Роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе курсовая

Обновлено: 04.07.2024

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Актуальность работы заключается в том, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеет рисование. Занятия рисованием дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Объектом исследования данной курсовой работы является методика обучения изобразительному искусству в начальных классах.

Предметом изучения является процесс ознакомления детей младшего школьного возраста с изобразительным искусством.

Практическая значимость исследования заключается в разработке наглядных пособий по изобразительному искусству.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке тематического планирования и наглядных пособий для работы на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза: обучение изобразительному искусству младших школьников будет эффективным, если:

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

1.1Особенности педагогического рисования.

1.2.Виды педагогического рисунка.

Глав 2. Средство активизации учебного процесса.

Глава 3. Методические рекомендации использования педагогического рисунка в практике.

Введение.

Преподавание изобразительного искусства в школе имеет общеобразовательные цели. Помогает познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходства и различия. Раскрывает мир искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, к совершенству, обучает основам изобразительной грамоты.

По своей природе преподавательская работа – это творческая деятельность. Учитель должен творчески подходить к делу.

Искусство преподавания требует и знания самого предмета, усвоения основных положений педагогики, психологии, понимания методики организации учебно-воспитательного процесса, умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение в развитии у детей художественного вкуса. Стимулирует развитие логического и образного мышления, культуры речи, зрительной памяти, способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, что позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Интересный, доступный учебный материал способствуют развитию заинтересованности и мотивации к самостоятельному учебному рисунку. Педагогический рисунок имеет свои особенности, приемы, конкретные цели и задачи. В данном случае необходима определенная методика обучения педагогическому рисунку.

Следует подчеркнуть, что педагогический рисунок – тот фундамент на котором формируются прочные знания, умения и навыки в области данного предмета и методики его преподавания. Динамичность педагогических рисунков, заключается в том, что учащиеся видят весь процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности методических положений, высказанных учителем в устных объяснениях. Показывает необходимость знаний изобразительной грамоты, пользу и целесообразность учебы.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

Педагогический рисунок - изобразительная деятельность учителя связанная с иллюстрированием учебного материала, которое дополняется устным объяснением и осуществляемое непосредственно в ходе урока.




Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В отличие от других видов наглядности, он может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в процессе занятий, в зависимости от сложившихся обстоятельств

Педагогический рисунок можно разделить на два основных вида по методам их использования:

– рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе (на доске);

– небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Задачи педагогического рисунка.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. При этом надо учитывать ряд основных требований:

- Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его;

- Предельно ясным, лаконичным, необходимо выделить главное и обратить на него внимание учащихся.

- Носит кратковременный характер. Рисунок на доске дает ученикам правильное направление для самостоятельного решения задач. Не следует долго задерживать внимание учеников на доске.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. Необходимо прерывать рисование обращением к ученикам, рассказом о следующих этапах работы.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

— иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

– демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

– демонстрация поэтапного выполнения учебного рисунка или живописного этюда;

– показ одной из стадий выполнения рисунка;

– разъяснения сущности строения изображаемых объектов и предметов;

– показ композиционного решения рисунка;

– демонстрация перспективных явлений в рисунке;

– демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании.

Особенности педагогического рисования.

Педагогическое рисование - является одним из главных средств информации об изучаемом материале, видом наглядного обучения (иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели подготовленные учителем, рисунки выполненные учителем непосредственно во время урока).

Основой педагогического рисования можно назвать - графику, она способствует формированию условного, символического образа.

Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях работы ученика.

Главное качество педагогического рисования - лаконичность изображения, простота, ясность.

Наиболее важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, показать обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии и искусства

ОТЧЕТ

ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ (практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Студента (ки) 3 курса

Заочной формы обучения

Направления 44.03.01 Дубровская. Н.Ю.

Педагогическое образование Ф.И.О.

Руководитель ст. преп. Скакун. А. А.

Отчет принят с оценкой ____________________ подпись руководителя

Содержание.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

1.1Особенности педагогического рисования.

1.2.Виды педагогического рисунка.

Глав 2. Средство активизации учебного процесса.

Глава 3. Методические рекомендации использования педагогического рисунка в практике.

Введение.

Преподавание изобразительного искусства в школе имеет общеобразовательные цели. Помогает познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходства и различия. Раскрывает мир искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, к совершенству, обучает основам изобразительной грамоты.

По своей природе преподавательская работа – это творческая деятельность. Учитель должен творчески подходить к делу.

Искусство преподавания требует и знания самого предмета, усвоения основных положений педагогики, психологии, понимания методики организации учебно-воспитательного процесса, умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение в развитии у детей художественного вкуса. Стимулирует развитие логического и образного мышления, культуры речи, зрительной памяти, способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, что позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Интересный, доступный учебный материал способствуют развитию заинтересованности и мотивации к самостоятельному учебному рисунку. Педагогический рисунок имеет свои особенности, приемы, конкретные цели и задачи. В данном случае необходима определенная методика обучения педагогическому рисунку.

Следует подчеркнуть, что педагогический рисунок – тот фундамент на котором формируются прочные знания, умения и навыки в области данного предмета и методики его преподавания. Динамичность педагогических рисунков, заключается в том, что учащиеся видят весь процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности методических положений, высказанных учителем в устных объяснениях. Показывает необходимость знаний изобразительной грамоты, пользу и целесообразность учебы.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

Педагогический рисунок - изобразительная деятельность учителя связанная с иллюстрированием учебного материала, которое дополняется устным объяснением и осуществляемое непосредственно в ходе урока.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В отличие от других видов наглядности, он может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в процессе занятий, в зависимости от сложившихся обстоятельств

Педагогический рисунок можно разделить на два основных вида по методам их использования:

– рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе (на доске);

– небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Задачи педагогического рисунка.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. При этом надо учитывать ряд основных требований:

- Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его;

- Предельно ясным, лаконичным, необходимо выделить главное и обратить на него внимание учащихся.

- Носит кратковременный характер. Рисунок на доске дает ученикам правильное направление для самостоятельного решения задач. Не следует долго задерживать внимание учеников на доске.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. Необходимо прерывать рисование обращением к ученикам, рассказом о следующих этапах работы.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

— иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

– демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

– демонстрация поэтапного выполнения учебного рисунка или живописного этюда;

– показ одной из стадий выполнения рисунка;

– разъяснения сущности строения изображаемых объектов и предметов;

– показ композиционного решения рисунка;

– демонстрация перспективных явлений в рисунке;

– демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании.

Особенности педагогического рисования.

Педагогическое рисование - является одним из главных средств информации об изучаемом материале, видом наглядного обучения (иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели подготовленные учителем, рисунки выполненные учителем непосредственно во время урока).

Основой педагогического рисования можно назвать - графику, она способствует формированию условного, символического образа.

Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях работы ученика.

Главное качество педагогического рисования - лаконичность изображения, простота, ясность.

Наиболее важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, показать обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.

Методика проведения урока декоративного рисования. Методика проведения урока-беседы об искусстве. Роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Структура способностей к изобразительному искусству и методы активизации их развития у школьников. Технология развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством. Сравнительный анализ концепций художественного образования детей (В. С. Кузин, Б. М. Неменский). Система художественного образования в современных условиях. Особенности педагогической поддержки учащихся на занятиях изобразительным искусством. Обучение изобразительному искусству с позиций личностно-ориентированного образования. Дидактические принципы в обучении изобразительному искусству в школе. Педагогическая культура учителя изобразительного искусства. Активизация развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства. Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства. Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности.

Читайте также: