Россияне как нация что нас объединяет кратко

Обновлено: 07.07.2024


ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?


Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое "идеальное" представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.

От реальности такое представление весьма далеко.

Приведу лишь наиболее яркие примеры:


1) Есть народы говорящие на двух и более языках:

- мордва говорит на двух языках - не диалектах! (эрзянском и мокшанском);

- марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.

- у евреев языков столько же сколько этнографических групп, при этом "основными" являются иврит, идиш и ладино. Более того, они - абслютно разные по принадлежности к языковым семьям. Соответственно - иврит семитский язык, идиш - германский, а ладино - язык сефардов - романский.
Всего же еврейских языков насчитывают иногда более 20.

- малый северный народ чуванцы (очень малый - их осталось сейчас около 1000 человек) говорит на 2 языках - чукотском и русском, при том, что собственный (юкагирский по происхождению) язык был ими давно утрачен.


2)Обратная ситуация - один язык используют несколько народов:

- на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,

- на португальском говорят португальцы и бразильцы;

- на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.

Отдельный вопрос - русские. В данном случае, ситуация один язык - один народ для нас, казалось бы, характерна. При этом, в прошлом русские (по мере расширения государства) ассимилировали различные народы и те, утрачивая свой язык и идентичность, вливались в русский этнос.


Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.


- среди казанских татар встречаются иной раз темноглазые брюнеты с некоторыми монголоидными чертами, но в большей степени татары - типичные европеоиды и зачастую светлоглазые блондины, русые, шатены или рыжие.

- русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).

Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).

Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).

Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.

Об этом достаточно полно и интересно информирует современный российский генетик О.П. Балановский. Так что, кто интересуется генетическим происхождением славян - милости прошу ознакомиться с его трудами.


Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.

На стыке всех трёх "культур" находится бытовая. Оно и понятно - в повседневной жизни человек пользуется одеждой, домашней утварью, соблюдает нормы обычаев, следует традициям и стереотипам поведения в обществе, а также (и это немаловажно) имеет определённые представления о духовной сфере, в той или иной степени. Поёт песни, рассказывает детям сказки и легенды, например.

Пример со сказками для русских не особо характерен. Где бы их не собирали начиная с 19 века любители старины и учёные - главные персонажи, как правило одни - Баба-Яга, Кощей, Змей Горыныч, Иванушка (то царевич то дурачок).

Менее повезло с такой однородностью немцам. Особенно с женским персонажем - аналогом Бабы яги. Нет единого для всей Германии подобного ей женского персонажа. В северных землях действует фрау Гольда, в южных - фрау Берта, иногда появляется на этой роли и третий персонаж - Фрикка.

Так что у немцев даже общей "бабы-яги" нет.

Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).


Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:


- различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).

- характер свадебных обрядов и песен (на севере - свадьба понимается как трагедия для молодой девушки и песни поются грустные, на юге свадьба - весёлый праздник).

- самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).


Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.

Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?

Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?

Что позволяет татарам быть татарами, немцам - немцами (даже без общей "бабы-яги")?

Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?

А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, "давшим напрокат" свои языки другим народам?


Ответ только один - национальная самоидентификация, национальное самосознание, позволяющее ощущать единство при всех вариациях.


Иными словами, этнос - это социальная общность, а не языковая, не биологическая, и даже не культурнооднородная. Это общность людей, объединённых ИДЕЕЙ своего единства и отличия от других.

Идея единства, другими словами, - в этнообразовании первична. И хотя люди ищут опору своего народа в чём-то материальном или более-менее осязаемом (общем быте,"крови" традициях, преданиях, языке) - то это лишь только для некого самоуспокоения, самооправдания, так сказать, этого единства.

На самом же деле - "чистых" и "единых" в биологическом, культурном и языковом плане народов не существует, да и, скорее всего, не было никогда. И чем больше народ - тем больше внутри него отличий, мозаичности, диалектов.

Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с "бытиём" (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.

Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.

Интересный материал. В советское время власти намеревались создать единую общность - советский народ, - сегодня же идёт разобщение народа по ряду признаков. Прежде всего, это уровень материальной обеспеченности; нет и не может быть единства интересов у олигарха и рядового россиянина. Далее, людей искусственно разделяют по религиозному признаку, даже придумали закон о защите религиозных чувств верующих. Русские люди разделены на приверженцев православия, противопоставленного прочим христианским течениям, приверженцев ислама и прочих конфессий.
Объединяет русских один язык, одна культура и практически одинаковое воспитание.
По-моему, центростремительные силы преобладают над центробежными. И ещё хочу сказать; народ един, пока едино государство - Россия. Для русского человека явился бы трагедией распад государства на мелкие образования. А такое уже было в период крушения государственной власти во время Гражданской войны в начале 20 века. Тогда Россия распалась примерно на 25 государств. Большевикам удалось вновь собрать Россию воедино, но стремление к сепаратизму не похоронено, оно живо.
К отделению стремятся не только республики с исламским населением, но и некоторые районы Сибири. А в начале 90-х свою, Уральскую, республику намеревался создать губернатор Свердловской обл. Э.Россель, но получил от Ельцина по лысине и притух. Он мечтал самолично пользоваться всеми благами, создаваемом регионом площадью во всю Европу. Умник.

Главное основание для единения - в сознании людей или в душе народа, если выражаться красиво. А государство наш народ так ценит несмотря ни на что, я думаю, потому, что защищать его приходилось всегда ценой своей крови и пота.

Защита государства - это почти врождённое. Вспомним Минина и Пожарского, которые объединили Русь для защиты государства; кто не шёл в ополчение, тот вкладывал деньги, может быть, последние; и те, и эти жертвовали, чем могли. Вот и я, хотя и мало где был, не представляю Россию, разделённой на части.
Меня удивляло, что бывший олигарх Быков открыто ратовал за отделение Красноярского края от России, и ему это сходило с рук. В прошлом году, правда, закрыли - его и ещё других деятелей - правда, за другие дела. Видимо, Путин считает: чем дальше укрыт человек, тем безопасней (для его власти).

Не столько государство, сколько страну. Землю. Земля на Руси - кормилица. Все эти огромные территории тоже потом и кровью присоединялись и осваивались. Климат тем более у нас не Техас и не Флорида. Россию я не представляю распавшейся. Даже, если она и распадётся, то соберётся опять. Менталитет такой. Нам как нужны большие территории. В люксембургах жить не сможем.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


— Нас объединяет многое. Русский язык, который является родным для гораздо большего числа людей в России, чем численность русского населения. Общее знание нашей истории и культуры, общее понятие о ценностях и о символах. Пусть не все знают наизусть текст государственного гимна, но все знают флаг, герб и многие другие вещи, которые являются символическими для нас.

Еще один компонент, который объединяет граждан страны и делает их одним народом, — это ощущение сопричастности к России, то, что называется патриотизмом. Включая даже и спортивный патриотизм. Когда мы дружно болеем за национальные команды на крупных соревнованиях, от футбола и хоккея до Олимпиады, мы тем самым не делим людей нашей страны по национальностям.

Каждое новое поколение проходит процесс своего внутреннего референдума. Как заметил Эрнест Ренан, жизнь нации — это ежедневный плебисцит. От рождения ведь идентичность сразу не закладывается — человек как гражданин той или иной страны воспитывается через семью, школу, коллективы, начиная от армии и заканчивая другими социальными средами. И каждое новое поколение немножко иначе воспринимает свою страну, выделяет в ней что-то свое.


Алексей Кара-Мурза, заведующий сектором философии российской истории Института философии РАН

— На мой взгляд, Россию должна объединять толерантность к ее многообразию. Россия — это мир миров, и как раз это ее держит. Некоторые считают, что это плохо, что это может вести к децентрализации и даже распаду, но лучшие времена России были как раз тогда, когда руководители страны умели держать многообразие. И наоборот — когда пытались унифицировать, становилось хуже.

Я, например, принадлежу к европейской политической культуре, которая является необходимым элементом российского разнообразия. Я не говорю о том, что он должен доминировать и уж тем более быть единственным, но его ни в коем случае нельзя гнобить. Расцвет России связан с усилением европейского элемента. И золотой век, и серебряный век — это все европейские века. И когда этот элемент начинают прижимать — дескать, нам не нужна Европа, мы самобытны, сами по себе, — на мой взгляд, это ведет к деградации России. В свои звездные часы Россия была Европой. Вся наша культура европейская. Поэтому когда мы против Европы, мы в итоге, получается, против своей же культуры.

Россия и жива в мире только потому, что она многообразна. Никакого общего знаменателя, какой-то единой огромной идентичности, на мой взгляд, быть не может — это все равно что огромное дерево обрубить под телеграфный столб. Единство в многообразии — вот код российской идентичности. Объединять людей должна толерантность. Когда объединяет ненависть — это путь к катастрофе. Но это не состояние, это процесс: чем более терпимыми друг к другу мы будем становиться, тем России будет лучше.


Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии Высшей школы экономики

— Существует много уровней идентичности, она простирается от самого очевидного — единства территории и государства, включает в себя общее правовое поле и целый ряд социокультурных аспектов. Прежде всего это, конечно, общность исторической судьбы, которую нужно понимать и принимать со всей ее драматичностью. Кроме того, у нас есть русский язык и все, что через него передается, — обширное культурное поле. Русская литература, философия являются принципиальным объединяющим фактором.

По каждому из факторов есть дискуссионные вопросы. Существуют разные точки зрения на проблемы национального строительства. Да и пространство нашей истории представляет собой поле конфликтных интерпретаций, но опять же в силу ее необычайной драматичности, особенности в последнее столетие. С одной стороны, это сильно поляризует общество. С другой стороны, история — это неотменимый факт. Как бы мы ее не оценивали, это наша история.

Что касается ценностей, то вся палитра современных ценностей присутствует в российском обществе — и формы солидарности, и индивидуалистические стратегии. Все это есть. С этим просто нужно правильно работать на уровне культурной политики. Но не в смысле изобретения чего-то и насаждения, а в смысле предъявления действительно хороших образцов, их популяризации и тиражирования.

Я вообще плохо отношусь к идее выработки новых ценностей, безумного проектного конструкторского подхода в этой сфере. В СССР только тем и занимались, что строили то человека, то какие-то ценности. Повторяю, в российской культуре все ценности, которые нужны для нормального существования общества, уже есть. Вопрос только в том, чтобы правильно расставить акценты. Есть, например, проблема правового сознания. Оно ведь формируется не через пропагандистские книжки — это вопрос поведенческих вещей, соответственно нужно создавать условия, чтобы поддерживались позитивные поведенческие образцы. И нужно выбирать правильные исторические символы.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Так что же нас объединяет, россияне?

Во-первых, гражданство России. И это немаловажно. Мы все находимся под защитой государства Российская Федерация и её вооруженных сил. Случись война, российская армия и флот будут защищать нас от агрессора, кто бы ни был. Народ также встанет на защиту своих детей, жен и стариков. В этом я уверен.

Во-вторых, наша человеческая природа - мы все едим, пьем, одеваемся, обуваемся - это общее для всех людей всего мира - мы потребляем необходимое нам в необходимом количестве. мы все потребители благ и производители благ.

В-третьих, язык - русский язык есть язык России, на нём, русском языке мы думаем, пишем в Гайдпарке и понимаем друг друга. На русском языке вещает телевидение, газеты и другие СМИ, и т.п. Русский язык есть ментальная основа для взаимопонимания граждан России, и концепты русского менталитета есть база для единомыслия в языке.

В-четвертых, территория России - мы свободны в передвижениях по России и везде в России - Россия и русский язык и русский народ, перемешанный с другими народами, населяющих Россию.

Пожалуй, в-пятых, общая власть правительства России и президента. Но здесь уже появляются политические разномыслия. На уровне политики общество разделено по классам единомыслия - единомышленники объединены в партии, движения, течения, порой противоположные друг другу по целям и способам их достижения.

В более глубокой сфере - в мировоззренческой - мы разделены на вероисповедания и философские течения, причем объединены в какой-то конфессии: христиане, буддисты, иудеи, мусульмане, атеисты, монетаристы и прочие духовные объединения. Мировоззрение - глубоко личный пласт человека и человек свободен исповедовать мировоззрение, какое он находит истинным для себя, во что он лично верит, как в истину.

Ошибкой является попытка объединить необъединимое, а именно, на уровне государственном пытаться объединять религиозной конфессией. Это значит, что основой для едиства выдвигать какую-то религию и веру и принуждать всех её исповедовать. очевидно, что это невозможно сделать для всех, всегда какие-то группы будут верить в иное, нежели требует госрелигия. Это ведет к конфликтам. Значит, базой для едиства государственного религия быть не может. религия - это для спасения души, а не для продовольственной программы КПСС или нацпроекта ЕР.

Нацию объединяет общее дело, точнее, философия нации, как нации, как её самооределение в истории. Но нельзя просто философствовать и больше ничего не делать - без труда и рыбку не поймаешь из пруда. дело нации - это её идеалы. Например, раньше был такой идеал - Святая Русь.

Созидание - это труд, без которого невозможно ничего построить. Не созидая, общество деградирует и личность тоже. Но для того, чтобы созидать успешно, нужен порядок в стране. А порядок возможен тогда, когда есть общественное согласие.

4 ноября — День народного единства. В этот день 1612 года народное ополчение выбило поляков из Китай-города, предопределив конец Великой смуты — времени разброда, шатаний и несчастий.Очень символично, что ополчение возглавили блестящий князь Пожарский и человек едва ли не из низов — нижегородский лавочник Кузьма Минин, торговавший мясом и рыбой. Люди из разных миров, у которых по определению не могло быть ничего общего, встали плечом к плечу, чтобы всем миром спасти Отечество.

Россия. Страна, которая нас объединяет

Сегодня мы часто спорим, какая идея способна объединить народ. Патриотизм, религия, монархизм, вечная идея всеобщей справедливости, наконец. Кто-то вообще считает, что обыватель ныне живет лишь собственными шкурными интересами. Но благодаря кому же тогда спустя четыре века после событий 1612 года на карте по-прежнему все видят великую Россию? Только благодаря ее народу, объединенному общей драматичной судьбой.

В нашей исторической памяти навсегда остались и трудные годы, и социальные катаклизмы, и страшные войны. Выжить в одиночку порой было почти невозможно. В этих испытаниях родилось понимание: куда бы ни забросила жизнь, рядом найдутся люди, готовые бескорыстно помочь.

А еще есть язык, действительно великий и могучий, объединяющий далеко не только русских людей. Китайцы в Европе и Америке селятся компактно и продолжают говорить по-китайски. А у нас приезжие быстро учат русский, и для их детей он становится родным.

Нигде, ни в одной стране мира, нет такого количества народов, народностей и этносов — 140! Традиция внимательного, уважительного отношения ко всем идет еще со времен Екатерины II, принимавшей делегации коренных жителей Севера. И сегодня Россия — единый мир народов. Мы разноликие и по-разному мыслим. Мы азиаты и европейцы, славянофилы и западники, капиталисты и коммунисты. И все мы россияне — слово это, кстати, родилось не во времена Ельцина, оно из XVI еще века. И у каждого есть в сердце своя малая родина и родина большая — страна, которая всех объединяет.

А братство начинается с малого — с крепкого дружеского плеча одноклассника. С совместно преодоленных трудностей и невзгод. С общего пота и слез.

О море он знает почти все. И с его помощью морскую науку познают школьники. Сегодня — их день. Они должны показать все свое мастерство на Всероссийском слете юных моряков. Шутка ли, им предстоит почти настоящий морской бой. И не тот, который на бумаге.

Ребята берут в руки красные флажки: будут передавать информацию с помощью семафорной азбуки. А как иначе, ведь они принимают участие в морском сражении.

Все участники — во флотской форме. Им еще предстоит соревноваться в вязании морских узлов, стрельбе из пневматической винтовки, знании премудростей швартовки и тонкостей устройства корабельного дизеля.

— В теплое время года мы отправляемся в поход на две недели, — продолжает Андрей Горнак. — Идем на шлюпках по Волге почти 400 километров.

Он уверен: походы сплачивают коллектив лучше всего.

Дмитрий Смирнов, протоиерей, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, за щиты материнства и детства:

— Мне кажется, на самом деле нас объединяет любовь. Эта любовь рождается в семье, когда родители любят детей, а дети — родителей. Потом эта любовь растет, становится шире. Человек понимает простую истину: что все мы — единый организм, мы часть целого, ведь каждый несет в себе частичку Бога. Постепенно, когда человек духовно растет, в нем рождается любовь ко всему сущему. Кто-то сомневается: может ли нас объединять любовь, если она эфемерна? Как можно ее измерить? Измерить на самом деле можно. В литрах. В литрах своей крови, которую ты можешь отдать за любимых людей. Российская история показывает, что наши люди эту кровь отдавали. Часто всю, до капли. Потому что любовь бесценна.

Дмитрий Фост, военный историк, писатель:

— Нас могут объединить общечеловеческие ценности. А точнее — понимание того, что все мы в своей сущностной основе — одинаковы, и каждый несет в себе искру Божью. Почему на Западе разрушаются институты семьи и государства? Потому что люди перестают считать общечеловеческие ценности значимыми. В итоге происходит атомизация общества, где каждый — сам за себя. Нам нельзя повторить этих ошибок.

Читайте также: