Ритмопластика в детском саду что это

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Щербинина Алена Леонидовна
Современное состояние общества, быстрые темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к егознаниям. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.

На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Автор: Щербинина Алена Леонидовна

с. Рождествено Валуйского района Белгородской области

« Р итмопластика , как инновационный метод работы

с детьми дошкольного возраста в рамках

выступление к методическому объединению музыкальных руководителей образовательных организаций Валуйского городского округа,

реализующих программу дошкольного образования

с.Рождествено Валуйского района

СЛАЙД 2 «Забота о здоровье – это

важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

Современное состояние общества, быстрые темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человек у, в том числе к ребенку, к его знаниям . Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.

На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Тема моего выступления посвящен а инновационной здоровьесберегающей технологии - ритмопластике, но прежде чем начать я хочу рассказать Вам одну притчу. СЛАЙД 3 Притча "Куда спрятать здоровье "

Итак, что же такое ритмопластика? СЛАЙД 4

Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия : ритм и пластика . Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку . Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимат ельность.

СЛАЙД 5 С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. СЛАЙД 6 Занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Так же ритмопластика поможет раскрепостить дошкольника с психической стороны.

СЛАЙД 7 Занятия включающие ритмопластику в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений . Таким образом, занятия ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом .

СЛАЙД 8 К акие задачи выполняет ритмическая пластика ?

Ритмопластика поможет раскрепостить ребенка с психической стороны. Он начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, ритмо пластика преследуют определенные цели, такие как :

- улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);

-повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);

- формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину) ;

- исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);

- повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);

- раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;

- развитие дыхательного аппарата.

На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приёмы, которые помогут решить поставленные задачи.

СЛАЙД 9 О дним из важнейших принципов является:

- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.

- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.

- принцип индивидуально сти , при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.

- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.

- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.

-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике . Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

СЛАЙД 10 «Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения . Выполнение движения на выдохе позволяет расслабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей ненужное перенапряжение и стресс. Дыхание практически должно совпадать с ритмом обычного дыхания человека.

Следующая методическая позиция связана с нахождением приёмов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлечённости, когда дети занимаются ритмопластикой не по принуждению и не по команде взрослого, а потому, что им самим интересно. Для этого в методику вводится разговорно - игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с характером музыки. СЛАЙД 11 П одбирая музыкальное сопровождение к занятиям, следует стремиться к тому, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.

В своей деятельности я включаю ритмопластику в комплексы утренней гимнастики и в музыкальную образовательную деятельность, в спортивные развлечения и праздники. СЛАЙД 12

Подборка упражнений ритмопластики.

Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.

СЛАЙД 13 Таким образом, занятия с ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна , потому что она влияет на общее развитие ребенка, а эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения занятий по ритмопластике .

СЛАЙД 14 В результате проводимой работы в ДОУ с использованием ритмопластики можно сделать вывод об эффективности работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Индивидуально-дифференцированный подход по коррекции опорно-двигательного аппарата осуществлялся при использовании комплексов по ритмопластике. Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на праздниках - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, СЛАЙД 15 веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками). Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально - ритмические движения делают праздники выразительными и привлекательно задорными.


Данная методика является соединением языка движений с языком музыки, соотнесением пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Ритмопластика – это комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, её эмоционально — телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в спортивных секциях.

Цель - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.

Одна из основных целей работы состоит в развитии способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Для этого хореограф руководствуется тремя основными методами обучения: словесный, наглядный, практический.

Задачи - развитие музыкальности, двигательных качеств и умений:
- развитие чувства ритма;
- развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
- развитие музыкальной памяти.
- формирование правильной осанки;
- развитие гибкости и пластичности;
- развитие точности, координации движений;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развитие восприятия, внимания, памяти.

1 часть - танцевальная разминка. Она включает в себя упражнения, воздействующие на весь организм ребёнка. Чаще всего это ходьба (на пятках, на носках, с высоким подниманием колен и т.д.).

2 часть - основная. Серия упражнений различного характера:
1. Упражнения по позициям рук и ног.
2. Ритмическая часть проходит в быстром динамическом темпе. Эта часть требует наибольшей затраты энергии, упражнения предназначены на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, мышц ног.
3. Логоритмика. Движения выполняются под стихи. Используется в партерной части занятий, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.
4. Партерная часть на полу (растяжки); упражнения на расслабление. Цель упражнений состоит в том, чтобы улучшить подвижность, поддерживая суставы в тонусе, позволяют развить шаг и выворотность тазобедренного сустава. Исполняются обычно в середине урока.

3 часть заключительная. В этой части используется хореографическая композиция, построенная на ранее изученных упражнениях, обязательно используются дыхательные упражнения.

Танцы игры. Релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.

Итоговое занятие.
Показ пройденного материала на открытом занятии в конце года.

Подводя итоги можно сказать, что в ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Список литература:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - Л: Респект, Люси, 1999. 256с.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. 2-е изд. – СПб.: ЛОИРО, 2000. — 220 с.
3. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Издательство: Академия Развития, 2006. - 107 с.
4. Горшкова Е.В. От жеста к танцу: методическое пособие / Е.В. Горшкова – М: Издательство: Гном и Д , 2002. – 121 с.
5. Горшкова Е.В. Учимся танцевать, путь к творчеству. - М.: НПО "Психотехника" , 1993. - 203 с.
6. Джим Холл Учимся танцевать. – Издательство АСТ, 2009. – 184с.
7. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное пособие / Т. И. Суворова 1- й выпуск. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. — 44 с.
8. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное пособие / Т. И. Суворова 5 – выпуск. - СПб.: Музыкальная палитра, 2007. — 43 с.

Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмопластика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.

Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.

Ритмопластика для малышей - описание, программа и эффективность

Влияние занятий ритмопластикой

После занятий ритмопластикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.

Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания. Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.

Ритмопластика для детей

Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам. Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений. Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.

Ритмопластика для малышей - описание, программа и эффективность

В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.

Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.

Ритмика для самых маленьких

Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.

Ритмопластика для малышей - описание, программа и эффективность

Задачи занятий ритмикой

К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:

  • - обучение ребят отражать в движениях различные музыкальные образы;
  • - развитие у малышей музыкальных способностей;
  • - обучить взаимному согласованию движений и характера музыки;
  • - учить разбираться в музыкальных жанрах и видах ритмики;
  • - научить ребят различать простые музыкальные понятия;
  • - сформировать у малышей красивую осанку и обучить пластичным движениям;
  • - научить оценивать собственные движения во время занятий и движения рядом стоящих ребят;
  • - развить у ребенка творческие способности;
  • - привить такие качества, как внимание, воля, дисциплинированность, коммуникабельность;
  • - улучшить память и мышление.

Программа по ритмике

Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – это занятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.

Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой. Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям. Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.

Польза от занятий ритмикой

Кроме того, что упражнения веселят малыша и приносят ему радость, также есть большое количество положительных моментов, ознакомившись с которыми, большинство родителей убедятся, что данные занятия необходимо включить в общеобразовательную систему. К основным из них можно отнести следующие:

В нашей танцевальной школе занятия ритмопластикой проходят для малышей от 2,5 до 4 лет, эти группы являются подготовительными перед основными группами спортивных бальных танцев.

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребёнка - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

Основной задачей данного метода является поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Мы хотим подсказать вам короткий и верный путь в достижении этих целей. Необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Одна из новых форм организации музыкальных занятий - Ритмопластика. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.

Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяют необходимость оказания им своевременной коррекционной помощи с использованием эффективных технологий. Современная специальная педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Преподавание ритмопластики в специальном коррекционном детском саду обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

Опираясь на сведения, почерпнутые из научной литературы по анатомии и физиологии детей и исходя из собственного педагогического опыта, была разработана система упражнений, способствующих развитию специальных данных и корректирующих недостатки природной осанки ребёнка.

Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей , средствами музыкально – ритмической деятельности , построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Развитие ритмопластических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. В нашем детском саду большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т.д.) .

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.

Разработка инновационного метода в работе с детьми с нарушением ОДА:

- Обеспечивать активную двигательную деятельность для детей.

- Обеспечивать необходимую коррекцию имеющегося дефекта в развитии.

- Создавать положительный психоэмоциональный комфорт ребёнка.

Основные условия для выполнения поставленных задач:

- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

- Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

- Создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на занятиях детским фитнессом.

- Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

- Строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания.

- Построение новых комплексных программ.

- Строгое соблюдение дидактических принципов обучения.

- Соблюдение принципов оздоровительно-развивающей направленности.

При работе с детьми ритмопластикой у них улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания. Чтобы избежать скуки, монотонности, рекомендуется шире применять различное малое оборудование: гимнастические ленты, малые мячи, обычные мячи, скакалки и др., размер которых зависит от возраста занимающихся и конституции тела, обладающие хорошим профилактическим эффектом против заболеваний позвоночника и суставов.

Основные принципы организации занятий.

Как уже указывалось, для детей с нарушениями ОДА, характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях ритмопластики актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей, с нарушением ОДА, с целью всестороннего коррекционного развития.

На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приёмы, которые помогут решить поставленные задачи.

Одним из важнейшихпринципов является:

- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.

- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.

- принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.

- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.

- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.

-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

«Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения.

Выполнение движения на выдохе позволяет расслабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей ненужное перенапряжение и стресс. Дыхание практически должно совпадать с ритмом обычного дыхания человека.

Формы занятий отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями, соответствуя возрастным физиологическим характеристикам.

Структура занятий

1 часть – вводная. Она включает в себя упражнения, воздействующие на весь организм ребёнка. Чаще всего это ходьба (на пятках, на носках, в полуприседе, с высоким подниманием колен и т.д.).

2 часть - основная. Серия упражнений различного характера:

1. Упражнения по позициям рук и ног.

2. Ритмическая часть проходит в быстром динамическом темпе. Эта часть требует наибольшей затраты энергии, упражнения предназначены на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, мышц ног.

3. Упражнения на расслабление. Цель этих упражнений – обеспечить максимальный отдых детей. Чаще всего это плавные движения и упражнения на дыхание.

3 часть заключительная. В этой части используется хореографическая композиция. Построенная на ранее изученных упражнения, обязательно используются дыхательные упражнения. Релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.

Занятия по ритмопластике проходят 2 раза в неделю. Общая продолжительность занятий для детей 5 -6 лет – 25 минут, для детей 6 -7 лет – 30 минут. Следует учитывать условия проведения занятий по ритмопластике:

- музыкальный зал с зеркалами и хореографическим станком.

- для занятий у детей должна быть форма, которая не стесняла бы их движения, отвечала бы эстетическим требованиям. Для девочек – короткие юбочки, футболки или гимнастические купальники, белые носочки. Для мальчиков шорты, футболки.

- педагог продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его эталонную пластику.

В комплексах по ритмопластике используются следующие средства двигательного воздействия:

1. Музыкально – ритмические движения.

2. Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др.)

3. Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).

4. Элементы спортивного танца.

5. Упражнения корригирующей гимнастики.

6. Дыхательные упражнения.

Все эти средства объединяются в комплексы в определённой последовательности и используются в хореографических композициях.

1. Задачи:

- Развитие и коррекция осанки ребёнка, формирование правильных движений, серии движений.

- Развитие и коррекция психических функций.

- Развитие способности ориентироваться в пространстве.

- Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

Игры и упражнения, используемые для развития и коррекции основных видов движений, направленные на:

- нормализацию мышечного тонуса, позиционная постановка рук и ног;

- выработку правильной осанки, чувства равновесия;

- развитие точности, координации, плавности;

- преодоление двигательного автоматизма движений.

Игры и упражнения, используемые для развития и коррекции психических функций, направленные на:

- развитие быстроты, точности реакции на звуковые или вербальные сигналы;

- развитие различных качеств внимания;

- развитие всех видов памяти.

Игры и упражнения, используемые для развития способности ориентироваться в пространстве, направленные на:

- ориентировки в собственном теле, пространственной организации движений;

- зрительную ориентировку в пространстве;

- способность к словесному выражению пространственных отношений (вправо, влево…)

Игры и упражнения, используемые для развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, направленные на:

- формирование способности пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика);

- развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;

- развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие и коррекция ритмопластических движений, серии движений.

- Нормализация мышечного тонуса, позиционная постановка рук и ног.

- Выработка правильной осанки, чувства равновесия.

- Развитие точности, координации, плавности движений.

- Преодоление двигательного автоматизма движений.

- Формирование музыкального темпа, размера.

- Изменение характера движений, в соответствии с изменением контрастов звучания (громко, тихо.)

- Согласование движений с пением.

- Развитие имитационно- подражательных движений под музыку.

- Развитие имитационно - подражательных движений без музыки.

3. Развитие и коррекция психических функций.

- Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы.

- Развитие различных качеств внимания.

- Развитие всех видов памяти.

- Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений.

- Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

- Развитие пространственной организации собственных движений, зрительной ориентировки в пространстве.

- Развитие пространственных представлений.

5. Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

- Формирование способности к понимаю различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов.

- Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.

- Развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.

- Развитие произвольности при выполнении движений и действий.

6. Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии.

Заключение.

В результате проводимой работы в ДОУ с использованием ритмопластики можно сделать вывод об эффективности работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Индивидуально-дифференцированный подход по коррекции опорно-двигательного аппарата осуществлялся при использовании комплексов по ритмопластике, что позволило достичь следующих результатов: заболевания не прогрессируют - 19%, улучшения отмечены -81%. Прогрессирования заболеваний не наблюдалось.

Танцевальные ритмопластические этюды танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорными.

Мною осуществляется консультационная помощь педагогам по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, по организации мероприятий направленных на формирование ценностей ЗОЖ.

Повышение информационно-просветительской работы среди семьи осуществлялось через информ - экспрессы, паспорта здоровья, совместные праздники, недели здоровья.

Мониторинг выявления развития ритмо - двигательных способностей ребёнка.

Проведение педагогической диагностики развития ребёнка необходимо для:

- Выявления начального уровня развития ритмо-пластических способностей ребёнка.

- Проектирование индивидуальной работы.

- Оценки эффекта педагогического воздействия.

В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели. выявленные для данного возраста.

Цель диагностики: Выявление уровня ритмо-двигательных способностей ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе ритмических движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных упражнений (на основе упражнений из комплексов).

Диагностика проводится три раза в год: сентябрь, январь, май.

Карта диагностики уровня развития ритмо - двигательных способностей ребёнка.

Читайте также: