кружева. Текст начинался с изысканного инициала – заглавной буквы, от которой отходят тонкие и нежные веточки или усики, образующие замысловатый орнамент. На этих усиках художники рисовали забавные фигурки акробатов, дракончиков.

Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.

Слайд № 13+гиперссылки

--Готический стиль так же наложил свой отпечаток и на одежду. Для моды той эпохи характерны удлиненные и заостренные формы: края одежды, вырезанные в форме зубцов,

обувь с длинными узкими носами, остроконечные чепцы -геннины, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора и порой достигали в длину почти одного метра. Казалось, что такую одежду проектировал архитектор, только вместо обычных строительных материалов в его распоряжении была ткань.

4. Закрепление учебного материала

Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе закрепления нового учебного материала.

-- Итак, наше путешествие подходит к концу. Но чтобы вернутся в наше время, нам нужно ответить на вопросы машины времени.

Какие особенности имеет готическая архитектура?

В чем различие этих построек?

Чем вызваны такие отличия?

Приведите примеры конструктивного соответствия архитектуры и одежды того времени.

Учащиеся отвечают на вопросы

Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности

Физкультминутка

Постановку конкретной учебной задачи перед учащимися

Определение результата, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока

Описание форм и методов достижения поставленной цели

Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

-- Возвращаясь из любого путешествия, мы привозим открытки, фотографии, сувениры. Все это несет в себе определенное впечатление и воспоминание о поездке.

Поэтому я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о путешествии не при помощи слов, а с помощью рисунков-впечатлений, рисунков-образов или даже открыток-образов, которые вы создадите при помощи простого карандаша.

--В результате работы у вас должны появиться черно-белые картинки. Через 15 мин. у нас состоится вернисаж ваших впечатлений.

Выполнение учащимися практической работы.

- Вот и подошел наш урок-путешествие к концу. Что нового и интересного узнали за время нашего путешествия?

-Чему вы научились?

Вернисаж работ учащихся

Результаты практической работы:




- Посмотрите на ваши работы. Какой сувенир-открытку вы бы купили. Объясните свой выбор.

5. Задание на дом,

Постановка цели самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания.

Читайте также: