Рисунок как основа изобразительного искусства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Какие выделяют виды рисунка по их целям и художественным задачам?

Как рисовать с натуры и размещать рисунок на листе?

Как передать разное эмоциональное состояние, различное настроение с помощью ритма и характера линий?

Как создавать изображения с помощью пятна и тональных отношений?

Глоссарий по теме:

Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре.

Зарисовка – это более долгий, изучающий рисунок.

Линия обозначает контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.

Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов.

Пятно – основное средство изображения на плоскости. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основой изобразительного творчества считается рисунок. Рисунок выполняется графическими материалами – чаще всего карандашом или углём, он может быть сделан пером, ручкой или кистью. Все художественные рисунки – это графические произведения. Существует много графических техник, а главное – целей, для которых создаются рисунки.

Существуют разные виды рисунка:

Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы, её проект, эскиз.


В. И. Суриков. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА. Эскиз композиции. Карандаш. XIX в.

Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Чаще всего такими бывают вспомогательные рисунки. Они необходимы в работе художника: это зарисовки разных деталей для будущей картины или будущего проекта.


Леонардо да Винчи. ЭСКИЗ РУК. Тушь. XV в.

Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок. Существует учебный рисунок,. его цель – освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи. Но рисунок может быть и настоящим произведением искусства.


Творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным.


Рафаэль Санти. МАТЬ И ДИТЯ. XVI в.

Большой потенциал творческого рисунка раскрыли мастера Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Излюбленными инструментами художников были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки изменения внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Характер линии выражает эмоции, чувства художника! На рисунках линии могут то сгущаться, то разрежаться, как звуки в музыке, то обходят пустое место, делаю паузу. Линиям необходим ритм. Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны, сложны и вариативны, а иногда очень просты.

Кисть с краской оставляет на плоскости изображения свой след – пятно, ручка или карандаш – линию. Но стоит несколько линий положить рядом, они будут смотреться пятном. Пятно – основное средство изображения на плоскости. Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными, светлыми и темными. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством, ведь тёмное и светлое образуют контраст. Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и ярость, и утверждение. Для изображения бури, грозы нередко художники использовали резкий контраст. Мягкий контраст – там, где противоположности сближены.

В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в изобразительном искусстве используют понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, т. е. определив тональные отношения этих пятен. Художник должен уметь строить рисунок не только на основе контраста белого и чёрного, но и с учётом отношений к серому пятну, т. е. должен владеть тональной шкалой. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.


Пятна, из которых строятся изображения, обладают многими свойствами. Очень важно, какова поверхность пятна – его фактура. Например, поверхность пятна растекающейся тёмной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытого штрихами карандаша. Да и карандашом можно оставлять очень разный след, создающий различные характеры фактуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект занятия по изобразительному искусству

Цель: познакомить учащихся с творческими задачами рисун­ ка, его видами, с материалами для его выполнения в теории и в практике

познакомить учащихся с творческими задачами рисун­ ка, его видами, с материалами для его выполнения;

развивать навыки овладения техникой рисования;

воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.

Постановка художественной задачи.

Образец педагогического рисунка.

Организационный момент.

Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото­ бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­ рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Изучение нового материала.

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­ мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­ писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­ мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­ бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­ вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато- коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­ кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­ рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран­ дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­ даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без дос тупа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­ дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­ жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­ станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­ рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­ кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­ го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­ тывают детали задуманного произведения.

Практическая работа.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа­ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран­ дашными линиями, штрихами, которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.

а) Рисунок - это подвид изобразительного искусства , разновидность графики, уникальная графика (то есть в отличие от печатной графики, рисунок создаётся от руки в единственном экземпляре). Для исполнения рисунка применяют графические средства - линию, штрих, пятно. Особенности использования и комбинирования этих графических средств создают многообразие видов и техник рисунка: от плоскостных линейных до пластически моделированных тональных и светотеневых. Рисунок характеризуется относительной простотой и скоростью исполнения, лаконичностью техники и доступностью технологии исполнения.

Применение рисунка в изобразительном искусстве.

↳ Станковый (Как отдельное художественное произведение)

↳ Подготовительный материал для живописи

Для рисунка характерен ограниченный (условный) набор цветов, как правило, это градации одного цвета. Изображение в рисунке всегда условно (не похоже один в один на то, что видит художник в натуре). От других видов искусства рисунок отличает разнообразие и многообразие его видов. Это происходит потому, что подготовленные рисунки и самостоятельные произведения художников одинаково ценны и весомы в художественном мире.

Таким образом у рисунка прослеживается специфическое свойство: он может существовать как сам по себе, так и являться одним из этапов создания произведения искусства, объекта дизайна или ДПИ. Отсюда вытекает, что рисунок может быть одновременно и целью и средством художественной деятельности (выполняется для себя или для зрителя).

В истории искусств выделяется особенно рисунок отдельных периодов (например: рисунок эпохи Средневековья), школ рисования (например: школа Рафаэля и маньеристов) и отдельных мастеров (например: рисунок Леонардо да Винчи; рисунок Гольбейна; рисунок Ван Гога).

Рисунок делится на эскизный и выставочный, а также композиционный и свободный.

Композиционный рисунок - такой рисунок, через который претворяется изначальная идея автора. Графическая схема фиксирует основную мысль художника. Такой исходный рисунок определяет расположение элементов будущего произведения, их стилистику, степень прорисовки, размер, форму и так далее.

Творческий, свободный рисунок помогает художнику исследовать модель, выявляет её характерные особенности, индивидуальные характеристики и отношение к ним автора сразу. Такой рисунок может изображать модель по отношению к среде, саму по себе или её части, особо заинтересовавшие художника. Творческий замысел в купе с впечатлениями от увиденного (или, реже, придуманного) выражается в рисунке сразу и представляет собой законченное станковое произведение.

Рисунок выполняется графическими художественными материалами, применяемыми в зависимости от желаемого результата с использованием разнообразных художественных приёмов.

Материалы для рисунка (графические художественные материалы) бывают трёх видов.

Твёрдые Мягкие Жидкие

(Карандаши, (Широкие) (акварель, тушь,

простые и цветные; (уголь, соус, чернила, гуашь)

маркеры, линеры; сангина, мел,

ручки шариковые, сепия, пастель

гелевые, капилярные и другие)

Основные художественные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пятно.

б) Рисунок - это отдельное художественное произведение (графический лист) , художественно-графическое изображение, выполненное художником вручную на бумаге или картоне карандашом, тушью, углём, ручкой или другими графическими материалами. Рисунок - это продукт отражения реального мира с его характерными особенностями, пропорциями, формой, объёмом, фактурами и так далее в плоскости листа.

Традиционный рисунок выполняется на бумаге разных сортов или её производных. До появления бумаги подобные графические изображения рисовались на кости, папирусе, дереве, покрытом воском и других материалах.

Современные рисунки имеют основу в виде обычной рисовальной бумаги разной плотности и текстуры, а также, специальной грунтованной и окрашенной бумаги (например: бумага для пастели, акварели, крафт бумага и так далее). Часто художники вручную придают бумаге необходимую текстуру и цвет при помощи грунтовки чаем, кофе, акварелью; используют специальные приёмы состаривания бумаги, взъерошивания верхнего слоя наждачной бумагой для лучшей сцепки, например с мягкими материалами. Вот это придаёт большую выразительность рисунку.

в) Рисунок, в понимании учебной дисциплины, выступает как средство изучения и осмысления реальности художником (обучение рисованию, особенно, рисование с натуры). Особо важны занятия рисунком при обучении художников-живописцев и монументалистов. Точный, уверенный, грамотный рисунок - основа картины. Большое значение имеет владение рисунком при занятиях акварельной живописью.

В Российской и зарубежных Академиях художеств, художественных училищах и художественных школах рисунок - основа художественного образования.

Академический рисунок - длительные, многочасовые рисунки (штудии), выполняемые с натуры, характеризующиеся тщательной проработкой и реалистической передачей объёма. формы, конструкции, характера модели в заданном освещении и среде.

Учебные рисунки по технике исполнения и соответствию поставленным задачам бывают:

+ линейный (линеарный) рисунок;

г) Рисунок в бытовом употреблении - это простое, схематичное, безыскусное изображение, обычно на бумажном носителе. Применяется в значении: “детский рисунок”, “картинка”, в том числе не художественная иллюстрация, “схема”, “графическое пояснение к тексту”. В данном случае, рисунок может быть условно цветным или чёрно-белым. Такие рисунки не имеют художественной ценности и несут прикладное назначение.

История рисунка.

* Рисунок (в значении: графика) - древнейший вид искусства, дошедший до наших дней в виде наскальных и пещерных изображений эпохи палеолита. Контурные и сочетающие линию и пятно изображения первобытные художники процарапывали и очерчивали подручными инструментами - острыми обломками камней, древесным углём, сухой глиной.

* Особое обаяние имеют рисунки тушью на шёлке стран Азии (IV в до нашей эры): Китая, Японии, стран Дальнего Востока. Этот вид рисунка до появления бумаги (по легенде в 105 году нашей эры) приобрёл в своём развитии особенность технологии и техники исполнения, критерии мастерства и массу уникальных отличительных признаков и ознаменовал развитие рисунка, живописи и ДПИ стран Восточной Азии в целом. Его влияние на национальное искусство этих регионов ощутимо до сих пор.

* В средние века рисунок, как подвид изобразительного искусства, принимает вид архитектурных чертежей и эскизов архитектурных деталей. Формируется новый тип рисунка - архитектурный рисунок, характеризующийся особой тщательной и точной методичностью построения изображения и эстетикой подачи. Архитектурные рисунки напоминают инженерные чертежи и служат визуализацией замысла проектировщика.

Также, параллельно с архитектурным рисунком, развивается искусство книжной миниатюры.Рисунки для книг выполняются на специально подготовленном и загрунтованном пергаменте красками, органическими и неорганическими. Выполнялись условно цветные и чёрно белые рисунки.

* В эпоху Возрождения рисунок становится базовым способом изучения линейной перспективы, пластической анатомии, явлений природы, форм растительного и животного мира и древний рисунок приобретает статус исследовательского-научного опыта. Особое место уделяется в этот период рисованию с натуры. Именно с эпохи Возрождения начинают выявляться конкретные задачи и способы рисования, применяемые и в наши дни:

+ станковый рисунок (жанры: исторический, религиозный, бытовой, пейзаж, портрет, и другие) → представители: Рафаэль, Микеланджело;

+ штудия (академическая, анатомическая и другие) → представитель: Леонардо да Винчи;

+ свободный живописный рисунок → представители: Тициан, Веронезе;

+ линейно-штриховая моделировка (анализ формы, объёма) → представитель: Дюрер.

Рисунок эпохи Возрождения являет собой теории и практики современного европейского рисования.

* С ХVI века происходит реформа в обучении рисованию: одним из основных методов начального обучения рисунку становится метод копирования. В связи с этим, начинается коллекционирование рисунков мастеров предыдущих эпох, особое внимание уделяется их хранению и систематизации, а также атрибуции.

В конце ХVI века формируется академическая система обучения рисованию и появляется понятие - академический рисунок, как особый вид рисунка. Автором академической системы обучения художников считается Аннибале Каррачи. Академическая система обучения рисования характеризуется тремя этапами:

- копирование с образцов (рисунки учеников - копии рисунков мастеров);

- рисование с гипсов;

- рисунки с живой модели.

* В XVII веке, как альтернатива академическому рисунку, появляется реалистический рисунок. Характерные его черты: свобода графических средств и стилистика близкая к натуре. В основе рисунка лежит авторская идея, а не подчёркнутый эстетизм натуры (художники представители: Рембрант, Рубенс, Ж. Калло).

* Рисунок эпохи барокко характеризуется динамикой, пышностью, богатством графических изобразительных приёмов (представитель: Бернини).

* В стиле рококо рисунок приобретает утончённость, изыск техники, сюжетов, детализации, композиции (представители: Ватто, Буше).

* Соответствующие веяниям классицизма ХVIII века строгость, простота, лаконичность линий и форм, эстетизм решения силуэта и некоторая статуарность персонажей проявляются в рисунках Давида, Энгра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


На уроке дается определение рисунку,определение характера и вида рисунков.Дети узнают о истории материале которым раньше выполнялись рисунки.Детям предлагается серия рисунков "Мое настроение". З.


Рисунок - основа Изобразительного искусства

Конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского.


Презентация Рисунок-основа изобразительного искусства

Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе. Рассматриваются основные виды рисунка и графические материалы.


Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского.

Тест по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства"


План-конспект урока ИЗО для 6 класса (№2).Тема: «Рисунок - основа изобразительного искусства».


Ц е л о рока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.Задачи:Обр a i о вате л ъные:1 .познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, сматериалами выполнения рисунка, т.

Читайте также: