Что такое народное сказание в музыке 5 класс определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Авторы программы : Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока : урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.

Цель урока : показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи : познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание).

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. Проявляют интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

Метапредметные:

регулятивные : выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;

познавательные : самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Вид используемых ИКТ : презентация (авторская)

Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.

Оборудование : медиапроектор, компьютер, магнитофон, презентация, учебники литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса (авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради.

Основная часть урока:

Б) фронтальная беседа о славянской мифологии и образе Кикиморы;

В) чтение и анализ сказания, словарная работа;

Г) прослушивание и анализ музыкального произведения.

Предполагаемый ответ:

мы будем говорить о чем – то

таинственном, мифическом, загадочном .

«Сказки, как старые друзья,

- Ребята, как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова?

(ответы уч-ся)

-Сказки любят все, их смотрят и перечитывают независимо от возраста. Потому что сказка учит доброте и показывает нам. Что может произойти, если человек поступает плохо.

Актуализация знаний.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания, мифы? (фольклор)

- Давайте вспомним, что такое фольклор?

На одном из уроков мы говорили о мифологии древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности:

Предполагаемый ответ:

Жанр устного народного творчества, в котором отражены представления народа о возникновении земли и неба, природных явлений и т.п.

- Каких богов древних славян вы знаете?

Предполагаемый ответ:

Перун, Макошь, Даждьбог и т.п.

Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?

Предполагаемый ответ:

Кощей Бессмертный, Марья – Моревна,

Баба – Яга, Леший, Кикимора и т.п.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской мифологии – Кикиморе.

- А вы знаете кто такая Кикимора?

Тема урока : Образ Кикиморы в музыке и литературе (Тема в Конце урока)

Ставят цель : узнать как изображена Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее .

Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере?

Что мы будем делать?

- прочитаем народное сказание,

- познакомимся с новым музыкальным произведением о Кикиморе,

- сравним музыкальный и литературный образы .

- Как она выглядит? Чем занимается? Её имена у разных народов? где живёт?

- Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №

В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Слайд №.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Слайд №

Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. Слайд №

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Слайд №.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить. Слайд №.

Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи. Слайды №.

Прочитаем ее характеристику из разных интернет источников.

Запись в тетрадь:

Обратимся к учебнику музыки:

Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание русского народа.

Дайте определение сказания.

Предполагаемый ответ:

Сказание – жанр УНТ, в котором сочетаются

черты сказки и мифа, он отражает представления

народа о сущности того или иного явления действительности.

А.К. Лядов (1855 - 1914) родился и жил в городе Санкт – Петербург. С малолетства будущий композитор обучался игре на скрипке и фортепиано, увлекался чтением. Часто проводил время в театре, где работал музыкантом его отец. Став взрослым, А.К. Лядов работал педагогом в консерватории и писал музыку.

Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и многообразной связью с русской песней и поэзией . Это вокальная музыка – обработки народных песен, детские песни на народные стихи (прибаутки, шутливые сказочки, припевки, колыбельные, забавные обращения к дождю и морозу, песни о птицах и животных). Музыка их необычайно поэтична, искренна, полна душевного тепла. Всего Лядов обработал 150 русских народных песен.

Ребята, а вы знаете, что такое миниатюра? (ответы уч-ся)

МИНИАТЮРА – это небольшая пьеса (текст с понятием).

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве композитора.

Это музыкальное произведение называется программным . Почему?

Программным называют произведение, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет (текст понятия).

Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.

( Чтение сказания на странице 19 учебника музыки)

Какие слова показались вам непонятными?

Кудесник ( волшебник; тот, кто делает что-либо сверхъестественное)

Тешит ( 1. доставлять удовольствие, удовлетворение; радовать, забавлять, развлекать. 2. успокаивать, ободрять.)

Кудель конопельная

Сучит пряжу пеньковую

Снует основу шелковую

Спознать (разглядеть)

Какие мифологические герои встречаются в сказании?

Кот Баюн, Кикимора

Кто такой Кот Баюн?

Мифологическое существо – кот,

который рассказывал сказки,

пел колыбельные песни.

Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается?

Определите выразительные средства.

Запись в тетрадь основных эпитетов.

На сколько частей можно разделить сказание?

Кикимора в детстве;

взрослая Кикимора.

Докажите, что это произведение устного народного творчества?

Давайте поиграем в композитора.

С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?

Предполагаемый ответ:

С определения темы и

составления плана, программы.

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? (прием цветик семицветик)

- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

- На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?

Предполагаемый ответ:

Царство Кудесника, Кот Баюн,

природа, хрустальная колыбелька

Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?

Предполагаемый ответ:

- Партитура. Как она будет выглядеть?

- Опишите звучание первой части.

Предполагаемый ответ:

Царство Кудесника – медленный темп, минорный лад,

холодный тембр медных духовых инструментов.

Таинственная музыка, изображающая глушь,

недоступность для людей.

Предполагаемый ответ:

Кот Баюн – темп мягкой колыбельной,

нежные добрые интонации, английский рожок.

Предполагаемый ответ:

Кикимора в детстве – резкие выкрики

деревянных духовых инструментов: флейты и гобоя.

Капризные интонации.

- Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Предполагаемый ответ:

Быстрый темп, раздел начинается с темы Кикиморы, ее суетливого бега, который не прекращается. Ритм скачущий, колючие акценты, резкие мелодичные фразы должны создать образ злобного, пронырливого существа.

- Какую работу выполняет Кикимора?

Предполагаемый ответ:

Прядет, снует. Ощущение плавности

должны создать струнные инструменты.

- Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?

Предполагаемый ответ:

Духовые инструменты.

(Учитель предлагает сравнить предположения детей с услышанной музыкой)

Прослушание миниатюры.

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

- Давайте теперь внимательно послушаем начало произведения (вступление). Скажите, можно ли вступление разделить на несколько разных фрагментов? (можно ).

Потом мы слышим мягкую, напевную мелодию, которую ведёт английский рожёк. Вступают скрипки, гобой и английский рожок – это кот-Баюн рассказывает свою сказку. На что похожа эта мелодия? (на колыбельную)

- Правильно, это второй лейтмотив.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная ( челеста).

- Что напоминает эта часть музыки?

Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная .

И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой,

Слушание фрагмента

А дальше, обратите внимание, мы слышим голос очень

Слушание фрагмента

и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части картины.

После вступления начинается быстрая часть, которая представляет нам главную особу – Кикимору. Её тема очень короткая, но в то же время яркая и запоминающаяся.

Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого . Разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла. Защёлкала всё быстрее и быстрее несётся музыка, она уже похожа на злобный вихрь, сметающий всё на своём пути. И чем заканчивается? Подобно слабому писку причудливого, маленького, но злобного существа звучит короткая реплика флейты. Вслушайтесь в музыку – Жалобным писком флейты.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Слайд

- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?

- Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая да страшная. А пока она … спит.

-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?

Кикимора исчезает из виду. С ней исчезает и зло.

На фоне пиццикато контрабасов

звучит визгливый форшлаг флейты – пикколо.

Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Использование интонаций изобразительные, форма миниатюры двухчастная.

- А почему в симфонической миниатюре композитор использовал разные темпы, и уровни динамики?

- А какой прием музыкального развития использовал композитор в своем произведении: контраст, повтор, вариационность

- Сколько по вашему мнению частей. Аргументируйте свой ответ

- Обратимся к тексту.

- Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте?

- 1 часть в музыке -это маленькая Кикимора и ее сказочное окружение

- 2 часть — это взрослая злая Кикимора

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось раскрыть фольклорный образ Кикиморы?

- Можем ли мы считать что и музыка и литература создали единый образ сказочного персонажа?

- Какое впечатление оставил у вас образ Кикиморы в этой музыкальной картине?

- Можно ли изобразить Кикимору при помощи еще одного вида искусства? Какого?

- Понравилась ли вам эта сказочная картина?

-Что именно понравилось вам в музыке?

- Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий? Она одинока.

- Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему?

- Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа? Оживила события, заставила пережить события, глубоко их прочувствовать.

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

- Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

- Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

Рефлексия

Подведение итогов урока

- Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- Что вам наиболее понравилось?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

Лист самооценки

- Я узнал о фольклоре…..

- сегодня я узнал, что без фольклора…

- Сегодняшние знания я смогу применить….

- Больше всего мне понравилось…..

- Я расскажу о Лядове (кому?)…

- Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

Где начинается сказка, Там начинается день. Ночь серебристою краской, Выкрасит лунную тень. Сказка с фантазией рядом, Шире глаза распахни. Долго и думать не надо, В сказку дружок загляни.

Д\З: Я предлагаю вам нарисовать Кикимору такой какой вам подсказала музыка или литература или свои представления.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). Слайд №.

-Урок окончен. До свидания.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.

Анализ музыкального произведения Анатолия Лядова

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? (прием цветик- семицветик):

- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикиморы?

- На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении? - Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?

- Партитура. Как она будет выглядеть? (разнохарактерная, одинаковая?)

- Опишите звучание первой части.

- Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Средства музыкальной выразительности

Интонация:

мелодия – ( угловатая, мелодия плавная, отрывистая ,ровная, резкая, угловатая, нежная, мягкая, напевная, грубая, веселая, угнетающая, прерывистая, меняющаяся),

лад - (мажор, минор),

ритм - (ровный, острый, скачущий, колючий, отрывмстый),

темп - (быстрый, медленный, спокойный, меняющийся или постоянный),

тембр – (низкий, средний, высокий),

регистр - (высокий, средний, низкий),

динамика - (тихо, громко – очень, не очень, постоянная или меняющаяся).

- Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы, ее движения, характер? Кота Баюна? Царства Кудесника? Хрустальной колыбельки?

Струнные, духовые (медные, деревянные), клавишные, ударные. С названием предполагаемых инструментов

Лист самооценки:

- Я узнал о фольклоре…..

- сегодня я узнал, что без фольклора…

- Сегодняшние знания я смогу применить….

- Больше всего мне понравилось…..

- Я расскажу о Лядове (кому?)…

Лист самооценки:

- Я узнал о фольклоре…..

- сегодня я узнал, что без фольклора…

- Сегодняшние знания я смогу применить….

- Больше всего мне понравилось…..

- Я расскажу о Лядове (кому?)…

Лист самооценки:

- Я узнал о фольклоре…..

- сегодня я узнал, что без фольклора…

- Сегодняшние знания я смогу применить….

- Больше всего мне понравилось…..

- Я расскажу о Лядове (кому?)…


Сказание (или Легенда) - произведение, иногда в форме фантастической сказки, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности, или историческое событие (например, народное фантастическое "Сказание о граде Китеже" или историческое "Сказание о конце Новгорода").


Как представлен мифический мир в эпических сказаниях ?

Как представлен мифический мир в эпических сказаниях ?


Н. Римский Корсаков " ?

Н. Римский Корсаков " .

" из оперы " Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии.


Как называется сборник скандинавских сказаний?

Как называется сборник скандинавских сказаний?


Как представлен мифический мир в эпических сказаниях?

Как представлен мифический мир в эпических сказаниях?


Пожалуйста, названия произведений сюит, музыкальных иллюстраций, вступлений к опере , симфоний, народных сказаний, прелюдий?

Пожалуйста, названия произведений сюит, музыкальных иллюстраций, вступлений к опере , симфоний, народных сказаний, прелюдий.


Ребята, завтра контрольная по музыке?

Ребята, завтра контрольная по музыке!

Напишите мне полностью, что такое "Русская народная песня", "суида", "рококо".


Какие современные певцы и народные ансамбли включают в свой репертуар народные песни?

Какие современные певцы и народные ансамбли включают в свой репертуар народные песни?


Жанры народных песен?

Жанры народных песен.


Что такое лирические игровые калыбельные трудовые протяжные хароводные всё это жанры народных песен?

Что такое лирические игровые калыбельные трудовые протяжные хароводные всё это жанры народных песен.


Ребзя?

Напишите пожалуйста народное сказание о Кикиморе(краткое)ДАМ 5 + ЗА ЛЮБОЙ ОТВЕТ.

Вы открыли страницу вопроса Что такое народное сказание?. Он относится к категории Музыка. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 - 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Музыка, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.



Соната посвящена 18 - летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться. Музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1..


В натуральном мажоре и гармоническом миноре ув. 4 строится на IV ступени, разрешается в м. 6 в мажоре, в б. 6 в миноре. Ум. 5 строится на VII ступени, разрешается в б. 3 в мажоре, в м. 3 в миноре. В натуральном миноре и гармоническом мажоре ув..


Госпожа - служанка Летучая мышь Кармен.


"Пиковая дама" Чайковского "Борис Годунов" Мусорского "Жизнь за царя" Глинки "Князь Игорь" Бородина "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича.


Период наивысшего расцвета К. Приходится на сер. 18 в. (40 - 60 - е гг. ). В дальнейшем Кант постепенно вытесняется новым типом сольной лирической песни с сопровождением ("российская песня"). Резко критически высказывались о словесной стороне К.


И́горь Святосла́вич(2апреля1151— весна1201)— князьНовгород - Северский(1180—1198), князьЧерниговский(1198—1201). Из родаОльговичей, сынСвятослава Ольговича. Назван Игорем—Георгием своим отцом в честь родного дяди— святого благоверного великого княз..


Чайковский , очень хороший музыкант, очень красивые композиции вдохновляют на новые идеи.



Когда Николай 1 былв Австрии и в Прусии1833 г. Его везде приветствовали английскими звуками он с неохотой слушал их так вот. Он поручил создать русскую самобытную мелодию.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

- прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф, предание, легенда, быль и др. Обычно анонимны. Например: "Сказание о граде Китеже", "Сказание о Мамаевом побоище" и т. д.

Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .

Смотреть что такое "сказание" в других словарях:

сказание — См. сказка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сказание история, сказка; притча, теогония, предание, сага, старина, хадис, былина, легенда, миф, рассказ … Словарь синонимов

СКАЗАНИЕ — СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающих ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого: предания, легенды, бывальщины. Существует и как литературный … Современная энциклопедия

СКАЗАНИЕ — в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором … Большой Энциклопедический словарь

СКАЗАНИЕ — СКАЗАНИЕ, я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сказание — в фольклоре общее название повествовательного произведения исторического или легендарного характера (предания, легенды). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко … Энциклопедия культурологии

Сказание — СКАЗАНИЕ см. Легенда … Словарь литературных терминов

сказание — СКАЗА´НИЕ повествовательно житийный жанр древнерусской литературы в киевский и новгородский периоды с использованием исторических и легендарных материалов. Хотя почти все С. носят на себе печать религиозности, их можно разделить на два рода… … Поэтический словарь

сказание — я, с. В фольклоре: повествовательное произведение исторического или легендарного характера. Сказание о Мамаевом побоище. Сказание о князьях Владимирских. Сказанье о кончине страдальца Епифания и прочих, с ним вместе пострадавших в Пустозерске:… … Популярный словарь русского языка

Сказание — в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания (См. Предание), легенды (См. Легенда) и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с … Большая советская энциклопедия

Цель урока: Сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.

Задачи урока:

Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание )

Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального портрета.

Развивать умение слушать и анализировать музыку.

Воспитывать интерес к музыке А.К.Лядова.

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты :

-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения

-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.

2. Метапредметные результаты :

-Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.

- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

3. Личностные результаты :

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение урока:

авторская презентация к уроку

Организационный момент

Добрый день, друзья. Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей.

И совершим мы это необычное путешествие , для того чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и собственными открытиями.

Подготовка к основному этапу урока

Кадр 2- жанры народного творчества

А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, в кроссворде спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд. Кто поможет написать в ячейках слова?

Ученик идет к доске,

маркером пишет слова в кроссворде

Вопросы к кроссворду:

Песня, исполняемая во время обряда коляды. ( Колядка)

Русские народные куплеты, шутливого содержания. ( Частушка)

Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

Поэтическое предание об исторических событиях. ( Легенда)

Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича.

Хорошо. А в завершении найдите главное слово кроссворда.

Как одним словом можно объединить сказки, легенды, сказания?

Правильно, главное слово – Ф О Л Ь К Л О Р.

Давайте вспомним, ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?

Фольклор – устное народное творчество.

Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством народного слова.

Кадр 9- определение

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.

Учитель: Какие виды фольклора вы знаете?

Ответы детей :

Фольклор бывает музыкальный, прикладной, литературный.

Что мы можем отнести к фольклору ?

Ответы детей :

устное народное творчество: пословицы, поговорки, песни, былины, частушки, сказки.

Молодцы! Правильно разгадали кроссворд.

2. Актуализация знаний и формулировка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря ФОЛЬКЛОРУ – сказанию русского народа.

Кадр 11 – скрипичный ключ

Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

Кадр 12 – портрет Н.А.Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков называют композитором- сказочником.

Правильно. А сегодня с вами будем говорить об ученике Римского-Корсакова, о композиторе АНАТОЛИИ КОНСТАНТИНОВИЧЕ ЛЯДОВЕ .

Кадр 13 –портрет А.Лядова

Основу творчества Анатолия Лядова составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Итак, исходя из того, о чем мы сказали, попробуйте самостоятельно СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ сегодняшнего УРОКА.

Кадр 15 – тема урока

Изучение нового материала

Знакомство с композитором

Ученик – Настя:

Кадр 16 – портрет Лядова

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".

Спасибо, Настя. Ребята, а какое новое понятие вы сейчас услышали? Какие слова вы услышали впервые?

Кадр 17 определение - симфонические миниатюры.

Впервые мы услышали словосочетание - СИМФОНИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Кадр 18 определение

Давайте откроем тетради и запишем новое понятие , которое необходимо запомнить.

Запись в тетрадь

Новое понятие:

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Ребята, композитора Анатолия Лядова привлекали сказочные персонажи, и с изображением одного из них мы с вами сегодня познакомимся.

Усвоение новых знаний и способов действий

Прежде, чем мы с вами познакомимся с музыкальным произведением Анатолия Лядова, выполним ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ (приложение №1):

надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой – народного. Работаем в парах, как сидим.

Приложение №1

нический оркестр

Симфонический оркестр

Народный оркестр

Давайте проверим правильность выполненного задания.

Назовите инструменты народного оркестра, зашифрованные в карточках.

Кадр 19 (народные инструменты)

У всех такие ответы?

Назовите инструменты симфонического оркестра.

Кадр 20 (симфонические инструменты)

Молодцы! Давайте немного разомнемся и проведем веселую физкульминутку. А помогут мне сегодня Вадим и Мариам. Ребята, повторяйте за моими помощниками все движения!

Физкультминутка

Фонограмма: № 01

Ребята, кто такая Кикимора?

Сказочный персонаж, живет в болоте. Вредная.

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная – злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Кикимора – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая за печкой.

Кадр 21- определение Кикимора из энциклопедии

Вот как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии:

Литературной основой стало одно народное сказание , записанное собирателем фольклора Иваном Петровичем Сахаровым . Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Работа с учебником

Ученик читает текст учебника:

Мы сейчас будем слушать, и анализировать симфоническую миниатюру Анатолия Лядова по частям.

Слушание и анализ музыкального произведения.

ФОНОГРАММА: № 02

Кадр 23 щелчок 1 кларнет

Звучат инструменты: КЛАРНЕТЫ,

Кадр 23 щелчок 2 фагот

Вторая часть:

Фонограмма: № 02

Затем мы слышим мягкую напевную мелодию.

Что напоминает эта часть музыки?

Эта часть музыки напоминает колыбельную. Кот-Баюн качает колыбельку.

Кадр 24 английский рожок

Учитель: Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК – деревянный духовой инструмент похожий на гобой.

Учитель: А всегда ли музыка звучит убаюкивающе?

Нет. Вдруг раздаются беспокойные крики и визги, это Кикимора проснулась.

Звучат ФЛЕЙТЫ и ГОБОИ.

Кадр 25 флейта и гобой

Затем вновь тема колыбельной – её мягко поёт АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Кадр 26 челеста (2:08) .

Это ЧЕЛЕСТА. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки , по которым и ударяют молоточки.

Третья часть:

Фонограмма: № 02

После вступления начинается быстрая часть, которая представляет нам главную особу – Кикимору. Ее тема очень короткая, но очень яркая,

Вслушайтесь в музыку – разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла, ……..и в конце жалобный писк ФЛЕЙТЫ.

Оказывается, что весь шум да гром – это сон.

Кадр 28 спит Кикимора

Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая да страшная.

Учитель: А как заканчивается произведение? Почему?

Ученики: Кикимора исчезает. Музыка становится очень тихой.

Скажите, ребята, в каком оркестре звучат, музыкальные инструменты, которые мы сегодня услышали?

Ученики: Это инструменты симфонического оркестра .

Кадр 29 инструменты симфонического оркестра

Учитель: Мы прослушали крупное или небольшое произведение?

Ученики: Мы услышали небольшое музыкальное произведение.

Учитель: А как называют небольшое произведение?

Ученики: Небольшое произведение называется миниатюрой .

Кадр 29 щелчок 1

Учитель: И так, задание!

Кадр 29 щелчок 2

находят ответ в тексте учебника –

Ребята, вы должны запомнить, что МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СЮЖЕТ или НАЗВАНИЕ, т.е. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА называется ПРОГРАММНЫМ.

Кадр 30 щелчок 1

Кадр 30 щелчок 2

Учитель: Совершенно верно!

Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения, мы могли понять о ком пойдет речь?

Ученики: Нет

Учитель: Почему?

Ученики: Мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

Психологическая разгрузка

Психологическая разгрузка представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.

Ребята, а сейчас небольшая психологическая разгрузка. Вам ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ :

Пока звучат фрагменты симфонической картины, вы должны в тетрадях нарисовать Кикимору, используя разные музыкальные знаки, которые вы видите на экране и на методических таблицах:

t1602070677aa.jpg

ФОНОГРАММА: № 03, 04, 05, 06

Ученики работают в тетрадях

Покажите, пожалуйста, ваших необычных сказочных персонажей.

Ученики поднимают тетради, показывают работы.

Спасибо! Мне понравились ваши работы!

О музыке и образах говорить трудно, но мы с вами хорошо справились.

Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Учитель: Ребята, интересно бы было жить без сказок?

Ученики: Нам нужны сказки.

ВИДЕО - Фонограмма: № 07

из фильма "Там, на неведомых дорожках"

Рефлексия деятельности

Сегодня мы с вами узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим, что мы с вами запомнили.

Сейчас мы проведем ТЕСТ ( приложение №2 ) Приведите в соответствие данные высказывания.

Приложение №2

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Тихая, плавная, певучая музыка.

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Решение теста:

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Тихая, плавная, певучая музыка.

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Учащиеся работают с карточками.

Проверяют свои ответы

Кадр 32, 33, 34, 35,36

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Кадр 37 – домашнее задание

Дома с помощью карандашей и красок изобразите ту часть симфонической миниатюры, которая вам понравилась больше.

Читайте также: