От чего зависит результативность каждого упражнения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Для проведения контролирующих мероприятий довольно часто я использую такие вот шпаргалки-напоминалки. Возможно, вам тоже пригодятся!

Вся работа по физическому воспитанию ложится на воспитателей, если нет руководителя по физическому воспитанию. Контролирует же это направление заведующий и медицинский работник. Чаще это медсестра. Если врач приходит в дошкольное учреждение, он ведет осмотр, что тоже важно (например, антропометрические изменения фиксируются). В листке здоровья отражены все особенности ребенка. Определены две группы здоровья, что необходимо помнить при проведении занятий. До проведения занятий необходимо проверить сохранность всего оборудования, используемого в работе с детьми. Отводится немаловажное значение и одежде, в которой занимаются ребята и педагог.

Контроль занятия не предполагает просмотра всего занятия целиком. Можно, например, проверить планирование:

Наличие закаливающих мероприятий.

Развитие интереса к физическим упражнениям.

Для контроля обеспечения оптимальной физической нагрузки следует смотреть, как педагог:

  • для каждой части занятия подбирает специфические упражнения: подготавливающие, разминочные во вводной; обучающие и тренировочные в основной; успокоительные в заключительной. Упражнения должны учитывать анатомические признаки, интенсивность, сложность;
  • программирует ее объем и распределяет с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности;
  • внедряет специальные приемы повышения физической нагрузки: увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесения дополнительных пособий, усложнение правил, заданий.

При контроле усвоения детьми программного содержания можно планировать умение воспитателя:

Контроль за двигательной активностью на занятии может быть проведен, как оценка:

Контроль за организацией образовательного процесса молодыми или малоопытными педагогами может заключаться в использовании различных групп приемов повышения двигательной активности детей на занятии:

  • использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой);
  • четкость, краткость речи воспитателя;
  • многократное повторение движений;
  • эффективное использование физкультурного оборудования.

Контролируя успешное включение в занятие активной мыслительной деятельности, руководитель может просмотреть, использует ли педагог:

  • пространственную терминологию и специальные упражнения на ориентировку в пространстве;
  • называние упражнений и проговаривание действий;
  • привлечение детей к оценке, самооценке;
  • предоставление самостоятельного выбора детьми способа выполнения действий;
  • создание поисковых ситуаций;
  • сравнения, анализ, вопросы.

Гимнастика в детском саду

Контролируя проведение гимнастики утренней или вечерней, возьмите на заметку такую шпаргалку.

Строевые упражнения

Построения В колонну; в шеренгу; в круг; в полукруг; врассыпную.
Перестроения Из колонны по одному в колонну по …; из колонны в круг или несколько кругов; из одной шеренги в две или …
Повороты На месте и в движении налево, направо (90°), вполоборота (45°), кругом (180°).
Смыкания и размыкания Уменьшение или увеличение дистанции шагом, прыжком, бегом. Интервал или дистанция определяется шагами, зрительными ориентирами, положением рук.
Передвижения строем Изменяется вид строя, способ движения, направление.

Построения

3 – 4 звена вдоль площадки

1) Колонна останавливается, звенья по очереди выходят на ориентир;

Первая тройка устанавливает интервал;

Циклическое движение, отличается от ходьбы темпом, наличием фазы полета; требует более совершенного ритма, устойчивого равновесия, согласованности действий.

Виды бега:

  • обычный в среднем темпе;
  • широким шагом;
  • по пересеченной местности;
  • быстрый бег;
  • с захлестыванием ноги назад, доставая пятками ягодицы;
  • с разным темпом;
  • челночный бег (перенос игрушек);
  • с высоким подниманием колена;
  • скрестным шагом и др.

Прыжок

Ациклическое движение, состоящее из четырех фаз (подготовительная, толчок, полет, приземление).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

III Эффективность применения физических упражнений

В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.

Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.

Физическое воспит.- педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Цели: оптимизация физического развития человека; всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

В процессе физвоспитания решается большое количество задач.

Самая распространенная классификация задач Физического Воспитания предложена Домной Васильевной Хухлаевой, она предложила разделить все задачи на 3 группы:

1) воспитательные задачи, которые направлены на решение задач разностороннего развития ребенка средствами физической культуры. Н-р: (задачи) - развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности; - формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности; - воспитывать грациозность, выразительность движений.

2) образовательные задачи; раскрывают последовательность формирования двигательных умений и навыков; н-р: - учить лазать по гимнастической стенке не пропуская реек; -закреплять умение ловить мяч двумя и одной руками.

3) оздоровительные задачи; конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка; Делятся на частные задачи: -формировать свод стопы; - формировать правильную осанку и тд.

ВЫВОД: все задачи физвоспитания должны решаться в комплексе, в единстве.

Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменения физического состояния ребёнка. Они имеют ряд своих характерных особенностей.

В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:

*упражнения на расслабление;

*упражнения на растяжку;

* упражнения на формирование осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы);

* для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса);

* на отдельной части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища, шеи, ног);

*на развитие отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);

* на развитие психики (внимание, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени);

Конкретный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих самому упражнению, но и от ряда условий его выполнения. Поэтому надо рассматривать сущность каждого упражнения в единстве с методикой его провидения и другими существующими условиями. Необходимо каждый раз подбирать наилучшую пропорцию между приёмами, делающими занятие удовольствием и даже развлечением, и приёмами, приучающими серьёзно и настойчиво трудиться. Чем старше дети, тем важнее развивать интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности.

По выполнению упражнения можно поделить:

*с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );

*на детских снарядах;

*прием круговой тренировки (на тренажерах)

*упражнение в игровой форме, создают у детей интерес и желание

*проведение упражнений в соревновательной форме, на этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка, т е когда движения хорошо знакомы детям.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики - общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.

Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.

Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.

В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.

Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.

Основной формой организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является физкультурное занятие. Назначение:

- Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные физические нагрузки;

- Удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;

- Формировать двигательные умения и навыки, физические качества.

Иными словами, на физкультурных занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Длительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем и физической подготовленностью. В санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, указывается, что длительность занятия составляет:

- в младшей группе - 15 мин,

- в средней группе - 20 мин,

- в старшей группе - 25 мин,

- в подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.

При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку. Чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие движения как лазание, прыжки с разбега, упражнения в равновесии и с элементами акробатики.

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движе­ний, ко всему времени занятия, выраженным в процентах.

Моторная плотность = время, затраченное на движение / общее время занятия *100%

Моторная плотность занятия в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.

Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего.

Константин Дмитриевич Ушинский

Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Соответственно содержание образовательной деятельности по физической культуре составляют физические упражнения, обозначенные в программе по которой работает дошкольное учреждение.

Необходимым условием эффективного решения задачи формирования двигательных умений и навыков является планирование. Планирование – распределение физических упражнений и приёмов их проведения на определённый отрезок времени. Инструктор по физической культуре составляет перспективный план на год и календарный план на одну или две недели. Составление календарного плана без наличия перспективного способствует тому, что обучающие задачи решаются неравномерно, так как одни и те же движения встречаются часто, а другие отсутствуют долгое время и, соответственно не закрепляются. Кроме того, перспективное планирование помогает строить работу в определённой системе, соблюдать постепенное усложнение материала. Поэтому при составлении перспективного плана необходимо учитывать следующее:

Состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Учёт позволяет видеть изменения различных показателей у детей, определять правильность планирования и своевременно вносить в него соответствующие коррективы.

План должен быть информативным, понятным, кратким, поэтому я считаю, что для удобства в работе при планировании лучше использовать табличную форму, структура которой дублирует структуру образовательной деятельности по физической культуре. В таблицу кратко вносятся названия основных видов движений, подвижных и малоподвижных игр. Я в перспективный план вношу также строевые упражнения.

При планировании упражнений в основной части образовательной деятельности лучше использовать данную в программе последовательность основных видов движений.

Для удобства и достижения системности целесообразно составить схему планирования основных видов движений на каждую неделю. Начинать лучше с упражнений в равновесии, так как они требуют меньшей физической нагрузки.

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Читайте также: