План работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Обновлено: 05.07.2024

Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужная. Ведь благодаря именно этой работе выявляются ребята, имеющие ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых.

Поэтому цель современной школы - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся. А целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а так же создание эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. Поделюсь наиболее интересными приемами работы:

2.Театрализация (по каким-то вопросам темы)

3.Путешествие по карте. Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Б) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

1.Разделите картину на мизансцены. Назовите их.

2.Опишите действия каждой.

3. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник?

1.Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?

2.На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине?

1.Может ли картина Сурикова быть историческим источником?

2.В чем субъективизм автора?

3.Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 18 в.? Почему вы так думаете?

На следующем этапе одарённые обучающиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий обучающиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

4.Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)

? – хочется узнать, непонятно.

3.Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.

Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;

Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);

Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов).

Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

Дифферинциация используется мною и при выполнении домашнего задания.

Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе и др.

Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.

Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у ребят является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня.

Особое значение уделяю участию одаренных детей в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:

• стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву;

• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

• расширение информационного пространства в области предметов обществоведческого цикла.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды, мои ребята являются призерами и победителями конференций, конкурсов и олимпиад разного уровня, успешно поступают и учатся в высших учебных заведениях не только нашей страны, но и за рубежом.

Список использованных источников:

3.Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории в школе. – 2004.- №6.-с.70-72.

6.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

7.Шарова Н.С. Формирование научно- исследовательских умений и навыков у учащихся// Преподавание истории в школе.2000.- №9.-с.45-46.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей, – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.

Целью работы с одарёнными детьми является:

1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала.

2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.

- выявление одаренных детей;

- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

- стимулирование интереса детей к истории;
- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
- расширение информационного пространства в области истории.

- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

· знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;

· отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;

· предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.

В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,

- творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.

Работу с одарёнными детьми я веду по нескольким направлениям.

Направления работы с одаренными детьми на уроке.

Характеристика направления

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).

2.Выделение групп

Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся

Контроль в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Остановлюсь на этом подробнее.

Формы работы на уроке.

1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.

- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.

1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.

2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…

- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.

2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.

3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:

а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;

в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;

г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.

2) Многоуровневый анализ исторических документов.

Вопросы для анализа

1. Атрибуция (паспортизация) документа.

1. К какому виду источников относится документ?

2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?

2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.

1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?

2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?

3. Аксиологический уровень.

1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

4. Критический уровень.

1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.

2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

5. Праксеологический уровень.

1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?

3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения

План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.

1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?

2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.

2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.

3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?

4).Формирование хронологических знаний и умений

На уроке использую следующие виды работы:

А) Определение века и тысячелетия.

В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:

Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:

Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.

В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:

1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…

Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:

В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?

1) 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.

5). Работа с картой на уроке

Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….

В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

Г) Игры по картографии:

В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)

? – хочется узнать, непонятно.

Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)

9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.

При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:

План работы с одаренными детьми по предмету история на 2021-2022 учебный год

Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей, – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

· Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

· В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

· В школе должны быть свои традиции.

· Школа должна давать современное образование.

· В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Целью работы с одарёнными детьми является:

1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала. А так же обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.

- выявление одаренных детей;

- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

- стимулирование интереса детей к истории;
- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
- расширение информационного пространства в области истории.

- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

· знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;

· отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;

· предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.

В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,

- творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  • Реализация положений Концепции школы: “Школа гражданского воспитания”.
  • Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.

Направления работы с одаренными детьми

Направления работы с одаренными детьми на уроке.

Характеристика направления

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).

2.Выделение групп

Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся

Контроль в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться больших результатов в работе с одаренными детьми на уроках истории. Материал базируется на опыте работы учителя истории и обществознания Муталлаповой Э.З.

1. Пояснительная записка.

2. Направление работы с одаренными детьми на уроке.

3.Применение активных и интерактивных форм и методов работы.

4. Использование информационно-коммуникативных технологий.

5.План работы учителя истории.

6. Практические результаты работы.

7. Практическая значимость работы.

8. Перспективы работы с одаренными детьми.

9.Список используемой литературы.

Опыт работы адресован тем, кто понимает, что работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов, кому небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющего мира, породившего идею организации целенаправленнного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребонок- это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем. Считаю, что у этой категории детей возникает ряд проблем, поэтому, выстраивая учебный процесс, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.

2. Они критически относятся своим результатам, у них низкая самооценка.

3. Они ставят перед собой нереальные цели.

4.Одаренный ребенок более уязвим.

Организация учебной деятельности одаренного ребенка на уроках истории

Автор: Муталлапова Энзе Заетовна,

учитель истории и обществознания

Актаныш - 2015

Таланты создать нельзя, но можно

создать культуру, то есть почву, на

которой растут и процветают

таланты.

Нейгауз

Организация учебной деятельности одаренного ребенка

на уроках истории

Краткая аннотация

В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми на уроках истории. Материал базируется на опыте работы учителя истории и обществознания Муталлаповой Э.З.

1. Пояснительная записка.

2. Направления работы с одаренными детьми на уроке.
3. Применение активных и интерактивных форм и методов обучения.

4.Использование информационно- коммуникационных технологий.

5.План работы учителя истории.

6. Практические результаты работы.

7. Практическая значимость работы.

8. Перспективы работы с одаренными детьми.

9. Список используемой литературы.

Актуальность проблемы

Опыт моей работы адресован тем, кто понимает, что работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, кому небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.

Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем.

Считаю, что у этой категории детей возникает ряд проблем, поэтому, выстраивая учебный процесс, следует учитывать следующие особенности:

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные задания и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они отвергают стандартные требования учебного процесса, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим.
Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Новизна работы заключается в подходе – в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью обучающихся.

Цель учебной деятельности - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу.

- выявление одаренных детей;

- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

-формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

-создание условий для формирования умений и навыков работы с олимпиадными заданиями;
- расширение информационного пространства в области истории.

Работу с одарёнными детьми я веду по нескольким направлениям.

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).

2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Остановлюсь на этом подробнее.

Формы работы на уроке

1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.

- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.

1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.

2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…

- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.

2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.

3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:

а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;

в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;

г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.

2) Многоуровневый анализ исторических документов.

Вопросы для анализа

1.Атрибуция (паспортизация) документа.

1. К какому виду источников относится документ?

2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?

2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.

1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?

2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?

3. Аксиологический уровень.

1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

4. Критический уровень.

1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.

2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?

3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения

План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.

1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?

2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.

2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.

3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?

4) Формирование хронологических знаний и умений

На уроке использую следующие виды работы:

А) Определение века и тысячелетия.

В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:

Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:

Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.

В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:

1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…

Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:

В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?

1) 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.

5) Работа с картой на уроке

Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….

В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

8) Применение интерактивных форм работы

В) Самостоятельная работа с информационным текстом

Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)

? – хочется узнать, непонятно.

Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)

Пример: история 10 класс.

Составить иерархию ценностей и аргументировано представить свою позицию

А) первобытного человека

Г) человека нового времени

Д) современного человека.

9) Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий

При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:

Читайте также: