Роль педагога в проектной деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Пичугина Наталья Васильевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Навашино

Воспитатели нашего детского сада стараются идти в ногу со временем, применяя в воспитание детей инновационные педагогические технологии. И как мы видим на практике наиболее эффективным в наши дни стал метод проектов.

В начале своего выступления хочу раскрыть, что же такое метод проектирования, каковы его цели и задачи,какова роль воспитателя и детей, какие проекты могут быть использованы воспитателями в ДОУ.

Проектная деятельность, это одна из эффективных форм работы по воспитания детей дошкольного возраста,

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами поэтапно, в практической деятельности по достижению поставленной цели, находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Роль педагога при использовании метода проектов заключается в следующем: это учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивировать деятельность детей, использовать игровые методы и приемы.

Роль дошкольника залючается в том, что он является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем.

План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнеры, выбирается проектная группа. После защиты проекта начинается его реализация.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Педагоги должны соблюдать принципы реализации проектов они следующие:

  • Системность.
  • Сезонность.
  • Учет личности.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

При использование метода проектов необходимо соблюдать ряд требований:

  • Во- первых результат, на который соориентирован проект должен быть практическим и познавательно значим для его участников.
  • Во- вторых, поставленная проблема, должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение, гипотеза о способах ее решения; обсуждения и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
  • В - третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей. Спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Используя метод проектов воспитатель, становиться организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

Хочу подробно остановиться на классификация проектов. Все проекты деляться:

1 по доминирующему методу:

  • Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
  • Информационные - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
  • Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
  • Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

2 по характеру содержания:

  • Включают ребенка и его семью.
  • Ребенка и природу.
  • Ребенка и рукотворный мир.
  • Ребенка, общество и его культурные ценности.

3 по характеру участия ребенка в проекте:

  • Заказчик.
  • Эксперт.
  • Исполнитель.
  • Участник от зарождения идеи до получения результата.

4 по характеру контактов:

  • Осуществляется внутри одной возрастной группы.
  • В контакте с другой возрастной группой.
  • В контакте с семьей.
  • Учреждениями культуры.
  • Общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников:

  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Групповой.
  • Подгрупповой.
  • Семейный.

6. по продолжительности:

  • Краткосрочный: (несколько ООД до 1 недели).
  • Средней продолжительности: (от 1 до 3 месяцев).
  • Долгосрочный: (До года).

При работе над проектом педагоги должны реализовать четыре этапа:

1. Подготовительный этап.

На этом этапе происходит удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

2. Организационный этап.

На этом этапе педагоги составляют план проекта, определяются виды деятельности на реализацию проекта, конечный результат, сроки реализации и назначаются ответственные за отдельные этапы проекта.

3. Формирующий этап (практический).

На этом этапе проводиться ООД с детьми специалистами и педагогами ДОУ дети посещают выставки в экспоцентре, музеи и т.д. Проводятся конкурсы и смотры в рамках проекта. Проводиться совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. Презентации

4. Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Результативность работы, при использовании проектного метода:

Положительными моментами использования проектной деятельности заключается в том, что в процессе исследовательской работы у детей: проявляеться культура мышления, умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, появляються навыки исследовательского поведения, умения выдвигать идеи, преодолевая трудности вместе с взрослыми и сверстниками. Дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить

Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Проект

Тип проекта: - творческий - информационный

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыальный руководитель

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
  2. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
  3. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
  4. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
  5. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
  6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.
2. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, слушание военных песен, вальсов, заучивание стихов и песен.

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта

2 этап Организационный
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
2. Информация родителей о предстоящем проекте.
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов, составление планов.

3 этап практический

Рисование

Лепка

Аппликация:

Конструирование

Знакомство с художественной литературой:

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Подвижные игры:

ИКТ

Беседы с презентациями:

Предметно развивающая среаы:

Работа с родителями:

Для осуществления образовательной деятельностив семье по темепроекта целесообразно рекомендовать родителям:

4 Итог проекта (заключительный)

Список литературы

1. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников

2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль воспитателя в реализации проектов дошкольников.

Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технологии проектной деятельности ориентированы на исследование как можно большего количества заложенных в ситуацию возможностей, а не прохождение заранее заданного пути. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав метод проекта в один из традиционных видов занятий с детьми.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка – одна из опасностей, которая поджидает педагогов ДОУ при организации проектной деятельности.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор групповых и индивидуальных усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. Преобладание демократического стиля взаимоотношений между участниками проекта способствует активизации познавательной деятельности дошкольника, у него возникает желание поделиться знаниями, накопленными в ходе реализации проекта, привлечь новых участников.

Педагогу необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий. Необходимо отметить, что это нелегкая и энергоемкая способность — научить детей организовывать свою деятельность и достигать поставленные цели. Педагог в этом случае становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей.

От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребенка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Это требует, с одной стороны, полной включенности в процесс движения в пространстве возможностей, а с другой стороны, отстраненности от этого процесса, связанного постоянным обдумыванием, рефлексией путей движения от начального этапа проекта к конечному.

Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми – это способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.

Проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию семьи и ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

Основное назначение проектной деятельности состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий мир ребенка, применять полученные знания на практике. А кроме этого, способствует процессу социализации личности, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.


В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые понятия: дошкольное учреждение, дети дошкольного возраста, метод проектов, проектная деятельность, воспитатель

Постановка проблемы. Внедрение инновационных технологий является условием, которое обеспечивает качество и доступность реализации учебно-воспитательной работы в современном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Современные педагогические методы направлены на развитие социально-коммуникативной, познавательной, общекультурной и других компетентностей детей дошкольного возраста и оптимально соответствуют цели развития личности. Одним из наиболее действенных способов формирования компетентности дошкольников является проектная деятельность, которая способствует использованию эвристических, поисковых, проблемных и творческих методов.

Цель статьи. В данной статье мы рассмотрим роль воспитателя в организации работы по использованию метода проектной деятельности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Изложение основного материала. Современная система дошкольного образования сегодня ориентирована на полноценное развитие каждого ребенка, традиционное теоретическое образование сменяется продуктивным, главной целью которого является развитие и формирование творческой, коммуникативной, инициативной личности. Задачами педагогической деятельности являются воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно себя вести в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Именно поэтому в работе с дошкольниками целесообразно применять проектный метод.

Проект представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности ребенка [1]. Использование проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях стимулирует интерес детей к решению неких проблемных ситуаций, использованию приобретенных, в ходе учебно-воспитательного процесса, знаний, активизирует, организовывает, направляет дошкольника на творческую деятельность, познание, способствует самореализации личности дошкольника [4, с. 54].

Однако, не смотря на самоценность использования данного метода в ДОУ, нельзя забывать о том, что он имеет свои особенности: сложность и динамичность протекания хода проекта опираются на возрастные особенности и индивидуальные предпочтения детей-дошкольников.

Координатором проектной деятельности является воспитатель. Он должен понимать, что только способность организовать свою деятельность, как своеобразный проект, является залогом успешного будущего. Педагогу необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий. Необходимо отметить, что это нелегкая и энергоемкая способность — научить детей организовывать свою деятельность и достигать поставленные цели. Укрепление преемственности между ДОУ и семьями воспитанников является одним из важных аспектов внедрения проекта, ведь участники образовательного процесса (дети, воспитатель, родители) объединяют усилия для достижения совместной цели.

Каждый проект состоит из четырех этапов:

Воспитатель наибольшую активность проявляет на первом этапе — этапе целеполагания, так как это наиболее сложный этап.

Правильно намеченный план проекта — залог его успешности. На втором этапе (обсуждение проблемы, определение заданий) планируется работа над проектом, которая расширяет знания детей по теме проекта, определяются участники и их место в реализации данного мероприятия. На этом этапе воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, ответы детей на них и будут являться частичным решением проблемы, поставленной перед ними:

  1. О чем мы хотим и можем узнать? (Какие птицы живут в Симферополе? Чем они питаются в зимнее время года? Как взрослые и дети им могут помочь выжить в холода?)
  2. Где искать, у кого спросить? (Спросить у родителей, бабушки, дедушки, посмотреть в интернете, энциклопедии)
  3. Как будем узнавать? (Задавать вопросы, смотреть видеофильмы, телевизионные передачи, попросим взрослых прочитать книгу)
  4. Кому и как расскажем? (Ребятам в детском саду, воспитателю, родителям, соседям, можем создать фотоальбом, лепбук, стенгазету и др.) [2, с. 15].

На этом этапе воспитатель берет на себя роль помощника и слушателя. Он может высказать свою мысль, дать толчок для новых размышлений, предложить свой вариант деятельности. Однако, окончательное решение принимают дети, так как на этом этапе происходит процесс интенсивного самоопределения ребенка, осознания им отведенной роли в данном проекте.

На третьем этапе происходит практическое воплощение проекта. Дети работают индивидуально, в подгруппах или все вместе (в зависимости от количества детей, участвующих в проекте). К работе активно привлекаются родители.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных вопросов и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Конечным этапом является презентация проекта. Показ результата проделанной работы по теме проекта можно провести в виде развлечения, театральной постановки, выставки работ, лепбука и др. Большое значение здесь приобретает самоанализ работы детьми, показ приобретенных знаний и возможностей.

На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.

Вывод. Заинтересованный развитием своих воспитанников педагог, не сможет оставить без внимания такую деятельность как проект. Проект, как метод работы с детьми, требует творческого руководителя, который сможет научить детей неординарно мыслить и действовать. Умение педагога координировать работу дошкольников является показателем высокого уровня его компетентности.

  1. Варенцова Н. С. Развитие способностей в проектной деятеятельности// Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2008. — № 1.
  2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 64 с.
  3. Виноградова, Н.А., Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
  4. Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников/ В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.: ил.
  5. Михеева, Е. В. Современные технологии обучения дошкольников/ Е. В. Михеева. — Волгоград: Учитель, 2014. — 223 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, метод проектов, проект, воспитатель, дошкольный возраст, этап, инициативная личность, обсуждение проблемы, постановка проблемы.

  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
  • помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
  • развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование различных знаний, умений.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников можно использовать:

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
  • Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • Метод демонстрации
  • Метод объяснения нового материала
  • Рассказ воспитателя
  • Рассказ ребенка
  • Чтение литературы
  • Метод детского исследования,
  • Метод проектов
  • Метод моделирования проблемных ситуаций
  • Метод рассуждения
  • Метод решения проблемных задач, ситуаций.

Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:

  • во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
  • во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
  • в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;
  • уметь доказывать;
  • делать выводы и рассуждать;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов.

На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Последовательность работы над проектами:

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни ДОУ.

Задача родителей на всех этапах проекта: знать суть проектной деятельности, в которой участвует их ребёнок; суть её этапов, требований к процессу и результату выполнения; всячески содействовать своему ребёнку, помогать педагогу.

Выводы

Использование метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему адаптироваться к школе.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно - исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Я считаю, что в проектно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Читайте также: