Ритмопластика в доу на занятиях как инновационная педагогическая технология

Обновлено: 05.07.2024

целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Содержание:

формах организации педагогического процесса

  • Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности
  • Результаты внедрения технологии в практику
  • Литература

Технология развития по ритмопластике и использование ритмопластики в музыкальной деятельности дошкольников

актуальность очевидна: в музыкально-ритмической деятельности наиболее комфортно и привлекательно для детей происходит целостное развитие личности ребёнка, укрепление его психического и физического здоровья, раскрытие творческого потенциала и приобщение к музыкальному искусству.

Поскольку музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем, он интернационален.

Все современные программы по ритмике и пластике объединяет одна общая цель - гармоничное развитие личности, единство духовного и физического.

Существуют много направлений в музыкально-ритмическом воспитании детей: основная гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, музыкально-подвижные игры, танцы, хореография и другие направления. Все они позволяют решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Технология ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях, как и любая технология обучения, - это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, это совместная деятельность педагога и детей, направленная на достижение поставленной цели. Из этого следует, что организация занятий музыкально-ритмическими движениями обеспечивается рядом методических приемов, которые использует педагог в своей работе и вызывают у детей желание творчества. Набор методов, приемов работы педагога-музыканта направлен на музыкальное развитие детей.

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Цель данной технологии:

целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

  • развитие музыкальности,
  • развитие двигательных качеств и умений,
  • развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку,
  • развитие и тренировка психических процессов,
  • развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

Для выполнения этой задачи должны учитываться следующие

  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания,
  • систематичность,
  • постепенность,
  • последовательность,
  • повторность,
  • доступность и индивидуализация,
  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • интеграция образовательных областей.

В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает. Предварительный настрой к моменту прослушивания произведения, дальнейший разбор содержания музыкального произведения помогают правильно воспринять музыку. Но более осмысленно дети воспринимают музыку, когда могут выразить свое отношение к ней через исполнительство, а именно, посредством движений под музыку. Подбор специальных упражнений помогает понять отдельные средства музыкальной выразительности. Дети меняют направление движения со сменой частей и музыкальных фраз произведения, изменяют характер движений со сменой динамики, регистра, темпа музыки.

В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения.

Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок мелодии, осознать средства музыкальной выразительности помогает детям в пении, делает его более выразительным, музыкальным.

Следовательно, музыкально-ритмическая деятельность способствует комплексному решению задач музыкального воспитания детей.

Систематичность, постепенность, последовательность

- основные педагогические принципы.

Принцип доступности и индивидуализации

предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, то есть определение посильных для него заданий. Доступность не должна означать отсутствие трудностей, а должна быть направлена на возможность успешного преодоления этих трудностей путем физических и психических усилий занимающегося. В связи с этим необходимо знать норму допустимых нагрузок для каждого возраста и для каждого отдельного ребенка. А иначе можно неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша.

Чтобы научить ребенка красиво и осознано двигаться под музыку, педагогу необходимо включать в занятия простые, интересные упражнения, которые не вызывают у детей особых затруднений для их восприятия и исполнения. Марш - эта музыкальная форма, движение наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна для начинающих.

Обучение любому движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть целенаправленным и понятным для ребенка. Педагог при этом должен учитывать и то, что не все дети с первого раза могут понять его объяснения. Надо помнить об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Для успешного достижения поставленной цели ребенок должен ясно понимать и представлять, что и как нужно выполнять; также у него должно быть желание выполнить то или иное задание педагога. В этом и состоит

принцип сознательности и активности обучения.

Еще одним принципом в обучении является принцип наглядности.

Этот принцип понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность - это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но, надо отметить, что на начальном этапе разучивания движений главенствует зрительный анализатор, а на заключительном - двигательный.

Наглядность должна сопровождаться образным словом, которое поможет вызвать необходимые двигательные представлении из предыдущего двигательного опыта. Например, осенние листочки при безветренной погоде тихо падают на землю, а при ветре кружатся в воздухе, срываясь с ветвей качающихся деревьев. Этот образ дети легко передают, если на прогулке обратить их внимание на листопад, на занятие рассказать о легком летнем ветерке, который прощается с листочками, или о злом осеннем ветре, который кружит осенние листья. В зависимости от образа дети двигаются или легким бегом, или выполняют стремительный бег на носочках.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Для каждого упражнения, игры, танца педагог выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

В работе используются следующие методические приемы:

  • метод показа,
  • словесный метод,
  • музыкальное сопровождение,
  • импровизационный метод,
  • игровой метод,
  • концентрический метод

Прежде чем начать разучивание нового движения, позы педагог показывает его. В исполнении педагога движение предстает перед детьми в законченном варианте, и дети видят художественное воплощение образа, что будит их воображение. Этот метод широко используется на занятиях с детьми младшего возраста, так как в этом возрасте развитие ребенка происходит в основном за счет подражания со стороны детей действиям взрослого. В некоторых случаях, чаще всего в работе с детьми старшего возраста, допускается выполнение упражнения педагога вместе с детьми, чтобы усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. В этом возрасте с учетом их двигательного опыта дети уже способны выполнять

элементарные движения самостоятельно.

В процессе разучивания игры, пляски и другого вида музыкально-двигательного упражнения надо широко использовать художественное слово: беседу, пояснение, стихотворение. Словесные объяснения должны быть краткими, точны, образны и конкретны. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, является тем самым мостиком, который связывает движение и музыку. Как раз словесный метод помогает детям старшего возраста выполнить задание без предварительного показа.

Музыка побуждает ребенка к движению. От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом, зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа и в конечно итоге качество выполняемых движений. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце. Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы. Сопоставление контрастных музыкальных образов обогащает эмоциональный мир ребенка. Так как детство связано с играми, сказками, игрушками, то и музыка, связанная с ними, будет близкой и понятной ребенку.

Педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Начиная с четырехлетнего возраста нужно учить детей инсценированию песен, музыкальных сказок, импровизации плясок Сначала это несложные задания. Например, самостоятельно выполнить движения под музыку в соответствии с текстом песни. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствует накоплению музыкальных впечатлений, музыкально-двигательного опыта. Наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики вызывает у детей творческую активность. На занятиях с детьми старшего возраста используются более сложные задания: выполнить движения с воображаемым предметом, передать эмоциональное состояние персонажа, придумать игру, танец.

даже если по ходу игры педагог вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение школьников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей

Движение под музыку для ребенка является одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. И, конечно, не столь важно какой метод, прием выбрал педагог, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал встречи с музыкой и танцем.

Организация педагогического процесса должна быть направлена на создание и детям, и педагогу комфортных условий для занятий.

Благодаря разнообразной тематике авторских программ и методик можно конструировать различные формы работы с детьми: занятия, утренники и развлечения, комплексы общеразвивающих упражнений, пластическая импровизация и т.д.

Особенность программы по ритмической пластике А.И.Бурениной

Какое счастье иметь возможность каждый день двигаться вместе с детьми под музыку!

Можно изменить некоторые элементы музыкально-ритмических композиций так, чтобы было приятно их выполнять.

Стремитесь к постоянному обновлению музыкально-ритмического репертуара, к поиску разнообразных музыкальных произведений.

Помните, что дети копируют все ваши движения и мимику, поэтому будьте как можно выразительнее.

Будьте искренни и естественны с детьми; старайтесь не сердиться на детей за то, что у них не получается; чаще хвалите детей и внушайте им уверенность в собственных силах.

Двигайтесь с радостью и удовольствием!

В данной программе изложены основные методы и приемы работы с детьми 3-7 лет, а также практический материал.

Пользуясь тобой программой, педагог должен помнить, что методика только тогда будет эффективной, когда будет осмыслена и проанализирована, опробована на практике в работе с детьми.

Невозможно переоценить значение занятий ритмикой и пластикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.

Уже доказано благоприятное влияние музыкально-ритмических занятий на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, и как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Использование ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях направлено на:

  • развитие ловкости, гибкости, координации движений;
  • укрепление здоровья детей;
  • формирование красивых манер, походки, осанки, выразительности телодвижений;
  • избавление от стеснительности, зажатости, комплексов.

Приобщение детей к творчеству - одна из важнейших задач ритмопластики. Главное - развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Комитет образования города Курска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

пр-т Дружбы 5а, г.Курск, 305040, телефон (4712) 57-47-95

ОКПО 13435952 ОГРН 1034637010110 ИНН/КПП 4629034530/463201001

hello_html_m4880b383.jpg

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта : Гурова Наталья Николаевна, воспитатель.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Вид проекта : инновационный, практико - ориентированный.

Сроки реализации проекта : долгосрочный.

База реализации проекта : МБДОУ №102.

Форма работы : групповая.

Самообразование - целенаправленная работа

педагога по расширению и углублению

своих знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых

профессиональных навыков и умений.

(Педагогический словарь)


Каждый ребенок – маленький лучик,

Вместе собравшись, - журчащий родник.

Что понесут они речкою жизни?

Ты призадумайся только на миг.

Работая с детьми я пришла к выводу, что современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.

Вот почему передо мной возникла необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.

Актуальность:

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяют необходимость оказания им своевременной коррекционной помощи с использованием эффективных технологий. Современная специальная педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Преподавание ритмопластики в группах компенсирующей направленности в детском саду обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического развития детей по средствами музыкально-ритмической деятельности. Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Изучив методическую литературу и проанализировав её, я вывела гипотезу:

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания танцевальным движениям.

Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Привлечь внимание педагогов и родителей к танцевальному творчеству.

Гипотеза исследования:

я предполагаю, что успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики может быть обеспечена, если :

будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики ;

будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию и развитию личности каждого ребенка;

будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

Новизна проекта

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования инновационного метода в рамках здоровьесберегающих технологий ритмопластики , физическое и психологическое состояние детей значительно улучшается.

Инновационность проекта:

Работа по проекту дает возможность развивать творческие способности ребенка в танце, развивать его потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от движения под музыку.

Основные концептуальные положения в инновационной работе:

Строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания.

Построение новых комплексных упражнений.

Строгое соблюдение дидактических принципов обучения.

Соблюдение принципов оздоровительно-развивающей направленности.

Цель исследования:

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики .

Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей , средствами музыкально – ритмической деятельности , построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи проекта:

Разработать систему работы по танцевальной деятельности.

Обновить развивающую среду по данному направлению.

Ввести дополнительные занятия для развития творческих способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.

Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.

Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Включение родителей и детей в совместную творческую деятельность.

Включение родителей в процесс непрерывного просвещения.

Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей , совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления , своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья .

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения , а именно :

научности, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.

принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.

принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.

принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.

принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.

принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике . Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

«Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения .

Разработка инновационного метода в работе с детьми с нарушением ОДА:

Обеспечение активной двигательной деятельности детей.

Обеспечение необходимой коррекции имеющегося дефекта в развитии.

Создание положительного психоэмоционального комфорта ребёнка.

Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

Создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на занятиях ритмопластикой;

Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

Предполагаемый результат:

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.

Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного).

Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность.

Дети с желанием будут учиться танцевать

Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям

Механизм реализации проекта:

Анализ допроектной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению.

Подбор музыкального сопровождения;

Подготовка программно-методических условий.

Отбор необходимых средств и форм для развития творческих способностей.

Работа с педагогами ДОУ.

Работа с родителями.

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

Аудио и видеотехника.

Различные предметы для танцевального творчества (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики и др.).

Костюмы для выступлений.

Методические пособия.

Содержание проекта

1 Этап : Организационно-подготовительный.

Содержание деятельности:

Изучение нормативной базы по данному направлению.

Теоретическое осмысление проекта.

Анализ условий ДОУ.

Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, анкет для родителей.

Диагностика детей, педагогов и родителей.

Ознакомление с результатами диагностики педагогов и родителей.

Тематическое планирование работы.

Разработка системы развития творческих способностей детей через хореографию и танец.

Создание в ДОУ полноценных условий для реализации поставленных задач.

Пополнение медиотеки, библиотеки методической литературы.

Подбор музыкального репертуара.

Продукт деятельности:

Документация и план деятельности по внедрению инновационного проекта.

Модель взаимодействия педагогов.

Обогащение предметно-пространственной среды : изготовление костюмов, атрибутов.

Приобретение иллюстраций, видеоматериалов, дисков с музыкой.

Библиотека, медиотеки для родителей и педагогов.

Предполагаемый результат:

Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы.

Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.

2 Э тап : Основной

Преподавание ритмопластики в группах компенсирующей направленности детского сада обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Содержание деятельности:

Различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания.

Развлечения и досуги.

Работа по формированию у детей творческих танцевальных действий с использованием творческих заданий.

Консультации, семинары для педагогов и родителей.

Информационные материалы для педагогов и родителей.

В комплексах упражнений по ритмопластике используются следующие средства двигательного воздействия:

Музыкально – ритмические движения.

Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др.)

Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).

Элементы спортивного танца.

Упражнения корригирующей гимнастики.

Все эти средства объединяются в комплексы в определённой последовательности и используются в хореографических композициях.

На занятиях по ритмопластике можно выделить четыре основных направления работы с детьми:

Продукт деятельности:

План работы кружка.

Конспекты консультаций, выступлений.

Предполагаемый результат

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.

Накопление методического материала педагога по данному направлению.

Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.

3 Этап : Заключительный

Содержание деятельности:

Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагностика, анкетирование родителей и педагогов.

Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме.

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Продукт деятельности:

Информационный банк данных.

Выставка игрового, демонстрационного материала по теме.

Предполагаемый результат:

Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного).

Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.

Перспективы:

Расширение содержания деятельности творческой направленности.

Использование в образовательном процессе современного мультимедийного оборудования.

Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.

В результате проводимой работы в ДОУ с использованием ритмопластики можно сделать вывод об эффективности работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Индивидуально-дифференцированный подход по коррекции опорно-двигательного аппарата осуществлялся при использовании комплексов по ритмопластике, что позволило достичь следующих результатов: заболевания не прогрессируют - 19%, улучшения отмечены -81%. Прогрессирования заболеваний не наблюдалось.

Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на праздниках - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками). Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально - ритмические движения делают праздники выразительными и привлекательно задорными.

Мною осуществляется консультационная помощь педагогам по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, по организации мероприятий направленных на формирование ценностей ЗОЖ. Повышение информационно-просветительской работы среди семьи осуществлялось через информ - экспрессы, паспорта здоровья, совместные праздники, недели здоровья.

Используемая литература:

гимнастика для детей, М. 2006г.

Г.Колодницкий Москва 1998 год.

Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей.
Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления всех участников образовательного процесса.
Одним из направлений здоровьесберегающих технологий является технология сохранения и стимулирования здоровья.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся ритмопластика.

Оценить 1521 0

Актуальность

Одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей .

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155). Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, пропаганды и обучению здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей. Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления всех участников образовательного процесса.

Одним из направленийздоровьесберегающих технологий является технология сохранения и стимулирования здоровья.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся ритмопластика.

Цель технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников - развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Обучающие:

1. Формирование познавательного интереса к искусству звуков.

2. Развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности и координации движений; гибкости и пластичности; умения ориентироваться в пространстве.

3. Обогащение двигательного опыта различными видами движений.

Развивающие:

1. Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

3. Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

4. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; тренировка лабильности нервных процессов.

Воспитательные:

1. Воспитание доброжелательности, умения вести себя в группе, подчиняться правилам.

2. Развитие эмпатии.

Оздоровительные:

1. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

2. Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.

3. Формирование правильной осанки, красивой походки.

4. Содействие профилактике плоскостопия.

Ритмопластика- система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела.

Занятия проводятся в игровой форме и основываются на ритмичных подвижных упражнениях в сопровождении музыки,что положительно сказывается на восприятии детьми новой информации. Именно такие занятия помогают ребенку раскрепоститься, в том числе и психологически.

Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Ритмопластика доступна всем малышам без исключения, она помогает не только физическому развитию ребенка, но и дарит ему согласованность мысли и действия, развивает у него способность к концентрации внимания и положительно сказывается на физическом развитии. Ритмопластика – это первый шаг к занятиям спортом, танцам и музыкой. Ребенок учится слушать, действовать, согласовывать свои движения с музыкой. Регулярные занятия ритмопластикой - это хорошая профилактика проблем школьного возраста, таких как вялая осанка, сколиози плоскостопие. И главное! Это так нравится детям!

Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется детям от трех до семи лет.

В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т.д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность.

Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования инновационного метода в рамках технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников посредством- ритмопластики, физическое и психологическое состояние детей значительно улучшается.

Практическая значимость. Инновационный метод- ритмопластикаспособствует развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях.

Познавательная значимость технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников проявляется, прежде всего, в том, что она отражает использование инновационного метода - ритмопластики для развития детей дошкольного возраста.

Целостность использования технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников заключается в соблюдении следующих условий:

- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по ритмопластике;

-комплексное и системное использование методов и приемов;

-создание предметно-пространственной средыдля музыкально-ритмической деятельности;

- обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, диски с соответствующим музыкальным материалом);

- наличие необходимого инвентаря (мячи, скакалки, обручи, ленты, кубики, платочки, бубны и другое);

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- продолжительность занятия не может занимать более получаса;

- взаимосвязь с семьей.

В основу опыта педагогической деятельности легли принципыи методы обучения и воспитания, направленные на личностно-ориентированный подход.

Принцип доступности и индивидуальности, — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному, так как организм различно реагирует на физические нагрузки.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий, в противном случае снижается достигнутый уровень умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип повторяемости материала. Занятия ритмопластики и ритмической гимнастики требуют повторения вырабатываемых навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.

Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);

разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);

анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Логичность выбора применяемой технологии

Я считаю, что целесообразность (логичность) использования технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников посредством ритмопластики является актуальной и способствует развитию у ребёнка:

коммуникативных способностей (ребенок учится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);

физических данных (детки учатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);

прямой осанки (малышиучатся правильно держать спину);

правильной походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);

выносливости и силы воли (малыши учатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);

раскрепощение в психологическом и эмоциональном плане;

Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка. Занятия способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом.

Подводя итоги проделанной работы и анализируя диаграмму мы видим, что уровень детей в усвоение технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников посредством ритмопластики стал значительно выше. Тем самым все поставленные задачи были выполнены и достигнут ожидаемый результат.

-умеют управлять своим телом, прыгать дальше и выше, контролировать свои движения;

- умеют выразительно и легко исполнять движения под музыку;

- умеют ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом;

- умеют самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

- умеют правильно держать спину;

- умеют организовать игровое общение с другими детьми;

- способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

- умеют точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.

- умеют добиваться своих целей, упорно идти по намеченному пути.

При работе с детьми ритмопластикой у детей улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания.

Данный опыт неоднократно был представлен на районных методических объединениях, конференциях, заседании кафедры воспитателей, августовской районной предметной секции воспитателей, заседании муниципального Экспертного совета.

Опыт работы был опубликован на образовательных порталах, профессиональных сообществах педагогов дошкольного образования различного уровня.

Идея ритмопластики защищалась на Всероссийских и Международных интернет конкурсах, районном конкурсе "Образовательные проекты".

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Автор: Щербинина Алена Леонидовна
Современное состояние общества, быстрые темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к егознаниям. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.

На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Автор: Щербинина Алена Леонидовна

с. Рождествено Валуйского района Белгородской области

« Р итмопластика , как инновационный метод работы

с детьми дошкольного возраста в рамках

выступление к методическому объединению музыкальных руководителей образовательных организаций Валуйского городского округа,

реализующих программу дошкольного образования

с.Рождествено Валуйского района

СЛАЙД 2 «Забота о здоровье – это

важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

Современное состояние общества, быстрые темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человек у, в том числе к ребенку, к его знаниям . Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.

На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Тема моего выступления посвящен а инновационной здоровьесберегающей технологии - ритмопластике, но прежде чем начать я хочу рассказать Вам одну притчу. СЛАЙД 3 Притча "Куда спрятать здоровье "

Итак, что же такое ритмопластика? СЛАЙД 4

Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия : ритм и пластика . Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку . Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимат ельность.

СЛАЙД 5 С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. СЛАЙД 6 Занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Так же ритмопластика поможет раскрепостить дошкольника с психической стороны.

СЛАЙД 7 Занятия включающие ритмопластику в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений . Таким образом, занятия ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом .

СЛАЙД 8 К акие задачи выполняет ритмическая пластика ?

Ритмопластика поможет раскрепостить ребенка с психической стороны. Он начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, ритмо пластика преследуют определенные цели, такие как :

- улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);

-повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);

- формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину) ;

- исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);

- повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);

- раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;

- развитие дыхательного аппарата.

На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приёмы, которые помогут решить поставленные задачи.

СЛАЙД 9 О дним из важнейших принципов является:

- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.

- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.

- принцип индивидуально сти , при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.

- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.

- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.

-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике . Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

СЛАЙД 10 «Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения . Выполнение движения на выдохе позволяет расслабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей ненужное перенапряжение и стресс. Дыхание практически должно совпадать с ритмом обычного дыхания человека.

Следующая методическая позиция связана с нахождением приёмов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлечённости, когда дети занимаются ритмопластикой не по принуждению и не по команде взрослого, а потому, что им самим интересно. Для этого в методику вводится разговорно - игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с характером музыки. СЛАЙД 11 П одбирая музыкальное сопровождение к занятиям, следует стремиться к тому, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.

В своей деятельности я включаю ритмопластику в комплексы утренней гимнастики и в музыкальную образовательную деятельность, в спортивные развлечения и праздники. СЛАЙД 12

Подборка упражнений ритмопластики.

Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.

СЛАЙД 13 Таким образом, занятия с ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна , потому что она влияет на общее развитие ребенка, а эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения занятий по ритмопластике .

СЛАЙД 14 В результате проводимой работы в ДОУ с использованием ритмопластики можно сделать вывод об эффективности работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Индивидуально-дифференцированный подход по коррекции опорно-двигательного аппарата осуществлялся при использовании комплексов по ритмопластике. Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на праздниках - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, СЛАЙД 15 веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками). Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально - ритмические движения делают праздники выразительными и привлекательно задорными.

Читайте также: