Функциональный анализ малиновский кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под влиянием книги Фрэзера "Золотая ветвь" Малиновский увлекся этнографией и поставил целью создать научную теорию культуры. Много путешествуя, он не только наблюдал живую культуру, но и активно участвовал в ней. Благодаря этому он пришел к очень интересным выводам. По Малиновскому, не так важно, что думает человек по поводу своего поступка, но важно, чтобы он поступал так, как предписывается общественными нормами. Не так важно, как понимают те или иные обряды, церемонии и символы. Важно, являются ли они функциональными, отвечают ли какой-либо потребности общества. Каждый человек мыслит в соответствии с уровнем своего развития и не все одинаково осознают потребности общества. Но нужно иметь такие символы, установки, верования, которые обеспечивают практическое взаимодействие, реальное выполнение обязанностей и норм.

Свою теорию Малиновский изложил в книге "Научная теория культуры" (1994). Эта теория сочетает элементы натурализма, бихевиоризма, психоанализа со структурно-функциональным методом.

У меня писать ясном, доходчивым языком, Малиновский рассуждал строго и подкреплял свои рассуждения фактами. Он выступал против беллетризированной культурологии, ищущей чудеса и тайны, но не умеющей осмыслить свои повседневные функции.

Функционализм Малиновского полемически заострен. В нем утверждается необходимость, детерминированность, взаимосвязь культурных установлений. Малиновский возражает против описательной, фактографической науки, которая лишь фиксирует разрозненные черты культуры.

Все явления культуры проходят проверку временем и лишь постепенно институционализируются, "завоевывают место под солнцем". Конкурируя с другими, выполняющими сходную функцию предметами, они доказывают свою эффективность. Процесс этот осложнен тем, что разные люди и разные социальные группы могут по-разному оценивать "эффективность", т.е. полезность, правильность, справедливость одних и тех же элементов культуры. В культурном мире идет "борьба за существование". Выживают и удерживаются наиболее эффективные, дешевые, удобные, универсальные ее элементы. Благодаря этому, культура становится все более компактной и монолитной.

Этот вывод Малиновского представляется, однако, весьма уязвимым. В примитивных культурах, где нет резкого социального расслоения и сложных рыночных механизмов, действительно, культура однородна и компактна. В больших современных цивилизациях культура многослойна. Здесь одной потребности могут соответствовать разные "культурные ответы". При этом в некоторых социальных слоях и национальных меньшинствах удерживаются формы культуры, неприемлемые для большинства, но престижные или соответствующие давней традиции.

Требование или принцип функциональности культуры заставляет искать смысл и ценность в том, что на первый взгляд смысла и ценности не имеет. Однако этот тезис подвергался справедливой критике, потому что легко приводит к тавтологии: культура функциональна потому, что все существующее функционально. Но проблема как раз в том и состоит, чтобы выяснить - когда, в каком отношении и в какой степени данное явление четко и однозначно определены. Культурные явления могут менять свои функции. Многое в культуре амбивалентно. Есть свои плюсы и минусы в том, чтобы жить в городе или жить в деревне, иметь богатство или не иметь его, жениться или не жениться. Амбивалентна религия - она дает веру, но сковывает разум, амбивалентна и наука - дает значение, но разрушает веру.

Малиновский и сам сознавал нечеткость теоретических оснований функционализма, сводя их в конце концов к простой формуле Иисуса Христа: "По плодам их узнаете их!" Иначе говоря, он подчеркивал практичность, конструктивность функционального подхода.

В ряде своих работ Малиновский показывает, что функциональные элементы культуры - действия, идеи, вещи - могут иметь символический характер. Символы нужны потому, что многие важные для общества цели и нормы не имеют большой силы для индивидуального сознания. Индивид действует обычно, исходя из собственной выгоды и своего расчета. Но обществу важно, чтобы и с повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы, поддерживались бы "стратегические" цели и интересы. Для этого нужны символы, святыни. Имена национальных героев вспоминается не часто. Но когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущественной силой.

Таким образом, функционализм, начиная с утверждения практической, утилитарной ценности культуры, приводит к пониманию символов культуры, приводит к пониманию символов как функции особого рода.

Культура возникает из практических потребностей, но по мере ее развития все большая доля совокупной энергии членов общества направляется в русло творческой, духовной активности. Эмпирически установлено, что чем больше доход, тем меньшая его часть тратится на питание и удовлетворение необходимых нужд. Параллельно росту дохода возрастают траты на досуг, спорт, образование.

Методологически опирался на теорию Дюркгейма, но так как она страдает от некоторых метафизических предубеждений и от полного отрицания интроспективных психологических выводов и от биологической основы поведения человека, он дополнил её элементами, взятыми из психоанализа и бихевиоризма.

Психоанализ подошел потому, что он "был занят поисками определяющих факторов культуры в сфере биологич. побуждений организма" и психоанализ также не способен пройти мимом органической взаимосвязи культурных элементов, воплощенных в любой структуре.

Бихевиоризм: совпадение бихевиористских методов с его собственной концепцией полевой работы: "иметь дело только с наблюдениями внешних проявлений".

В трактовке организационного поведения людей Малиновский признавал примат биологических начал человека над духовными и утверждал, что "теория культуры изначально должна основываться на биологических факторах".

Т.о. человек прежде всего нуждается в удовлетворении потребностей своего тела(питание, проживание, безопасность и т.д.). Все это можно разрешить через создание артефактов, которые и составляют культуру.

Функциональный анализ – анализ, при помощи которого возможно определить отношения между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной.

Фактор, который необходим для осмысления любой фазы культурного поведения, заключается в том, что люди организованы в стабильные группы.

Каждое заведение (будь то дом, общежитие и т.д.) базируется на нек. законном основании, системе ценностей и соглашений. И каждое заведение отвечает каким-то потребностям своих обитателей и общества, т.е. выполняет функцию.

Базовая единица функционального анализа – институт – соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Также предполагается, что люди находятся в определенных отношениях друг к другу и к специфической части их естественной или искусственной среды.

Почему институт? – он обособлен, конкретен, обладает определенной структурой, универсален.

Культура – единое целое, состоящее частью из автономных, а частью из согласованных между собой институтов.

1) он детально описывает процесс формирования и обособления институтов

2) на базе этого описания он выделяет конкретные признаки и общие черты различных институтов, а также те универсальные функции, которые они выполняют в рамках любой культуры.

Перечень институтов по принципам интеграции:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) Принцип продолжения человеческого рода (включает кровные связи, установленные брачным договором и распространенные принципом родства). Пример: семья, организация добрачного ухаживания, клан, система кланов.

2) Территориальный (общность интересов, производная от смежности, общность границ и возможность сотрудничества). Пример: муниципии (соседствующие локальные группы), деревня, крупный город, племя.

3) Связан с анатомией и физиологией человека. Пример: примитивные половые тотемные группы, организации, осно физиологических или на анатомических физиологич. различиях.

4) Принцип, базирующийся на ассоциации, добровольном объединении индивидов в группы по их воле. Пример: членство в тайных клубах, кружке или творческом союзе.

5) Специализация деятельности людей, с их проф. способностями, обучением и выбором. Пример: маги, колдуны, цеха, гильдии, предприятия, проф.объединения.

6) Социальная иерархия. Пример: сословия и ордена знати, священников, горожан, кастовая система.

7) Всеобъемлющий принцип интеграции, с помощью культуры и полит.власти. Пример: племя, национальность.

Ряд проблем, связанных с видами интеграции в рамках каждой культуры решается по-своему.

Функция различных типов институтов предопределяет ряд особенностей каждой культуры. Каждый из типов институтов имеет одинаковую структуру: 1) "материальный субстрат" (спец. выделенная доля матер. средств и орудий, часть матер. благ), 2) хартия (система ценностей, ради кот. люди организуют группу или вступают в организ. группы), 3) состоит из участников, 4) правила и нормы.

Общий результат совместной деятельности людей, организованных с помощью института, Малиновский связывает с понятием функции. Функция – роль данного института в целостной схеме культуры. Например, функция института семьи – поставлять обществу новых граждан.

Суть функционального анализа состоит в том, чтобы связать культуру (и ее институты) с человеческими потребностями.

Концепция потребностей: аппарат культурных институтов представляет собой средство, при помощи которого люди удовлетворяют свои "постоянные жизненно важные" потребности. 2 аксиомы. 1ая – каждая культура должна удовлетворять все биол. потребности. Мал-ий выделил "набор биологич. потребностей, включ. во все культуры": дыхание, сон, отдых, питание, испражнение, размножение. Эти потребности он определил как "базовые". Что же касается функции, то для физиолога это прежде всего разница между состоянием организма и окр. его среды до и после выполнения поведенческого акта. Эти базовые потребности он соотносит с культурными реакциями на них. Все культурные ответы – результат коллективного действия, которое подчинено набору традиционных правил. 2ая аксиома – каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности. С началом любой культурной деятельности возникает производная потребность, тесно связ. с биологическим типом потребностей и зависящая от него, но явно включ. в себя новые виды детерминизма.

Очевидно, осознавая аналитическую бесплодность биопсихологического варианта своих методов, Малиновский давал совер шенно иную их трактовку. Можно вполне определенно говорить о принципиально ином варианте методов функционального и институционального анализа, варианте, нацеленном не на универсалистское объяснение социальных явлений, а на отражение реальности их взаимодействия и взаимосвязи в конкретных обществах.

Что же дают методы анализа Малиновского для познания конкретных обществ? Ответ на этот вопрос должен соответствовать природе рассматриваемых методов, в которых воплощены две слабо связанные тенденции. Первая тенденция (назовем ее теоретико-объяснительной), ориентирующая на истолкование конкретных фактов с позиции биопсихологической теории культуры, по сути дела не в состоянии что-либо объяснить в изучаемой реальности. Вторая тенденция сводит теоретическое объяснение конкретных фактов к их описанию. Правомерно ли такое сведение? При всей сложности проблемы соотношения научного объяснения и научного описания мы вынуждены признать, что категоричность, с которой Малиновский ставит знак равенства между этими процедурами, неправомерна. Научно объяснить социальное явление означает ответить на вопрос: почему данное явление существует в своей качественной определенности и в своих взаимосвязях с другими явлениями? Адекватный ответ на этот вопрос (особенно в той его части, которая касается качественной определенности явления) возможен только при органическом сочетании причинно-следственного (историко-генетического) и структурно-функционального анализов. Сама природа методов Малиновского полностью отрицает возможность изучения причинно-следственных связей, что априорно ограничивает объяснительные потенции данной методологии, но отнюдь не устраняет их полностью.

Объяснительные возможности описаний, или моделирующих объяснений, зависят, прежде всего, от характера аналитических моделей, выраженных в категориях и понятиях Малиновского. Операциональная неопределенность аналитических моделей Малиновского преодолевалась им чисто интуитивно, что порой приводило к выводам, вытекающим не столько из описываемых фактов, сколько из философско-мировоззренческих установок. Характер этих установок (эмпиризм, бихевиоризм, психологизм и т. п.), наряду с беллетристическим стилем его описательных трудов, послужил причиной того, что декларируемые им системные принципы привели лишь к простой констатации внешне выраженных взаимосвязей в изучаемом обществе, за которыми нельзя увидеть не только системообразующих сил, но даже внешних проявлений системности общественных отношений. Ограниченные объяснительные возможности моделирующих приемов в описательных трудах Малиновского нередко делали выводы исследователя расплывчатыми и многозначными, тавтологичными и противоречивыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Петербург в жизни и трудах Н.П.Анциферова

Петербург в жизни и трудах Н.П.Анциферова Петербург занимает особое место в русской литературе. Однако, как заметил современный исследователь: «при обзоре авторов, чей вклад в создание Петербургского текста наиболее весом, бросаются в глаза две особенности:

2.2. Институты первобытного общества в трудах классиков британской социальной антропологии

2.2. Институты первобытного общества в трудах классиков британской социальной антропологии Установка на индуктивный, экспериментальный, эмпирический характер научного познания со времен Ф. Бэкона стала широко признанной в британской науке, во всяком случае первые

2.2. Общетеоретические концепции культуры и общества Б. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна

2.2.1. Теория культуры Малиновского

2.4. Методы конкретно-научного анализа в функционализме

2.4. Методы конкретно-научного анализа в функционализме Проблема соотношения общеметодологического и конкретно-научного уровней познания давно и довольно остро стоит в науковедении и, по нашему мнению, далека еще от окончательного решения. Тем не менее мы рискнем

2.6. Методы конкретного анализа в работах Рэдклифф-Брауна

2.6. Методы конкретного анализа в работах Рэдклифф-Брауна Методической стороне своей концепции Рэдклифф-Браун придавал особое значение, считая методологию стержнем всякой научной позиции. Методы конкретного анализа Рэдклифф-Брауна, которые он собирательно называл

Возникновение зрительного образа на экране. Попытка конкретного примера

Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского.

Границы применения теории Малиновского

Границы применения теории Малиновского Теория культурных изменений Малиновского на самом деле не носила общего характера, но рассматривала влияние индустриализации на сельские общества. Он черпал примеры из материалов по Африке, большей частью опираясь на африканские

2 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 39.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 209

Помимо онтологического, Малиновский дает еще и методо­логическое обоснование необходимости отталкиваться в создании теории культуры от органических потребностей: при описании культуры необходимо опираться на ее наблюдаемые и притом по­нятные по смыслу поведенческие проявления, а наиболее понятны среди них именно те, которые связаны с удовлетворением универ­сальных человеческих потребностей 3 .

Таким образом, функциональный анализ оказывается не­разрывно связан с теорией потребностей. Последняя прописана Малиновским весьма подробно.

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 33.

2 Там же. С. 33-34,43.

3 Там же. С. 43. Здесь можно усмотреть довольно странную инверсию вебе-
Р°вского принципа инструментальной рациональности (или целерациональнос-
Ти ) как опорного идеального типа для конструирования понятного по смыслу
Де йствия.

210 История социологии

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 48.

2 Там же. С. 46.
■'Там же. С. 56.
4 Там же.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 211

тя путаница все-таки возникает), Малиновский называет такие преобразованные потребности культурными, производными или вторичными, в противоположность базисным, или биологическим. Культурные потребности соответствуют базисным, но никоим об­разом им не тождественны.

Следующим шагом у Малиновского становится соотнесение базисных потребностей с соответствующими культурными реакци­ями. Вокруг каждой из базисных потребностей происходит крис­таллизация определенных культурных процессов и продуктов 1 :

Базисная потребность Культурная реакция
1. Метаболизм (обмен веществ) Продовольственное обеспечение
2. Воспроизводство (продолжение рода) Родство
3. Телесные удобства Жилище
4. Безопасность Защита
5. Движение Деятельность
6. Рост и развитие Обучение
7. Здоровье Гигиена

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 58. 2 Там же. С. 63.

7,12 История социологии

Инструментальные императивы Культурные реакции
1. Культурный аппарат техни­ческих приспособлений и потребительских благ должен производиться, использоваться, поддерживаться и заменяться новым производством Экономика

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 76. 'Тамже. С. 88.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 213

2. Человеческое поведение с точки зрения его технических, обыч­ных, правовых или моральных предписаний должно быть ко­дифицировано и регулироваться действием и санкцией Социальный контроль
3.Человеческий материал, бла­годаря которому поддержива­ется каждый институт, должен обновляться, формироваться, воспитываться и обеспечиваться исчерпывающим знанием пле­менной традиции Воспитание и образование
4. В рамках каждого института власть должна быть четко оп­ределена, наделена властными полномочиями и оснащена средствами принуждения к вы­полнению ее распоряжени Политическая организация

Помимо инструментальных, Малиновский выделяет также интегральные императивы. Удовлетворение потребностей не одним, а одновременно многими институтами указывает на его интеграль­ный характер. Интегральное измерение культурных реакций обес­печивает символизм, преобразующий человеческое поведение в культурное поведение и придающий ему смысловую целостность. Это достигается за счет того, что он преобразует физиологическое побуждение в культурную ценность. Суть этой трансформации вы­ражается, например, в том, что аппетит у человека может возни­кать не только в силу нехватки питательных веществ в организме, но и в ответ на присутствие сотрапезников, обычную обстановку трапезы, символические репрезентации пищи и т. д.

Выделение этих императивов позволяет Малиновскому внести важные штрихи в определение природы культуры. Человек как сугу­бо биологическое существо не нуждается в культурных институтах, н о, как только они возникают, он уже не может без них обойтись, и они приобретают для него обязывающий, принуждающий харак- Те Р- Человеческое поведение подчинено одновременно двум видам

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 87.

214 История социологии

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология. С. 80.

5 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 101.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 215

Схема анализа, предложенная Малиновским, содержит не­мало противоречий и иных недостатков. Тем не менее она была многими принята и оказалась в свое время весьма плодотворной для полевых исследований.

Читайте также: